Органы местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:40, реферат

Описание работы

Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществление народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Содержание

1.СУЩНОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие и сущность органов местного самоуправления
1.2. Структура органов местного самоуправления
2.СТРУКТУРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
2.1.Структура и функции представительного органа муниципального образования в системе органов местного самоуправления
2.2 .Организационно-правовой статус главы муниципального образования
2.3.Местная администрация. Глава администрации как руководитель аппарата
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Работа содержит 1 файл

Органы местного самоупраления.docx

— 53.97 Кб (Скачать)

     а) отрешение от должности должностными лицами государственной власти;

     б) признание судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

     в) признание судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

     г) вступление в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;

     д) прекращение гражданства Российской Федерации, прекращение гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

     е) отзыв избирателями;

     ж) установленная в судебном порядке стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;

     з) досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования, если глава муниципального образования был избран из состава данного органа.

     Список  оснований для досрочного прекращения  полномочий главы муниципального образования  является исчерпывающим и не может  быть изменен (дополнен или сокращен) в законах субъекта Российской Федерации  о местном самоуправлении и в  уставах муниципальных образований17.

     Данная  фигура является значимой для организации  местного самоуправления, являясь носителем  власти на местном уровне, он занимает особое место в системе органов местного самоуправления, так как является высшим должностным лицом, кроме того, зачастую являясь жителем данного муниципального образования, представляет и защищает интересы жителей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.3 Местная администрация

Глава администрации как  руководитель аппарата

     Закон (ст. 37) определяет местную администрацию как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, возглавляемый главой местной администрации на принципах единоначалия. Местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

     Принцип единоначалия в деятельности главы местной администрации означает, что он самостоятельно решает следующие вопросы18:

     а) непосредственно руководит органами и структурными подразделениями местной администрации либо назначает руководителей данных подразделений;

     б) издает распоряжения по вопросам организации работы местной администрации;

     в) определяет структуру местной администрации, которая затем утверждается представительным органом муниципального образования;

     г) определяет штаты и численность местной администрации;

     д) несет персональную ответственность за деятельность местной администрации.

     Согласно  уставам муниципальных образований  органы управления и иные структурные  подразделения администрации города находятся в подчинении главы  города, а их руководители подотчетны ему и ответственны перед ним.

     Закон (ст. 37) определяет, какое должностное  лицо может осуществлять полномочия главы местной администрации: глава муниципального образования, избранный на муниципальных выборах, или лицо, назначенное по контракту, заключаемому по результатам конкурса, на срок, установленный уставом муниципального образования.

     В соответствии с законом (ст. 37) контракт, предусматривающий исполнение обязанностей главы местной администрации, подлежит утверждению представительным органом муниципального образования. Такой контракт имеет все черты трудового договора и предусматривает особенности, обусловленные статусом главы администрации муниципального образования.

     Закон закрепляет, что законами субъектов  Российской Федерации определяются обязательные положения контракта  для глав муниципальных районов  и городских округов, связанные  с осуществлением отдельных государственных  полномочий, передаваемых органам местного самоуправления.

     Закон (ст. 37) устанавливает общие условия проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации. Так, при проведении конкурса представительный орган муниципального образования решает следующие вопросы:

  1. определяет порядок проведения конкурса (принимая положение о конкурсе на замещение должности главы местной администрации);
  2. устанавливает состав конкурсной комиссии;
  3. назначает членов конкурсной комиссии;
  4. выбирает лицо на должность главы местной администрации из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса;
  5. утверждает условия контракта главы администрации;
  6. утверждает структуру местной администрации по представлению главы местной администрации;
  7. вправе выступать инициатором расторжения контракта с главой местной администрации.

     Соответственно, в муниципальном образовании, уставом  которого предусмотрено назначение главы администрации, будет наблюдаться  некоторое преобладание представительной власти над исполнительной властью.

     В соответствии с законом (ст. 37) представительный орган муниципального образования назначает лицо на должность главы местной администрации из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, т. е. выбирает лучшую кандидатуру. Глава муниципального образования заключает контракт с главой местной администрации, т. е. подписывает контракт с лицом, утвержденным представительным органом муниципального образования.

     В контракте определены основные полномочия, права, обязанности, гарантии главы  местной администрации.

     Закон (ст. 37) также определяет структуру  местной администрации, которая  утверждается представительным органом  муниципального образования по представлению  главы местной администрации. Под  структурой местной администрации  в данном случае понимается внутреннее строение органа, поделенного на отраслевые (функциональные) и территориальные  подразделения.

     Устав муниципального образования определяет структуру администрации города не только как перечень структурных  подразделений, но и как схему  подчиненности, т. е. распределения  полномочий по общему руководству структурными подразделениями между высшими  должностными лицами администрации  города.

     Структура местной администрации состоит, как правило, из следующих элементов19:

  1. руководящее звено (глава местной администрации и его заместители);
  2. аппарат местной администрации, состоящий из отделов и лиц, оказывающих содействие руководителям;
  3. функционально-отраслевое звено (департаменты, управления, комитеты, отделы);
  4. территориальное звено (территориальные структурные единицы местной администрации).

