Органы законодательной, исполнительной и судебной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 00:27, курсовая работа

Описание работы

Любая государственная власть реализуется в тех или иных организационных формах. Совокупность данных форм и составляет механизм государственной власти. Центральное место в механизме государственной власти занимает государственный аппарат, включающий в себя совокупность органов государственной власти, тот особый слой людей, которых можно назвать государственными чиновниками или служащими, осуществляющими профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА.………………………………………..…….6
Понятие и значение механизма государства……………………….…………………………………….6
Структура механизма государства и принципы его деятельности……………………………………………………………8

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВА И ИХ ВИДЫ…………………………………11
Общая характеристика государственных органов…………………………………………………………………11
Общая характеристика концепции разделения властей…………………………………………………………………13
Органы законодательной власти……………………………………..17
Органы исполнительной власти……………………………………...20
Органы судебной власти……………………………………………...24


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..29

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 85.38 Кб (Скачать)

     Механизм  современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием  составляющих его частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма государства  понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь [1, c.118].

     Таким образом, анализ наиболее общих характерных  свойств механизма государства  свидетельствует о том, что с  его помощью практически осуществляется государственная власть и выполняются задачи и функции государства. 
 
 
 
 

    1. СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА  И ПРИНЦИПЫ ЕГО  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 

     Единый  и целостный механизм государства  как система государственных  органов, учреждений и организаций, призванных осуществлять государственную  власть, задачи и функции государства, в различные эпохи развития цивилизованного  общества имел свои особенности и  неодинаковую структуру. Это объясняется  социально-экономическими и политическими  причинами; национальным составом населения  и территориальными размерами государства; геополитическим положением и климатическими условиями, а также целым рядом  других факторов.

     История свидетельствует, что на ранних стадиях  государственно-организованного общества державный механизм был слабо развит, а его органы структурно не были дифференцированы по составу и компетенции. Недостаточное развитие государственного механизма в традиционных государствах было связано с тем, что в них вся полнота власти находилась, как правило, у монарха именно этот государственный орган являлся основным. От монарха зависело окончательное решение практически любого вопроса, в том числе входящего в компетенцию иных государственных органов. От него же зависело создание или упразднение того или другого государственного органа. Можно констатировать, что вплоть до начального этапа развития буржуазного государства основу его механизма составляли силовые ведомства, а также ведомства финансов и иностранных дел[1, c.119].

     Механизм современного государства весьма сложен, он имеет множество органов и учреждений, структурно подразделяется на крупные подсистемы:

  1. государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью этих органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей);
  2. государственные организации - это такие подразделения механизма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция);
  3. государственные учреждения - это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры);
  4. государственные предприятия - это такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли;
  5. государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды:

    а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (президент, глава правительства, депутаты, министры и другие);

    б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и другие);

    в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и другие); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счёт государственного бюджета);

  1. организационные и финансовые средства, а также имеет принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата [3, c.48-49].

     Механизм  государства и его структура  не остаются неизменными. На них оказывают своё влияние как внутренние (культурно-исторические, национально-психологические, религиозно-нравственные особенности, территориальные размеры страны, уровень экономического развития, соотношение политических сил и прочие), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений с другими государствами) факторы.

     Государственная жизнь должна строиться на тех  принципах, которые обеспечивают более эффективное функционирование механизма государства. До недавнего времени основными принципами организации и деятельности государственного аппарата наша юридическая наука считала принцип широкого участия масс в управлении государством; демократический цент пролетарский интернационализм; социалистическую законность; социалистическую плановость; учёт и контроль; партийное руководство, деятельностью всех звеньев государственного аппарата [4, с. 176-177].

