Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:08, реферат
Целью данной работы является изучение образования и развития государства Волжская Булгария.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть места расселения булгарских племен на территории Среднего Поволжья, изучить процесс образования Волжской Булгарии и ее государственное устройство.
2.Описать культуру, экономику и внешнюю политику Волжской Булгарии.
Введение
Развитие истории Волжской Булгарии начинается задолго до непосредственного образования государства. Только в течение двух столетий будущее население стекалось на земли, которые позже станут их постоянным местом жительства. Никто из них не мог и подозревать о том, что когда-нибудь такое огромное количество кочевых племён станут единым государством и перейдут к устойчивому осёдлому образу жизни.
История
сложилась таким образом, что
на Средней Волге оказались
Сегодня в РТ большое внимание уделяется проблеме незнания истории своего народа, его происхождения, богатой культуры, языка, обычаев и традиций. Эта тема является актуальной в наши дни, так как булгары были предками современных татар. В Булгарии существовала государственность, элементы которой применяются в нашей республике и по сей день. Мы переняли многие из их традиций и обычаев. В этом и заключается необходимость изучения истории Волжской Булгарии.
Волжская Булгария упоминается в очерках многих известных в то время писателей и ученых, что является подтверждением существования этого государства.
Целью данной работы является изучение образования и развития государства Волжская Булгария.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть места расселения булгарских племен на территории Среднего Поволжья, изучить процесс образования Волжской Булгарии и ее государственное устройство.
2.Описать
культуру, экономику и внешнюю политику
Волжской Булгарии.
Образование государства
В VII веке в степях Приазовья и Причерноморья возник большой, сильный болгарский союз племен. Первым, кто объединил болгар, был князь Органа из рода Дуло.
Главой
государства, вошедшего в историю
под названием Великая
Однако, как это нередко бывало с раннесредневековыми государствами, Великая Болгария ненадолго пережила своего создателя. Вскоре после смерти Кубрата (по некоторым сообщениям, в 642 году) государство распалось. Под давлением хазар часть болгар, предводительствуемая младшим сыном Кубрата Аспарухом, переселилась на Дунай и основала здесь вместе со славянскими племенами новое государство — Дунайскую Болгарию со столицей в городе Плиска (681 год).
Старший сын Кубрата Батбай остался на своих землях на Северном Кавказе и подчинился хазарам. Постепенно его болгары стали называться «черными». С ними связывают современных карачаевцев (карачалы) и балкар — народов Северного Кавказа.
Еще одна часть болгар переселилась на Среднюю Волгу. Обращает на себя внимание, что в сообщениях о расселении булгар после распада Великой Булгарии Кубрат-хана нет упоминания об их перемещении на Среднюю Волгу. Археологические раскопки тем не менее говорят о том, что состоялось их масштабное переселение. В книге «Праболгары на Средней Волге» содержатся данные многочисленных археологических раскопок, доказывающих, что булгары переселились на Среднюю Волгу не во второй половине VIII—IX вв., а в третьей четверти VII в. . Археологи доказывают, что состоялось переселение из Нижнего Приазовья. Причем немаловажно указать на то, что данные археологических раскопок, и в том числе антропологические анализы, доказывают, что метисация пробулгарского населения началась еще до этого. А на Средней Волге она продолжалась в немалой мере за счет различных племенных групп тюрков.
Вместе с ними переселились барсилы, беленджеры, савиры. Только в исторических источниках X века эти племена на новой земле названы уже несколько по- другому: берсула, баренджары, сувары.
Конечно, нельзя сказать, что на Среднюю Волгу названные племена переселились в полном составе, все без исключения. Значительная часть барсилов, беленджеров, савиров, несомненно, осталась на прежнем месте, составляя солидную долю населения Хазарского каганата.
Факт появления в Среднем Поволжье, на территории примерно от впадения Камы в Волгу до Самарской Луки, приазовских тюркских племен подтверждается материалами археологических раскопок. В частности, на территории Татарстана открыты могильники, расположенные у сел Большие Тарханы Тетюшского, Танкеевки Куйбышевского и Большие Тиганы Алексеевского районов, а также могильник у села Кайбелы Ульяновской области. По мнению Р. Г. Фахрутдинова, форма захоронений и вещи, находимые в могилах обоих регионов, — юго-западного протоболгарского мира и новых болгарских земель в Среднем Поволжье — повторяют друг друга или же очень похожи.
Еще в VIII—IX веках на Средней Волге, кроме болгарских племен, появляются другие этнические массивы — приуральские тюркизированные угры и чуть позднее — зауральско-приуральские огузо-кипчакские племена. Кроме того, еще до прихода болгар здесь жили раннетюркские и финские племена. Приход болгар, имевших определенный опыт государственности, дал сильный толчок процессам консолидации пестрого конгломерата племен и народов и формирования раннесредневекового государства в Среднем Поволжье.
