Основания досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:15, реферат

Описание работы

Некоторые вопросы, связанные с досрочным прекращением полномочий Президента Российской Федерации, в последнее время вызывают пристальное внимание. Прежде чем давать свои комментарии, напомним, что Президент РФ избирается на 4 года, по новому законодательству будет 6 лет.
Согласно ч.1 ст. 92 Конституции Российской Федерации¹, он приступает к исполнению соответствующих полномочий с момента принесения им присяги и по истечении срока его пребывания в должности прекращает их исполнение с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

Содержание

Введение 3 - 4

Глава 1. Способы досрочного прекращения исполнения полномочий Президента РФ 5

Отставка 5 - 9

Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия 9 - 14

Отрешение от должности 14 -15

Глава 2. Специальная комиссия образованная палатой 16 - 23

Глава 3. Обстоятельства, требующие точного толкования 24 - 27

Заключение 28

Список использованной литературы 29

Работа содержит 1 файл

Реферат по КПР.rtf

— 247.75 Кб (Скачать)

 Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Волго-Вятская академия государственной службы»

Филиал в г. Кирове

 

 

 

Основания досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации

 

 

Специальность 030501.65 - юриспруденция

 

 

 

Курсовая работа по Теории государства и права

студента группы Ю-СП-22

II курса юридического факультета

Рылова Анна Юрьевна

 

Научный руководитель

Гильванова И.Н.

 

 

 

Киров - 2010

ПЛАН

 

Введение            3 - 4

 

Глава 1. Способы досрочного прекращения исполнения полномочий Президента РФ               5

 

Отставка           5 - 9

 

Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия       9 - 14

 

Отрешение от должности      14 -15

 

Глава 2. Специальная комиссия образованная палатой  16 - 23

 

Глава 3. Обстоятельства, требующие точного толкования  24 - 27

 

Заключение             28

 

Список использованной литературы         29

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Некоторые вопросы, связанные с досрочным прекращением полномочий Президента Российской Федерации, в последнее время вызывают пристальное внимание. Прежде чем давать свои комментарии, напомним, что Президент РФ избирается на 4 года, по новому законодательству будет 6 лет.

Согласно ч.1 ст. 92 Конституции Российской Федерации¹, он приступает к исполнению соответствующих полномочий с момента принесения им присяги и по истечении срока его пребывания в должности прекращает их исполнение с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

В соответствии со ст.91 Конституции Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью. Это означает, что никто не может применить в отношении Президента физическое или психическое насилие. Его нельзя задержать, обыскать, арестовать, привлечь к любому виду правовой ответственности пока он состоит в должности Президента. Наконец, Президента нельзя ни свергнуть, ни отстранить от исполнения обязанностей (попытка насильственного захвата власти наказывается как преступление согласно ст.278 Уголовного кодекса РФ).

Конституция регламентирует различные ситуации, связанные с пребыванием Президента РФ у власти. Так, очень важна норма ч.3 ст. 92: во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно берет на себя Председатель Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции. Также предусмотрена возможность досрочного прекращения полномочий, о чем говорится в ч. 2 ст. 92 Конституции: "Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отстранения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий"¹.

Актуальность темы курсовой работы определяется политико-правовым значением исследуемого института, непосредственно характеризующего природу, содержание и реализацию полномочий главы государства, определяющая временные параметры осуществления им своих полномочий.

Цель заключается в системном и развернутом анализе конституционных оснований досрочного прекращения исполнения полномочий Президента России в их теоретической, нормативной и практической составляющих, определение их оптимальных параметров с учетом потребностей и перспектив развития института президентуры в России.

Задачи: определить содержание оснований досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации, найти необходимую литературу по интересующему вопросу и расширить свои знания.

Объектом курсовой работы являются конституционно-правовые отношения, взятые в их системном единстве, складывающиеся в процессе реализации оснований прекращения исполнения полномочий Президента РФ до окончания конституционного срока.

Предметом являются нормы конституционного права, регулирующие основания и механизм досрочного прекращения полномочий Президента России.

_______________

¹ Конституция Российской Федерации 12.12.1993.

Глава 1. Способы досрочного прекращения исполнения полномочий Президента РФ

 

Итак, ст. 92 предполагает три законных способа досрочного прекращения исполнения полномочий Президента РФ:

отставка;

стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

отрешение от должности.

 

Отставка

Это добровольный уход с поста с подписанием письменного заявления, извещающего об оставлении должности. Устного объявления будет в данном случае вряд ли достаточно. Подача в отставку Президента РФ и принятие Председателем Правительства РФ на себя обязанностей Президента должны иметь бесповоротный характер: Президент не может после принятия указанного решения объявить, что он передумал, и отозвать свое заявление об отставке.

