Основные особенности Конституции Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – характеристика основных положений Конституции РФ, то есть ее юридических свойств.
Объектом является Конституция РФ, а предметом – непосредственно юридические свойства Конституции РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….стр.3

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1Конституция РФ – основной закон государства…………………….стр.6

1.2Конституция РФ – база текущего законодательства………………..стр.8

1.3Особый порядок принятия и изменение Конституции РФ…………стр.11

ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1Учредительная и организаторская функции Конституции РФ…..стр.15

2.2Юридическая функция Конституции РФ…………………………..стр.17

2.3Внешнеполитическая и идеологическая функции Конституции РФ..стр.20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….стр.23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………стр.25

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 42.84 Кб (Скачать)

     16) о Конституционном Собрании (ч. 2 ст. 135).

     Добавим к этому, что Конституция РФ конкретно  предусматривает принятие многих федеральных  законов, например федеральные законы «О гражданстве», «О военной службе», «Об альтернативной гражданской  службе», «О статусе столицы РФ», «О порядке выборов Президента РФ»  и другие.

  • Использует указание на то, что определенные отношения регулируются  федеральным законом, не называя конкретный по наименованию или содержанию акт. Так, согласно ч. 3 ст. 36 Конституции РФ, закрепляющей право частной собственности на землю, «условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона». В принципе данный вариант применяется весьма широко в действующей Конституции РФ – гораздо больше, чем предшествующими основными законами, подчеркивая, что регулированию общественных отношений посредством формы «закона» отдается предпочтение перед иными видами нормативных актов.
  • Говорит о необходимости дополнительного регулирования общественных отношений либо закрепления гарантий для их участников в акте текущего законодательства, оставляя на последующее разрешение вопроса о виде акта и принимающем его органе. Например, согласно ст. 43 Конституции РФ, посвященной праву граждан на образование, Российская Федерация «устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты», ясно, что для этого необходим соответствующий нормативный акт.
  • Конституция РФ зачастую содержит такие формулировки статей, что из текста очевидна обязательность последующего текущего нормативного регулирования, обеспечивающего применение конституционной нормы. Так, согласно ст. 46 Конституции РФ, «решения и действия (бездействия) органов государственной власти,  органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд», очевидно, что применение нормы без специального закона попросту невозможно.

     Завершая  рассмотрение данного аспекта, следует  добавить, что Конституция РФ во многих случаях говорит о том, что права и интересы граждан  гарантируются либо охраняются законом, а соответствующие действия органов  и должностных лиц регулируются законом, подразумевая не акт в форме закона, а всю гамму правовых норм, необходимых для соответствующего случая. Например, ч. 1 ст. 35 Конституции РФ гласит: «Право частной собственности охраняется законом». Очевидно, что здесь имеется в виду не просто отдельный акт в виде закона, а любые правовые средства, лишь бы они служили защите данного права.

     Таким образом, проблема соотношения Конституции  РФ и текущего законодательства многогранна, и она решается с учетом роли конституционных  идей и формально-правовой зависимости  от Конституции Российской Федерации  многих правовых актов нашей страны. 

     
    1. Особый  порядок принятия и изменение Конституции  РФ
 

     Конституцию характеризует и такое юридическое  свойство, как особый порядок ее принятия и изменения.

     Относительно  принятия прежде всего важно то, что проходит оно в обстановке гласности и повышенного интереса общества: принятие конституции - это  историческое событие. Если об обычном  законе многие люди зачастую знают  очень мало, то и текстом проекта, и дискуссиями о содержании конституции, и раскладом сил в обществе "за" и "против" нового основного  закона, как правило, интересуется все-таки гораздо большее число граждан. К тому же проекты обычных законов, даже федеральных конституционных  законов, публикуются далеко не всегда; проекты же конституций появляются и на страницах газет с большим  тиражом, и издаются отдельными брошюрами.

     Особый  порядок принятия конституций может  состоять и в специальной организации  массового (всенародного) обсуждения ее проекта. В отечественной конституционной  истории такие мероприятия проводились.

     Наконец, особый порядок принятия может выражаться о вынесении проекта конституции  на всенародное голосование (референдум), что и имело место в связи  с действующей Конституцией РФ. Результаты референдума являются обязательными  и означают принятие либо непринятие конституции народом. В случае принятия она приобретает государственно-обязательную силу, хотя это и не исключает  официального провозглашения парламентом  или президентом страны, центральной  избирательной комиссией принятия конституции и вступления ее в  силу.

     Особый  порядок изменения конституции  – это специально усложненные  процедуры представления проектов, обсуждения и принятия законов о  внесении изменений в нее.

     Особый  вариант специальных требований – сделать так, чтобы, как говорится, отпало само желание изменять конституцию  и, тем самым, обеспечивалась бы ее стабильность. Пример этому – процедура изменения  действующей Конституции РФ 1993г., предусмотренная в главе 9 Конституции  РФ "Конституционные поправки и  пересмотр Конституции", т.е., как  пишет С.А. Авакъян, "создатели  действующей Конституции Российской Федерации пошли по пути намеренно  усложненного варианта ее реформирования"6.

     Согласно  ст. 134 Конституции РФ предложения  о поправках и пересмотре положений  Конституции РФ могут вносить  Президент РФ, Совет Федерации, Государственная  Дума, Правительство РФ, законодательные  (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации (далее СФ) или депутатов Государственной Думы (далее ГД).

     В указанной главе 9 ее положения с  точки зрения порядка изменения  Конституции поделены на четыре части.

