Органы государства: понятие, признаки, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:48, реферат

Описание работы

Государственный орган — это относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления определенного вида государственной деятельности, наделенное для этого соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………………………………2
2. Органы государства: понятие, признаки, виды………………………………………………5
3. Классификация государственных органов……………………………………………………8
4.Глава государства ………………………………………………………………………………10
5.Исполнительные органы государства…………………………………………………………12
6. Правительство………………………………………………………………………………….13
7.Законодательная власть ………………………………………………………………………..15
8.Судебная власть………………………………………………………………………………....19
9.Заключение………………………………………………………………………………………22
9. Используемая литература……………………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 50.98 Кб (Скачать)

Полномочия монарха зависят  от формы правления государства.

Вся  полнота государственной  власти сосредотачивается в руках  монарха при абсолютной монархии. Он сам издает законы, может непосредственно  руководить административной деятельностью  или назначать для этого  правительство,  вершит  высший суд. Фактически никаких  ограничений его власти нет.

В конституционной (дуалистической) монархии полномочия монарха в отличие  от предыдущего случая ограничены законом (Конституцией).

Исполнительная власть здесь принадлежит  монарху, который может осуществлять ее сам или через назначаемое  им правительство. Монарх подбирает  и назначает министров, возглавляя правительство (правда всегда имеется  пост премьер-министра).

Правительство за  свою  деятельность несет полную ответственность перед  монархом.

В странах с парламентской монархией  глава государства, как правило, лишен возможности действовать  самостоятельно, и все исходящие  от него акты  обычно  подготавливаются  правительством и  контрассигнуются  (скрепляются)  его  главой  или  соответствующим министром, без  чего не имеют юридической силы. Глава государства формально  наделен широкими полномочиями, но на деле не имеет почти никакой власти. Монарх при данной форме правления «царствует,  но не правит». Он подписывает (и не может отказаться от этого) все акты, которые ему передают парламент и правительство.

Президент — глава исполнительной власти, обладающий широкими административными полномочиями в отношении своего правительственного аппарата.

Президент служит носителем и гарантом государственного суверенитета. Его полномочия распространяются на все сферы внутренней и внешней государственной деятельности

Президент является главой государства  в большинстве современных государств. Он избирается либо населением, либо парламентом, либо путем особой избирательной  процедуры.

Президент в большинстве случаев  обладает возможностью формировать  совещательный орган (правительство) и включать в него по своему желанию  тех или иных руководителей министерств  и ведомств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Исполнительные органы государства

Понятие и функции исполнительной власти. В соответствии с конституционным принципом разделения властей исполнительная власть является самостоятельной и независимой ветвью государственной власти. Ее основное назначение - организация практического исполнения Конституции и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направляемой на удовлетворение публичных (общественных) интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Содержание исполнительной власти составляет исполнительно-распорядительная деятельность по непосредственному  управлению всеми общественно значимыми  сторонами жизни государства. Эта  деятельность является подзаконной: она  должна осуществляться только на основе и во исполнение законов. Реализуя веления  законов, исполнительная власть имеет  возможность осуществлять определенные действия по собственной инициативе, т.е. распоряжаться. Исходя из конкретных ситуаций и требований законов, она  может обязывать путем одностороннего властного волеизъявления к совершению определенных действий и применять  административное принуждение. Отсюда исполнительная власть - это власть, которая не только исполняет законы, но и распоряжается в пределах предоставленных ей законом полномочий. Основными формами этой исполнительно-распорядительной деятельности являются:

1. издание правовых актов управления использование распорядительных и контрольных полномочий;

2. заключение административных договоров;

3. проведение организационных мероприятий.  

В рамках федеральных органов исполнительной власти можно выделить два уровня, которые включают:

руководящие органы (Президент РФ, Правительство РФ) и;

органы государственной администрации (министерства и иные ведомства).

Государственная администрация представляет собой административный аппарат, непосредственно  реализующий государственную политику, цели и приоритеты, определяемые в  решениях руководящих органов исполнительной власти в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательство.