Правда, возникает практический вопрос: переходят ли в рассматриваемом случае обязанности Президента РФ к Председателю Правительства РФ автоматически, или же Председатель Правительства РФ должен официально объявить о начале их исполнения? Во избежание недоразумений на этот счет Конституционному Суду РФ следовало бы дать толкование ст.92 Конституции. Его суть могла бы быть выражена в следующих положениях: поскольку Конституция говорит лишь об отставке Президента РФ и не предусматривает, что кто-то должен эту отставку принять, принятие Председателем Правительства РФ полномочий Президента инициируется фактом официального объявления Президентом о своей отставке. Последний должен сделать это, полагаем, в письменной форме (с указанием не только года, месяца и дня, но также и часа, с которого начинается отставка), даже если Президент объявляет об этом в публичном выступлении либо в заявлении по телевидению и т.п. Причем отставка непременно должна последовать в день объявления о ней, т.е. следует исключить возможность такой ситуации, когда Президент объявляет заранее о том, что через неделю, месяц и т.п. он уходит со своего поста. Как раз в этом случае он может заявить, что передумал и отзывает свое заявление.

С объявленного момента (дня и часа) Председатель Правительства РФ считается автоматически приступившим к исполнению обязанностей Президента РФ. Председателю Правительства РФ, в свою очередь, надо незамедлительно сделать заявление об этом. Это необходимо для укрепления общественного спокойствия и обеспечения нормального общего хода государственных дел. Но не более того. Вновь подчеркнем: юридически исполнение президентских обязанностей Председателем Правительства РФ должно начинаться с момента объявления Президентом о своей отставке.

В последнее время отдельные представители оппозиции в Государственной Думе высказывают суждение о том, что отставка Президента РФ не обязательно должна быть добровольной. Они исходят из того, что Конституцией предусмотрена отставка Правительства РФ как по его собственной инициативе, так и по решению Президента РФ без учета мнения Правительства РФ (в частности, только за 1998 г. Президент отправил в отставку кабинеты В.С. Черномырдина и С.В. Кириенко). Поэтому, считают некоторые депутаты, нельзя исключать и отставки Президента по решению, например, Федерального Собрания.

Однако проводимые параллели не совсем убедительны. Дело в том, что Правительство РФ, согласно действующей Конституции, полностью зависит только от Президента РФ, его можно с полным основанием назвать Правительством Президента. Перед вновь избранным главой государства Правительство РФ тут же слагает свои полномочия (ст. 116 Конституции). И новый Президент формирует "свое" Правительство. Лишь относительно кандидатуры Председателя Правительства он должен получить согласие Государственной Думы, всех остальных членов Правительства Президент назначает единолично (хотя и по представлению Председателя Правительства). Правительство РФ действует на основе не только Конституции и федеральных законов, но и указов Президента РФ. Последний вправе отменять постановления и распоряжения Правительства РФ, противоречащие не только Конституции и федеральным законам, но и своим указам.

Президент же - такова модель его конституционного статуса в России - ни перед кем не несет ответственности за свою текущую деятельность. Парламент ставит под сомнение поступки Президента лишь в случае совершения им особо тяжких преступлений (ст. 93 Конституции). Подробнее об этом см. далее. Конечно, палаты могут дать оценку любым решениям Президента, не поддержать их и даже осудить. Кстати, порой они это делают. Но с точки зрения влияния на пребывание Президента на своем посту такие выступления - это, право же, лишь "сотрясение воздуха".

Немаловажно и то, что сторонники отставки Президента по решению Федерального Собрания не уточняют, какой в данном случае нужно применить процессуальный механизм. А эта сторона дела в подобной ситуации исключительно важна. Федеральное Собрание составляют две палаты: Государственная Дума и Совет Федерации. Совместно заседать они не имеют права - это запрещает ст. 100 Конституции. Поэтому законы принимаются парламентом в два этапа: сначала рассматриваются в Государственной Думе, только затем - в Совете Федерации. А как быть с вопросом об отставке Президента? Обсуждать в палатах в аналогичной очередности, или в данном случае это не имеет значения? В любом случае Конституция в перечнях полномочий обеих палат не предусматривает принятия решения по поводу отставки Президента. И регламенты палат также ничего не говорят ни о возможности, ни о процедуре обсуждения подобного вопроса. Так что решение об отставке относится только к компетенции самого Президента.

Но надо ли кому-то принимать отставку Президента? Вопрос этот возникает в связи с тем, что, например, согласно ч.1 ст. 117 Конституции, Правительство РФ может подать в отставку, "которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации". Не следует ли такое же правило записать в отношении Президента?

Прежде всего отметим, что Президенту Конституция дает выбор принять или отклонить просьбу Правительства об отставке, поскольку Правительство РФ, как было сказано, является Правительством Президента РФ. Президент же никому не подотчетен, поэтому говорить о том, что кто-то должен принимать или, тем более, отклонять отставку Президента, нет никаких оснований. В этом нет необходимости и с формальной точки зрения, т.е. даже для простой констатации окончания полномочий уходящего в отставку Президента. Как указывалось, самого заявления Президента РФ достаточно, если это детализировать юридически.

