Органы при Президенте РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 08:56, курсовая работа

Описание работы

Президент (от латинского – сидящий впереди) – выборный глава государства в современных государствах с республиканской формой правления. Он наделён широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступает как своеобразный символ государства и официальный представитель народа. Глава государства призван цементировать государственную власть, обеспечивать конституционным путём разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти.

Содержание

Введение
Глава 1. Становление института Президента в России 6
Глава 2. Порядок избрание, вступление в должность и прекращение полномочий Президента РФ 11
2.1. Выборы Президента РФ 11
2.2. Вступление в должность 21
2.3. Прекращения полномочий Президента РФ 22
Глава 3. Полномочия Главы государства в сфере осуществления законодательно, исполнительной и судебной власти. 29
3.1. Полномочия Президента РФ по формированию государственных органов 36
3.2. Полномочия Президента в области обороны страны и обеспечения её безопасности. 40
3.4. Акты Президента РФ……………………………………………...…….41

Глава 4. Органы при Президенте РФ…………………………...…..46
4.1.Администрация Президента 46
4.2. Совет Безопасности РФ 46

Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Президент РФ.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

Порядок досрочного прекращения полномочий Президента РФ в слу­чае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принад­лежащие ему полномочия не может быть облегченным, упрощенным. При том должна быть исключена возможность превращения данного порядка в способ необоснованного отстранения Президента РФ от должности, а тем более в неконституционный способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий Президента РФ. По смыслу ст. 92 (ч. 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ее статей 10, 78 (ч. 4), 82 (ч. 2), 92 (ч. 1) и 93 (ч. 1) при определении такого порядка надлежит соблюдать принцип баланса и взаимодействия всех ветвей власти.

В соответствии со ст. 92 (ч. 3) Конституции РФ в случае досрочного прекращения исполнения Президентом РФ своих полномочий их исполне­ние до вступления в должность вновь избранного Президента РФ возлагается на Председателя Правительства РФ1.

Анализируя содержание Постановления Конституционного Суда РФ от 11 июля 2000 г., следует признать, что данное Конституционным Судом толкование ч. 2 ст. 92 Конституции не внесло достаточной ясности. Видимо, целесообразно этот вопрос решить законодательным путем — в Федеральном законе «О Президенте Российской Федерации».

 

Отрешение от должности

Президент РФ прекращает исполнение пол­номочий досрочно и в случае отрешения его от должности (ч. 2 ст. 92 Конституции РФ).

Такое решение принимается вопреки воле Прези­дента. Основанием отрешения Президента от должности являются выдвину­тые Государственной Думой обвинения в государственной измене или совер­шении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступле­ния и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленно­го порядка выдвижения обвинения (ч. 1 ст. 93 Конституции РФ).

Отрешение Президента от должности проводится в три этапа.

Первый этап сводится к выдвижению Государственной Думой об­винения в

совершении Президентом тяжкого преступления. Инициатива в принятии такого решения может исходить от группы депутатов Го­сударственной Думы численностью не менее 1/3 от общего числа. Для рас­смотрения данного вопроса _________________________

1Российская газета. 2000. 21 июня

на заседании Государственной Думы требуется заключение специальной

комиссии, образованной самой Государствен­ной Думой. Решение принимается квалифицированным большинством, т.е. двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты.

На втором этапе надлежит получить заключение Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента признаков тяжкого преступления. Кон­ституционный Суд дает заключение о том, что установленный порядок вы­движения обвинения против Президента был соблюден.

Третий этап процедуры отрешения Президента РФ от должности включает принятие Советом Федерации решения по этому вопросу. Решение выносится на основании рассмотрения всех материалов, под­тверждающих правильность решений Государственной Думы, заключений Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. Вопрос считается решенным положительно, если за отрешение проголосует не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации. Однако это решение должно быть принято в течение трех месяцев после выдвижения Госу­дарственной Думой обвинения против Президента. Если решение в указанный срок не будет принято, то обвинения против Президента считают­ся отклоненными (ст. 93 Конституции РФ).

