Органы законодательной, исполнительной и судебной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 00:27, курсовая работа

Описание работы

Любая государственная власть реализуется в тех или иных организационных формах. Совокупность данных форм и составляет механизм государственной власти. Центральное место в механизме государственной власти занимает государственный аппарат, включающий в себя совокупность органов государственной власти, тот особый слой людей, которых можно назвать государственными чиновниками или служащими, осуществляющими профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА.………………………………………..…….6
Понятие и значение механизма государства……………………….…………………………………….6
Структура механизма государства и принципы его деятельности……………………………………………………………8

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВА И ИХ ВИДЫ…………………………………11
Общая характеристика государственных органов…………………………………………………………………11
Общая характеристика концепции разделения властей…………………………………………………………………13
Органы законодательной власти……………………………………..17
Органы исполнительной власти……………………………………...20
Органы судебной власти……………………………………………...24


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..29

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 85.38 Кб (Скачать)

     В современный период ограничение  законодательных прав парламентов  происходит в связи со вступлением  в различные союзы и блоки, особенно такие, которые имеют тенденцию  к преобразованию в конфедеративные  формы объединений, например Европейский  союз. На основе вхождения в Европейский  союз часть законодательных прав, в первую очередь в области  регулирования социально-экономических  отношений и в области решения  некоторых политических вопросов, переходит  от парламентов входящих в ЕС стран  к органам этого объединения  [13, с.247-248].

     Поговорим о взаимодействии законодательной  ветви власти с судебной. Полномочиями судебных органов парламенты обычно не наделяются. Исключение составляет Палата лордов британского Парламента, которая в первой инстанции (в составе судебных лордов) рассматривает дела о преступлениях, совершённых пэрами, и может выступать в качестве апелляционной инстанции.

     В большинстве же стран парламенты наделены правом привлекать президентов, членов правительства, а иногда и других высших должностных лиц государства к ответственности за совершенные ими преступления.  Такая процедура получила название «импичмента» [13, с.251].

     Следует отметить, что наряду с парламентом  фактически законодательной властью  могут обладать и иные органы. К  ним прежде всего относятся надпарламентские органы. Старейшим из них является Народные консультативный конгресс в Индонезии, который согласно действующей конституции 1945 года состоит из членов однопалатного парламента и лиц, назначаемых в таком же количестве президентом республики из среды различных функциональных групп общества с преобладанием представителей вооруженных сил. Законодательные полномочия этого органа ограничены принятием программы развития на 5 лет (кроме того он избирает президента и вице-президента).

     Особый  вид надпарламенстких органов связан с опытом ныне несуществующего СССР 1989-1991 гг. и Российской Федерации, где рассматриваемая ниже система продолжала существовать до 1993 года. В СССР путем выборов был создан Съезд народных депутатов СССР. Съезд имел исключительное право принимать Конституцию и вносить в нее изменения, избирать свой постоянно действующий орган – Верховный Совет и т.д. Он имел право принимать законы, равно как и его орган – Верховный Совет, но законы Съезда имели высшую юридическую силу.

     Наряду  с действующими в обычных (не чрезвычайных) условиях надпарламентскими органами, фактически законодательную власть могут осуществлять еще три вида органов: постоянные комиссии итальянского парламента,  абсолютные монархи в некоторых странах, президиумы и постоянные комитеты при высших представительных органах, также занимающие аналогичное положение государственные советы. Акты, имеющие силу закона, могут принимать органы, обладающие  регламентарной властью, и органы, получившие от парламента право на издание актов, имеющих силу закона (делегированное законодательство) Законы могут приниматься также путем референдума – голосования избирателей [8, с.231-233].

     Можно сделать вывод о том, что законодательная  власть занимает ведущее место в  государственном аппарате, так как её важнейшая функция – издание законов, а две другие ветви власти осуществляют свои полномочия во исполнение и от имени закона. Законодательная власть – представительная. Она исходит от народа, который передает её своему законодательному органу. В современных государствах носителем этой власти является парламент. Компетенция этого органа зависит от формы правления, политического режима и исторических условий государства, но, можно отметить, что во всех странах парламенты обладают схожими полномочиями и функциями, главная из которых – издание законов. Наряду с парламентом осуществлять законодательные функции могут и другие органы, законодательно наделенные такими полномочиями. 

