Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 12:02, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит не только в проведении анализа различных нормативных источников на предмет определения сути понятия «государственный орган», его признаков и классификации, но и в выявлении роли государственных органов в жизни нашего общества, проблемных моментов и путей их решения.
Введение…………………………………………………………………………..….3
1. Государственный механизм и роль в нем государственного органа…………4
1.1 Понятие государственного органа и его признаки………………………….…5
1.2 Принципы организации и деятельности государственных органов………….6
2. Государственные органы: классификация и основные виды ……………….12
2.1 Классификация государственных органов……………………………………12
2.2 Основные виды государственных органов………………….………………14
2.2.1 Органы законодательной власти……………………………………………14
2.2.3 Органы исполнительной власти…………………………………………….16
2.2.4 Органы судебной власти…………………………………………………….18
2.2.5. Контрольно-надзорные государственные органы……………………….21
Заключение…………………………………………………………………………22
Библиографический список……………
Курсовая работа
Органы государства: понятие, признаки, виды
План
Введение…………………………………………………………
1. Государственный механизм и роль в нем государственного органа…………4
1.1 Понятие государственного органа и его признаки………………………….…5
1.2 Принципы организации и деятельности государственных органов………….6
2. Государственные органы: классификация и основные виды ……………….12
2.1 Классификация государственных органов……………………………………12
2.2 Основные виды государственных органов………………….………………14
2.2.1 Органы законодательной власти……………………………………………14
2.2.3 Органы исполнительной власти…………………………………………….16
2.2.4 Органы судебной власти…………………………………………………….18
2.2.5. Контрольно-надзорные государственные органы……………………….21
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список………………………………………………………..
Понятие «Государственные органы» достаточно объемно и тесно связано с такими понятиями как «механизм государства» и «государственный аппарат». Ведь государственный орган – это звено, элемент механизма государства и его составляющая часть.
Механизм государства - это система специальных органов и учреждений, с установленными соподчиненностью, соотношениями и взаимосвязью, посредством которых государство осуществляет свои функции. Государственный аппарат, в свою очередь, представляет собой систему государственных органов, наделенных властными полномочиями.
Государственная власть - это обусловленная объективными условиями жизни общества способность официальных структур подчинять поведение людей воли всего общества или его части при помощи государственного принуждения. Она реализуется во властных отношениях, складывающихся в силу необходимости регулирования поведения людей.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в России власть разделена на три ветви: законодательную, судебную и исполнительную. Некоторые авторы юридической литературы относят контрольно-надзорные органы РФ к четвертой ветви государственной власти.
Вопросы разграничения предметов ведения, полномочий, ресурсов и ответственности между различными органами власти в федеративном государстве являются одними из важнейших, поскольку при решении данных вопросов происходит определение роли и места данных органов в решении единых задач, стоящих перед государством.
Цель курсовой работы состоит не только в проведении анализа различных нормативных источников на предмет определения сути понятия «государственный орган», его признаков и классификации, но и в выявлении роли государственных органов в жизни нашего общества, проблемных моментов и путей их решения.
1.
Государственный механизм
и роль в нем государственного
органа
Функции государства реализуются через государственный механизм. В юридической литературе понятие «механизм государства» не является однозначным. Одни ученые под механизмом государства понимают аппарат государства, т.е. систему его органов, с помощью которых осуществляется государственная власть (проф. М.И. Байтин, проф. М.Н. Марченко); другие включают сюда государственные органы и государственные организации. При этом, различают два вида государственных организаций: 1) осуществляющие охранительную функцию государства (вооруженные силы, полиция, разведка, спецслужбы, пенитенциарные учреждения); 2) реализующие экономическую и социально-культурную функции (образовательные, научно-исследовательские учреждения, предприятия связи, транспорта и др.).
Государственные органы образуют единый государственный аппарат. Включение их в механизм государства обусловлено тем, что государство не только является политической организацией, но и выполняет экономическую, культурную, социальную и иные функции. Государственные организации непосредственно претворяют в жизнь государственно-властные предписания и создают материальные и духовные блага.
Таким образом, механизм государства понимается в двух аспектах: в узком смысле — только как государственные органы и в широком — как совокупность государственных органов и учреждений.