В 1999 г. Государственной Думой была предпринята попытка отрешить от должности Президента Б.Н. Ельцина. Но уже на первом этапе процеду­ры эта попытка потерпела неудачу: при рассмотрении в Государственной Думе за решение о выдвижении обвинения Б.Н. Ельцину проголосовало менее двух третей депутатов.

Но независимо от этого в процессе обсуждения вопросов отрешения Президента от власти всплыли нерешенные в действующем законодатель­стве проблемы, в частности, неурегулированность нормами права проце­дуры предъявления обвинения и дачи заключения Верховным Судом РФ. И это действительно так. Во-первых, не регламентирован вопрос о процес­суальном порядке рассмотрения Верховным Судом РФ признаков преступ­ления в действиях главы государства. Во-вторых, неясно, кто в Верховном Суде должен давать заключение — коллегия, президиум или пленум Вер­ховного Суда. И, в-третьих, при отсутствии нормативных актов, регламен­тирующих эту процедуру, Конституционный Суд РФ просто не может про­верить соблюдение установленного порядка выдвижения обвинения1.

Кроме того, следует признать, что процедура отрешения Президента РФ от власти настолько сложна, что делает почти нереальным само отре­шение от власти. Мы отдаем себе отчет в том, что отрешение от власти Президента — достаточно ответственное решение. И здесь недопустимы легкость и упрощенность процедуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

________________________________

   1Радченко В.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. — Саратов, 2000. С. 102


Глава 3. Полномочия Президента РФ

 

Президент как глава Российского государства взаимодействует со всеми ветвями власти.

Президент взаимодействуя с Федеральным Собранием:

- Президент РФ обладает правом вето на законы принятые Федеральным Собранием. 

-  обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями  о положении в стране, об основных направлениях  внутренней и внешней политики государства;

-  вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

-  вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

-  назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями  палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент взаимодействуя с Государственной Думой:

-  назначает с согласия Государственной Думы  Председателя Правительства РФ;

-  представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка;

-  ставит перед Государственной Думе вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка;

-  назначает выборы  Государственной Думы;

-  распускает Государственную Думу;

-  вносит законопроекты в Государственную Думу;

-  вправе отклонить федеральный закон и возвратить его в Государственную Думу на новое рассмотрение;

Государственная Дума вправе выдвинуть обвинение против Президента  для отрешения его от должности.

Президент взаимодействуя с Советом Федерации:

-  представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности  судей Конституционного Суда, Верховного Суда, высшего арбитражного Суда; а также кандидатуру Генерального прокурора РФ;

-  вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального Прокурора.

-  Совет Федерации может отрешить от должности Президента; утверждает указа Президента о введении военного и чрезвычайного положения.

Президент взаимодействуя с Правительством РФ:

-  принимает решение об отставке Правительства;

-  по предложению председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства  и федеральных министров;

-  имеет право отменять постановления Правительства.

Президент стал главным действующим лицом на политической сцене, а Правительство, хотя и декларировалось самостоятельным конституционным органом, осуществляющим исполнительную власть, превратилось в исполнителя президентских  указаний, полностью зависимого в своей деятельности от усмотрения Президента. В частности, многие экономические и политические преобразования прошли под знаком президентского правотворчества. Президент должен осуществлять свои функции через Правительство, а не за него. «Имеет место дублирование в работе Президента и Правительства».1

Президент во взаимодействии с судебной властью:

_____________________

1Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая j практика. — М., 1996. С. 54.

 

-  представляет Совету Федерации для назначения на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

- самостоятельно назначает судей других федеральных судов;

- вправе обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ.

Конституционный Суд РФ по запросам Совета Федерации дает заключение о соблюдении обвинения Президента  в государственной измене или совершения иного тяжкого преступления.