6.Правительство Российской Федерации

Широкие полномочия Президента РФ в  сфере исполнительной власти не означает, что Правительство РФ обезличено. В пределах своей компетенции, определенной Конституцией РФ и федеральными законами оно также осуществляет руководство  системой исполнительной власти, самостоятельно решает отнесение к его ведению  вопросы и несет полную ответственность  за свои действия. Ст. 110 Конституции  устанавливает, что исполнительную власть РФ осуществляет Правительство  РФ, а ст. 1 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г 4. определяет его  как коллегиальный орган, возглавляющий  единую систему исполнительной власти в РФ. Федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Правительства  РФ, за исключением случаев обеспечения  конституционных полномочий Президента РФ либо подведомственности Президенту в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Правительство осуществляет руководство  министерствами и ведомствами действующими, прежде всего, в экономической и социально-культурных сферах. Оно полностью отвечает за формирование, реализацию и результаты деятельности исполнительной власти в этих сферах. В то же время Президент непосредственно руководит государственной администрацией, осуществляющей управление в таких сферах, как оборона, безопасность, внутренние дела, иностранные дела, предотвращение чрезвычайных ситуаций и ликвидация последствий стихийных бедствий. Правительство вправе лишь координировать деятельность этих органов. Истоки такого разграничения руководящих полномочий Президента и Правительства заложены в ст. ст. 80, 83, 86, 87, 88 Конституции РФ и закреплены ст. 32 закона "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г . Таким образом, в России, как и во многих других полупрезидентских республиках, существует дуализм (двойственность) в руководстве исполнительной властью, которое осуществляют как Президент, так и Правительство. Этот дуализм проявляется также в порядке назначения должностных лиц федеральных исполнительных органов. Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности всех должностных лиц государственной администрации, назначение которых остается за пределами полномочий Президента. К ним относятся заместители федеральных министров, руководители федеральных органов исполнительной власти, не являющиеся министрами, их заместители, руководители органов и организаций при Правительстве РФ, члены коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Законодательный орган

            Законодательная (представительная) власть — это делегированная народом

своим представителям государственная  власть, реализуемая коллегиально  путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля  над  аппаратом исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере.

      Как видно  из определения,  законодательные   органы  формируются  путем избрания их населением страны, действуют от его имени и  ответственны  перед ним.

      Законодательная   власть,  исходя  из  принципа   разделения   властей, является наиболее важной, и ее органы занимают  главенствующее  положение  в механизме  государства.  Она  устанавливает   общеобязательные   требования, которые исполнительная власть должна проводить  в  жизнь  и  которые  служат законодательной основой для деятельности судебной  власти.

      Общегосударственный  представительный  орган  может  иметь   различные названия, (в России — Федеральное Собрание, в Испании — Кортесы, в Польше  - Сейм, в Дании  Фолькетинг, Альтинг — в Исландии, Конгресс — в США, в  Швеции —  Риксдаг  и  так  далее),   но  за  ним  утвердилось  обобщенное  название “парламент” (фр. раг1ег — «говорить»).

      Современный  парламент – это высший орган  народного  представительства, выражающий  суверенную  волю  народа,  призванный   регулировать   важнейшие общественные   отношения   главным   образом   путем    принятия    законов, осуществляющий контроль над деятельностью органов  исполнительной  власти  и высших должностных лиц.

      Парламент,  как правило, включает в себя  две палаты: верхнюю и  нижнюю. Однако существуют и однопалатные парламенты,  которые  в  большинстве  своем образованы в государствах с однородным национальным составом  населения  или небольших по территории (Дания, Финляндия, Польша).

      Под   парламентом   обычно   понимают   однопалатное   представительное учреждение или нижнюю палату двухпалатного парламента,  хотя  с  юридической позиции это понятие гораздо сложнее.

       Руководит  парламентом председатель, который  представляет парламент во взаимоотношениях  с  другими  органами,  руководит  прениями,  голосованием, координирует работу внутри парламентских органов и т.д.