Принято выделять следующие особенности механизма государства:
1)
это целостная иерархическая
система государственных
2)первичные структурные звенья механизма составляют государственные органы и учреждения;
3)
механизм служит средством
4)
для обеспечения
непосредственные орудия принуждения — полицию, тюрьмы, вооруженные силы и др.;
5)
сложность и многообразие
Структура
механизма изменчива и во многом
зависит от изменения задач управления,
которые стоят перед
1.1
Понятие государственного
органа и его
признаки
Важнейшим
структурным элементом
а) представляет собой самостоятельную часть государства, которая учреждается в установленном законом порядке (посредством выборов, назначения и др.);
6)
наделен властными
в) имеет право издавать обязательные к исполнению акты (нормативно-правовые и правоприменительные);
г) вправе применять принуждение в случаях и в объеме, устанавливаемых в законодательном порядке;
д) действует от имени государства;
е)
наделен собственными функциями, которые
нередко не совпадают с функциями
государства и осуществляются в
специфических организационно-
ж) состоит из государственных служащих, имеющих особый статус и выполняющих свои полномочия на профессиональной основе.
Таким образом, государственный орган – это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного аппарата. Система государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляются задачи и функции государства, именуется государственным аппаратом. В демократическом правовом обществе сущность государства, его органов выражается в обеспечении прав и свобод личности, безопасности граждан и общества в целом.
Государственные органы выступают от имени государства, представляя государство в целом как в международных, так и во внутригосударственных отношениях. Решая конкретные задачи и выполняя функции в определенных областях общественной жизни, они участвуют в решении наиболее общих задач государства в осуществлении его функций.
Также,
государственные органы взаимосвязаны
общими правовыми принципами, выполняют
определенные функции и задачи в соответствии
со своими полномочиям, имеют единую правовую
базу, а порядок их организации и деятельности
определяется Конституцией страны и другими
нормативно-правовыми актами.
1.2
Принципы организации
и деятельности государственных
органов
Правовые принципы организации и деятельности государственных органов следующие:
1. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; обязанность государственных органов и должностных лиц признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Конституция ограничивает государственную власть, обязывая ее признавать, соблюдать и защищать эти права, допуская их ограничение только временно и в особо предусмотренных Конституцией исключительных случаях. Обязанность государства по защите прав и свобод человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма их защиты. Конституция также устанавливает, что указанные права являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. При несоблюдении этого принципа вступает в действие механизм судебного конституционного контроля и судебной защиты прав и свобод человека и гражданина. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле. Развивается также практика прямого применения Конституции, прежде всего в сфере защиты прав и свобод граждан и в деятельности других звеньев судебной власти — судов общей юрисдикции и арбитражных судов. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в суд могут быть обжалованы решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государственных служащих, посягающие на права и свободы граждан.
2. Принцип народовластия, который проявляется в демократической организации государства, органов государственной власти и органов местного самоуправления, республиканской форме правления, при которых носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации выступает ее многонациональный народ. Это означает, что все конституционные правомочия государственных органов и органов местного самоуправления исходят от народа. Народ осуществляет свою власть непосредственно в форме всеобщего голосования (референдума), а также через государственные органы и органы местного самоуправления.
3. Верховенство Конституции. Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие, а ее нормы имеют непосредственное применение. Это означает, что органы законодательной власти при разработке и принятии законов должны руководствоваться конституционными положениями, т.е. эти законы не должны противоречить нормам Конституции. А органы исполнительной и судебной власти при применении законов в первую очередь должны руководствоваться нормами Конституции.
4. Принцип разделения властей. Одной из незыблемых основ конституционного строя демократического правового общества является осуществление государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Целями разделения государственной власти являются, во-первых, упорядочение работы государственного аппарата, в том числе специализированных направлений деятельности органов государственной власти и, во-вторых, недопущение концентрации государственной власти в одних и тех же органах, с целью отсутствия в них произвола и злоупотребления.
Органы
законодательной, исполнительной и
судебной власти самостоятельны при
осуществлении своих
Информация о работе Органы государства: понятие, признаки, виды