Общая характеристика дальневосточного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 12:18, контрольная работа

Описание работы

К отличительным критериям, на основе которых можно определить, к какой правовой семье следует отнести ту или иную правовую систему, принадлежит также восприятие права как исключительно важного социального инструмента регулирования общественных отношений. В этом отношении страны Дальнего Востока принципиально отличаются от других правовых семей.

Работа содержит 1 файл

Контрольная Сравнительное право.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

Сформировалось ранее право, регулировавшее вопросы преступления, назначение наказаний и их исполнения. Категории были таковы:

- цуми (яп.) — преступление;

- цуми какусу (яп.) — сокрытие преступления;

-хараэ или хараи (яп.) — очищение;

- мисоги (яп.) — другая форма очищения (церемониальное погружение в реку).

В уголовном праве древней Японии преступления разделяли на две группы: преступления против неба и преступления против племенного союза.

2-й период. Право Японии эпохи раннего государства Ямато.

Период истории правовой системы монархов раннего государства Ямато (IV в. н. э.—604 г. н. э.) начался с образованием в IV в. раннерабовладельческого государства Ямато, когда право монархов Ямато стало противопоставляться обычному праву общин.

Раннее государство представляло собой объединение кровнородственных групп и союзов общин в составе федерации. В Ямато была рабовладельческая социальная структура, сильная политическая власть, культ богини солнца Аматэрасу, большое влияние на общество оказывал Китай. На этом этапе в общественное сознание проникают буддизм и конфуцианство.

В данный период начинает формироваться право монархов (яп. оо-кими) Ямато в противопоставление обычному праву глав родов. Религиозное начало, на первой стадии широко использовавшееся правителями Ямато в политическом и правовом плане, затем было лишено всеобъемлющего присутствия.

3-й период. Период преобладания законов типа рицурё.

Государство рицурё (яп. рицурё: кокка) получило название по наименованию правовых актов, лежавших в её основе. Само слово рицурё, или более полно — рицурё кякусики, состояло из четырёх компонентов: рицу (яп., приказ) — наказание зла, рё (яп. рё:, распоряжение) — поощрение праведности. «Кяку» вносили в рицу и рё дополнения и изменения, а «сики» представляли собой подробные правила применения законов.

Важнейшим этапом в становлении государства рицурё стала Реформа Тайка, которая была проведена при императоре Котоку. Благодаря этой реформе были определены основные очертания централизованного государства.

Реформу осуществили следующие основные акты:

- клятва Котоку осуществлять принцип единого правления (отказ в признании публичной власти глав удзи);

- императорский эдикт о реформе из четырёх статей (646 год);

- декретирование структуры центрального правительства из «восьми министерств и ста должностей» (яп. хассё: хяккан, 649 год).

В последующее время возникло писаное право в форме первых японских писаных законов «Оми рё» и «Тэмму рё».

Первым в Японии актом чисто правового характера, появление которого означало оформление зрелой стадии государственного правления по типу рицурё, стал свод законов «Тайхо рицурё». Он относится к периоду, когда Реформа Тайка шла полным ходом. Это нормативный акт, который отразил идеи реформаторов в наиболее сформулированном виде и развивал концепции, заложенные в «Конституции Сётоку» и «Манифесте Тайка».

 «Ёро рицурё» — самый древний из сохранившихся доныне японских сводов законов, насчитывающий 10 томов.

4-й период. Эпоха кякусики.

Кякусики как форма законодательства были сборниками законов, объединявшими законодательные акты двух видов — кяку и сики. Кяку представляли собой дополнительный материал к рицурё для изменения последних и заполнения в них лакун, сики содержали детальные правила ввода в действие и исполнения рицу, рё и кяку.

Для государственной и социальной жизни Японии того времени были характерны:

- принятие буддизма;

- прекращение официальных связей с Китаем;

- модификация на японский лад системы управления государством, то того близкой к китайской (танской);

- разрушение надельной системы, распространения частновладельческих феодальных вотчин сёэн;

- превращение известных храмов в крупных землевладельцев;

- подчинение императорского двора родом Фудзивара, а также занятие членами этого рода ключевых позиций в правительстве.

На перестройку государственного механизма накладывалось проводившееся в то время составление кякусики как законодательных актов, благодаря чему можно было бы более гибко применять положения рицурё в соответствии с обстоятельствами.

