Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 00:12, контрольная работа
Исследованию темы данной контрольной работы посвящено немало публикаций. Большое значение для осмысления моделей организации местных органов власти Российской Федерации имеют работы таких российских исследователей в области местного самоуправления, как А.Н. Широкова, Л.И. Велихова, И.С. Бабичева, О.А. Савранской и других. Эти исследователи на основе анализа действующего законодательства Российской Федерации, практики становления местного самоуправления в России, а также с учетом международного опыта провели анализ актуальных проблем формирования моделей организации местных органов власти Российской Федерации.
Введение 3
Глава 1. Модели организации местных органов власти. Мировой опыт. 4
Глава 2. Модели организации местных органов власти по Федеральному закону от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 9
Глава 3. Модели организации местных органов власти по Федеральному закону от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 13
Заключение 19
Список использованной литературы 20
1. Модель с сильным мэром, когда глава муниципального образования (мэр) и представительный орган (совет) избираются населением независимо друг от друга. Модель имеет следующие подварианты:
Применение подобной модели обеспечивает сильное политическое и административное руководство муниципальным образованием, особенно в случаях, когда мэр возглавляет и совет, и администрацию. Эта форма, как правило, облегчает разработку и осуществление муниципальной политики. В то же время такая структура начинает сильно зависеть от качеств избранного руководителя. Реализация этой модели в России нередко имеет негативные проявления в виде доминирования исполнительной власти, сокращения численности представительного органа местного самоуправления, сужения его компетенции, снижения эффективности контроля над исполнительными органами.
Модель
с наемным главой администрации в России
используется крайне редко (не более 10
городов по всей России), и совсем не используется
комиссионная форма.
Глава 3. Модели организации
местных органов власти
по Федеральному закону
от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об
общих принципах организации
местного самоуправления
в Российской Федерации»
Согласно
статье 2 Федерального закона Российской
Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об
общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации"
(далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) структуру
органов местного самоуправления составляют
представительный орган муниципального
образования, глава муниципального образования,
местная администрация (исполнительно-
Наличие
в структуре органов местного
самоуправления представительного органа
муниципального образования, главы муниципального
образования, местной администрации (исполнительно-
С учетом недостатков организационных структур местного самоуправления, сформированных в соответствии с Федеральным законом № 154-ФЗ и перехода на двухуровневую систему муниципальных образований в Федеральном законе № 131-ФЗ предусмотрен ряд существенных изменений в порядке формирования, структуре и полномочиях отдельных органов местного самоуправления.
Прежде всего, введена обязательность наличия в муниципальном образовании представительного органа, главы муниципального образования и местной администрации, тогда как по Федеральному закону № 154-ФЗ обязательным было только наличие представительного органа. Закрепление правового статуса администрации позволит урегулировать взаимоотношения исполнительных органов как с представительными органами местного самоуправления, так и с исполнительными органами государственной власти субъекта РФ, а также весь бюджетный процесс, предусмотренный Бюджетным кодексом РФ.
Одной из теоретических проблем местного самоуправления в России в настоящее время является проблема определения модели организации местных органов власти в Российской Федерации9. Она особенно актуальна в связи с тем, что только теоретически верная модель будет способствовать развитию всей системы местного самоуправления в Российской Федерации10, однако конкретной модели организации местных органов власти в Федеральном законе № 131-ФЗ не установлено.
Федеральный закон № 131-ФЗ предоставляет населению широкие возможности и полномочия для самостоятельного решения вопросов местного значения, в том числе и по организации системы организации муниципального самоуправления.
Существенно изменен в Федеральном законе № 131-ФЗ статус главы муниципального образования. В соответствии с уставом муниципального образования его глава:
Глава муниципального образования в пределах своих полномочий:
1)
представляет муниципальное
2)
подписывает и обнародует в
порядке, установленном
3)
издает в пределах своих
4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.
В условиях двухуровневой системы муниципальных образований в Федеральном законе № 131-ФЗ введены варианты формирования представительного органа муниципального района. Этот орган может:
В России Федеральным законом № 131-ФЗ установлен нижний предел численности представительного органа, исходя из численности населения и типа муниципального образования:
Число депутатов представительного органа муниципального района не может быть менее 15.
Депутаты представительного органа избираются населением на муниципальных выборах. Для муниципального района закон допускает 2 схемы.
Согласно пункту 10 статьи 35 Федеральным законом № 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления находятся12:
Организацию деятельности представительного органа в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет его глава или избираемый из числа депутатов председатель.
Модели организации местных органов власти строятся на основе сочетания трех основных элементов: представительного органа, местной администрации и высшего должностного лица. Различие между моделями обусловлено распределением полномочий между этими элементами, численностью населения муниципального образования, размерами его территории, объемов и сложностью решаемых вопросов, социально-политической ситуацией и множеством других факторов.
Реализация этих положений позволяет использовать следующие модели организации местных органов власти 13:
В муниципальном районе возможно также формирование представительного органа из числа глав поселений, входящих в муниципальный район, и депутатов представительных органов поселений. В этом случае глава муниципального района, независимо от способа своего избрания, входит в состав представительного органа и осуществляет функции его председателя, глава местной администрации назначается представительным органом по контракту по результатам конкурса.
В сельских поселениях и во внутригородских муниципальных образованиях городов федерального значения возможно совмещение главой муниципального образования, независимо от способа его избрания, полномочий главы местной администрации и председателя представительного органа. По данным Министерства регионального развития РФ по состоянию на конец 2007 года такой способ формирования местной власти применяется в 11 489 сельских поселениях (57,5% от их общего количества)14. Во внутригородских муниципальных образованиях городов федерального значения на практике такой способ не применяется.