Органы государства: понятие, признаки, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит не только в проведении анализа различных нормативных источников на предмет определения сути понятия «государственный орган», его признаков и классификации, но и в выявлении роли государственных органов в жизни нашего общества, проблемных моментов и путей их решения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..….3
1. Государственный механизм и роль в нем государственного органа…………4
1.1 Понятие государственного органа и его признаки………………………….…5
1.2 Принципы организации и деятельности государственных органов………….6
2. Государственные органы: классификация и основные виды ……………….12
2.1 Классификация государственных органов……………………………………12
2.2 Основные виды государственных органов………………….………………14
2.2.1 Органы законодательной власти……………………………………………14
2.2.3 Органы исполнительной власти…………………………………………….16
2.2.4 Органы судебной власти…………………………………………………….18
2.2.5. Контрольно-надзорные государственные органы……………………….21
Заключение…………………………………………………………………………22
Библиографический список……………

Работа содержит 1 файл

курсовая игп.docx

— 58.26 Кб (Скачать)

     По  Конституции РФ баланс исполнительной и законодательной властей выстроен так, что Россия однозначно определяется как смешанная республика (такую форму правления можно обозначить как президентско-парламентскую, полупарламентскую или полупрезидентскую республику). По мнению председателя Конституционного суда РФ В. Д. Зорькина, Россию более точно называть смешанной президентско-парламентской республикой.

     В ст.11 Конституции РФ в качестве субъектов осуществления государственной власти указаны:

     - Президент Российской Федерации,

     - Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума),

     - Правительство Российской Федерации,

     - Суды Российской Федерации.

     Особое  место в системе органов государственной  власти занимает глава государства. Главой государства в республиках  является — президент. Институт президентства  учрежден во многих государствах, где  имеются демократические формы  правления.

     Правовой  статус и полномочия Президента Российской Федерации закрепляются в главе  четвёртой Конституции РФ, согласно которой Президент является является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства и как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и на международной арене.

     Исполнительную  власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации, состоящее из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров. К органам исполнительной власти также относятся федеральные министерства и комитеты Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок формирования и деятельности органов исполнительной власти определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Конституциями республик в составе Российской Федерации, уставами субъектов Федерации, законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации и членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации, утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти.

     Правительство Российской Федерации исполняет  и проводит в жизнь федеральные  законы. 

2.2.4 Органы судебной власти

     Судебная  власть РФ представляет собой систему судебных органов государства. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

     В целях успешного осуществления  работы судебной власти закон наделяет суды всеми необходимыми и достаточными полномочиями. В основе организации единой судебной системы лежат положения Конституции Российской Федерации, которая предусматривает порядок назначения судей высших судебных органов - Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, а также судей федеральных судов и определяет, что судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией, федеральным законом "О судебной системе" и др.

     Конституционный Суд Российской Федерации разрешает вопросы соответствия нормативно-правовых актов всех уровней действующей Конституции РФ.

     Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст.126 Конституции Российской Федерации).

     Высший  Арбитражный Суд Российской Федерации  является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и  иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных  федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью  и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст.127 Конституции Российской Федерации)

     Единство  судебной системы Российской Федерации  находит свое выражение в общности задач всех судов по обеспечению законности, защите Конституционного строя, прав и свобод граждан и других социальных ценностей; единстве принципов организации и деятельности; в применении судами одних и тех же процессуальных законов; в единстве правового статуса судей; в инстанционных и иных взаимосвязях ниже и вышестоящих судов; в порядке финансирования органов судебной власти за счет федерального бюджета.

     Важной  чертой судебной власти является участие  представителей народа в осуществлении правосудия (участие в рассмотрении и разрешении судебных дел народных, арбитражных и присяжных заседателей). Одним из важных признаков судебной власти является общеобязательность исполнения решений суда. Это проявляется в том, что требования и распоряжения судей при осуществлении ими своих полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, организаций и других юридических лиц и граждан.

     Судьи несменяемы. Полномочия судьи могут  быть прекращены или при- остановлены  не иначе как в порядке и  по основаниям, установленным федеральным  законом. Несменяемость судьи —  одна из существенных гарантий его  независимости.

     Судьи неприкосновенны. Этот закон распространяется не только на личность судьи, но и на его жилище и служебное помещение, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им транспорт и средства связи. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

     Разбирательство дел во всех судах открытое. Конституция  Российской Федерации устанавливает, что слушание дела в закрытом заседании  допускается в случаях, предусмотренных  федеральным законом. Также не допускается  заочное разбирательство уголовных  дел в судах, кроме случаев, предусмотренных  федеральным законом.

     Судопроизводство  осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Данный принцип - важнейшее условие осуществления правосудия и вынесения справедливого судебного решения.

     Право граждан участвовать в осуществлении  правосудия. В порядке, предусмотренном федеральным законом, граждане имеют право участвовать в осуществлении правосудия. Конституция Российской Федерации устанавливает, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

     В соответствии с Конституцией Российской Федерации финансирование судов  производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность  полного и независимого осуществления  правосудия в соответствии с федеральным  законом. Данное конституционное положение  также является гарантией независимости судебной власти, как от исполнительной, так и от законодательной власти. 

2.2.5. Контрольно-надзорные органы государственной власти 

     Контрольно-надзорные  органы осуществляют постоянный повседневный надзор и контроль за правильной реализацией  и применением норм права органами исполнительной власти, различными организациями, учреждениями, предприятиями, должностными лицами и гражданами. К контрольно-надзорным  органам государственной власти относятся: Прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации и другие государственные органы. Указанные органы выявляют различные нарушения законности и правопорядка, применяют к правонарушителям соответствующие санкции или ставят перед компетентными органами вопрос об устранении допущенных нарушений законности и привлечении виновных лиц к юридической ответственности.

     В соответствии с Федеральным законом  от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О Прокуратуре  Российской Федерации» Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

     Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом  государственного финансового контроля. В своей деятельности Счетная  палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным  законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. и другими  законами Российской Федерации. Счетная  палата осуществляет контроль за исполнением  федерального бюджета на основе принципов  законности, объективности, независимости  и гласности.

 

Заключение

     В данной работе изложены понятия и признаки механизма государства, государственных органов и их видов (включая органы законодательной, исполнительной и судебной властей), а также основные направления их организации и деятельности. Одновременно, рассмотрены контрольно-надзорные органы, как «четвёртая» ветвь государственной власти. Также, отображена попытка объединить существующие точки зрения  таких авторов как Морозова Л.А., Корельский В.М., Зорькин В.Д. и др. на наиболее актуальные классификации государственных органов.

     Однако, их многообразие зачастую порождает проблему разрастания громоздкого и разветвленного чиновничье-бюрократического аппарата. В учебнике «Теория государства и права» под редакцией Корельского В.Н. и проф. Перевалова В.Д. авторы отмечают: «Бюрократия и бюрократизм стары, так же как старо государство, они неотрывны от него, во многом характеризуют его механизм (аппарат)». Главный ресурс бюрократов - именно власть и возможность ею злоупотреблять, извлекать выгоду из должности, из службы. В руках бюрократа этот ресурс конвертируется в другие виды капитала, материальных благ, порой приводит к различным коррупционным схемам. На мой взгляд, действенным способом борьбы с бюрократизмом и коррупцией являются демократизация представительных органов и усиление воздействия на исполнительные органы, постоянный демократический контроль за всеми звеньями государственного механизма, отчетность и сменяемость работников государственных органов, гласность и критика.

      Основными выводами в данной работе можно считать следующие:

    1. государственные органы являются неотъемлемой и необходимой составляющей государственной власти, которая обеспечивает руководство нашей страной.
    2.   среди важных предпосылок повышения эффективности работы государственных органов, необходимо выделить следующие:
 

      - повышение эффективности законодательного  процесса;

      - повышение взаимодействия между  различными ветвями власти; 

      - всестороннее расширение связей  между депутатами и избирателями;

      - дальнейшее развитие и совершенствование всей законодательной базы Российского государства и общества.

      Ведь  смысл демократии состоит не только в том, что народ провозглашается источником власти и органы государственной власти объявляют себя органами, через которые “народ осуществляет свою власть”,      а в том, что все полноправные граждане формально в равной мере допускаются к их формированию и тем самым – к формированию государственной воли.

 

Библиографический список

 

1. Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. – 25 декабря.

2. Федеральный  конституционный закон от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"

3. Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. — М., 2002. - 830 с.

4. Дыльнов Г.В. Законодательная власть в правовом государстве. — М., 2003. 7,4 п.л.

5. Теория государства и права: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. доп. /Под ред. Корельского В.Н. и проф. Перевалова В.Д. - М.: 2002. – 616 с.

6. Морозова  Л.А. Теория государства и права:  Учебник. – М. 2002. - 414 с.

7. Петров  К.М. Теория государства и права.  Ростов-на-Дону 2004 г.

8. Романенкова  Е.Н. Теория государства и права. - М.: 2005 г.

9. Матузов Н.И., А.В.Малько Теория государства и права. Москва 2006

10. Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4869).

11. Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3336).

Информация о работе Органы государства: понятие, признаки, виды