Это государство, образовавшееся в конце IX века, получило название Волжская Булгария, а народ, создавший и возглавивший его, стали называть волжскими булгарами.
Понятно, что государство волжских булгар не было создано в один определенный день чьим-либо приказом, а формировалось постепенно. Это был достаточно длительный процесс, в течение которого происходило объединение различных племенных княжеств, создание органов централизованного управления. Важное место в этом процессе занимал переход от язычества, многобожия к единой вере, основанной на единобожии. Такой верой для волжских булгар стал ислам, получивший в VIII—IX веках широкое распространение в Средней Азии и Закавказье.
Именно с принятием ислама в качестве официальной религии связано первое появление в исторических источниках главы государства Волжской Булгарии — хана Алмаса. О нем сообщает в своих «Записках» арабский писатель Ахмед ибн-Фадлан, побывавший в этой стране в составе посольства багдадского халифа в 922 году.
Дело в том, что Алмас в 921 году обратился к халифу всех мусульман аль-Муктадиру с просьбой прислать к нему факиха — мусульманского проповедника, чтобы тот помог ему установить в его стране законы ислама и обучил его людей мусульманской вере.
Просьба была удовлетворена, и 12 мая 922 года из Багдада в Булгар прибыло посольство во главе с послом Сусаном ар-Расси при секретаре и переводчике Ахмеде ибн-Фадлане. Послам был устроен торжественный прием. Арабы преподнесли Алмасу дорогие подарки, в том числе Коран и зеленое знамя — символы покровительства багдадского халифа. Через несколько дней, в пятницу, было проведено торжественное богослужение: произнесли хутбу — пятничную молитву, что является исключительно важным ритуалом в мусульманском богослужении. Через два месяца, собрав всебулгарский съезд, Алмас в присутствии багдадских послов всенародно закрепил официальное принятие ислама.
Принятие ислама имело не только внутриполитическое, но и большое внешнеполитическое значение. Хан Алмас стремился заручиться поддержкой могущественного Багдадского халифата в борьбе со своими опасными соседями, в частности с Хазарским каганатом, которому он должен был платить дань. Эти надежды в основном оправдались: укрепились международные позиции молодого государства, усилились культурные и религиозные связи с арабским Востоком.
Территория,население и соседи
Волжская
Булгария занимала относительно небольшую
территорию. Первоначально административно-
1. Удельные княжества:
1.1. Булгарское — центр г. Булгары.
1.2. Эсегельское — центр г. Сульча.
1.3. Барынджарское — центр г. Нур-Сувар.
1.4. Бершуд — центр поселение Тамтазай.
2. Провинции:
2.1. Бийсу — центр крепость Колын (совр. г. Киров).
2.2. Байгул — центр поселение Байгул на р. Обь.
2.3. Ура — центр крепость Аламир Султан (совр. г. Елабуга).
За
удельными княжествами в
1. Ары — исторические предки современных удмуртов.
2. Бийсуйцы — исторические предки удмуртов, коми и пермяков.
3. Байгулы — исторические предки народов ханты и манси.
Владетельные князья
Ее северная граница в X—XI веках пролегала по правобережью Камы, западная — по Свияге, восточная — по реке Шешме, а южные границы достигали Самарской Луки — большой излучины Волги в районе современных Жигулевских гор.
В
XII веке границы государства
Этнический состав населения Волжской Булгарии в начальный период, в X—XI веках, был довольно пестрым. Помимо уже известных нам булгар, берсулы, баренджаров, суваров в источниках упоминаются еще эсегелы, или эскелы (искилы). Все эти племена были тюркоязычными и стояли на одной ступени общественного развития. С именами некоторых из крупнейших племен связаны названия важнейших городов: Булгара, Сувара.
Известный русский историк XVIII века В. Н. Татищев, пользовавшийся не дошедшими до нас источниками, считал Буляр городом племени билиров. Относительно последних европейские источники сообщают, что часть из них во главе с князем Хасаном в конце X века переселилась на территорию Венгрии и основала там город Пешт — одну из двух частей древнего Будапешта, столицы этой страны.
Тот же Татищев писал о существовании племени чалмата; название этого племени принято связывать о Чулманом — тогдашним названием реки Кама.
В источниках XII—XIII веков население Волжской Булгарии обычно обозначалось одним этнонимом — «булгары». Очевидно, в это время прежние племенные различия исчезли, а в рамках государства сформировалась единая народность — булгарская.
В
орбите непосредственного
Волжская Булгария постепенно расширяла свое влияние на север и северо-восток. На расстоянии от 20 дней до одного месяца пути (один день пути равнялся примерно 35 километрам) от булгарской земли на севере жили племена вису. О них сообщают многие восточные
Информация о работе Образования и развития государства Волжская Булгария