    1. ОРГАНЫ  ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
 

      В отличие от законодательной власти, носящей первичный, верховенствующий характер, исполнительная (административная) власть имеет по своей сути вторичный, производный характер. Это, кстати, вытекает из этимологии понятия «администрация» («administrare» - «служить для»; «ministrare» - глагол, производный от «ministris» - «слуга», формы родительного падежа от основы «minus» - «минус»). Корень «минус» свидетельствует, что администрация всегда находится в подчиненном положении, над ней есть некто, кому принадлежит впасть. Задачи администрации остаются неизменными по своей природе и состоят в исполнении поручений, данных ей носителями власти, и в разрешении сообразно с этим частных вопросов. Исполнительная власть носит подзаконный характер. Все действия и акты соответствующих органов основываются на законе, не должны ему противоречить, направлены на исполнение закона. Отсюда их название – исполнительные [12, с.246].

     Исполнительная  власть представляет собой систему наиболее многочисленных, разветвленных и разнообразных исполнительных и распорядительных органов, действующих в строгом соответствии с законами, принимаемыми парламентом. К их числу относятся как центральные (например, президент, правительство, министры), так и местные органы и должностные лица (например, губернаторы, префекты, районные начальники), назначаемых президентом, правительство, премьер-министром, министром внутренних дел и другими министрами. Среди них есть органы общей компетенции (правительство, избираемые мэры городов) и множество органов отраслевой, специальной компетенции, специализированные учреждения (министерства, различные ведомства, их уполномоченные на местах) [8, с.238].

     Принято считать, что исполнительная власть в каждой стране имеет свои особенности  по структуре в зависимости от формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Однако основное её назначение – это оперативное управление всеми процессами, происходящими в обществе, выполнение законов, проведение их в жизнь, осуществление правительственной власти. Именно с этой целью органы исполнительной власти и наделены распорядительными полномочиями. Но их работа не сводится только к исполнению законов. Органы исполнительной власти могут издавать акты нормативного характера, вторгаясь в сферу законодательства (делегированное законодательство, регламентарная власть), заниматься распорядительной и в какой-то степени судебной деятельностью (так называемые административные судьи в учреждениях США, чье решение может быть отменено начальником учреждения), осуществлять контроль, во всяком случае за работой подконтрольного им аппарата [8, с.238].

     Выделяют  два существенных признака исполнительной власти:

  • универсальность её деятельности, это означает, что исполнительная власть и её органы действуют непрерывно и везде, на всей территории государства;
  • исполнительная власть имеет в своём распоряжении огромные людские, материальные, финансовые и иные ресурсы, которые используются для реализации власти повсеместно в стране.

     Правительство – центральный орган исполнительной власти, поскольку все другие органы исполнительной власти в регионах страны  подчинены и подответственны ему. Выделяют следующие важнейшие функции правительства:

  1. осуществление руководства всей системой исполнительной власти;
  2. приведение в жизнь всех законов, принятых парламентом, касающихся внутренней и внешней политики всей страны;
  3. разработка проекта бюджета страны и его реализация и исполнение;
  4. обеспечение реализации функций в сфере обороны страны, в экономической, финансовой, кредитной, социальной, культурной и иных сферах жизнедеятельности страны.

     Кроме исполнительной и распорядительной деятельности правительство обладает, как правило, законодательной инициативой  в парламенте, а также вправе принимать  нормативные акты во исполнение законов, а в ряде стран принимать нормативные  акты, равнозначные законам, делегированные парламентом [11, с.113-115].

      За  проводимый курс и осуществляемую управленческую деятельность правительство несёт, как правило, солидарную политическую ответственность. Отказ правительству в доверии выражается в строгой юридической форме и путём специальной парламентской процедуры. Вотум недоверия приводит к отставке правительства и по общему правилу к его замене новым. Однако потерпевшее поражение правительство (в целях уравновешивания властей) может, не выходя в отставку, прибегнуть к досрочному роспуску парламента (нижней палаты) и проведению внеочередных всеобщих выборов. Во всех странах предусматривается возможность привлечения главы правительства или его члена к судебной ответственности за совершение преступных деяний. При этом обвинение предъявляется парламентом или нижней палатой, а рассмотрение и решение дела отнесено к юрисдикции или конституционного суда, или верхней палаты парламента [12, с.247].