     Первая  часть - это положения глав 1 "Основы конституционного строя", 2 "Права  и свободы человека и гражданина" и самой главы 9. Эти положения  не могут быть пересмотрены самим  Федеральным Собранием - парламентом  РФ. ФС вправе лишь дать изначальную  оценку соответствующих предложений. Статья 135 (ч. 2) гласит: если предложение  о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа  членов СФ и депутатов ГД (т.е. не одной, а обеих палат), то в соответствии с федеральным конституционным  законом созывается Конституционное  Собрание. Оно, согласно ч. 3, либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции  РФ, который принимается Конституционным  Собранием двумя третями голосов  от общего числа его членов или  выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования  Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более  половины избирателей, принявших участие  в голосовании (при условии, что  в нем приняло участие более  половины избирателей).

     Вторая  часть - это поправки к главам 3-8 Конституции (т.е. к ее остальному тексту). В соответствии со ст. 136 они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. (Напомним, что  по ст. 108 Конституции для принятия такого закона требуется не простое, а квалифицированное большинство  голосов - не менее трех четвертей  к СФ и двух третей в ГД). Однако этого недостаточно: принятые поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

     В постановлении Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995г. по делу о толковании ст. 136 говорится, что поправки к главам 3-8 принимаются в форме особого  правового акта - закона РФ о поправке к Конституции Российской Федерации. В порядке реализации данного  постановления КС в РФ принят Федеральный  закон от 6 февраля 1998г. "О порядке  принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации".

     Третья  часть - это изменения ст. 65 Конституции  РФ, касающиеся состава субъектов  РФ. Согласно ч. 1 ст. 137, они вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании  в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового  статуса субъекта РФ.

     Четвертая часть - изменения, касающиеся наименования субъекта РФ. В ч. 2 ст. 137 Конституции  указано: в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного  округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в ст. 65 Конституции  РФ.

     Конституционный Суд РФ в постановлении от 28 ноября 1995г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции  определил, что изменения наименования субъекта включаются в текст ст. 65 указом Президента РФ на основании  решения субъекта РФ, принятого в  установленном им (т.е. субъектом) порядке. В спорных случаях, говорится  в постановлении. Президент использует полномочия, предусмотренные ч. 1 ст. 85 Конституции РФ. В ч. 1 ст. 85 сказано, что Президент использует согласительные процедуры для разрешения разногласий  между органами государственной  власти РФ и субъектов РФ, а также  между такими органами субъектов. В  случае недостижения согласованного решения, Президент может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Думается, поскольку речь идет об изменении Конституции РФ, это будет КС РФ.

     Таким образом, порядок принятия и изменения  Конституции РФ намеренно усложнен ее создателями с целью обеспечения  стабильности российского общества и гарантированности соблюдения, реализации и воплощения конституционных  норм и принципов.

 

      ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

конституция законодательство юридическая

     2.1 Учредительная и  организаторская  функции Конституции  РФ 

     Сущность  конституции состоит в том, что  она выражает социальный компромисс или согласие, достигаемые в момент ее принятия различными социально-политическими  силами по коренному вопросу, который  она решает, – ограничение пределов вмешательства государства в жизнь общества и индивидов7.

     Как пишет С.А. Авакъян, «функции конституции  – различные проявления ее назначения. Они отражают роль основного закона в политике, жизни общества и граждан, осуществлении задач государства».

     В науке конституционного права, как  правило, выделяют следующие функции: учредительную, организаторскую, внешнеполитическую, идеологическую и  юридическую.

     Суть  учредительной функции состоит  в том, что Конституция РФ, появилась  в результате коренных изменений  в жизни общества, становится политико-правовой основой его развития на следующем  историческом этапе. Слово «учредительная»  понимают в том смысле, что конституция  либо закрепляет то, что уже существует как результат деяний людей, либо создает предпосылки для совершенно новых общественных отношений, созревших  в обществе, но не могущих возникать, пока не будет для них необходимой  правой базы, которая учреждается  с принятием конституции.

     Таким образом, учредительные начала Конституции  могут проявляться и по отношению к общественной (политической) системе в целом, так и по отношению к конкретным государственно-правовым институтам и учреждениям.

     Безусловно, учредительный характер свойствен  и Конституции РФ, причем в целом  и несмотря на то, что ряд включенных в нее конституционных институтов появился ранее, благодаря изменениям и дополнениям предшествующей Конституции 1978г., неоднократно реформировавшейся. Учредительная роль данного Основного Закона состоит в полном и окончательном оформлении отказа России от социалистического пути развития и ее перехода на рельсы: в политике - к общедемократическим институтам и политическому плюрализму, в экономике - к многообразию форм собственности, включая и частную, свободной экономической деятельности (предпринимательству) и рыночному хозяйству. Кроме того, учредительная роль Конституции РФ заключается и в том, что она закрепила новое соотношение властей на уровне Федерации (за счет резкого увеличения роли Президента РФ), разграничение полномочий между РФ и ее субъектами, а также назначение местного самоуправления в РФ.

     Организаторская функция конституции заключается  в том, что она не только оформляет  достигнутое и ставит новые задачи перед обществом и государством, но и стимулирует политическую активность, нацеливает государственные органы и общественные объединения, всех граждан  на деятельность в духе новой конституции. Иначе говоря, после принятия новой конституции не должно быть такого положения, что о ней тут же забыли и жили, действовали в прежнем стиле, словно ее и не было. Конституцию надо выполнять, и соответствующие ориентировки, а также механизмы должны содержаться в самой конституции.

Информация о работе Основные особенности Конституции Российской Федерации