Основания досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:15, реферат

Описание работы

Некоторые вопросы, связанные с досрочным прекращением полномочий Президента Российской Федерации, в последнее время вызывают пристальное внимание. Прежде чем давать свои комментарии, напомним, что Президент РФ избирается на 4 года, по новому законодательству будет 6 лет.
Согласно ч.1 ст. 92 Конституции Российской Федерации¹, он приступает к исполнению соответствующих полномочий с момента принесения им присяги и по истечении срока его пребывания в должности прекращает их исполнение с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

Содержание

Введение 3 - 4

Глава 1. Способы досрочного прекращения исполнения полномочий Президента РФ 5

Отставка 5 - 9

Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия 9 - 14

Отрешение от должности 14 -15

Глава 2. Специальная комиссия образованная палатой 16 - 23

Глава 3. Обстоятельства, требующие точного толкования 24 - 27

Заключение 28

Список использованной литературы 29

Работа содержит 1 файл

Реферат по КПР.rtf

— 247.75 Кб (Скачать)

У Президента иное положение. Его замещение Председателем Правительства на время отпуска не предусмотрено. Находясь на отдыхе, Президент продолжает оставаться "при исполнении". Поэтому формулировка ч. 3 ст. 92 рассчитана на экстраординарные ситуации. При их наступлении все зависит от сложившихся обстоятельств.

Когда Президенту Б.Н. Ельцину предстояла несложная операция по исправлению перегородки носа, заявления о переложении обязанностей на Председателя Правительства не последовало. Однако когда предстояло делать операцию на сердце, Президент издал несколько указов относительно порядка временного исполнения его обязанностей Председателем Правительства.

Прежде всего, Президент определил общие условия временного исполнения обязанностей. 19 сентября 1996 г. был принят Указ "О временном исполнении обязанностей Президента Российской Федерации". В нем говорится: в связи с предстоящей в 1996 г. Президенту РФ хирургической операцией, в целях обеспечения условий непрерывного осуществления государственной власти и в соответствии с ч. 3 ст. 92 Конституции РФ установить, что "временное исполнение обязанностей Президента Российской Федерации в период, определяемый в соответствии с отдельными указами Президента Российской Федерации в связи с проведением хирургической операции Президенту Российской Федерации, осуществляется Председателем Правительства Российской Федерации Черномырдиным В.С. в полном объеме, включая полномочия по контролю за стратегическими ядерными силами и таким ядерным оружием, для чего ему будут переданы соответствующие технические средства ("ядерная кнопка")". Далее устанавливается, что Председатель Правительства приступает к временному исполнению обязанностей Президента РФ "с момента, определяемого в соответствии с Указом Президента Российской Федерации о возложении на Председателя Правительства Российской Федерации временного исполнения обязанностей Президента Российской Федерации". Обеспечение деятельности временно исполняющего обязанности Президента РФ осуществляется в установленном порядке Администрацией Президента РФ. Наконец, обозначено, что данный Указ вступает в силу со дня его опубликования и действует "до момента подписания Президентом Российской Федерации указа о прекращении временного исполнения Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации".

Как следует из содержания Указа от 19 сентября 1997 г., Президент исходит из того, что он сам решает, наступил ли момент временного исполнения обязанностей согласно ч. 3 ст. 92. Ведь Председатель Правительства осуществляет временное исполнение президентских обязанностей "в период, определяемый в соответствии с отдельными указами Президента", который заканчивается с момента подписания Президентом "указа о прекращении временного исполнения обязанностей".

Все так и произошло. Указом от 5 ноября 1996 г. "О возложении на Председателя Правительства Российской Федерации Черномырдина В.С. временного исполнения обязанностей Президента Российской Федерации" в соответствии с Указом от 19 сентября 1996 г. Председателю Правительства было поручено временное исполнение обязанностей Президента с 7 часов 00 минут 5 ноября 1996 г. Придя в себя после операции, т.е. будучи в сознании, хотя и оставаясь физически весьма ослабленным, Президент тем не менее тут же принял на себя президентские функции. 6 ноября 1996 г. им был издан Указ "О прекращении временного исполнения Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации".

В нем говорилось, что указанное исполнение прекращается с 6 часов 00 минут 6 ноября 1996 г. Показательно, что в соответствии с последним Указом были признаны утратившими силу Указы и от 5 ноября, и даже от 19 сентября 1996 г. Тем самым было подчеркнуто: речь шла о разовых документах, никакой общей нормативной базы для решения данного вопроса не создается, а если в будущем что-то подобное повторится, потребуются новые указы Президента.

