Охарактеризуйте правовое положение основных групп населения по "Законам Хаммурапи"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 21:37, контрольная работа

Описание работы

Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Рабы не обладали правосубъектностью и рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Рабов могли продать, заложить, сдать в аренду. Повреждение здоровья или лишение жизни раба считалось не более как повреждением имущества его господина, которому виновный обязан возместить ущерб. Рабы не имели права собственности: с разрешения господина они могли владеть имуществом, но оно считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба.

Содержание

Вопрос№1. Охарактеризуйте правовое положение основных групп населения по «Законам Хаммурапи……………………….…..........................3

Вопрос №2. Представьте общую характеристику «Салической Правды»: история создания, структура, основное содержание, историческое значение…………………………………………………………………….…..6

Вопрос №3. Изучите Конституцию США 1787 г. и представьте схематично структуру органов государственной власти и управления, а также порядок их формирования и функционирования (система разделения властей и система издержек и противовесов)………………………………...…………………...16

Задача…………………………….…………………………………………….18

Литература…………………………………………………………………….19

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Вопрос№1. Охарактеризуйте  правовое положение основных групп  населения по «Законам Хаммурапи……………………….…..........................3

 

Вопрос №2. Представьте  общую характеристику «Салической  Правды»: история создания, структура, основное содержание, историческое значение…………………………………………………………………….…..6

 

Вопрос №3. Изучите Конституцию США 1787 г. и представьте схематично структуру органов государственной власти и управления, а также порядок их формирования и функционирования (система разделения властей и система издержек и противовесов)………………………………...…………………...16

 

Задача…………………………….…………………………………………….18

 

Литература…………………………………………………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №1. Охарактеризуйте правовое положение  основных групп населения по «Законам Хаммурапи».

 

 

   Хаммурапи - царь Вавилонии, знаменитый политик и полководец XVIII века до н.э. Сохранившиеся законы Хаммурапи – ценный памятник древне-восточного права, отразивший характерные черты рабовладельческого права. В Древнем Вавилоне общественный строй делился на свободных и рабов. Низший общественный слой в Древнем Вавилоне составляли рабы – вардум. Ими становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными свободные. Рабы подразделялись на царских, храмовых, частновладельческих.

Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Рабы не обладали правосубъектностью и рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Рабов могли продать, заложить, сдать в аренду. Повреждение здоровья или лишение жизни раба считалось не более как повреждением имущества его господина, которому виновный обязан возместить ущерб. Рабы не имели права собственности: с разрешения господина они могли владеть имуществом, но оно считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба.

Всё свободное население  Древнего Вавилона делилось на полноправных (авилум) и неполноправных (мушкенум). Различия между этими группами особенно ярко проявлялись в нормах права, касавшихся охраны жизни, здоровья, чести авилумов и мушкенумов, а также членов их семей.

Основную массу населения  составляли полноправные свободные  граждане. Они обладали полной правосубъектностью: могли владеть землей, несли имущественные  и личные повинности. Полноправные граждане не были однородным сословием. Отдельные зажиточные общинники со временем становились более самостоятельными, а наряду с ними появились обедневшие общинники, попадавшие в долговую кабалу.

Другую часть населения  составляли жители покоренных городов и областей, не являвшиеся членами древневавилонской общины, вынужденные арендовать землю у храма, государства либо авилума. Но это не означало, что мушкенум не мог обладать имуществом. В его хозяйстве зачастую были собственные рабы.

Наряду с сословным делением существовало разделение по профессиональным занятиям. Первое место занимали придворные служащие – царские телохранители и высшее жречество. Далее следовали редум, баирум, декум, лубуттум – различного рода военнослужащие. В соответствии с государственным значением религии и храмов почетное положение среди профессий занимали храмовые служители. Высокое положение в обществе занимало чиновничество, а низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимали крупные купцы, предприниматели, ремесленники, поденщики. Низко ценился в Древнем Вавилоне труд врачей, ветеринаров, в отличие, от архитекторов и корабельщиков, получавших за свой труд высокий гонорар.

Законник Хаммурапи  дает возможность представить общественную структуру, классовый характер древневавилонского государства, правовое положение населения. Общество состояло из двух основных классов-сословий: рабовладельцев и рабов. Невольники – это  обычно пленные, но закон знает и долговое рабство, оно ограничивалось тремя годами.

