Общее и особенное сословно-представительных органов Франции, Германии и Англии в период феодализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 18:15, контрольная работа

Описание работы

Падение Западной Римской Империи, последней в истории рабовладельческой державы мирового масштаба, ознаменовало начало новой эпохи - эпохи средних веков, основным содержанием которой было утверждение и развитие феодальной общественно-экономической Формации. На смену рабовладельческому государству и праву приходит феодальный тип государства и права.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………с. 3
Общее и особенное сословно-представительных органов Франции, Германии и Англии в период феодализма …………………………...………………………..с. 4
Общая характеристика сословно-представительных органов Франции в период феодализма……………………………………………………………...с. 4
Общая характеристика сословно-представительных органов Англии в период феодализма…………...………………………………………………...…с. 9

1.3. Общая характеристика сословно-представительных органов Германии

в период феодализма……………………..……………………………...….с. 12

2. Решение задач…………………………………………………………………..…с. 14

Заключение…………………………………………………………………………...с. 15

Список источников.………………………………………………………………….с. 17

Работа содержит 1 файл

к.р. история ГиП ЗС 5 вариант.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

       Анализ  грамот городов свидетельствует, во-первых, об отсутствии правительственных норм по определению способов избрания депутатов от горожан и о полной самодеятельности городов в этом вопросе; во вторых, — о наличии в Генеральных штатах исследуемого периода определенной прослойки городских депутатов, уполномоченных на представительство не в результате выборов а только решением городских властей.

       Еще в начале XIV в. Генеральные штаты  были всего лишь одним из звеньев  системы сословного представительства  во Франции, многозначность и многоступенчатость которой для королевской власти имела не только отрицательные, но и положительные последствия, так как позволяло, в частности, применять и варьировать тактику совета с сословиями.

       С момента возникновения Генеральные  штаты только сосуществовали с остальными звеньями сословно-представительной системы, но так и не составили с ним соподчиненное или единое целое. Уже в этот период сложилась такая отличительная черта структуры социально-представительного органа, отразившая специфическую расстановку социальных сил во французском обществе, как делении их на три палаты, соответственно сословиям, каждое из которых решало дела самостоятельно. Орган, объединяя в своем составе представителей духовенства, дворянства и верхушку горожан.

       Однако  для Франции следует особо подчеркнуть влияние конкретно исторических условий возникновения представительного органа на его судьбу и роль королевской власти при этом. Последняя, из-за расстановки социальных сил и недостаточной консолидации сословий, сумела выступить инициатором их созыва и, поставив учреждения в довольно значительную зависимость от себя, стимулировать его неоформленность7.

       Король  использовал орган представительства  в качестве орудия своей политики, прибегая к его созыву лишь тогда, когда была необходима военная, финансовая или моральная помощь. Он менял формы представительных собраний, руководствуясь соображениями политических выгод: созывал все сословия вместе или отдельно, только представители первого и второго сословий или только представителей городов, обращаясь за помощью к провинциальным штатам, менял условия представительства и т. д.

       Организационные особенности изучаемого института  стали, в свою очередь, подобно социальным, факторами, ослабляющими политическое влияние и значимость Генеральных штатов.

       Вызванные к жизни потребностями незавершенного еще процесса централизации, Генеральные  штаты с момента своего возникновения  в конечном итоге способствовали укреплению королевской власти и  государственности, в чем оказалось  прогрессивное значение этого учреждения.

       Не  располагая законодательной властью, Генеральные штаты, тем не менее, оказывали сильное, хотя и эпизодическое, влияние на законодательную деятельность сословной монархии, на работу судебных и финансовых органов страны. Не смотря на длительные периоды бездействия, и на то, что созыв Генеральных штатов был вызван особой, так называемой кризисной политической ситуацией (а может быть именно поэтому), история Генеральных штатов, подобно провинциальным штатам, свидетельствует о жизнеспособности сословного жительства во Франции.

       Центральными  органами управления в этот период были:

       1. Государственный совет – осуществлявший  по указаниям короля руководство  и контроль за отдельными звеньями  управления;

       2. Счетная палата, ведавшая финансами.

       К наиболее значимым должностным лицам относились:

       1. канцлер, в функции которого  входили текущее управление и  контроль за деятельностью должностных  лиц; во время отсутствия короля  он председательствовал в Государственном  совете, под его руководством  составлялись проекты ордонансов;

       2. коннетабль – командир конного  рыцарского войска, впоследствии  командир королевской армии;

       3.  камерарий – казначей;

       4. палатины – королевские советники,  выполнявшие отдельные поручения  короля.

       Следовательно, образование самостоятельного государства во Франции явилось прямым следствием становления феодальных отношений во франкской империи. Соответственно история феодального государства Франции включает следующие периоды:

       1. Сеньориальная монархия (IX-XIII вв.).

       2. Сословно-представительная монархия (XIV-XVI вв.).

       3. Абсолютная монархия (XVI-XVIII вв.). Буржуазная  революция 1789 года привела к  крушению абсолютизма и феодальной  государственности. 

       С момента возникновения органов  сословного представительства феодальная монархия во Франции становится сословно-представительской.  

       1.2.  Общая характеристика  сословно-представительных  органов Англии 

         в период феодализма

       В качестве главных этапов развития английского  феодального государства можно  выделить:

       1. период англосаксонской раннефеодальной монархии в IX-XI вв.;

       2. период централизованной сеньориальной  монархии (XI-XII вв.) и гражданских  войн за ограничение королевской  власти (XII в.);

       3. период сословно-представительной  монархии (вторая половина XIII-XV вв.);

       4. период абсолютной монархии (конец  XV-середина XVII в.).

