Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 00:27, курсовая работа
Любая государственная власть реализуется в тех или иных организационных формах. Совокупность данных форм и составляет механизм государственной власти. Центральное место в механизме государственной власти занимает государственный аппарат, включающий в себя совокупность органов государственной власти, тот особый слой людей, которых можно назвать государственными чиновниками или служащими, осуществляющими профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА.………………………………………..…….6
Понятие и значение механизма государства……………………….…………………………………….6
Структура механизма государства и принципы его деятельности……………………………………………………………8
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВА И ИХ ВИДЫ…………………………………11
Общая характеристика государственных органов…………………………………………………………………11
Общая характеристика концепции разделения властей…………………………………………………………………13
Органы законодательной власти……………………………………..17
Органы исполнительной власти……………………………………...20
Органы судебной власти……………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..29
Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь [1, c.118].
Таким
образом, анализ наиболее общих характерных
свойств механизма государства
свидетельствует о том, что с
его помощью практически
Единый и целостный механизм государства как система государственных органов, учреждений и организаций, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства, в различные эпохи развития цивилизованного общества имел свои особенности и неодинаковую структуру. Это объясняется социально-экономическими и политическими причинами; национальным составом населения и территориальными размерами государства; геополитическим положением и климатическими условиями, а также целым рядом других факторов.
История свидетельствует, что на ранних стадиях государственно-организованного общества державный механизм был слабо развит, а его органы структурно не были дифференцированы по составу и компетенции. Недостаточное развитие государственного механизма в традиционных государствах было связано с тем, что в них вся полнота власти находилась, как правило, у монарха именно этот государственный орган являлся основным. От монарха зависело окончательное решение практически любого вопроса, в том числе входящего в компетенцию иных государственных органов. От него же зависело создание или упразднение того или другого государственного органа. Можно констатировать, что вплоть до начального этапа развития буржуазного государства основу его механизма составляли силовые ведомства, а также ведомства финансов и иностранных дел[1, c.119].
Механизм современного государства весьма сложен, он имеет множество органов и учреждений, структурно подразделяется на крупные подсистемы:
а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (президент, глава правительства, депутаты, министры и другие);
б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и другие);
в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и другие); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счёт государственного бюджета);
Механизм государства и его структура не остаются неизменными. На них оказывают своё влияние как внутренние (культурно-исторические, национально-психологические, религиозно-нравственные особенности, территориальные размеры страны, уровень экономического развития, соотношение политических сил и прочие), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений с другими государствами) факторы.
Государственная жизнь должна строиться на тех принципах, которые обеспечивают более эффективное функционирование механизма государства. До недавнего времени основными принципами организации и деятельности государственного аппарата наша юридическая наука считала принцип широкого участия масс в управлении государством; демократический цент пролетарский интернационализм; социалистическую законность; социалистическую плановость; учёт и контроль; партийное руководство, деятельностью всех звеньев государственного аппарата [4, с. 176-177].
В
основе организации и деятельности
механизма государства, в первую
очередь государственных
Чтобы
эффективно действовал механизм государства,
следует также учитывать
Поэтому
построение и деятельность механизма
современного белорусского государства
на основе вышеизложенных принципов
окажет заметное влияние на стабилизацию
и развитие общественной жизни, будет
способствовать углублению демократии
и организованности в стране, улучшению
благополучия населения.
Первичным
и важнейшим структурным
Орган государства — это структурно-обособленное звено механизма (аппарата) государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями [1, c.122].
В
данном определении следует
Органы
государства классифицируются по различным
основаниям. Так по характеру формирования
различаются первичные
и производные органы государства.
Первичные — никакими другими органами
не создаются, они либо возникают в порядке
наследования (наследственная монархия),
либо избираются по установленной процедуре
(представительные органы). Производные
— создаются первичными органами, которые
и наделяют их властными полномочиями
(исполнительно-
В зависимости от территориальной сферы деятельности органы государства подразделяются на высшие (президент, парламент, правительство, Верховный суд); центральные (отраслевые министерства, ведомства); местные (советы, муниципалитеты, исполкомы).
По способу осуществления своих полномочий различают коллегиальные (парламент, Совет Министров Республики Беларусь, исполкомы) и единоначальные (министерства, правления, отделы) органы государства.
По
характеру компетенции
В соответствии с принципом разделения властей выделяют законодательные, исполнительные и судебные органы [6, c.79-81].
Теоретиками
государства и права органы государства
классифицируются и по другим критериям.
Например, по форме реализации государственной
деятельности они подразделяются на
представительные, исполнительно-
Таким
образом, в государственно-
В современном мире разделение властей - характерная черта, признанный атрибут правового демократического государства. Зародилась она еще в трудах античных и средневековых ученых (Аристотель, Полибий, Марсилий Падуанский и др.). Как самостоятельное учение идея разделения властей в демократическом государстве была связана с революциями XVII – XVIII вв. и сформулирована в середине XVIII в. Дж. Локком (Великобритания) и Ш. Монтескье (Франция). Этот принцип рассматривался ими как средство борьбы с концентрацией власти в одних руках и злоупотреблением ей. В дальнейшем этот принцип был закреплён в первых конституциях – США (1787) и Франции (1789) – как важнейший элемент равновесия трёх ветвей власти в государстве и сейчас является важнейшим принципом в механизме власти современного государства [4].
Основные положения теории разделения властей следующие:
Теория разделения властей в государстве призвана обосновать такое устройство государства, которое исключало бы возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще, а ближайшим образом - любым органом государства. Первоначально она была направлена на обоснование ограничения власти короля, а затем стала использоваться как теоретическая и идеологическая база борьбы против всяких форм диктатуры, опасность которой — постоянная общественная реальность.
Конституционные нормы в любом государстве содержат основные принципы государственного управления: разделение властей, правовой статус органов исполнительной, судебной, законодательной власти, порядок их образования, взаимодействия, компетенцию, формы деятельности, виды органов государственной власти. Такой правовой регламентацией обеспечивается управление обществом, основанное на четком согласовании деятельности и взаимодействии властей [15].
Информация о работе Органы законодательной, исполнительной и судебной власти