В состав господствующего класса-сословия входили верхушка знати, царь и его приближенные, жрецы, военачальники, тамкары и другие чиновники, в общинах – старосты, члены совета старейшин, в городах - начальники кварталов. Авилум, по Законнику Хаммурапи - это полноправный человек. Охране жизни, здоровья, защите его имущественных интересов посвящена большая часть законника. Общинники-земледельцы являлись основной массой производителей материальных благ.

К угнетенному классу-сословию относились рабы, рядовые общинники, мушкенум. Последние – это бедняки, состоящие на службе царя, государства, от которого они получали средства производства и жилье, изгои. Мушкенум - свободный человек, он имел какие-то права, но только до тех пор, пока состоял на государственной службе и выполнял свои обязанности. Законник Хаммурапи ставит мушкенума в приниженное положение по сравнению с авилумом в охране его жизни, защите его имущества. Авилум за телесные повреждения другому авилуму отвечал по признаку талиона (равное за равное). Но если авилум выколол глаз мушкенуму, ударил его по щеке, сломал ему кость, выбил зуб, причинил в результате побоев выкидыш его дочери, то подвергался штрафу (ст.ст. 200, 201, 211). Если мушкенум погиб в драке от неосторожного удара, то штраф был меньше, чем за гибель авилума. Мушкенум меньше платил врачу за лечение.

Закон строго охранял  имущество мушкенумов. Если авилум украл у мушкенума домашних животных, лодку, то платил компенсацию в десятикратном размере. Если вор не мог уплатить штраф, его казнили (ст. 8). Раб мушкенума приравнен по положению к дворцовым рабам. Он мог вступить в брак со свободной (ст. 176). Кража и укрывательство рабов мушкенума карались смертью, а преступление приравнивалось к хищению невольников дворца (ст. 15, 16).

Поле, дом, сад «плательщиков налога», в число которых, вероятно, входили и мушкенумы, запрещалось продавать. Сделка такого рода отменялась (ст. 36, 37). Трудовая повинность мушкенумов по уходу за каналами не могла превысить 48 дней в году. Следовательно, фиксируя приниженное положение мушкенумов, закон одновременно гарантирует защиту их имущества. Мушкенум состоял на службе дворцового хозяйства, считался частью его обслуги.

Самое приниженное положение  занимали рабы (вардум). По Законнику  Хаммурапи, их имелось несколько  видов: царские, принадлежащие общине, частновладельческие – рабы авилум и мушкенум. Дворцовый раб мог жениться на свободной, дети от такого брака считались свободными (ст. 175). Раб имел небольшое имущество, мог им распоряжаться, но после его смерти оно становилось собственностью его хозяина. Господин, отдавая в услужение своего раба по найму, мог требовать часть платы и давать ее невольнику. Имелась в виду заинтересованность раба в результатах его труда. Рабов разрешалось отпускать на волю. Свободнорожденный вавилонянин не мог быть обращен в рабство, кроме временного пребывания (до 3 лет) в долговой кабале. Выкупленного из плена или приобретенного на рынке подданного надлежало освободить. Если родственники не имели средств для выкупа такого пленного сородича, им должны были помочь выкупить его община или храм.

При царе Хаммурапи частная  собственность на землю достигла наивысшего уровня развития.

В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности: царская, храмовая, общинная и личная.

Царским и храмовым хозяйством управлял царь. С развитием индивидуальной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству.

Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих,  мелкие землевладельцы обрабатывали свою землю сами.

Большую роль в земельных  отношениях того времени играет аренда земли, поэтому в Законах Хаммурапи  имеется ряд статей, посвященных аренде - поля, сада, еще не освоенной земли. В Законах Хаммурапи упоминаются различные виды имущественного найма. Устанавливается плата за наем вещей, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.

Брак заключался на основе письменного договора между будущим  мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора.

Главой семьи был  муж. Замужняя женщина обладала некоторой  правоспособностью: она могла иметь  свое имущество, сохраняла право  на принесенное ею приданое, имела  право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены. За неверность она подвергалась суровому наказанию, если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь дополнительную жену. Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие по поводу родителей.

Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным способом наследования по Законом Хаммурапи  является наследование по закону. В качестве наследников выступали дети, усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешали усыновление детей), внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.

Отец не имел права  лишить наследства сына, не совершившего преступления.

 

Вопрос №2. Представьте общую характеристику «Салической Правды»: история создания, структура, основное содержание, историческое значение.

 

Формирование государственности  у франкских племен сопровождалось созданием права. Это осуществлялось с помощью записи древнегерманских обычаев. Так появились «варварские правды»: Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеменская и др.

Наиболее типичным и  одним из самых древних сборников  записей обычного права германцев  является Салическая правда, созданная  в 507—511 гг.— в последние годы жизни и правления первого франкского короля Хлодвига. Место создания - территория Римской Галлии.

Важнейшим источником права  являлись акты королей: эдикты, декреты, предписания (praeceptu), позднее капитулы и капитулярии.

Собрание капитуляриев, составленное частным лицом, появилось впервые в 827 году.

Первоначальный текст  Салической правды до настоящего времени  не сохранился. В течение ряда веков  этот судебник переписывался, дополнялся и изменялся. В результате до нас  дошло несколько вариантов Салической правды, из которых наиболее близкой к древнейшему первоначальному тексту памятника считается Парижская рукопись.

Салическая правда характеризуется  отсутствием общих, абстрактных  понятий, ей присущ казуистический характер (статьи 16,17…). Правовые действия и акты, описанные в Салической правде, отличаются формализмом. Основное содержание документа — нормы, посвященные судебному процессу и определяющие штрафы за различные правонарушения. Нормы гражданского права, занимающие второстепенное положение, дают представление о процессе развития права собственности на землю. Из текста Салической правды можно также составить представление об общественном строе франков начала VI в.

Отличительная черта  франкского общества V—VI вв.— наличие  общины. В этот период осуществляется переход от земледельческой общины, когда еще сохраняется коллективная собственность рода на всю землю, к соседской общине — марке, в которой наряду с общинной собственностью появляется индивидуальная собственность малых семей. О том, какую роль играет община, наиболее ярко свидетельствует ст. 45 «О переселенцах»: «Если кто захочет переселиться в виллу к другому и если один или несколько жителей виллы захотят принять его, но найдется хоть один, который воспротивится переселению, он не будет иметь права там поселиться». Если же пришелец все-таки поселялся в деревне, то протестующий мог добиться его изгнания через суд. Франкская община отмечена сохранением родовых отношений. Сородичи играли большую роль в жизни свободного франка. Они выступали в суде в качестве соприсяжников, в случае убийства франка сородичи участвовали в получении и уплате штрафа — вергельда.

Вместе с тем Салическая правда показывает процесс разложения и упадка родовых отношений, что  связано с имущественным расслоением  общества. Об этом свидетельствуют ст. 58 и 60.

Итак, основную массу  свободного населения Франкского государства  составляли земледельцы, бывшие в большинстве  своем общинниками. Значительная часть  общества была представлена воинами. Особое место занимали королевские слуги.

Салическая правда упоминает  о вольноотпущенниках и литах. Вольноотпущенники  — это отпущенные на волю рабы. Что  касается литов, то происхождение их не выяснено. Правовое положение этих двух категорий было одинаковым. Они  выполняли различные службы и  оброки для своего господина, однако имели собственность, могли вступать в сделки, выступать в суде, браки их признавались законными. Особый акт освобождения делал вольноотпущенников и литов полноправными членами общества.

Самое низкое положение  в обществе занимали рабы. Убийство и кража раба приравнивались к убийству и краже животных; за преступления, совершенные рабом, отвечал его господин, обязанный возместить ущерб, причиненный рабом потерпевшему. Браки свободных с рабами влекли за собой потерю для первых свободы.

Особенности общественного  строя франков соответствуют  особенностям в области земельных  отношений. Часть земли составляла личные владения короля, существовало также крупное индивидуальное владение могущественных господ, приближенных короля. Основная часть земли принадлежала сельской общине.

Утверждение частной  собственности на землю привело  к углублению имущественной дифференциации в общине, к ее разложению, росту  крупного землевладения и установлению феодальной зависимости.

Информация о работе Охарактеризуйте правовое положение основных групп населения по "Законам Хаммурапи"