     Помимо  правительства исполнительную власть может осуществлять монарх и его  королевские придворные. Известно, что монархия достаточно распространенная форма правления в современном мире. В абсолютной монархии глава государства (высшее должностное лицо) обладает не только исполнительной властью, но также в отдельных случаях законодательной и судебной – монарх является единственным центром власти. В дуалистических монархиях положение монарха, его роль как главы государства и средоточия исполнительной власти, являются иными.  В этих странах законодательная власть отделена от исполнительной: первая принадлежит избираемому парламенты, а вторая – монарху. При этом король имеет право вето, указного законодательства. В условиях дуалистической монархии управление государством находится в руках короля. Он назначает премьер-министра и министров, а иногда берёт себе должности главы правительства и руководителя важнейших министерств. Роль такого органа как правительство в дуалистических монархиях невелика, а реальная власть находится у королевских придворных [8, с.243]. Совсем иным является положение короля в парламентарных монархиях. В условиях данной формы король царствует, но не правит, поэту исполнительная власть принадлежит правительству.

     Согласно  конституциям многих стран (США, Франция, Шри-Ланка, Нигерия, Россия и др.), президент – глава государства и ему может принадлежать исполнительная власть (США). Президент как глава государства и орган исполнительной власти владеет обширными полномочиями. независимо от формы правления. Однако их реальное осуществление зависит именно от этих форм. В связи с этим различаются «сильный» (США) и «слабый» (Индия) президенты. Первый существует в президентской республике и осуществляет свои полномочия самостоятельно, второй принимает решения по совету правительства (кабинета), и его подпись на издаваемых им актах требует обязательной контрассигнатуры.

     В сфере исполнительной власти президент  назначает премьер-министра и принимает  его отставку (в некоторых странах, например, в России, может увольнять  его по своей инициативе), по предложению  премьера он назначает министров  и смещает их с занимаемых постов, может созывать Совет министров и председательствовать в  нем, объявляет чрезвычайное или осадное положение и в этих случаях принимает акты, имеющие силу закона (в ряде африканских стран, где сказывается влияние континентального европейского права такие акты он может принимать и без введения чрезвычайного положения); может создавать некоторые органы и назначать их руководителей (например, контрольные советы или палаты); в некоторых федеративных государствах он вправе вводить президентское правление или осуществлять федеральную интервенцию (вмешательство) в дела штата. Он вправе издавать исполнительные постановления (в парламентарных республиках, как отмечено, он требуют контрассигнатуру). Президент как глава государства обладает обширными полномочиями в сфере международных отношений и регулирования правового статуса граждан [8, с.250-251]. В осуществлении этих полномочий президенту прежде всего помогает правительство, кроме того в непосредственном подчинении у президента может находится большой аппарат. В отличие от монарха президент несет ответственность за свои действия. Его политическая ответственность может выражать в импичменте, о котором говорилось ранее [8, с.252].

      Исполнительная  власть на местах осуществляется посредством либо назначаемых центром местных органов исполнительной власти (местной администрации), либо выборных органов местного самоуправления. Обычно руководство местными делами поручается назначаемому представителю центральной власти губернатору, префекту. Он возглавляет аппарат местного управления, который составляет часть аппарата государственного управления. В случае, когда управление реализуется выборными органами, они имеют определенную самостоятельность по отношению к центральным органам исполнительной власти.

      Система местного самоуправления, или муниципальная система, включает как выборные органы самоуправления, так и административные службы, находящиеся в их ведении. Эти службы образуют коммунальную, или муниципальную, администрацию, содержание которой обеспечивается за счет местного бюджета [12, с.247-248].

      Таким образом, исполнительная власть представляет собой наиболее многочисленную систему разнообразных распорядительных и исполнительных органов, которые действуют в соответствии с законами, осуществляющих исполнительную функцию в государственном аппарате. К числу этих органов относятся как центральные, так и местные. Можно сказать, что эта ветвь власти имеет в каждой стране свою специфику, но главное её назначение – оперативное управление всеми процессами, происходящими в обществе. Стоит отметить, что реализация исполнительной власти не сводится только к исполнению законов, органы исполнительной власти сами могут издавать акты нормативного характера, заниматься в какой-то степени судебной деятельностью. Органами, реализующими исполнительную власть в современных государствах, чаще всего является правительство, президент или монарх. 

Информация о работе Органы законодательной, исполнительной и судебной власти