5-й период. Японское право в эпоху феодализма

Данный этап японской правовой системы, когда её системообразующим компонентом было право средневековой Японии (яп. тю:сэй хо:), продолжался в течение 969—1582 гг., то есть от установления режима сэккан (с событий, известных как Анна-но хэн) до момента, когда Тоётоми Хидэёси приступил к практической работе по обмеру земель для составления земельного кадастра и проведения аграрной реформы.

Рассматриваемый этап может быть разделён на три периода:

- 1-й этап «Правовые системы императорского дома и владений сёэн». Суть системы правления сэккан, ставшей знаковой для политической системы Японии второй половины IX века, заключается в том, что, в отличие от рицурё, государством фактически правили регенты и верховные советники при императоре — сэссё и кампаку. управления от системы рицурё, но не настолько, чтобы можно было говорить о полном отказе от неё.

В 967 году, то есть почти одновременно с установлением режима сэккан, был введён в действие «Энги сики». Этот акт одновременно был и завершающей ступенью рицурё, и отправным пунктом придворной правовой системы. В ту же пору появлялись законодательные акты типа синсэй, которые формально и содержательно продолжали линию, идущую от кяку. Синсэй представляли собой письменное право. Однако в то же время с новой силой получило развитие и обычное прецедентное право, основанное на ведомственных правилах. Составлялись сборники таких прецедентов. Большое значение приобрели также заключения специалистов, толкователей законов, даваемые в ответ на запросы свыше.

В эпоху сёэн главным предметом судебных разбирательств были различные виды и уровни притязаний и обязанностей, связанных с земельными отношениями. Например, существовали сики относительно владения землёй, управления ею, обработки и так далее.

- 2-й этап «Правовая система сёгуната Камакура». Этот период длился с 1232 по 1338 г. Наиболее значимым событием в истории права Камакура является принятие в 1232 году «Госэйбай сикимоку» (или «Дзёэй сикимоку») благодаря чему прочные позиции заняло «право воинов». Каждая из 51 статьи «Госэйбай сикимоку» была закреплением сложившегося в стране дуалистического государственного строя, в котором существовали институты императора и военного правителя сёгуна, опиравшегося на реальную силу самурайского сословия и имевшего наибольшую власть. «Госэйбай сикимоку» играл роль основного закона самурайского сословия. Он был принят по распоряжению виднейшего из всех Ходзё, занимавших пост сиккэн, Ходзё Ясутоки.

- 3-й этап «Правовая система бакуфу Муромати (1338—1477 г.г)». В 1336 году был принят новый закон «Кэмму сикимоку», который состоял из вступительного раздела, посвящённого вопросу оптимального местонахождения бакуфу, и семнадцати статей об основах управления страной. Согласно господствующему мнению, форма сикимоку была избрана для этого законодательного акта в знак преемственности по отношению к «Госэйбай сикимоку», а количество основных статей должно было указывать на связь с «Конституцией из семнадцати статей» Сётоку Тайси. Особенность Японии в эпоху развитого средневековья заключалась в том, что здесь отсутствовала характерная для многих стран Востока гипертрофия государственной власти. Право было разобщено, хотя общность территории, общение между феодальными образованиями порождали сходство в юридических концепциях и нормативном материале. Сёгунаты Камакура и Муромати издавали правила, касавшиеся главным образом проблем их собственных приближённых самураев, которые приобретали всё возрастающую административную власть на местах.

6-й период. Правовая система Японии на этапе перехода к Новому времени.

Этап перехода правовой системы феодальной Японии к новому времени открывается в 1582 году обмером земель в Ямасиро.

Этот этап может быть разделен на четыре периода:

- правовая система режима (сэйкэн) Тоётоми Хидэёси (1582—1598 гг.);

- создание и упрочение токугавской правовой системы типа бакухан (1603—1651 гг.);

- развитие токугавской правовой системы и начало её упадка (1651—1853 гг.);

- разрушение токугавской правовой системы (1853—1868 гг.).