     В основе организации и деятельности механизма государства, в первую очередь государственных органов, лежат следующие принципы:

  • принцип демократизма в формировании и деятельности государственных органов, позволяющий учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства граждан государства, их религиозные воззрения, особенности национальной культуры, традиций, обычаев;
  • принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной), который формирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;
  • принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата;
  • принцип законности, правовых начал в деятельности всех составных частей механизма государства в их взаимоотношениях с населением страны и между собой, а также с различными общественными движениями и организациями;
  • принцип высокого профессионализма и компетентности государственных органов, их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах граждан страны. Профессиональный принцип в государственном управлении означает прежде всего использование квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность является основной профессией. Привлечение же к государственной службе людей, не обладающих навыками управления, как показала наша отечественная практика государственного строительства, приводит к негативным последствиям;
  • принцип сочетания единоначалия и коллегиальности заключается в том, что решения государственных органов могут приниматься как совместно, всеми членами органов, в результате голосования, так и единолично главой органов. И единоначальный, и коллегиальный способы принятия управленческих решений имеют свои достоинства и свои недостатки. В первом случае решения принимаются быстро, оперативно, с наименьшими затратами, создаются предпосылки для эффективного осуществления управленческой деятельности. Однако принятие решений большинством голосов (а голосованию предшествует, как правило, обсуждение вопроса, выяснение различных точек зрения, уточнение спорных моментов, выработка коллективного мнения и т.п.) позволяет находить более взвешенные подходы к сложным проблемам. Поэтому именно сочетание в тех или иных пропорциях коллегиальности и единоначалия характерно для деятельности практически всех государственных органов, функционирующих преимущественно на основе единоначалия или коллегиальности.

     Чтобы эффективно действовал механизм государства, следует также учитывать принцип  планирования и прогнозирования, сочетания  общегосударственных и местных  интересов, всемерного учета и обеспечения прав человека [1, c.121-122].

     Поэтому построение и деятельность механизма  современного белорусского государства  на основе вышеизложенных принципов  окажет заметное влияние на стабилизацию и развитие общественной жизни, будет  способствовать углублению демократии и организованности в стране, улучшению  благополучия населения. 

  1. ОРГАНЫ  ГОСУДАРСТВА И  ИХ ВИДЫ
 
    1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
 

     Первичным и важнейшим структурным элементом  механизма государства является орган государства.

     Орган государства это структурно-обособленное звено механизма (аппарата) государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями [1, c.122].

     В данном определении следует подчеркнуть  некоторые основные признаки государственного органа.

  1. Несмотря на то, что государственный орган является частью механизма государства, связан с другими элементами механизма государства, он обладает определенной самостоятельностью. Это позволяет ему оперативно решать в пределах своей компетенции, стоящие перед ним вопросы, задачи.
  2. Для государственных органов характерен государственно-распорядительный порядок образования. Это означает, что государственные органы образуются, реорганизуются, ликвидируются не путем добровольного волеизъявления учредителей, а по воле государства на основании решения вышестоящего государственного органа.
  3. Государственный орган имеет внутреннюю структуру. Структурные подразделения – это обособленная часть государственного органа, отдел, служба, компетенция и функции которого производны от компетенции и функции государственного органа в целом. Структурное подразделение не обладает внешней самостоятельностью, это значит, что оно не может от своего имени вступать в правоотношения с какими-то третьими лицами. С какими-то иными организациями.
  4. Государственные органы обладают собственной компетенцией. Совокупности прав в отношении определенного предмета ведения. Предмет ведения – это круг вопросов, субъектов, территорий, в отношении которых государственный орган вправе осуществлять властные полномочия. Властные полномочия выражаются в возможности издавать юридические акты. Властными полномочиями обладают только государственные органы в отличие от государственных учреждений.
  5. Государственные органы состоят из государственных служащих: гражданин, занимающий должность в государственном органе на профессиональной основе, то есть за денежное вознаграждение осуществляет задачи и функции этого органа. Государственные служащие обладают особым правовым статусом. Общие положения, характеризующие правовой статус государственного служащего, закреплены в законодательстве о государственной службе. Там содержатся общие требования к государственным служащим. Особенностью правового статуса государственных служащих является ограничение, связанное с государственной службой. Как правило, государственным служащим запрещается работать по совместительству, заниматься предпринимательской деятельностью, принимать участие в забастовках, использовать в личных не служебных целях служебную информацию или государственное имущество. Особенности правового статуса государственного служащего являются специальные гарантии, к которым можно отнести повышенное пенсионное обеспечение, льготно-медицинское обслуживание, возможность переподготовки, повышения квалификации за счет бюджетных средств и так далее.
  6. Государственные органы для осуществления своей деятельности наделяются специальной материально-технической базой. Финансирование государственных органов осуществляется за счёт средств государственного бюджета.
  7. Государственные органы имеют территориальный характер действия [5].

