Органы государства: понятие, признаки, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит не только в проведении анализа различных нормативных источников на предмет определения сути понятия «государственный орган», его признаков и классификации, но и в выявлении роли государственных органов в жизни нашего общества, проблемных моментов и путей их решения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..….3
1. Государственный механизм и роль в нем государственного органа…………4
1.1 Понятие государственного органа и его признаки………………………….…5
1.2 Принципы организации и деятельности государственных органов………….6
2. Государственные органы: классификация и основные виды ……………….12
2.1 Классификация государственных органов……………………………………12
2.2 Основные виды государственных органов………………….………………14
2.2.1 Органы законодательной власти……………………………………………14
2.2.3 Органы исполнительной власти…………………………………………….16
2.2.4 Органы судебной власти…………………………………………………….18
2.2.5. Контрольно-надзорные государственные органы……………………….21
Заключение…………………………………………………………………………22
Библиографический список……………

Работа содержит 1 файл

курсовая игп.docx

— 58.26 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

Органы  государства: понятие, признаки, виды

 

 
 

План 

Введение…………………………………………………………………………..….3

1. Государственный механизм и роль в нем государственного органа…………4

1.1 Понятие  государственного органа и его признаки………………………….…5

1.2 Принципы организации и деятельности государственных органов………….6

2. Государственные органы: классификация и основные виды ……………….12

2.1 Классификация  государственных органов……………………………………12

2.2 Основные виды государственных органов………………….………………14

2.2.1 Органы законодательной власти……………………………………………14

2.2.3 Органы исполнительной власти…………………………………………….16

2.2.4 Органы судебной власти…………………………………………………….18

2.2.5. Контрольно-надзорные государственные органы……………………….21

Заключение…………………………………………………………………………22

Библиографический список………………………………………………………..24

 

Введение

     Понятие «Государственные органы» достаточно объемно и тесно связано с такими понятиями как «механизм государства» и «государственный аппарат». Ведь государственный орган – это звено, элемент механизма государства и его составляющая часть.

     Механизм  государства - это система специальных  органов и учреждений, с установленными соподчиненностью, соотношениями и взаимосвязью, посредством которых государство осуществляет свои функции. Государственный аппарат, в свою очередь, представляет собой систему государственных органов, наделенных властными полномочиями.

     Государственная власть - это обусловленная объективными условиями жизни общества способность официальных структур подчинять поведение людей воли всего общества или его части при помощи государственного принуждения. Она реализуется во властных отношениях, складывающихся в силу необходимости регулирования поведения людей.

     В соответствии с Конституцией Российской Федерации в России власть разделена на три ветви: законодательную, судебную и исполнительную. Некоторые авторы юридической литературы относят контрольно-надзорные органы РФ к четвертой ветви государственной власти.

     Вопросы разграничения предметов ведения, полномочий, ресурсов и ответственности между различными органами власти в федеративном государстве являются одними из важнейших, поскольку при решении данных вопросов происходит определение роли и места данных органов в решении единых задач, стоящих перед государством.

     Цель  курсовой работы состоит не только в проведении анализа различных нормативных источников на предмет определения сути понятия «государственный орган», его признаков и классификации, но и в выявлении роли государственных органов в жизни нашего общества, проблемных моментов и путей их решения.

 

1. Государственный механизм и роль в нем государственного органа 

     Функции государства реализуются через  государственный механизм. В юридической  литературе понятие «механизм государства» не является однозначным. Одни ученые под механизмом государства понимают аппарат государства, т.е. систему  его органов, с помощью которых  осуществляется государственная власть (проф. М.И. Байтин, проф. М.Н. Марченко); другие включают сюда государственные органы и государственные организации. При этом, различают два вида государственных организаций: 1) осуществляющие охранительную функцию государства (вооруженные силы, полиция, разведка, спецслужбы, пенитенциарные учреждения); 2) реализующие экономическую и социально-культурную функции (образовательные, научно-исследовательские учреждения, предприятия связи, транспорта и др.).

     Государственные органы образуют единый государственный аппарат. Включение их в механизм государства обусловлено тем, что государство не только является политической организацией, но и выполняет экономическую, культурную, социальную и иные функции. Государственные организации непосредственно претворяют в жизнь государственно-властные предписания и создают материальные и духовные блага.

     Таким образом, механизм государства понимается в двух аспектах: в узком смысле — только как государственные органы и в широком — как совокупность государственных органов и учреждений.

     Принято выделять следующие особенности механизма государства:

     1) это целостная иерархическая  система государственных органов  и учреждений, которая обеспечивается едиными принципами организации и деятельности, едиными задачами и целями;

     2)первичные структурные звенья механизма составляют государственные органы и учреждения;

     3) механизм служит средством осуществления  государственной власти и функций  государства;

     4) для обеспечения государственно-властных  решений механизм имеет

непосредственные  орудия принуждения — полицию, тюрьмы, вооруженные силы и др.;

     5) сложность и многообразие государственных органов и организаций.

     Структура механизма изменчива и во многом зависит от изменения задач управления, которые стоят перед государством на том или ином этапе его развития. 

     1.1 Понятие государственного  органа и его  признаки 

     Важнейшим структурным элементом механизма  является государственный орган. В отличие от государственных учреждений государственный орган характеризуется следующими признаками:

     а) представляет собой самостоятельную часть государства, которая учреждается в установленном законом порядке (посредством выборов, назначения и др.);

     6) наделен властными полномочиями  определенного содержания и объема, которые закреплены в нормативных  правовых актах;

     в) имеет право издавать обязательные к исполнению акты (нормативно-правовые и правоприменительные);

     г) вправе применять принуждение в  случаях и в объеме, устанавливаемых  в законодательном порядке;

     д) действует от имени государства;

     е) наделен собственными функциями, которые  нередко не совпадают с функциями  государства и осуществляются в  специфических организационно-правовых формах;

     ж) состоит из государственных служащих, имеющих особый статус и выполняющих  свои полномочия на профессиональной основе.

     Таким образом, государственный орган – это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного аппарата. Система государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляются задачи и функции государства, именуется государственным аппаратом. В демократическом правовом обществе сущность государства, его органов выражается в обеспечении прав и свобод личности, безопасности граждан и общества в целом.

     Государственные органы выступают от имени государства, представляя государство в целом как в международных, так и во внутригосударственных отношениях. Решая конкретные задачи и выполняя функции в определенных областях общественной жизни, они участвуют в решении наиболее общих задач государства в осуществлении его функций.

     Также, государственные органы взаимосвязаны общими правовыми принципами, выполняют определенные функции и задачи в соответствии со своими полномочиям, имеют единую правовую базу, а порядок их организации и деятельности определяется Конституцией страны и другими нормативно-правовыми актами. 

     1.2 Принципы организации и деятельности государственных органов  

     Правовые  принципы организации и деятельности государственных органов следующие:

     1. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; обязанность государственных органов и должностных лиц признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Конституция ограничивает государственную власть, обязывая ее признавать, соблюдать и защищать эти права, допуская их ограничение только временно и в особо предусмотренных Конституцией исключительных случаях. Обязанность государства по защите прав и свобод человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма их защиты. Конституция также устанавливает, что указанные права являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. При несоблюдении этого принципа вступает в действие механизм судебного конституционного контроля и судебной защиты прав и свобод человека и гражданина. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле. Развивается также практика прямого применения Конституции, прежде всего в сфере защиты прав и свобод граждан и в деятельности других звеньев судебной власти — судов общей юрисдикции и арбитражных судов. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в суд могут быть обжалованы решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государственных служащих, посягающие на права и свободы граждан.

     2. Принцип народовластия, который проявляется в демократической организации государства, органов государственной власти и органов местного самоуправления, республиканской форме правления, при которых носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации выступает ее многонациональный народ. Это означает, что все конституционные правомочия государственных органов и органов местного самоуправления исходят от народа. Народ осуществляет свою власть непосредственно в форме всеобщего голосования (референдума), а также через государственные органы и органы местного самоуправления.

     3. Верховенство Конституции. Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие, а ее нормы имеют непосредственное применение. Это означает, что органы законодательной власти при разработке и принятии законов должны руководствоваться конституционными положениями, т.е. эти законы не должны противоречить нормам Конституции. А органы исполнительной и судебной власти при применении законов в первую очередь должны руководствоваться нормами Конституции.

     4. Принцип разделения властей. Одной из незыблемых основ конституционного строя демократического правового общества является осуществление государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Целями разделения государственной власти являются, во-первых, упорядочение работы государственного аппарата, в том числе специализированных направлений деятельности органов государственной власти и, во-вторых, недопущение концентрации государственной власти в одних и тех же органах, с целью отсутствия в них произвола и злоупотребления.

     Органы  законодательной, исполнительной и  судебной власти самостоятельны при  осуществлении своих конституционных  полномочий. Система разделения властей  не нарушает единства государственной  власти, а, наоборот, создает определенное равновесие (баланс) между самостоятельными ветвями государственной власти при осуществлении своих полномочий. Разделение государственной власти существует, прежде всего, на уровне народовластия, прямого или представительного, выражаемого органами законодательной, исполнительной и судебной власти в  форме осуществления своих конституционных  функций, а также взаимного контроля, системы «сдержек и противовесов» между ними. Законодательные органы издают законы, на основании которых действуют органы исполнительной и судебной власти, осуществляют бюджетный контроль, назначают или утверждают должностных лиц органов исполнительной и судебной власти. Органы исполнительной власти претворяют в жизнь принятые органами законодательной власти законы. Глава государства (президент) утверждает и публикует принятые парламентом законы, вносит в парламент законопроекты, назначает судей, членов правительства, осуществляет помилование и т. д. Органы судебной власти осуществляют правосудие, применяя законы при решении конкретных дел. Высшие органы судебной власти также дают толкование Конституции, а при несоответствии законов и других нормативно-правовых актов Конституции, признают их не имеющими юридической силы.

Информация о работе Органы государства: понятие, признаки, виды