Органы местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:40, реферат

Описание работы

Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществление народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Содержание

1.СУЩНОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие и сущность органов местного самоуправления
1.2. Структура органов местного самоуправления
2.СТРУКТУРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
2.1.Структура и функции представительного органа муниципального образования в системе органов местного самоуправления
2.2 .Организационно-правовой статус главы муниципального образования
2.3.Местная администрация. Глава администрации как руководитель аппарата
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Работа содержит 1 файл

Органы местного самоупраления.docx

— 53.97 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ

1.СУЩНОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1.1. Понятие и сущность органов местного самоуправления

1.2. Структура органов местного самоуправления

2.СТРУКТУРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

2.1.Структура и функции представительного органа муниципального образования в системе органов местного самоуправления 

2.2 .Организационно-правовой статус главы муниципального образования

2.3.Местная администрация. Глава администрации как руководитель аппарата

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.СУЩНОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

  1. Понятие и сущность органов местного самоуправления

     По  действующему федеральному законодательству (Конституция РФ, ФЗ № 131 «Об общих  принципах организации местного самоуправления в РФ»), наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных  образований является обязательным.

     Обращаясь к понятию местного самоуправления, в первую очередь необходимо определить, что представляет собой местное самоуправление, какой характер оно носит в современном Российском государстве.

     Согласно  закону, непосредственно регламентирующего  местное самоуправление в РФ, местное  самоуправление составляет одну из основ  конституционного строя РФ, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ.1

     Местное самоуправление в Российской Федерации  — форма осуществление народом  своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных  федеральными законами, - законами субъектов  РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения  с учетом исторических и иных местных  традиций2.

     Профессор А.А. Подсумкова дает в словаре следующее толкование понятия органов местного самоуправления3:

     Органы  местного самоуправления – это выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

     Выделение органов местного самоуправления из системы органов государственной  власти означает их структурно-организационное  обособление, но не функциональное. ОМСУ самостоятельны лишь в пределах полномочий, определенных органами государственной власти.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. 2.Структура органов местного самоуправления.

     ФЗ  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ4» дает перечень органов местного самоуправления, которые закреплены в статье 34 главы 6 настоящего закона.

     Согласно  данной статье, структуру органов  местного самоуправления составляют:

  • представительный орган муниципального образования,
  • глава муниципального образования,
  • местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) муниципального образования,
  • контрольный орган муниципального образования,
  • иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

     В законе установлен перечень обязательных органов входящих в структуру  местного самоуправления, которые в  обязательном порядке должны быть в  муниципальном образовании. Таковыми являются:

  • представительный орган муниципального образования,
  • глава муниципального образования,
  • местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) муниципального образования.

     Данный  закон хоть и устанавливает обязательный перечень органов, которые должно иметь  каждое муниципальное образование, но и не ограничивает перечень органов  и должностных лиц, которые могут  иметь в своей структуре органы местного самоуправления.

     Уставы  ряда муниципальных образований  содержит следующую структуру органов местного самоуправления5:

     1) городская дума — представительный орган;

     2) администрация города — исполнительно-распорядительный орган;

     3) контрольно-счетная палата — контрольный орган;

     4) глава города, который является председателем городской думы, — высшее должностное лицо.

     Для малочисленных сельских поселений  закон предусматривает возможность  совмещения функций главы муниципального образования, главы исполнительно-распорядительного  органа и председателя представительного  органа муниципального образования, что  позволит сэкономить средства местного бюджета на содержание аппарата. Данная структура органов местного самоуправления, должна быть закреплена в уставе муниципального образования.

     Согласно  данному закону уставом муниципального образования определяются такие  организационные вопросы, как:

     а) порядок формирования органов местного самоуправления;

     б) компетенция органов местного самоуправления;

     в) срок полномочий органов местного самоуправления;

     г) формы подотчетности и подконтрольности органов местного самоуправления;

     д) иные вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления.

     Число создаваемых органов местного самоуправления, их структура и объем компетенции  различаются, как правило, в зависимости  от следующих факторов: 1) типа муниципального образования; 2) численности жителей  муниципального образования; 3) возможностей социально-экономического развития муниципального образования; 4) исторических и иных местных традиций; 5) национальных обычаев; 6) политических интересов; 7) других особенностей.

