Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:08, реферат
Целью данной работы является изучение образования и развития государства Волжская Булгария.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть места расселения булгарских племен на территории Среднего Поволжья, изучить процесс образования Волжской Булгарии и ее государственное устройство.
2.Описать культуру, экономику и внешнюю политику Волжской Булгарии.
Домашний очаг, повседневный быт булгар характеризуют такие археологические находки, как бронзовые и железные котлы для варки пищи, богато орнаментированная керамическая, как простая, так и поливная, и металлическая посуда для хранения продуктов питания и приема пищи — кувшины, горшки, крынки, кружки, тарелки, миски, сковороды, железные ножи, деревянные ложки.
Основу питания булгар составляли хлеб, просо, мясо, мед. Любопытны наблюдения Ибн-Фаднана над трапезой на приеме у Алмаса. Жареное мясо едят, отрезая куски ножом. Вилки тогда еще не использовали — их впервые привез в Европу из Китая знаменитый итальянский путешественник Марко Поло в конце XIII века. Едят булгары сидя на полу, но перед каждым стоит низенький стол с яствами. Ибн-Фадлан отмечает, что они сидят «стоя на коленях», вернее, «севши на пятки». При подобной позе сидения во время еды обязательно наличие низенького столика перед сидящим.
Судя
по всему, волжские булгары любили украшать
свое жилище, свой быт и себя (в
особенности женщины) разнообразными
ювелирными изделиями. Найденные в
последние десятилетия
Еще до принятия ислама волжские булгары имели богатую письменность, основывавшуюся на древнетюркских рунах орхонского типа. Письменность развивалась и распространялась как средство эффективно содействовать экономике (торговля) и политике.
С принятием ислама руническую письменность сменила арабская, в основном двух видов каллиграфии — «куфи» и «тулут». Примерно с X века была введена в употребление бумага, пришедшая из Хорезма.
Ислам стал ядром, вокруг которого развивалась вся духовная и культурная жизнь Волжской Булгарии. Арабская письменность была не только средством распространения новой религии, но и ключом к знаниям, открывающим дверь в богатейшее культурное наследство мусульманского Востока.
В
свою очередь арабская письменность
явилась средством
Появление литературного языка оказало глубокое влияние на систему образования. Во многих городах и селениях Волжской Булгарии имелись школы, в которых светским предметам уделялось не меньшее внимание, чем обучению религиозным канонам. Школы находились в ведении мечетей, они были двух типов: мектебе и медресе. В них получали образование не только будущие улемы (исламские ученые и проповедники) и правительственные чиновники, но и дети «простых» людей — ремесленников, купцов, крестьян.
Установившиеся тесные культурные связи с арабским миром способствовали развитию у булгар просвещения, научных знаний и литературы. Многие булгарские ученые прославились и получили признание за пределами своей страны. На арабского ученого аль-Гарнати, посетившего Волжскую Булгарию в 1135 году, большое впечатление произвел труд местного историка Йакуба ибн-Ногмана «История Булгарии», написанный в 1112 году. К сожалению, этот труд до нас не дошел. Известно, что Йакуб ибн-Ногман был кадием (судьей) Булгара.
Другой булгарский ученый, Бурханеддин ибн-Юсуф, прославился своими трудами по риторике, медицине и богословию. Известностью пользовались также ученые богословы (улемы) Хами ибн-Идрис, Ахмед аль-Булгари, Мухаммед Садри ибн-Аладдин, Хасан ибн-Омар и другие.
В Волжской Булгарии развиваются художественная литература и устное поэтическое творчество. Через арабскую письменность булгарское общество знакомится с произведениями литературы других тюркоязычных стран. В частности, в XI—XII веках получает распространение выдающееся литературное сочинение раннего средневековья под названием «Котадгу би лик» («Знание о счастье»), написанное в 1069 году Юсуфом ибн-Хазипом в городе Баласугуне—столице государства Караханидов. В мектебе и медресе широко использовались такие сочинения Религиозно-дидактической литературы, как «Насихат ас-Салимин» («Наставления о доброте») и «Бадавам» («Непрестанно»).
Поэма «Кыйсса-и-Юсуф» представляет огромный историко-культурный интерес в качестве выдающегося Памятника духовной культуры булгарского общества XIII века. За последнее столетие она издавалась в Казани около 80 раз. Ею зачитывались и сегодня с удовольствием читают в каждом татарском доме.
Культурное
наследие волжских булгар, несмотря на
Огромные потери, сохранилось, и в
конце XIX века его значимость была столь
ощутимой, что выдающийся русский
историк С. М. Соловьев счёл возможным
отметить: «Издавна Азия, и Азия магометанская,
устроила здесь приток, пригон не для кочевых
орд, но для цивилизации своей;* издавна
утвердился здесь торговый и промышленный
народ — болгары; издавна, когда еще русский
славянин не начинал строить на Оке церквей
христианских, не занимал еще этих мест
во ища европейской гражданственности,
болгарин слушал уже Коран на берегах
Волги и Камы».
Заключение
Рассматривая исторический путь, пройденный народами Волжской Булгарии, за пять столетий, можно сказать, что он был долгим и не лёгким. Впервые, булгары появились на Средней Волге в конце VII в. когда началась первая волна переселения народов. Булгары заняли, конечно, не пустующие земли. В Среднем Поволжье испокон веков жили местные финские племена - предки современных марийцев, удмуртов и мордвы.
Приход болгар имевших определённый опыт государственности, дал сильный толчок для объединения народов и создания раннесредневекового государства. Это государство, образовавшееся в конце IX века, получило название Волжская Булгария, а народ, создавший и возглавивший его стали называть волжскими булгарами. С созданием государства начинает активно развиваться пашенное земледелие, ремесло, внутренняя и внешняя политика. Происходит объединение различных племенных княжеств, создание органов централизованного управления.
Волжская Булгария была государством раннефеодального типа. Во главе государства стоял эмир или эльтебер (предводитель, глава страны). В 922 году государственной религией становится ислам, что способствует большому развитию внешних и внутренних отношений Булгарии со странами Востока.
При феодализме завершается отделение ремесла и торговли от сельскохозяйственного производства, что приводит к увеличению товарного обмена и возникновению городов. Завершился процесс образования булгарской народности, происходивший на основе включения в состав булгар ряда тюркских, финно-угорских племён.
Наивысшего расцвета Булгарская держава достигла в период царствования эмира Габдуллы Чельбира (1172-1225гг.). Булгария становится великой державой в результате политики булгарских царей, направленной на преимущественное развитие государственного аппарата, войска и торговли.
Информация о работе Образования и развития государства Волжская Булгария