Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:30, курсовая работа
Цель данной работы – характеристика основных положений Конституции РФ, то есть ее юридических свойств.
Объектом является Конституция РФ, а предметом – непосредственно юридические свойства Конституции РФ.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….стр.3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1Конституция РФ – основной закон государства…………………….стр.6
1.2Конституция РФ – база текущего законодательства………………..стр.8
1.3Особый порядок принятия и изменение Конституции РФ…………стр.11
ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1Учредительная и организаторская функции Конституции РФ…..стр.15
2.2Юридическая функция Конституции РФ…………………………..стр.17
2.3Внешнеполитическая и идеологическая функции Конституции РФ..стр.20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….стр.23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………стр.25
16) о Конституционном Собрании (ч. 2 ст. 135).
Добавим к этому, что Конституция РФ конкретно предусматривает принятие многих федеральных законов, например федеральные законы «О гражданстве», «О военной службе», «Об альтернативной гражданской службе», «О статусе столицы РФ», «О порядке выборов Президента РФ» и другие.
Завершая рассмотрение данного аспекта, следует добавить, что Конституция РФ во многих случаях говорит о том, что права и интересы граждан гарантируются либо охраняются законом, а соответствующие действия органов и должностных лиц регулируются законом, подразумевая не акт в форме закона, а всю гамму правовых норм, необходимых для соответствующего случая. Например, ч. 1 ст. 35 Конституции РФ гласит: «Право частной собственности охраняется законом». Очевидно, что здесь имеется в виду не просто отдельный акт в виде закона, а любые правовые средства, лишь бы они служили защите данного права.
Таким
образом, проблема соотношения Конституции
РФ и текущего законодательства многогранна,
и она решается с учетом роли конституционных
идей и формально-правовой зависимости
от Конституции Российской Федерации
многих правовых актов нашей страны.
Конституцию
характеризует и такое
Относительно
принятия прежде всего важно то,
что проходит оно в обстановке
гласности и повышенного
Особый
порядок принятия конституций может
состоять и в специальной организации
массового (всенародного) обсуждения ее
проекта. В отечественной
Наконец,
особый порядок принятия может выражаться
о вынесении проекта
Особый
порядок изменения конституции
– это специально усложненные
процедуры представления
Особый
вариант специальных требований
– сделать так, чтобы, как говорится,
отпало само желание изменять конституцию
и, тем самым, обеспечивалась бы ее стабильность.
Пример этому – процедура изменения
действующей Конституции РФ 1993г.,
предусмотренная в главе 9 Конституции
РФ "Конституционные поправки и
пересмотр Конституции", т.е., как
пишет С.А. Авакъян, "создатели
действующей Конституции
Согласно ст. 134 Конституции РФ предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации (далее СФ) или депутатов Государственной Думы (далее ГД).
В указанной главе 9 ее положения с точки зрения порядка изменения Конституции поделены на четыре части.
Первая
часть - это положения глав 1 "Основы
конституционного строя", 2 "Права
и свободы человека и гражданина"
и самой главы 9. Эти положения
не могут быть пересмотрены самим
Федеральным Собранием - парламентом
РФ. ФС вправе лишь дать изначальную
оценку соответствующих предложений.
Статья 135 (ч. 2) гласит: если предложение
о пересмотре положений глав 1, 2 и
9 Конституции РФ будет поддержано
тремя пятыми голосов от общего числа
членов СФ и депутатов ГД (т.е. не
одной, а обеих палат), то в соответствии
с федеральным конституционным
законом созывается Конституционное
Собрание. Оно, согласно ч. 3, либо подтверждает
неизменность Конституции РФ, либо
разрабатывает проект новой Конституции
РФ, который принимается
Вторая
часть - это поправки к главам 3-8 Конституции
(т.е. к ее остальному тексту). В соответствии
со ст. 136 они принимаются в порядке,
предусмотренном для принятия федерального
конституционного закона. (Напомним, что
по ст. 108 Конституции для принятия
такого закона требуется не простое,
а квалифицированное
В постановлении Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995г. по делу о толковании ст. 136 говорится, что поправки к главам 3-8 принимаются в форме особого правового акта - закона РФ о поправке к Конституции Российской Федерации. В порядке реализации данного постановления КС в РФ принят Федеральный закон от 6 февраля 1998г. "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации".
Третья
часть - это изменения ст. 65 Конституции
РФ, касающиеся состава субъектов
РФ. Согласно ч. 1 ст. 137, они вносятся
на основании федерального конституционного
закона о принятии в РФ и образовании
в ее составе нового субъекта РФ,
об изменении конституционно-
Четвертая часть - изменения, касающиеся наименования субъекта РФ. В ч. 2 ст. 137 Конституции указано: в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 28 ноября 1995г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции определил, что изменения наименования субъекта включаются в текст ст. 65 указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им (т.е. субъектом) порядке. В спорных случаях, говорится в постановлении. Президент использует полномочия, предусмотренные ч. 1 ст. 85 Конституции РФ. В ч. 1 ст. 85 сказано, что Президент использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, а также между такими органами субъектов. В случае недостижения согласованного решения, Президент может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Думается, поскольку речь идет об изменении Конституции РФ, это будет КС РФ.
Таким
образом, порядок принятия и изменения
Конституции РФ намеренно усложнен
ее создателями с целью
ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
конституция законодательство юридическая
2.1
Учредительная и
организаторская
функции Конституции
РФ
Сущность конституции состоит в том, что она выражает социальный компромисс или согласие, достигаемые в момент ее принятия различными социально-политическими силами по коренному вопросу, который она решает, – ограничение пределов вмешательства государства в жизнь общества и индивидов7.
Как
пишет С.А. Авакъян, «функции конституции
– различные проявления ее назначения.
Они отражают роль основного закона
в политике, жизни общества и граждан,
осуществлении задач
В науке конституционного права, как правило, выделяют следующие функции: учредительную, организаторскую, внешнеполитическую, идеологическую и юридическую.
Суть
учредительной функции состоит
в том, что Конституция РФ, появилась
в результате коренных изменений
в жизни общества, становится политико-правовой
основой его развития на следующем
историческом этапе. Слово «учредительная»
понимают в том смысле, что конституция
либо закрепляет то, что уже существует
как результат деяний людей, либо
создает предпосылки для
Таким образом, учредительные начала Конституции могут проявляться и по отношению к общественной (политической) системе в целом, так и по отношению к конкретным государственно-правовым институтам и учреждениям.
Безусловно, учредительный характер свойствен и Конституции РФ, причем в целом и несмотря на то, что ряд включенных в нее конституционных институтов появился ранее, благодаря изменениям и дополнениям предшествующей Конституции 1978г., неоднократно реформировавшейся. Учредительная роль данного Основного Закона состоит в полном и окончательном оформлении отказа России от социалистического пути развития и ее перехода на рельсы: в политике - к общедемократическим институтам и политическому плюрализму, в экономике - к многообразию форм собственности, включая и частную, свободной экономической деятельности (предпринимательству) и рыночному хозяйству. Кроме того, учредительная роль Конституции РФ заключается и в том, что она закрепила новое соотношение властей на уровне Федерации (за счет резкого увеличения роли Президента РФ), разграничение полномочий между РФ и ее субъектами, а также назначение местного самоуправления в РФ.
Организаторская
функция конституции
Информация о работе Основные особенности Конституции Российской Федерации