       В течение XIII в. были существенно ограничены иммунитетные права крупных феодалов. В качестве непосредственных вассалов короля бароны несли многочисленные финансовые и личные обязательства  перед сюзереном, в случае злостного невыполнения которых могла последовать конфискация их земель.

       Усиливается расслоение крестьянства, растет численность  лично свободной крестьянской верхушки. Разбогатевшие крестьяне-фригольдеры  часто приобретают рыцарское  звание, сближаясь с низшими слоями феодалов.

       Крепостное  крестьянство – вилланы – в XIII в. оставалось бесправным. Собственником  всего имущества, принадлежащего виллану, признавался его лорд.

       Однако  укрепившая свои позиции королевская  власть не проявляла готовности привлекать к решению вопросов государственной жизни представителей господствующих сословий. Движение за ограничение злоупотреблений центральной власти возглавляли бароны, к которым периодически присоединялись рыцарство и масса фригольдеров.

       Основными вехами этой борьбы были конфликт 1215 года, закончившийся принятием Великой хартии вольностей, и гражданская война 1258-1267 гг., которая привела к возникновению парламента.

       К концу XIII в. королевская власть окончательно осознала необходимость компромисса. Следствием такого соглашения явилось завершение формирования органа сословного представительства. В 1295 году был созван «образцовый» парламент, состав которого послужил моделью для последующих парламентских и духовных феодалов, в него вошли по два представителя от 37 графств (рыцари) и по два представителя от городов.

       Постепенно  парламент средневековой Англии приобрел три важнейших полномочия: право на участие в издании  законов, право решать вопросы о  поборах с населения в пользу королевской казны и право  осуществлять контроль над высшими должностными лицами и выступать в некоторых случаях в качестве особого судебного органа.

       В течение XIV в. постепенно закрепилась  компетенция парламента в финансовых вопросах. Стремясь подчинить своему контролю государственное управление, парламент с конца XIV в. постепенно ввел процедуру импичмента. Она состояла в возбуждении палатой общин перед палатой лордов как высшим судом страны обвинения против того или иного королевского должностного лица в злоупотреблении властью. Кроме того, в XV в. утвердилось право парламента прямо объявлять преступными те или иные злоупотребления. При этом издавался специальный акт, утверждаемый королем и получивший название “билля об опале”.

       Сословно-представительная монархия (XIII-XVI вв.) Тенденции социального и политического развития Англии в этот период:

       1. развитие товарно-денежных отношений; 

       2. ограничение прав крупных феодалов, отмирание вотчинной юрисдикции;

       3. исчезновение крепостного права  (все крестьяне могли обращаться  в суды);

       4. государственная централизация, встречавшая сопротивление со стороны церкви, феодалов, а иногда - и всего населения.

       Великая хартия вольностей была принята в  результате выступления баронов  при участии рыцарства и горожан  против короля Иоанна Безземельного. В современной научной литературе сложились две точки зрения по вопросу о значении Хартии: 1. Хартия положила начало развитию конституционного, правового государства в Англии; 2. Хартия установила контроль феодалов (баронов), над королем, закрепила баронскую олигархию.

       Содержание  великой Хартии вольностей

       1. ограничение феодальных прав  короля как верховного сеньора  и верховного собственника земли  в области налогов и юрисдикции;

       2. запрещалось расширение королевской  юрисдикции;

       3. предусматривалось создание комитета 25 баронов с контрольными функциями в отношении короля;

       4. за городами и купцами подтверждались  их древние вольности и обычаи, запрещались незаконные сборы  и пошлины; 

       5. упорядочивалась деятельность судебно-административного  аппарата;

       6. запрещались арест, изгнание, юрисдикция имущества, иначе как по решению суда присяжных. Великая Хартия вольностей отразила компромисс короля и баронов, в целом имела прогрессивное значение для дальнейшего раз-вития страны. В настоящее время является действующим нормативно-правовым актом.

       Во  второй половине XIII в. (1265 г.) в Англии возникает сословно-представительный орган (парламент) - свидетельство дальнейшего  укрепления королевской власти, ее союза с населением страны.

       Структура парламента: Палата лордов и Палата общин (включала светских и (включала выборных духовных лордов, представителей назначаемых королем) от городов и сельских общин (графств))

       Полномочия  парламента

       1. совещательная функция; 

       2. право на участие в издании  законов (статутов);

       3. давал соглашение на сбор налогов (субсидии);

       4. судебные функции; 

       5. контроль над высшими должностными  лицами.

       Механизм  государственного управления в Англии в XIII - XVI вв. Органы центрального управления. 1. Король; 2. Тайный Совет; 3. Парламент; 4. Канцелярия; 5. Казначейство; 6. Суды. а) суд общих тяжб; б) суд королевской скамьи в) суд казначейства  
 
 
 

       1.3.  Общая характеристика  сословно-представительных  органов Германии 

         в период феодализма

       В отличие от Франции и Англии, где  возникли централизованные государства, Германия в период от всей феодальной эпохи оставалось раздробленной. Политическая раздробленность Германии, сохранявшаяся до 1871г., являлась следствием экономического, социального и политического развития отдельных ее частей.

       Историю феодального государства Германии можно разделить на 3 основных этапа:

       1. Образование раннефеодальной монархии, в которой сохранялась многоукладность  экономики и возникли замкнутые  натуральные хозяйства, результатом  чего явилась феодальная раздробленность. (Х - ХIII вв.).

Информация о работе Общее и особенное сословно-представительных органов Франции, Германии и Англии в период феодализма