 

5.2. Государственное (конституционное) право Японии

В Японии действует Конституция 1946 года, которая установила конституционную  парламентскую монархию, провозгласив императора «символом государства и единства нации». Однако реальная власть императора практически сведена к нулю, поскольку он отстранён от самостоятельного решения вопросов государственной политики. Все действия императора, относящиеся к государственным делам, должны осуществляться по совету и с одобрения Кабинета Министров (ст. 3 Конституции). Среди таких действий наиболее важными являются: назначение премьер-министра (по представлению парламента) и главного судьи Верховного суда (по представлению правительства); промульгация поправок к Конституции, законов, указов правительства; созыв парламента и роспуск Палаты представителей; назначение и отстранение от должности министров. Конституция оставила за императором, по существу, лишь церемониальные функции, традиционно осуществляемые в монархиях главой государства: обращение к Парламенту с речью на открытии очередной сессии, принятие верительных грамот от послов иностранных государств, подписание официальных документов.

Высший орган государственной  власти в Японии — Парламент (Коккай), состоящий из 2 палат. В состав Палаты представителей (Сюгиин), которая избирается сроком на 4 года, входят 511 членов, в состав Палаты советников (Сангиин) 252 члена. Срок полномочий членов Палаты советников — 6 лет с обновлением половины состава каждые 3 года. Делегаты обеих палат избираются на основе всеобщего избирательного права. Очередные сессии Парламента проводятся раз в год. В случае необходимости правительство может вынести решение о созыве чрезвычайных сессий. Важную роль в работе палат играют постоянные и временные комитеты: каждая палата, прежде чем обсудить внесённый законопроект, должна передать его на рассмотрение постоянному комитету. Правом законодательной инициативы обладают члены палат и правительство. Однако депутаты могут представить законопроект только в том случае, если он будет поддержан хотя бы 20 депутатами нижней палаты или 10 депутатами верхней. Право принятия законов является исключительной прерогативой Парламента. Кроме того, парламент контролирует деятельность исполнительной власти, как правило, в форме интерпелляций и парламентских расследований.

Конституция Японии предусматривает  два способа принятия законов. Первый — одобрение законопроекта обеими палатами. Второй — повторное одобрение Палатой представителей (не менее чем 2/3 присутствующих членов) законопроекта, отклонённого Палатой советников. Последнее слово остаётся за Палатой представителей и при решении вопросов о бюджете, и при заключении международных договоров, и при назначении премьер-министра.

Высшим органом исполнительной власти в Японии является правительство — Кабинет министров. В него входят премьер-министр, министры — руководители министерств и ведомств без портфелей. Премьер-министр назначается императором по представлению парламента из числа его членов. Премьер-министр назначает министров, большинство которых должно входить в состав парламента. По требованию премьер-министра они могут быть отстранены от должности.

Полномочия правительства  обширны. Оно проводит в жизнь  законы, руководит государственными делами, внешней политикой, заключает международные договоры (с одобрения парламента), составляет бюджет и вносит его на рассмотрение парламента, принимает решения об амнистиях, о смягчении и отсрочке наказаний, назначает членов Верховного суда и судей низших инстанций. Кабинет министров наделён также правом законодательной инициативы — он представляет большинство законов, принимаемых парламентом.

Конституция Японии закрепляет принцип коллективной ответственности  правительства перед парламентом. Если Палата представителей принимает резолюцию о недоверии, оно должно выйти в отставку в полном составе, либо император, по совету и с согласия Кабинета, распускает Палату представителей.

 

5.3. Гражданское право Японии

Гражданский и Торговый кодексы конца XIX века действуют в Японии и поныне, несмотря на большое число внесённых в них изменений. Особенно значимы преобразования японского законодательства после Второй мировой войны, когда в Конституции 1946 года было провозглашено равенство в правах супругов, а в области торговых отношений и деятельности компаний в весьма существенной мере стало сказываться влияние американского права (что отчасти проявилось уже в принятом в 1922 году Законе о доверительной собственности, преследовавшем цель привлечь в страну англо-американский.

Гражданский кодекс Японии состоит из Общей части и 4 разделов, посвящённых вещному, обязательственному, семейному и наследственному  праву.

Торговый кодекс Японии состоит из 4 разделов, в которых  регулируются следующие вопросы: общая  часть, торговые компании, торговые сделки, морская торговля. В него, как и в Гражданский кодекс, после издания неоднократно вносились изменения, однако значительно чаще издавались дополнительные законы, не включаемые в эти кодексы. Среди наиболее важных из них — изданные в 1899 году законы о лицензиях, о торговых знаках, об авторском праве, законы об аренде земли и об аренде жилища, а также принятые после Второй мировой войны законы об обороте ценных бумаг, о восстановлении компаний и о возмещении ущерба, связанного с движением автомобильного транспорта.

Информация о работе Общая характеристика дальневосточного права