Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 12:18, контрольная работа
К отличительным критериям, на основе которых можно определить, к какой правовой семье следует отнести ту или иную правовую систему, принадлежит также восприятие права как исключительно важного социального инструмента регулирования общественных отношений. В этом отношении страны Дальнего Востока принципиально отличаются от других правовых семей.
4. Правовая система КНР
Китайская правовая система является на сегодняшний день одной из самых древних в мире, так как Китай является одной из четырёх колыбелей человеческой цивилизации, почти всегда (за небольшим исключением) не терявший своей государственности, с момента образование раннего китайского государства эпохи Шан (Инь) 17 век до н.э. Китайское право возникло и развивалось на протяжении тысячелетий не просто отдельно от развития западной правовой мысли, но большую часть времени когда западной правовой мысли как и Запада как цивилизации вообще просто не существовало. По мнению Джона Вигмора китайская правовая система является на сегодня самой древней из "живых" правовых систем в мире, пускай и в модернизированном и "вестернизированном" виде, но имеющим в своем истоке традицию восходящую к середине 2 тысячелетия до новой эры (16 век до н.э.) В отличие от западной юридической науки, право Китая было подвержено совершенно иным историческим влияниям как например буддизм, а также такому политико-философскому учению как конфуцианство и даосизм. Все это привело к совершенно иному пониманию права чем на Западе. Право в Китае понимается не как совокупность норм, а как философско-правовая категория, где главными считаются такие категории как гармония и справедливость. Именно в данных категориях и понимается право в Китае прежде всего. Точно также как и небо с землей находятся в постоянной гармонии, так и отношения между людьми должны строиться на гармонии и справедливости.
За более чем трехтысячелетнюю историю, китайская правовая традиция сохранила не так много правовых памятников и имен юристов, так как китайской правовой традиции было в основном чуждо понимание права как на Западе. Лишь начиная с 40 годов 19 века (после Опиумной войны и проникновения Западных стран в Китай) начинает появляться и зарождаться традиция в праве схожая западной. После революции 1911 года эта тенденция стала нарастать, а с 20 годов 20 века китайское право стало постепенно но верно приобретать понятные западной традиции черты.
Для более точного исследования истории китайского права принято делить периоды долгой истории Китая на династии императоров, царствовавших в определенное время и уже в данных хронологических границах исследовать те или иные правовые документы дошедшие до наших дней.
Традиционная китайская
Современная правовая система КНР развивается в русле общей концепции построения в стране социализма с «китайской спецификой». Ее создание с учетом уровня развития китайского общества и использования традиционного нормативного регулирования, соответствующего правосознанию народа, выражает сущность курса китайского государства на придание правовой системе страны национальной формы.
Годы социалистического
Первый (1949– 1956 гг.) – этап становления социалистического китайского права. Принятые временные конституционные акты определяли правовые основы государства. Но, как правильно отмечается в литературе, в этот период в Китае отсутствовала целостная правовая система, что определялось низкой правовой культурой общества, а также засильем военно-командных методов руководства. Вместе с тем в Китае 50-х годов отсутствовала целостная правовая система. На формирование системы права значительное влияние оказывали существовавшая тогда политическая и правовая культура общества и военно-командные методы руководства страной.
Второй этап (1957–1976 гг.) – период «культурной революции» – характеризуется развитием правового нигилизма, приведшего к умалению роли законодательства в регулировании общественных отношений. Для данного этапа типичными были снижение роли, а затем и прекращение деятельности представительных органов, фактический отказ от соблюдения законности. В период «культурной революции», по существу, были разрушены начинавшие складываться, правовые основы государства.
Одной из отличительных
черт третьего этапа в правовом развитии
Китая (с конца 70-х годов) является
широкое развертывание
Специфика китайского уголовного законодательства состоит в отрицании принципа презумпции невиновности, допущении неравноправного процессуального положения профессиональных адвокатов и иных защитников обвиняемых, отсутствии четкого указания на основания для освобождения от уголовной ответственности, в сохранении практики показательных массовых судебных процессов и т.д. Внесудебные формы разбирательства дел связаны, с одной стороны, с сохранением традиций в этой области, а с другой – с острым дефицитом юридических кадров.
Нехваткой юридических кадров объясняется и необязательность участия народных заседателей в рассмотрении дел народными судами первой инстанции.
Современное право КНР – это сложный по содержанию, объективно обусловленный масштаб свободы, выражающийся, во-первых, через систему глубоко укоренившихся в сознании народа традиционных представлений о должном поведении, поддерживаемых силой моральной ответственности перед обществом, во-вторых, через систему общеобязательных формально определенных норм, поддерживаемых силой государственного принуждения.
Влияние иностранного права становится несомненным. И в то же время стратегия особого пути Китая выражается в сохранении многих институтов и норм традиционного социалистического права, особенно в сфере публичного права. Таково правовое обеспечение научно-технического прогресса, социалистической конкуренции, таковы акты о собраниях работников на государственных предприятиях, обновленные акты о местах заключения и др. В стране нет института частного права на землю. В "Законе об управлении землей" (1986 г.), "Законе КНР о сельском хозяйстве" (1993 г.) признается лишь государственная и коллективная собственность на землю, используемую крестьянами. Таковы же нормы "Общих положений гражданского права" (типа ГК). У крестьян есть право пользования и частичного распоряжения землей.
4.1. Текстологические памятники
Среди текстов, передаваемых традицией, наиболее ранним правовым документом является "Кан гао", на данный момент включенный в сборник Шан шу.