Итак, логика действий Президента в период проведения ему операции на сердце в ноябре 1996 г. подтверждает, что, по его мнению, лишь ему принадлежит право определять, в состоянии ли он заниматься государственными делами.

Безусловно, было бы трудно отрицать такое право Президента. Замещая его, Председатель Правительства опирается на Конституцию и на соответствующий указ Президента. Отсчета трехмесячного срока, предусмотренного ч. 2 ст. 92 Конституции, в данном случае не производится.

Однако следует предвидеть и третий вариант: ситуация со здоровьем изменится к худшему, и Президент будет не в состоянии подписать указ о прекращении временного исполнения его обязанностей Председателем Правительства. Тогда потребуется заключение специальной медицинской комиссии, о котором говорилось ранее, т.е. будет рассматриваться вариант досрочного прекращения исполнения полномочий Президента в силу стойкой неспособности их осуществлять по состоянию здоровья (ч. 2 ст. 92 Конституции).

Таким образом, когда речь идет о состоянии здоровья, все зависит от фактических обстоятельств.

 

Отрешение от должности

При введении поста Президента РСФСР в 1991 г. в Конституции предусматривалась возможность его отрешения от должности в случае нарушения им Конституции РСФСР, законов РСФСР, а также данной им присяги.

Действующая Конституция РФ устанавливает такие основания для постановки вопроса об отрешении, при которых оно практически невозможно. Президент РФ, согласно ст. 93 Конституции, может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Хотя такие нормы навеяны опытом конституционного регулирования некоторых зарубежных стран, трудно представить, чтобы Президентом России был избран человек, способный совершить столь тяжкие деяния. Кроме того, формулировка ст. 93, толкуемая буквально, вызывает удивление - получается, что лицо, занимающее пост Президента РФ и совершившее деяние, хотя и не подпадающее под признаки тяжкого преступления, но все-таки являющееся уголовным преступлением, не может быть отрешено от должности. Получается, что уголовный преступник вправе оставаться на посту Президента РФ, по крайней мере, Конституция этого не исключает. При этом, наверное, предполагается, что такого Президента все-таки заставят подать в отставку. Но что делать, если такого не произойдет? Очевидно, в период грядущих конституционных реформ в России придется более четко решить вопрос об основаниях отрешения Президента от должности.

Процедура отрешения такова. Предложение о выдвижении обвинения, согласно ч. 2 ст. 93 Конституции, может быть внесено по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы (а их, как известно, 450). В соответствии со ст. 176 Регламента Государственной Думы 1998 г., такое предложение должно содержать конкретные указания на признаки преступления, предусмотренного ст. 93 Конституции, которое вменяется в вину Президенту. Прежний Регламент (1994 г.) требовал также представить обоснование его причастности к этому преступлению, действующий акт этого условия не содержит.

В настоящее время обвинение против Президента выдвинуто. Предложение об отрешении Президента от должности подписали 246 депутатов Государственной Думы. Согласно Регламенту Государственной Думы (ст. 177), предложение о выдвижении обвинения направляется Государственной Думы на заключение специальной комиссии, образуемой палатой, для оценки процедурных правил и фактической обоснованности обвинения. Отсюда следует, что на данном этапе у Государственной Думы нет права ни отклонить предложение, ни отказать в образовании комиссии. И вместе с тем, очевидно, что предложение депутатов поступает в письменном виде, с их подписями. Иначе говоря, Дума не устраивает дискуссии по фабуле обвинения, по его формулировке, не проводит голосования по данному вопросу. Даже если кто-то из депутатов утверждает, что в приведенных положениях он не усматривает состава преступления, Дума не будет обсуждать это.

 

 

Глава 2. Специальная комиссия образованная палатой

Специальная комиссия избирается Государственной Думой в составе председателя, заместителя председателя и 13 членов комиссии (прежний Регламент требовал 10-12 депутатов). Председателя комиссии Государственная Дума избирает путем открытого голосования большинством от общего числа депутатов палаты. Члены комиссии избираются по представлению депутатских объединений общим списком.

