Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 00:12, контрольная работа
Исследованию темы данной контрольной работы посвящено немало публикаций. Большое значение для осмысления моделей организации местных органов власти Российской Федерации имеют работы таких российских исследователей в области местного самоуправления, как А.Н. Широкова, Л.И. Велихова, И.С. Бабичева, О.А. Савранской и других. Эти исследователи на основе анализа действующего законодательства Российской Федерации, практики становления местного самоуправления в России, а также с учетом международного опыта провели анализ актуальных проблем формирования моделей организации местных органов власти Российской Федерации.
Введение 3
Глава 1. Модели организации местных органов власти. Мировой опыт. 4
Глава 2. Модели организации местных органов власти по Федеральному закону от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 9
Глава 3. Модели организации местных органов власти по Федеральному закону от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 13
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова»
Факультет
управления
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по …
(наименование
дисциплины)
Основные модели организации местных органов власти, предусмотренные Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
(название
темы)
Выполнила студентка …… курса, …… группы кафедры ……
……
Ф.И.О.
Научный руководитель
______________________________
Ф.И.О.
______________________________
(должность,
ученая степень)
Архангельск
2011
Содержание
Введение
Изменения в жизни современного российского общества затронули многие сферы. Они не обошли стороной одну из основ конституционного строя — местное самоуправление. Именно местное самоуправление, имея прочную правовую базу, как на федеральном и региональном, так и на местном уровне, способно решить сразу несколько задач, связанных с удовлетворением основных жизненных потребностей населения, создать условия для благоприятного его проживания.
Объектом данной контрольной работы является изучение основных моделей организации местных органов власти Российской Федерации. Предметом, в свою очередь, нормы Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», касающиеся моделей организации местных органов власти Российской Федерации.
Задачей данной контрольной работы являлось рассмотрение моделей организации местных органов власти, имеющихся в Российской Федерации.
Исследованию темы данной контрольной работы посвящено немало публикаций. Большое значение для осмысления моделей организации местных органов власти Российской Федерации имеют работы таких российских исследователей в области местного самоуправления, как А.Н. Широкова, Л.И. Велихова, И.С. Бабичева, О.А. Савранской и других. Эти исследователи на основе анализа действующего законодательства Российской Федерации, практики становления местного самоуправления в России, а также с учетом международного опыта провели анализ актуальных проблем формирования моделей организации местных органов власти Российской Федерации.
Глава 1. Модели организации
местных органов власти.
Мировой опыт.
Муниципальные органы различных стран, за малым исключением, обладают одним общим типом структуры. Некоторые исследователи отмечали, что с тех пор как швейцарские городские коммуны окончательно отказались от практически невозможного в наше время решения муниципальных дел общинным сходом, этот основной тип муниципального уклада построен почти повсеместно по следующей ступенчатой схеме1:
Начиная с 20-х годов, этот почти повсеместно распространенный четырехступенчатый тип муниципального уклада был изменен в ряде стран Европы, где отказались, ради экономии и простоты конструкции, от особого исполнительного органа, поручив исполнительные функции единолично высшему должностному лицу муниципального образования или же соединяя как распорядительную, так и исполнительную власть в едином представительном органе.
Возможные сочетания трех традиционно устойчивых элемента системы муниципального управления - представительного органа, местной администрации и высшего должностного лица местного самоуправления основывается на следующих основных вариантах распределения полномочий местного сообщества:
Применение того или иного варианта делегирования полномочий зависит от численности населения муниципального образования и размеров его территории, от объема и сложности решаемых вопросов, социально-политической ситуации и множества других факторов.
Мировой опыт знает множество организационных форм местного самоуправления с различными моделями организации местных органов власти и разграничением полномочий между ними.
В зависимости от организационных структур можно выделить четыре основные модели организации местных органов власти, принятые в США2:
Рис.1. Модель
«Совет — слабый мэр».
Рис.2. Модель «Сильный мэр – совет».
Рис.3. Модель
«Совет — управляющий».
Рис.4. Модель
«Комиссия».
Рис.5. Комбинированная модель.
В Германии сложились четыре основные модели организации местных органов власти.
4. Северогерманская. Бургомистром является председатель совета общины, отдельно избирается глава администрации общины (директор или городской голова).
В Бельгии, например, бургомистр избирается из числа членов коммунального совета, но его кандидатура утверждается королем. Однако все возможные комбинации в конечном итоге сводятся к сочетаниям, приведенным выше.
Нельзя отрицать тот факт, что наши модели организации местных органов власти во многом заимствованы из зарубежной практики. Однако по содержанию и стилю своей деятельности органы местного самоуправления сегодняшнего дня сохраняют в значительной мере традиции нашей истории, - прежде всего местных Советов народных депутатов. Поэтому так ощутимо сопротивление старых традиций становлению новых форм организации власти на местах3.
Глава 2. Модели организации
местных органов власти
по Федеральному закону
от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об
общих принципах организации
местного самоуправления
в Российской Федерации"
Одной из актуальных проблем развития России в современных условиях является развитие местного самоуправления, как важнейшего элемента демократического общества. Не зная истории становления нового института народовластия, формирования условий для его становления, практически невозможно вести разработки современной модели организации местных органов власти в Российской Федерации. Российская действительность, состояние местного самоуправления в нашей стране подтверждают правильность этого высказывания4.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 154-ФЗ): «структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно»5.
К
органам местного самоуправления относятся:
выборные органы, образуемые в соответствии
с настоящим Федеральным
Наличие
выборных органов местного самоуправления
муниципальных образований
Согласно пункту3 статьи 15 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся7:
1)
принятие общеобязательных
2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
4) установление местных налогов и сборов;
5)
установление порядка
6)
контроль за деятельностью
Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Согласно уставу муниципального образования избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом № 154-ФЗ и законодательством субъектов Российской Федерации в России сложилось большое разнообразие моделей организации местных органов власти. Наиболее характерные из них следующие8: