Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 12:02, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит не только в проведении анализа различных нормативных источников на предмет определения сути понятия «государственный орган», его признаков и классификации, но и в выявлении роли государственных органов в жизни нашего общества, проблемных моментов и путей их решения.
Введение…………………………………………………………………………..….3
1. Государственный механизм и роль в нем государственного органа…………4
1.1 Понятие государственного органа и его признаки………………………….…5
1.2 Принципы организации и деятельности государственных органов………….6
2. Государственные органы: классификация и основные виды ……………….12
2.1 Классификация государственных органов……………………………………12
2.2 Основные виды государственных органов………………….………………14
2.2.1 Органы законодательной власти……………………………………………14
2.2.3 Органы исполнительной власти…………………………………………….16
2.2.4 Органы судебной власти…………………………………………………….18
2.2.5. Контрольно-надзорные государственные органы……………………….21
Заключение…………………………………………………………………………22
Библиографический список……………
5. Принцип законности — основной метод осуществления деятельности органов государственной власти. Он означает, во-первых, что все органы государства и их должностные лица должны действовать строго в рамках закона, во-вторых, обеспечивать исполнение законов всеми подчиненными организациями и учреждениями, в-третьих, обеспечивать охрану и защиту прав и свобод граждан. Принцип законности закреплен в ст. 15 Конституции Российской Федерации, где сказано: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». При осуществлении своих полномочий в отношении государственных органов действует принцип: запрещено все то, что не разрешено законом.
6. Принцип федерализма в организации и деятельности органов государственной власти означает, что:
- все государственные органы образуют единую систему органов государственной власти;
- между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации разграничены предметы ведения (полномочия) — вопросы исключительного ведения Федерации, вопросы совместного ведения, вопросы исключительного ведения субъектов Российской Федерации;
- во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти органы государственной власти субъектов Российской Федерации равноправны между собой;
- субъекты Федерации самостоятельно устанавливают собственную систему органов государственной власти;
- субъекты Федерации участвуют в формировании федеральных органов государственной власти (выборы Президента Российской Федерации, депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания, представительство в Совете Федерации Федерального Собрания, участие в формировании судейского корпуса, дача согласия на назначение прокурора субъекта Федерации и др.).
7. Принцип равного доступа граждан к государственной службе. Конституция РФ закрепляет, что граждане Российской Федерации в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой имеют равный доступ к государственной службе. При приеме на государственную службу и ее прохождении, не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Вакантная государственная должность замещается на конкурсной основе с учетом профессиональной подготовки и личных качеств.
8. Принцип гласности в осуществлении государственной службы. Он означает информирование граждан о деятельности государственных органов и государственных служащих в средствах массовой информации. На мой взгляд, гласность в работе государственной службы — необходимое условие повышения ее профессионализма, улучшения качества работы и формирования большего доверия у населения к деятельности государственных структур. Также, немаловажной является и антикоррупционная составляющая гласности. С ее помощью может быть установлен общественный контроль за деятельностью государственной службы.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации «органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом». Вместе с тем, Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» (ст. 10) закрепляет и определенные рамки этого принципа, устанавливая, что государственный служащий обязан «хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан».1
2. Государственные органы:
классификация и основные
виды
2.1 Классификация государственных органов
Государственные органы классифицируются по различным основаниям.
По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первичные — это, как правило, органы избираемые народом. К ним относятся представительные (законодательные) государственные органы Российской Федерации и субъектов в составе Российской Федерации, глава государства — Президент Российской Федерации, главы субъектов Российской Федерации.
Производные — это органы, формируемые другими органами государственной власти (например, Правительство Российской Федерации формируется Президентом Российской Федерации при утверждении Председателя Правительства Государственной Думой; Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации формируются Советом Федерации Российской Федерации и т. д.).
По иерархии государственные органы классифицируются на федеральные, республиканские и местные. Федеральные органы государственной власти осуществляют свою деятельность на всей территории Российской Федерации. К ним относятся: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Российской Федерации, Генеральная Прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, федеральные министерства и т.д.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют свою деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (глава субъекта Российской Федерации, представительный (законодательный) орган субъекта Российской Федерации, правительство субъекта Российской Федерации и т. д.). Однако некоторые органы не являются государственными, к ним можно отнести органы местного самоуправления. Высшие органы в наиболее полной форме обладают высшей государственной властью, которая распространяется на всю территорию государства. Местные же органы государства функционируют в административных единицах (городах, округах, районах и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы.
По характеру компетенции выделяются государственные органы общей и специальной компетенции. Государственные органы общей компетенции имеют широкий круг полномочий (Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и др.). Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства.
Органы государственной власти специальной компетенции имеют ограниченный круг полномочий в своей деятельности, специализируясь на выполнении какой-то одной функции, одного вида деятельности (например, Министерство иностранных дел, Министерство здравоохранения. Министерство образования и т. д.).
По порядку осуществления компетенций органы разделяются на коллегиальные и единоличные (единоначальные). К коллегиальным органам можно отнести Федеральное Собрание Российской Федерации, представительные (законодательные) органы субъектов Российской Федерации, к единоличным же – Президент Российской Федерации, глава субъекта Российской Федерации и др.
Помимо
всех вышеперечисленных
В
структуре государственных
На механизм государства и классификацию его высших органов непосредственное влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым существуют следующие виды органов власти: законодательные, исполнительные и судебные. Указанные органы самостоятельны (статья 10 Конституции РФ).
Рассмотрим
данное разделение более подробно в следующих
главах.
2.2 Основные виды государственых органов
2.2.1 Органы законодательной власти
Законодательная власть – это власть, которая принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров и др. Общее наименование органа законодательной власти — парламент.
В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах — законодательными собраниями (парламентами).
При
парламентской форме правления
законодательный орган
При
президентской форме правления
президент и парламент
В соответствии со ст. 94 Конституции РФ «Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации».
Представительный характер Федерального Собрания означает, что оно в правовых отношениях представляет народ Российской Федерации, является его легитимным представителем в силу Конституции. Основная функция Федерального Собрания — принятие нормативно-правовых актов (законов), которые обладают высшей юридической силой. Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы, порядок формирования которых устанавливается федеральными законами.
В Совет Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции РФ, входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
8 августа 2000 года вступил в силу новый Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Теперь палата состоит из представителей, избранных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или назначенных высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.
Совет Федерации — верхняя палата Федерального Собрания (парламента России). 28 июня 2002 года Совет Федерации ФС РФ принят в Ассоциацию европейских сенатов. Это решение было единогласно принято на встрече ассоциации в столице Словении. Ассоциация объединяет на равноправной основе представителей верхних палат парламентов государств — членов Евросоюза и кандидатов в ЕС.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём, одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации). С 2007 года депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам). Срок полномочий Государственной Думы — 5 лет.
Основная
деятельность органов законодательной
власти — принятие законов и формирование
других государственных органов (назначение
должностных лиц). Однако, функции Парламента
не ограничиваются законодательной деятельностью,
а охватывают также контроль за исполнительной
властью посредством форм и способов,
определенных Конституцией Российской
Федерации и соответствующими ей федеральными
законами.
2.2.3 Органы исполнительной власти
Исполнительная власть - в соответствии с разделением властей - ветвь власти, которая осуществляет функции управления на основе действующих законов и нормативных актов.
Исполнительная власть независима от законодательной власти, которая тем не менее считается главенствующей, первой властью. Исполнительная власть принадлежит либо президенту — главе государства и правительству (в т. н. президентских республиках), либо главе государства (в парламентских странах). Реальная роль главы государства в процессе осуществления полномочий исполнительной власти в парламентских странах сугубо номинальная. Исполнительная власть весьма активно способствует осуществлению полномочий законодательной власти, будучи главным источником законодательной инициативы и результативно влияя на законодательную деятельность парламента.
Согласно ст. 1 Конституции Российской Федерации: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
Информация о работе Органы государства: понятие, признаки, виды