Не забудем и о процессуальной стороне: если допустить, что кто-то должен принять отставку Президента, то какому органу это поручить? Возложить миссию на две палаты парламента нельзя, поскольку заседать сообща они не вправе. Опасно поручать это одной Государственной Думе возможно, она по каким-либо причинам не сможет собраться на заседание или не будет кворума. Не исключено, что Государственная Дума будет распущена Президентом по основаниям, предусмотренным Конституцией, а он в это время решит подать в отставку. Уполномочивать Совет Федерации тем более не стоит, учитывая, что палата лишь периодически собирается в Москве. К тому же неясно, как оформлять принятие отставки Президента. Ведь для вынесения постановления требуется большинство от общего числа членов соответствующей палаты. А если такого большинства не будет, отставку считать не принятой?

Чтобы избежать перечисленных проблем, лучше вообще отказаться от принятия кем-либо отставки Президента и взять за основу предложенный в начале механизм: с момента объявления отставки самим Президентом его полномочия автоматически считать досрочно прекращенными. Либо возложить миссию принятия отставки Президента на Конституционный Суд РФ, да и то лишь для констатации: поскольку заявление об отставке подано, вступают в действие все юридические процессуальные механизмы, связанные с передачей исполнения обязанностей Президента Председателю Правительства РФ.

 

Состояние здоровья

Вопрос о возможности досрочного прекращения полномочий Президента по состоянию здоровья (в связи с операциями на сердце, болезнями и недомоганиями Б.Н. Ельцина) в последнее время обсуждается особенно активно. Желая хорошего здоровья Б.Н. Ельцину как человеку, приходится говорить о некоторых юридических аспектах проблемы, касающейся Президента государства.

Рассмотрим две возможные ситуации.

1. Президент в ясном уме, но он чувствует себя больным и поэтому сам

объявляет о том, что не может продолжать исполнение полномочий Президента в силу физической немощи. Для этого случая подходит начальная формула ч. 2 ст. 92 - Президент "прекращает исполнение полномочий досрочно" в силу стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Данный вариант это, по сути, та же отставка, лишь с указанием конкретного основания.

2. Состояние здоровья Президента таково, что требуется специальное авторитетное медицинское заключение. Что касается собственного мнения Президента, то либо его невозможно испросить, например, при стойкой потере сознания, либо это мнение, с учетом состояния Президента, не может иметь решающего значения, например, при такой физической немощи, когда состояние (старение, изношенность) организма не позволяет Президенту должным образом исполнять должностные обязанности, а также при психическом расстройстве здоровья. Надо продумать, что делать и в ряде других случаев. К примеру, если Президента поразит глухота, немота, слепота и т.д.).

Возможно, затронуть эти вопросы разработчикам не только российской, но и многих зарубежных конституций не позволила ложная щепетильность. Между тем, в жизни все бывает, и любые неожиданности целесообразнее предусмотреть заранее.

Итак, речь идет о ситуации, когда, в отличие от отставки, личная воля Президента объективно не может быть решающим фактором. В этом случае на основании письменного медицинского заключения Председатель Правительства объявляет о принятии на себя обязанностей Президента. Правда, здесь далеко не все просто, поэтому следует поговорить о возможных вариантах подробнее - хотя бы для того, чтобы никто не искал косвенных форм отстранения от власти, а то и свержения Президента.

Первый вариант. Медицинская комиссия констатирует, что Президент уже не в состоянии вернуться к делам. Тогда Председатель Правительства, сделав специальное объявление, приступает к исполнению обязанностей Президента - думается, с того момента, когда ему стало известно содержание заключения медицинской комиссии. И со дня этого объявления начинается отсчет 3 месяцев, отведенных Конституцией для подготовки новых выборов. Напомним, что федеральный закон о такой государственной медицинской комиссии давно подготовлен и даже рассматривался Государственной Думой, однако он застрял в законодательных дебрях.

Второй вариант. Президент болен и не может исполнять свои обязанности. Но есть надежда на то, что это временное состояние. Когда лечение восстановит его силы, он опять будет в состоянии вести государственные дела. Для данного варианта слова ч. 3 ст. 92 Конституции "во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации" надо трактовать таким образом: в данное время Председатель Правительства замещает Президента. Надо ли в этом случае Президенту делать специальное заявление? Например, если Председатель Правительства РФ уходит в отпуск, он возлагает свои обязанности на одного из первых заместителей. Никаких публичных заявлений не делается, но издается соответствующее распоряжение. Конечно, если первый заместитель один, то можно обойтись и без распоряжения, поскольку такое правило предполагается либо находит отражение в законе о Правительстве.

Информация о работе Основания досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации