Основные модели организации местных органов власти, предусмотренные Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах орга

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 00:12, контрольная работа

Описание работы

Исследованию темы данной контрольной работы посвящено немало публикаций. Большое значение для осмысления моделей организации местных органов власти Российской Федерации имеют работы таких российских исследователей в области местного самоуправления, как А.Н. Широкова, Л.И. Велихова, И.С. Бабичева, О.А. Савранской и других. Эти исследователи на основе анализа действующего законодательства Российской Федерации, практики становления местного самоуправления в России, а также с учетом международного опыта провели анализ актуальных проблем формирования моделей организации местных органов власти Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Модели организации местных органов власти. Мировой опыт. 4
Глава 2. Модели организации местных органов власти по Федеральному закону от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 9
Глава 3. Модели организации местных органов власти по Федеральному закону от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 13
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова»

Факультет управления 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по …

(наименование дисциплины) 
 

Основные модели организации местных органов власти, предусмотренные Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

(название темы) 

              Выполнила студентка  …… курса, …… группы кафедры ……

              ……

              Ф.И.О.

              Научный руководитель

              ________________________________

              Ф.И.О.

              ________________________________

              (должность, ученая степень) 
               

Архангельск

2011

 

Содержание 
 
 
 

 

Введение 

     Изменения в жизни современного российского  общества затронули многие сферы. Они  не обошли стороной одну из основ конституционного строя — местное самоуправление. Именно местное самоуправление, имея прочную правовую базу, как на федеральном и региональном, так и на местном уровне, способно решить сразу несколько задач, связанных с удовлетворением основных жизненных потребностей населения, создать условия для благоприятного его проживания.

     Объектом  данной контрольной работы является изучение основных моделей организации местных органов власти Российской Федерации. Предметом, в свою очередь, нормы  Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», касающиеся моделей организации местных органов власти Российской Федерации.

     Задачей данной контрольной работы являлось рассмотрение моделей организации местных органов власти, имеющихся в Российской Федерации.

     Исследованию темы данной контрольной работы посвящено немало публикаций. Большое значение для осмысления моделей организации местных органов власти Российской Федерации имеют работы таких российских исследователей в области местного самоуправления, как А.Н. Широкова, Л.И. Велихова, И.С. Бабичева, О.А. Савранской и других. Эти исследователи на основе анализа действующего законодательства Российской Федерации, практики становления местного самоуправления в России, а также с учетом международного опыта провели анализ актуальных проблем формирования моделей организации местных органов власти Российской Федерации.

 

Глава 1. Модели организации местных органов власти. Мировой опыт. 
 

     Муниципальные органы различных стран, за малым исключением, обладают одним общим типом структуры. Некоторые исследователи отмечали, что с тех пор как швейцарские городские коммуны окончательно отказались от практически невозможного в наше время решения муниципальных дел общинным сходом, этот основной тип муниципального уклада построен почти повсеместно по следующей ступенчатой схеме1:

  1. муниципальный избирательный корпус, как база;
  2. вышедший из его лона распорядительный совет;
  3. исполнительный орган;
  4. наверху этой пирамиды - должностное лицо, облеченное ролью высшего представителя муниципальной коммуны.

     Начиная с 20-х годов, этот почти повсеместно распространенный четырехступенчатый тип муниципального уклада был изменен в ряде стран Европы, где отказались, ради экономии и простоты конструкции, от особого исполнительного органа, поручив исполнительные функции единолично высшему должностному лицу муниципального образования или же соединяя как распорядительную, так и исполнительную власть в едином представительном органе.

     Возможные сочетания трех традиционно устойчивых элемента системы муниципального управления - представительного органа, местной администрации и высшего должностного лица местного самоуправления основывается на следующих основных вариантах распределения полномочий местного сообщества:

  1. Непосредственно делегируемые населением полномочия реализуются в различных пропорциях в компетенции представительного органа и выборного высшего должностного лица;
  2. Все непосредственно делегируемые населением полномочия реализуются в компетенции представительного органа;
  3. Все непосредственно делегируемые населением полномочия реализуются в компетенции выборного должностного лица (при этом контрольные полномочия население оставляет за собой и реализует их посредством сходов и референдумов).

     Применение того или иного варианта делегирования полномочий зависит от численности населения муниципального образования и размеров его территории, от объема и сложности решаемых вопросов, социально-политической ситуации и множества других факторов.

     Мировой опыт знает множество организационных форм местного самоуправления с различными моделями организации местных органов власти и разграничением полномочий между ними.

     В зависимости от организационных  структур можно выделить четыре основные модели организации местных органов власти, принятые в США2:

  1. Модель «Совет слабый мэр» (рис.1). Население избирает совет, которому принадлежит вся полнота муниципальной власти. Совет избирает мэра (часто из своего состава) и назначает чиновников либо согласовывает назначения, производимые мэром.

 

     

       
 
 
 

Рис.1. Модель «Совет слабый мэр». 

     
  1. Модель «Сильный мэр — совет» (рис.2). Мэр и совет избираются населением независимо друг от друга. Мэр наделяется большими полномочиями. Назначение муниципальных служащих производится им самостоятельно, хотя для некоторых должностных лиц может предусматриваться согласование с советом. Совет не может просто отстранить мэра от должности, хотя есть разные процедуры импичмента. Как правило, мэру предоставляется право отлагательного вето на решения совета, который может преодолеть это вето квалифицированным большинством голосов (обычно 2/3).

       
 
 
 
 

Рис.2. Модель «Сильный мэр – совет».

  1. Модель «Совет — управляющий» (рис.3). Избранный населением совет нанимает на работу (обычно по контракту) профессионального менеджера, самостоятельно управляющего городским хозяйством. Последний подотчетен совету, который может расторгнуть контракт, если управляющий не справляется со своими обязанностями.
 

 
 
 
 

Рис.3. Модель «Совет — управляющий». 

     
  1. Модель «Комиссия» (рис.4). Население избирает комиссию (комиссионеров), осуществляющих представительные и исполнительные функции. Эта форма типична для американских графств (округов).
 
 
 
 
 

Рис.4. Модель «Комиссия». 

     
  1. Комбинированная модель (рис.5), при которой есть и мэр, и управляющий. Соотношение полномочий между ними может быть различным.
 
 
 
 
 

Рис.5. Комбинированная модель.

     В Германии сложились четыре основные модели организации местных органов власти.

  1. Южногерманская. Населением избираются общинный совет (представительный орган) и бургомистр (глава исполнительной власти), который по должности является и председателем совета.
  2. Магистратная. Население избирает представительный орган и отдельно правление общины — магистрат (коллегиальный исполнительный орган), возглавляемый бургомистром.
  3. Бургомистерская. Бургомистр избирается советом общины из своего состава, руководит и советом, и администрацией.

     4. Северогерманская. Бургомистром является председатель совета общины, отдельно избирается глава администрации общины (директор или городской голова).

     В Бельгии, например, бургомистр избирается из числа членов коммунального совета, но его кандидатура утверждается королем. Однако все возможные комбинации в конечном итоге сводятся к сочетаниям, приведенным выше.

     Нельзя отрицать тот факт, что наши модели организации местных органов власти во многом заимствованы из зарубежной практики. Однако по содержанию и стилю своей деятельности органы местного самоуправления сегодняшнего дня сохраняют в значительной мере традиции нашей истории, - прежде всего местных Советов народных депутатов. Поэтому так ощутимо сопротивление старых традиций становлению новых форм организации власти на местах3.

 

Глава 2. Модели организации местных органов власти по Федеральному закону от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 

     Одной из актуальных проблем развития России в современных условиях является развитие местного самоуправления, как важнейшего элемента демократического общества. Не зная истории становления нового института народовластия, формирования условий для его становления, практически невозможно вести разработки современной модели организации местных органов власти в Российской Федерации. Российская действительность, состояние местного самоуправления в нашей стране подтверждают правильность этого высказывания4.

     Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 154-ФЗ): «структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно»5.

     К органам местного самоуправления относятся: выборные органы, образуемые в соответствии с настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований; другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований6.

     Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным.

     Согласно пункту3 статьи 15 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся7:

     1) принятие общеобязательных правил  по предметам ведения муниципального  образования, предусмотренных уставом  муниципального образования;

     2) утверждение местного бюджета  и отчета о его исполнении;

     3) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

     4) установление местных налогов  и сборов;

     5) установление порядка управления  и распоряжения муниципальной  собственностью;

     6) контроль за деятельностью органов  местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

     Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной  компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Согласно уставу муниципального образования избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления.

     В соответствии с Федеральным законом № 154-ФЗ и законодательством субъектов Российской Федерации в России сложилось большое разнообразие моделей организации местных органов власти. Наиболее характерные из них следующие8:

Информация о работе Основные модели организации местных органов власти, предусмотренные Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах орга