      Двухпалатная  структура  парламента  позволяет   предотвратить  принятие поспешных решений нижней  палатой.  Как  правило,  срок  полномочий  верхней палаты  более  длителен,  чем  нижней,  ее  депутаты  имеют  более   высокий возрастной ценз, она реже обновляется  и  формируется  на  основе  косвенных (непрямых) выборов. В большинстве стран досрочному роспуску подлежат  только нижние палаты.

      Палаты  парламента имеют разные  названия,  поэтому  для  обобщения   их принято называть верхней  и  нижней.  При  этом  нижняя  палата  состоит  из депутатов, избранных населением, а верхняя  —  из  представителей  субъектов федерации Верхняя, как правило, обладает меньшими полномочиями, чем  нижняя.

Она может быть либо “слабой”, когда она  не  в  состоянии  воспрепятствовать ему, а только лишь отсрочить принятие  решения  нижней  палатой  парламента, поскольку ее вето может быть преодолено  последней,  либо  “сильной”,  когда без ее решения закон не может быть принят.

      При парламентах  и каждой палате  образуются  и  действуют  постоянные, временные  и  смешанные  комитеты  и  комиссии,  которые  осуществляют  свою деятельность  по  различным  направлениям:   бюджетно-финансовая   политика, международные  дела,  здравоохранение,   социальная   политика,   борьба   с преступностью,  оборона   страны   и   др.   Они   могут   обладать   правом законодательной  инициативы,  контроля  над   правительством   и   аппаратом государственного управления.

      Порядок   работы  парламента,  как  и   других  высших   государственных органов,  определяется  его  регламентом,  в  котором   также   закрепляются основные  стадии  законодательного  процесса:  законодательная   инициатива, обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях и  в  комиссиях,  принятие, утверждение и опубликование.

      Основной  целью  законодательной  власти  является  издание   законов. Однако,  это  не  единственная   ее   цель.   Не   менее   важной   функцией законодательной власти является  финансовая,  которая  реализуется  в  праве ежегодно утверждать государственный бюджет страны, а  так  же  устанавливать налоги.

      В  области  внешней  политики  парламент   ратифицирует   (утверждает) международные договоры или дает согласие президенту на их  ратификацию  (при ратификации нельзя вносить поправки в договор, можно лишь  утвердить  его  в целом  или  отказаться  сделать  это),  решает   вопрос   об   использовании вооруженных сил за пределами страны, а  так  же  об  импичменте  президента, т.е. отрешении его от должности, выносит решение о предании  министров  суду и т.п. Он наделен правом решать вопросы,  относящиеся к основам правового положения группы лиц: только он может объявлять амнистию.

      Существует  и ряд «распорядительных» функций,  связанных с формированием высших исполнительных и судебных  органов,  а  так  же   осуществлением  ими контроля над работой  правительства,  иных  должностных  лиц  исполнительной власти.

      Контроль  над  исполнительной  властью   парламент  осуществляет  самыми разнообразными методами. Он участвует  в  назначении  различных  должностных лиц и органов исполнительной  власти.  Парламент,  если  это  входит  в  его компетенцию, назначает главу государства (в парламентарных республиках).

      В  зависимости   от  формы  государственного  правления   парламент   в различной степени может оказывать влияние на структуру, персональный  состав и характер деятельности правительства, участвуя в процедуре  назначения  его главы и самого правительства.

      В парламентарных  республиках  главы  правительства   и  члены  кабинета министров назначаются парламентом и ответственны  перед  ним.  Правительство формирует парламентское большинство  и  лидер  партии,  завоевавшей  большее количество  голосов,  становится   главой   правительства,   который   затем представляет для утверждения в парламент кандидатов в члены правительства.

      В государствах  с классическим президентским  правлением, как  известно, полномочия главы государства  и  главы  правительства  совмещаются  в  одном лице, и в их избрании парламент принимает лишь косвенное участие.

Информация о работе Органы государства: понятие, признаки, виды