     Органы  государства классифицируются по различным  основаниям. Так по характеру формирования различаются первичные и производные органы государства. Первичные — никакими другими органами не создаются, они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре (представительные органы). Производные — создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями (исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и другие).

     В зависимости от территориальной  сферы деятельности органы государства  подразделяются на высшие (президент, парламент, правительство, Верховный суд); центральные (отраслевые министерства, ведомства); местные (советы, муниципалитеты, исполкомы).

     По  способу осуществления своих полномочий различают коллегиальные (парламент, Совет Министров Республики Беларусь, исполкомы) и единоначальные (министерства, правления, отделы) органы государства.

     По  характеру компетенции различают государственные органы общей (парламент, правительство, исполкомы, муниципалитеты, советы) и специальной компетенции (министерства, ведомства, управления, отделы исполкомов).

     В соответствии с принципом разделения властей выделяют законодательные, исполнительные и судебные органы [6, c.79-81].

     Теоретиками государства и права органы государства  классифицируются и по другим критериям. Например, по форме реализации государственной  деятельности они подразделяются на представительные, исполнительно-распорядительные, судебные, прокурорские и иные контрольно-надзорные  органы; по срокам полномочий — на постоянные (создаются без ограничения срока  действия) и временные (создаются  для достижения краткосрочных целей); по структуре или способу организации — на простые (не имеют внутренних подразделений, примером чего может служить нотариат) и сложные (обладают соответствующей структурной организацией, такие как Главное управление государственной охраны при Президенте Республики Беларусь, министерства, ведомства и др.); по правовым формам деятельности — на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные [14, c.121].

     Таким образом, в государственно-организованном обществе для поддержания нормальной его жизнедеятельности, решения  задач, стоящих перед государством, необходимо функционирование различных государственных органов и учреждений, которые различаются между собой по функциям, задачам, структуре, компетенции, сферам деятельности. Все государственные органы и учреждения, выполняя определенные задачи, связаны между собой, все органы действуют согласованно, в единой системе. 

    1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНЦЕПЦИИ  РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
 

     В современном мире разделение властей - характерная черта, признанный атрибут  правового демократического государства. Зародилась она еще в трудах античных и средневековых ученых (Аристотель, Полибий, Марсилий Падуанский и др.). Как самостоятельное учение идея разделения властей в демократическом государстве была связана с революциями XVII – XVIII вв. и сформулирована в середине XVIII в. Дж. Локком (Великобритания) и Ш. Монтескье (Франция). Этот принцип рассматривался ими как средство борьбы с концентрацией власти в одних руках и злоупотреблением ей. В дальнейшем этот принцип был закреплён в первых конституциях – США (1787) и Франции (1789) – как важнейший элемент равновесия трёх ветвей власти в государстве и сейчас является важнейшим принципом в механизме власти современного государства [4].

     Основные  положения теории разделения властей  следующие:

  • разделение властей закрепляется конституцией;
  • согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам;
  • все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой;
  • никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;
  • судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции [5, c.134].

     Теория  разделения властей в государстве призвана обосновать такое устройство государства, которое исключало бы возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще, а ближайшим образом - любым органом государства. Первоначально она была направлена на обоснование ограничения власти короля, а затем стала использоваться как теоретическая и идеологическая база борьбы против всяких форм диктатуры, опасность которой — постоянная общественная реальность.

     Конституционные нормы в любом государстве  содержат основные принципы государственного управления: разделение властей, правовой статус органов исполнительной, судебной, законодательной власти, порядок их образования, взаимодействия, компетенцию, формы деятельности, виды органов государственной власти. Такой правовой регламентацией обеспечивается управление обществом, основанное на четком согласовании деятельности и взаимодействии властей [15].

Информация о работе Органы законодательной, исполнительной и судебной власти