     В настоящее время наименования органов  местного самоуправления весьма различны. В зависимости от исторических, национальных и иных местных традиций представительный орган местного самоуправления может называться дума, совет, муниципальный совет, сход, собрание представителей, рада, курултай, хурал, джирге, круге и т. п. Исполнительный орган местного самоуправления также может иметь различные наименования: администрация, мэрия, управа, префектура и т. п6.

     Закон (в ст. 34) устанавливает порядок определения структуры органов местного самоуправления в случае создания новых муниципальных образований и в случае их преобразования. В данном случае закон 2003 г. закрепляет два способа определения структуры органов местного самоуправления:

  • непосредственно: населением на местном референдуме, а в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек — на сходе граждан;
  • опосредованно: представительным органом муниципального образования.

     Установленная структура должна быть закреплена в  уставе муниципального образования, в  нем же должны отражаться и любые  изменения в структуре органов  местного самоуправления.

     Согласно  закону (ст. 34) местный референдум или  сход граждан по вопросу определения  структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования проводится при наличии  инициативы жителей этого образования. Такая инициатива должна поступить  в течение одного месяца со дня  вступления в силу закона субъекта Российской Федерации об установлении границ вновь образуемого муниципального образования, и с ней должна выступить группа жителей, обладающих избирательным правом численностью не менее 3 процентов от общего числа жителей образуемого муниципального образования, обладающих таким правом7.

     Органы  местного самоуправления взаимосвязаны  между собой и представляют единую систему, в которой по закону 2003 г. реализован принцип разделения властей.

 

    2.СТРУКТУРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 

    2.1 Структура и функции  представительного  органа муниципального  образования в  системе органов  местного самоуправления 

     В связи с невозможностью осуществлять процесс принятия решений непосредственно  всеми жителями возникла потребность  во введении института представительства.

     Представительный  орган местного самоуправления — это орган, избранный населением муниципального образования, обладающий правом представлять его интересы и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования8.

     Действующее законодательство устанавливает, что  в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек, представительный орган не формируется, а его функции осуществляются сходом граждан.

     Законодатель  определил возможность закрепления двух способов формирования представительного органа муниципального района:

  • может избираться на муниципальных выборах;
  • может состоять из глав поселений и депутатов представительных органов поселений, входящих в состав муниципального района.

     Комментарии к действующему законодательству подчеркивают, что минимальная численность депутатов представительных органов поселений, в том числе городских округов, представлена следующим образом9:

  • на численность жителей менее 1000 человек — 7 депутатов и более;
  • на численность жителей от 1000 до 10 000 человек — 10 депутатов и более;
  • на численность жителей от 10 000 до 30 000 человек — 15 депутатов и более;
  • на численность жителей от 30 000 до 100 000 человек — 20 депутатов и более;
  • на численность жителей от 100 000 до 500 000 человек — 25 депутатов и более;
  • на численность жителей свыше 500 000 человек — 35 депутатов и более.

     Следует отметить, что закон 1995 г. не регламентировал  численность депутатов представительных органов муниципальных образований, устанавливая, что она определяется уставами муниципальных образований. До настоящего времени численность  депутатов представительных органов  местного самоуправления зависела от размера муниципального образования  и составляла от 5 до 60 человек10.

     Представительный  орган муниципального образования  обладает правами юридического лица и за ним закрепляется перечень вопросов исключительной компетенции представительного  органа муниципального образования11. Вопросы исключительного ведения представительного органа — это вопросы, не требующие проведения референдумов, вопросов общественного мнения, публичных обсуждений в средствах массовой информации, на собраниях и сходах граждан и которые вправе решать только представительные органы местного самоуправления и не вправе решать никакой иной орган, именно эти вопросы определяют ведущую роль представительного органа в системе органов местного самоуправления. В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся следующие вопросы:

  • Принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.
  • Утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.
  • Установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
  • Принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении.
  • Определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
  • Определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.
  • Определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества.
  • Определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления.
  • Контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения12.

Информация о работе Органы местного самоуправления