Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:40, реферат
Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществление народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
1.СУЩНОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие и сущность органов местного самоуправления
1.2. Структура органов местного самоуправления
2.СТРУКТУРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
2.1.Структура и функции представительного органа муниципального образования в системе органов местного самоуправления
2.2 .Организационно-правовой статус главы муниципального образования
2.3.Местная администрация. Глава администрации как руководитель аппарата
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Кроме приведенного выше перечня исключительных полномочий представительный орган муниципального образования также осуществляет иные полномочия, которые закрепляются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральным законодательством.
Уставы муниципальных образований к иным полномочиям городской думы, как правило, относят13:
Структура представительного органа местного самоуправления — внутреннее строение органа, которое по законодательству определяется населением муниципального образования самостоятельно. К структурным элементам представительного органа местного самоуправления, как правило, относятся14:
Председатель организует работу представительного органа: созывает и ведет заседания; контролирует и обеспечивает выполнение регламента; подписывает решения, протоколы заседаний; организует выполнение решений представительного органа; координирует деятельность постоянных и иных комиссий; решает иные вопросы, которые ему могут быть поручены представительным органом или возложены действующим законодательством.
Постоянные комиссии как функционально-отраслевое структурное подразделение представительного органа местного самоуправления занимают особое место в структуре органа. К задачам постоянных комиссий представительного органа местного самоуправления относятся следующие вопросы:
а) разработка предложений для рассмотрения на заседаниях представительного органа;
б) подготовка заключений и проектов решений по вопросам ведения представительного органа;
в) содействие органам местного самоуправления и депутатам в их работе по осуществлению решений представительного органа;
г) контроль в пределах полномочий представительного органа за деятельностью городской администрации, ее структурных территориальных подразделений, а также за работой предприятий, учреждений и организаций по выполнению решений представительного органа.
Рабочий аппарат состоит из отделов и лиц, оказывающих содействие работе представительного органа. Как правило, в него входят общий отдел, организационный отдел, юридическая служба, аналитическая служба, отдел по работе с избирателями и т. п.
В соответствии законом (ст. 35) расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой.
Законодатель предусмотрел запрет на управление и распоряжение представительным органом или отдельными депутатами, в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения. Исполнение местного бюджета относится к компетенции местной администрации, и вмешательство в данный процесс представительных органов муниципального образования не допускается. Депутаты представительного органа могут распоряжаться только средствами, направленными на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования.
Полномочия представительного органа муниципального образования по общему правилу прекращаются с истечением срока полномочий. Закон (ст. 35) содержит перечень случаев, в которых полномочия представительного органа муниципального образования могут быть прекращены досрочно:
Следует отметить, что закон 2003 г. содержит закрытый перечень оснований досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, который не может быть самостоятельно расширен или сужен органами местного самоуправления.
Таким образом, представительный орган является обязательным элементом в системе органов местного самоуправления. Данный орган в процессе взаимодействия с другими органами реализует принципы, заложенные в законодательстве, а именно, реализуется принцип сдержек и противовесов в системе органов местного самоуправления; представительный орган позволяет учитывать мнение населения. В общем и целом представительный орган напоминает представительные органы субъектов РФ и самой Российской Федерации. А именно, черты данного органа имеют сходство с функциями представительного органа РФ и субъекта РФ (избираемость, положение среди других органов власти своего уровня). С другой стороны, имеются существенные отличия, - предметы ведения представительного органа местного самоуправления существенно ограничены по сравнению с органами субъекта РФ и Российской Федерации. Это, на мой взгляд, обусловлено тем что нет смысла давать широкие полномочия вниз, кроме того, должен соблюдаться принцип субординации (хоть и не входят органы местного самоуправления в структуру органов государственной власти, они не должны быть полностью независимыми). Осуществляя управленческую деятельность, представительный орган тесно взаимодействует с исполнительными и иными органами местного самоуправления.
Правовой
статус — сложная юридическая
категория, включающая в себя права,
обязанности и ответственность
высшего должностного лица местного
самоуправления. В соответствии с
законом (ст. 34) в каждом муниципальном
образовании уставом
В Уставе г. Саратова15 полномочия главы города начинаются со дня его избрания городской думой и прекращаются во второе воскресенье марта года, в котором истекает его срок полномочий, а в случае, предусмотренном федеральным законом, — во второе воскресенье октября года, в котором истекает его срок полномочий. Глава города не позднее, чем на пятнадцатый день со дня официального опубликования решения городской думы об избрании на должность принимает присягу. Согласно требованиям закона 2003 г. полномочия главы муниципального образования должны быть закреплены в уставе муниципального образования.
Закон (ст. 36) вводит принцип разделения властей на местном уровне. Согласно этому принципу глава муниципального образования:
3)
в случае избрания
В соответствии с законом (ст. 36) структуру и порядок формирования органов местного самоуправления должен определять устав муниципального образования. Таким образом, именно в уставе муниципального образования определяется, какой именно орган возглавляет глава муниципального образования — представительный или исполнительный.
Согласно закону (ст. 36) в сельских поселениях допускается совмещение полномочий председателя представительного органа местного самоуправления и главы местной администрации. Данное совмещение, естественно, должно быть предусмотрено уставом данного муниципального образования. Очевидно, что в небольших сельских поселениях нецелесообразно содержать крупный аппарат органов местного самоуправления, хотя бы из экономии средств местного бюджета.
Согласно закону (ст. 36) независимо от способа избрания и того, какой орган (представительный или исполнительный) он возглавляет, глава муниципального образования обладает следующими полномочиями16:
Уставы
муниципальных образований
Закон (ст. 36) приводит норму о подотчетности главы муниципального образования населению и представительному органу муниципального образования, которая также содержится и в действующем законе о местном самоуправлении. Отчетность часто расценивают в качестве одного из способов контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, в том числе и главы муниципального образования. Следует отметить, что закон 2003 г. не закрепил каких-либо конкретных правил порядка осуществления населением контроля за деятельностью главы муниципального образования, оставив решение данного вопроса на усмотрение муниципальных образований.
Полномочия главы муниципального образования по общему правилу прекращаются с истечением срока его полномочий, т. е. со дня избрания нового главы муниципального образования. Вместе с тем возможно прекращение полномочий главы муниципального образования и раньше определенного срока.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 36) устанавливает основания для досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, которые условно можно разделить на два основных вида:
1. Случаи, предусматривающие инициативу самого главы муниципального образования (досрочное прекращение полномочий):
а) смерть;
б) отставка по собственному желанию;
в) выезд за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства.
2. Случаи, которые возникают помимо воли и желания главы муниципального образования (отрешение от должности):