Наиболее ранние правовые своды Китая упоминаются в Цзо чжуань: в 536 и 513 году они были записаны на бронзе в царствах Чжэн и Цзинь.
Согласно "Цзинь шу", в правление маркиза Вэнь в царстве Вэй была совершена первая унификация китайских правовых документов: её осуществил Ли Куй, создав первый правовой кодекс в 6-и разделах (пянь). Они использовались Шан Яном (канцлер с 359 до н.э.) в царстве Цинь, и затем в империи Хань. Этот кодекс был дополнен ещё тремя разделами при Сяо Хэ , и затем активно расширялся: ещё 8 были добавлены Шусунь Туном (200-198 и 195 до н.э.); следующие 27 приписал Чжан Тан (126-120); ещё 6 - Чжан Юй. Как утверждается, к концу династии Хань, в редакции Ин Шао, он уже состоял из 250 разделов как минимум.
Ценными источниками по истории китайского права стали остатки правовых сводов Цинь и Хань, найденные в провинции Хубэй. Первые, датируемые 217 до н.э., были обнаруженные при раскопках в Шуйхуди, Юньмэн; вторые, 186 до н.э., - в Чжанцзяшань, Цзянлин.
Среди 28-и категорий ханьских законов 186 года - т.н. ши люй, закон о проверке квалификации гадателей и заклинателей. Любопытно также свидетельство о тяжбе по поводу "волоса в супе".
5. Японское право
Эта разновидность системы права имеет глубокие исторические корни. Обособленное положение и сильное влияние обычаев и традиций, ритуалов длительное время затрудняли воздействие правовых идей и концепций других государств. Лишь отношения с Китаем создавали некоторый "коридор влияния", и в Японии наблюдается тот же вакуум правовых школ и юридических профессий. Идеи права заменялись политико-этическими нормами: послушанием низших слоев — высшим, вассалов — сюзерену, личным предписаниям феодалов и военных. Особую роль играли и играют до сих пор правила внешне-приличного поведения — уступчивость, примирение, доброжелательность, патернализм, исключавшие внешнее давление на японцев. Саморегуляция и самоопределение почитаются очень высоко.
Перелом в правосознании и юридической жизни наступает с конца 60-х гг. прошлого века, когда на смену феодальному устройству государства приходит более централизованное устройство. Интенсивные торговые связи и промышленный подъем потребовали привнесения идей и образцов "западного права". Переводятся на японский язык французские и германские кодексы, ощутимо влияние и английского права. К концу XIX в. вступают в действие Гражданский и Торговый кодексы, Конституция, дарованная императором, законы о делении страны на департаменты и коммуны.
После Второй мировой войны японское право испытывает сильнейшее влияние американского права "победителей" и строится во многом по его образцам. Принимается немало новых законов в сфере экономики и социального развития. От европейского права заимствуются идеи публичного и частного права. И тем не менее сфера правового регулирования остается не столь широкой, ибо японцы по-прежнему очень чувствительны к регулятивной силе традиций, норм, исторически предписанных для разных слоев населения. Мировые соглашения часто предпочитают процедурам разбирательства судебных споров.
В юридической науке Японии развиваются разные направления — и социология права демократической и нейтральной ориентации, и марксистские концепции, и консервативные правовые взгляды ученых юридического факультета Токийского университета, и приверженность европейским правовым школам. По мнению японских юристов, до Второй мировой войны право в Японии разделялось на семь отраслей — конституционное, административное, гражданское, торговое, уголовное и гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное. Затем появляются право социального обеспечения, хозяйственное право, выделяются подотрасли медицинского, образовательного права. По традиции правовой семьи континентальное право делится на публичное и частное. Закон, договоры, правительственные указы и иные акты являются основными источниками права.
Базовыми понятиями японской правовой науки являются право (хо), система права (хо:тайкэй) и система законодательства (хо:сэй), а история права или правовой системы именуется историей законодательства (хо:сэйси).
По мнению целого ряда исследователей правосознание японцев преподносится как недостаточно высокое, отводящее правовой системе скромное место в ряду средств социальной регуляции и, напротив, придающее приоритетное значение неправовым средствам, основанным на этическом правиле «гири», требующем ответить добром на добро. В правовой жизни японцев наиболее существенной традицией считается тенденция разрешать споры без обращения к закону и суду, связанное с этим стремление разрешать споры путём примирения, предпочтение не акцентировать внимание на интересах и правах индивида.
В Японии сохранилось и дошло до XXI века большое количество исторических документов VII—VIII веков.
5.1. История права Японии
История японского права
начинается с самых ранних форм японского
государства — с периода общин-
Большинство японских историков правовой системы Японии, относят её зарождение к среднему Яёй, то есть I—II векам н. э.
На ранних периодах самоорганизации всё более крупных объединений людей и вплоть до формирования общин-государств право было одним из инструментов социального регулирования, в том числе традиционных религиозных институтов. На этом этапе правовые, моральные, религиозные воззрения были слиты, право мифологизировалось.
Соотношение роли правового и религиозного начал изменялось: религия из основного инструмента социальной регуляции превратилась в фундамент для построения общин-государств, где религия отодвинулась на второй план, а правовые аспекты вышли на передний. Тем не менее, считалось, что земные порядки, власть, правила, установления, дозволения и запреты восходят к некоему божественному источнику и являются воплощением определённого божественного порядка справедливости. Всю правовую систему древней Японии можно разделить на несколько периодов:
1-й период. Правовая система периода Яматай.
Общественное устройство
древнейшей Японии до появления раннего
государства Ямато
Информация о работе Общая характеристика дальневосточного права