     Аппарат администрации — элемент структуры местной администрации, состоящий из структурных подразделений и должностных лиц, обеспечивающих работу руководителей администрации. Как правило, в аппарат местной администрации входят общий отдел, организационный отдел, управление делами, экономический отдел, юридический отдел, информационно-аналитический отдел, пресс-служба (или пресс-секретарь), приемная, секретариат, технический отдел и т. п.

     Управления  местной администрации — это относительно самостоятельные исполнительные органы местного самоуправления, обеспечивающие отдельные направления деятельности местной администрации в муниципальном образовании. Управления, как правило, являются юридическими лицами и имеют свою компетенцию, вправе издавать акты управления. В структуре местной администрации, как правило, функционируют следующие управления: управление организационно-контрольной работы, управление здравоохранения, управление культуры, управление образования, управление по делам физической культуры и спорта, управление архитектуры и градостроительства и т. п.

     Роль  исполнительных органов местного самоуправления исключительно велика, так как  эти органы осуществляют организационно-управленческие и исполнительно-распорядительные функции, направленные на исполнение нормативных  актов и собственной компетенции. Кроме того, исполнение каких-либо функций  является приоритетным для населения. Население муниципального образования  заинтересованно в исполнении и  решении вопросов местного значения. Зачастую от эффективности деятельности органов местной администрации  зависит доверие ко всей системе  органов местного самоуправления в  муниципальном образовании. Таким  образом, если глава муниципального образования это больше «представитель муниципального образования», то местная  администрация «хозяйственник», от деятельности которого зависит положение  дел в данном муниципальном образовании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Рассматривая  вопрос о компетенции органов  местного самоуправления необходимо отталкиваться  от общей цели существования местного самоуправления. Цель создания местного самоуправления - уход от централизации  власти в государстве. Если в государстве  такая централизация доведена до максимума, то убивается всякое творчество на местах и, в конце концов, власть сводиться к творчеству главы государства, что является прямым путем к тоталитаризму. Создание еще одного не подчиненного государственной власти уровня управления, в котором участвуют граждане, как раз развивает творчество населения в области управления.

     Органы  местного самоуправления - выборные и  другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов  государственной власти.

     Определенная  самостоятельность в решении  вопросов местного значения, составляющая, необходимый признак местного самоуправления, не может существовать вне единой государственной экономической, социальной, идеологической и другой политики. Местное самоуправление не может  находиться вне системы государственно-властных отношений и быть абсолютно независимым  от государства. Многие объективные  тенденции, свойственные современному положению местного самоуправления в государственном механизме, свидетельствуют  об общих для демократических  государств принципах: децентрализации управления, самоорганизации граждан, законности, осуществления публично-властных полномочий на уровне, позволяющем достичь наибольшей их эффективности.  

     В результате анализа действующего законодательства можно сделать вывод о неудачной  регламентации компетенции местного самоуправления на федеральном уровне. Дело в том, что в Федеральном  законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляются лишь предметы ведения муниципальных образований, а полномочия органов местного самоуправления закреплены в серьезно устаревшем законе РФ 1991 г. «О  местном самоуправлении в Российской Федерации». Не вносят должной ясности в этот вопрос и отраслевые нормативные правовые акты, наделяющие органы местного самоуправления  все новыми полномочиями в разных отраслях и сферах, поскольку полномочия эти они устанавливают применительно к органам местного самоуправления вообще, а не тому или иному их уровню конкретно. Органы же местного самоуправления не могут сами себе устанавливать полномочия,   даже если в обшей форме предметы их ведения определены.

Закрепляя принципиальные положения делегирования  отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления (наличие  закона, передача средств, контроль государства  за реализацией полномочий), действующее  законодательство практически не определяет механизм правового регулирования  отношений, возникающих при реализации этих государственных полномочий. Во-первых, при делегировании полномочий другие органы получают такие правотворческие  права и обязанности, которых  у них ранее не было; во-вторых, делегирующий полномочия орган не теряет своей компетенции на издание  нормативных правовых актов по данному  кругу вопросов.

     Если  полномочия передаются законом, то сила правоприменительных актов органов  местного самоуправления не может быть приравнена к силе закона. Поэтому  формирование механизма регулирования  отношений, складывающихся при наделении  органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должно основываться на следующих принципиальных положениях. Во-первых, в законе о  наделении органов местного самоуправления полномочиями должно содержаться поручение  им издавать правоприменительные акты; во-вторых, форма этих актов не может быть иной, кроме той, что указана в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (решения представительных органов, постановления и распоряжения глав муниципальных образований); в-третьих, юридическая сила правоприменительных актов не может быть приравнена к силе закона; в-четвертых, органы государственной власти с передачей полномочий не теряют права издания по этим вопросам своих нормативных правовых актов; в-пятых, органы местного самоуправления, получив право издания актов по вопросам, связанным с переданными им полномочиями, не могут вносить изменения в акты Российской Федерации и ее субъектов, принятые ранее по этим вопросам в порядке текущего правового регулирования; в-шестых, следует закрепить за органами местного самоуправления право вносить в установленном порядке предложения с законодательной инициативой (на уровне субъекта Федерации) по вопросам применения либо принятия нового законодательного акта в сфере переданных им государственных полномочий.

Информация о работе Органы местного самоуправления