Президент наделен правом принимать более эффективные меры, влекущие за собой роспуск представительных органов и отрешение от должности высших должностных лиц субъектов РФ и глав местного самоуправления.

В свою очередь, специфика судебной власти позволяет судам оказывать заметное влияние на издание и действие актов Президента. Это выражается в том, что акты, издаваемые Президентом  РФ, являются объектом судебного контроля. 

        Действующая Конституция закрепляет явно недостаточно полномочий за Президентом России в отношениях с субъектами РФ. Обращая внимание на эту особенность, М.В. Баглай пишет: «Полномочия Прези­дента как главы федеративного государства прописаны в Конституции РФ очень скромно, они скорее вытекают из его основных функций как гаранта Конституции».1

Между тем, целый ряд полномочий, например, при чрезвычайном положении, в области внешней политики и т.д., Президент реализует не непосредственно, а через другие государственные органы, относящиеся к законодательной или исполнительной ветвям власти. Следовательно, чис­тота критерия для классификации полномочий не выдерживается, а отсю­да и неизбежность дублирования.

Если обратиться к монографии Л. А. Окунькова, в которой исследуется ______________

1Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. — М., 1999. С. 414.

правовой статус Президента России, то мы увидим, что автор в полномочия

Президент включает те его права и обязанности, которые закреплены в различных сферах его деятельности (в области кадровой политики, обо­роны и обеспечения безопасности страны, в области внешней политики и т.п.), и не включает в полномочия Президента РФ те его права и обязанно­сти, которые реализуются через взаимодействие Президента РФ с другими государственными органами, представляющими все ветви власти — Феде­ральное Собрание, Правительство РФ, суды.

Такой подход Л. А. Окунькова с методологиче­ских позиций более правильный, ибо в основе его лежит единый критерий классификации — сфера деятельности Президента, а не государственные органы, через которые он реализует свои полномочия. Но при таком под­ходе и при отсутствии научных исследований всего комплекса полномочий Президента многие его полномочия, которые реализуются им посредством взаимодействия с государственными органами всех ветвей власти, могут остаться за пределами нашего внимания, что искусственно и неоправдан­но сузит объем полномочий Президента.

Во избежание этого мы сознательно пойдем на то, чтобы при изложе­нии полномочий Президента РФ исходить не из одного, а двух критериев их классификации: а) по направлениям деятельности и б) по сферам взаи­модействия Президента РФ с государственными органами всех ветвей го­сударственной власти. Это повлечет за собой некоторые повторения, но при таком подходе они неизбежны.

Президент России как глава государства наряду с традиционными представительскими функциями  призван выполнять ответственную задачу по определению основных направлений внут­ренней и внешней политики нашей страны, по обеспечению реализации этого курса. В литературе справедливо подмечено, что в отличие от тех глав зарубежных государств, которые «царствуют, но не управляют», в России Президент не только конституционный глава государства, но и центральное действующее лицо в его политической жизни1.

Особое место Президента как главы государства подчеркивается его функцией гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции).

Каждый из органов (институтов) государственной власти в рамках сво­ей компетенции обязан выполнять функции, которые направлены на реа­лизацию Конституции, на защиту прав и свобод личности. Однако каждый из них лишь частично обеспечивает действие Конституции. Только перед Президентом ставится задача охранять устойчивость государства в целом, его суверенитет и государственную целостность, только при этих услови­ях все иные органы государственной власти и должностные лица могут иметь возможность осуществлять свои полномочия в нормальном консти­туционном режиме.

Для Президента обеспечение выполнения Конституции как на­правление деятельности имеет приоритетное значение. Главное на­значение Президента как гаранта Конституции — принимать все необходимые меры по обеспечению защиты конституционных прав граждан, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Деятельность Президента нацелена на создание необходимых условий для упрочения консти­туционного строя, незамедлительного устранения нарушений Кон­ституции.

Информация о работе Органы при Президенте РФ