Действующий Регламент говорит о пропорциональном (прежний - о "равном") представительстве депутатских объединений в комиссии. Заместитель председателя избирается на заседании самой комиссии. Действующая в настоящее время Специальная комиссия по оценке соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента РФ (таково ее полное наименование) (далее - Специальная комиссия) образована постановлением Государственной Думы от 19 июня 1998 г. Определено, что комиссия будет действовать до тех пор, пока Государственная Дума не примет решения относительно предложения о выдвижении обвинения. В состав комиссии, включая председателя, вошло 15 депутатов Государственной Думы, по 2 человека от фракций НДР, ЛДПР, Яблока, Аграрной депутатской группы, группы "Народовластие", группы "Российские регионы". КПРФ составила исключение (3 представителя) за счет председателя комиссии. Таким образом, несмотря на различную численность фракций и депутатских групп, практически все они имеют равное представительство в комиссии.

Постановлением от 19 июня 1998 г. Государственная Дума утвердила также Положение о Специальной комиссии. Расшифровывая задачи комиссии, первоначально определенные в Конституции и Регламенте палаты, Положение называет следующие:

а) проверка соблюдения кворума, необходимого для выдвижения обвинения, правильности подсчета голосов, а также соблюдения других процедурных правил, установленных Регламентом, до принятия Думой решения о выдвижении обвинения;

б) заслушивание на своих заседаниях лиц, которые могут сообщить о фактах, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения;

в) ознакомление с документами, свидетельствующими о фактах, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения;

г) заслушивание представителя Президента РФ;

д) представление Государственной Думе заключения о соблюдении процедурных правил и фактической обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента РФ.

Комиссия, согласно Положению, имеет право:

а) запрашивать по вопросам своего ведения документы и материалы у органов государственной власти РФ, субъектов РФ, предприятий, учреждений и организаций, граждан РФ;

б) создавать для подготовки отдельных вопросов рабочие группы из числа членов комиссии, других депутатов Государственной Думы, представителей органов государственной власти РФ, субъектов РФ, иных организаций;

в) приглашать на свои заседания лиц, занимающих государственные должности в РФ и субъектах РФ, других должностных и иных лиц;

г) проводить свои заседания совместно с представителями комитетов и комиссий Думы;

д) направлять материалы о своей работе в органы государственной власти РФ и субъектов РФ, иные организации, публиковать указанные материалы в СМИ;

е) привлекать к работе комиссии экспертов Правового управления Аппарата Государственной Думы и других структурных подразделений Аппарата Государственной Думы;

ж) принимать решения о проведении независимой экспертизы имеющихся в распоряжении комиссии фактов и документов.

Основной формой работы комиссии являются ее заседания. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов от числа членов комиссии, участвующих в голосовании.

Комиссия проверяет выдвинутые против Президента РФ обвинения по следующим пяти позициям:

1. Подписание им Беловежского соглашения привело не только к развалу СССР вопреки союзному референдуму от 17 марта 1991 г., но и поставило экономику России на край гибели. Россияне лишены возможности свободного перемещения по всей территории бывшего Советского Союза, права на выбор места жительства, на свободное общение с родственниками и близкими людьми.

2. Принятие Президентом Указа от 21 сентября 1993 г. о досрочном прекращении деятельности Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ прямо противоречило действовавшей тогда Конституции РФ и характеризуется в обвинении как государственный переворот. Расстрел Дома Советов по его приказу 4 октября 1993 г. унес жизни многих ни в чем неповинных людей.

3. Президент ответствен за чеченскую трагедию, которая привела к тяжелым последствиям для России как во внутриполитическом, так и внешнеполитическом аспектах и унесла жизни почти 100 тысяч человек;

4. Как Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами РФ, Президент несет ответственность за их разрушение - утеряны морские и воздушные составляющие ядерных стратегических сил, в критическом состоянии находятся наземные войска, Вооруженные Силы утрачивают профессионализм, боеспособность.

5. Президент обвиняется в геноциде собственного народа, выражающемся в том, что последствиями проводимой политики является резкое сокращение численности населения страны, превышение смертности над рождаемостью, ухудшение жизни миллионов россиян, т.е. речь идет о предумышленном создании условий, ведущих к физическому уничтожению коренных народов России.

Комиссия готовит заключение о наличии фактических обстоятельств, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения, и о соблюдении процедуры выдвижения такого обвинения. Заключение принимается большинством голосов членов комиссии.

Информация о работе Основания досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации