Образования и развития государства Волжская Булгария

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:08, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение образования и развития государства Волжская Булгария.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть места расселения булгарских племен на территории Среднего Поволжья, изучить процесс образования Волжской Булгарии и ее государственное устройство.
2.Описать культуру, экономику и внешнюю политику Волжской Булгарии.

Работа содержит 1 файл

реферат лена история.docx

— 41.94 Кб (Скачать)

     Арабское  название «вису» соответствует «веси» русских летописей. Часть этих племен позднее обрусела, часть же сохранила  свое этническое лицо — это современные  вепсы, относящиеся к прибалтийско-финской  подгруппе финно-угорской группы народов. Ныне вепсов насчитывается около 8 тысяч человек, проживают они в Карелии, частично в Ленинградской и Вологодской областях.

     И вот эти племена, находившиеся еще  на стадии первобытно-общинного строя, признавали над собой власть Волжской Булгарии, платили ей дань. В таких же отношениях с волжскими булгарами находились и племена йура. Русские летописи называли их югра или угра. Жили они на далеком северо-востоке, примерно в трех месяцах пути от Булгарии. Йура — это предки современных хантов (остяки) и манси (вогулы).

     Помимо  сбора дани (десятая чать), булгары еще и просто торговали с этими северными племенами. Торговля носила меновый характер. Дело в том, что товарно-денежные отношения были еще крайне неразвиты. Поэтому проводили натуральный обмен товарами, иными словами — меняли товар на товар, отсюда и название: меновая торговля.

     Дальними  соседями булгар на западе за финно-угорскими  землями были славянские племена, объединившиеся на рубеже IX—X веков в раннесредневековое государство — Киевскую Русь. Взаимоотношения  двух государств на протяжении многих десятилетий были добрососедскими. Лишь в 965 году киевский князь Святослав  совершил военный поход против волжских булrap и нанес им поражение. Тогда же он разгромил Хазарский каганат.

     В 985 году великий князь Владимир совершил новый поход на Волжскую Булгарию. Судя по всему, ему не удалось одолеть булгарское войско. Между ним и эмиром Волжской Булгарии был заключен мир «на вечные времена». Согласно преданию, они поклялись на чаше с водой, что этот мир будет нарушен не ранее, чем всплывет на поверхность брошенный в чашу камень, а хмель опустится на дно чаши.

     После были заключены новые мирные соглашения и договоры между булгарами и  русскими, например торговое соглашение 1006 года, по которому купцы обеих  сторон беспрепятственно могли торговать  в городах и селениях Волжской Булгарии и Киевской Руси.

     Более сложными становятся отношения Булгарии и Руси в XII веке. Об этом поговорим чуть позднее.

     Хозяйственно-экономический  строй

     Булгарская  земля была богата лесами, обширными  полями с черноземными почвами, прекрасными  тучными заливными лугами. В лесах  в большом количестве водились горностаи, белки, лисицы, куницы, медведи, лоси и  т.д. В реках и озерах было много  рыбы, водоплавающих птиц, водились бобры, выдры и т.д. Все это создавало  благоприятные условия для хозяйственной  деятельности.

     Основным  видом хозяйства волжских булгар было пашенное земледелие. Землю обрабатывали железным плугом (сабан) и сохой с  железным сошником. Выращивали пшеницу, ячмень, просо, чечевицу.

     Некоторые ученые считают, что в Волжской Булгарии применялась паровая система земледелия. Другие склонны полагать, что ее там еще не было, а был просто перелог.

     Перелогом называют такую систему земледелия, когда после нескольких снятий урожаев  землю оставляют без обработки  примерно на десять лет для восстановления плодородия почвы. Паровая же система  земледелия — это применение севооборота, при котором большая часть  пахотной земли обычно занята зерновыми  культурами, а плодородие почвы восстанавливается  в так называемом паровом поле. Оно не занимается посевами в течение  всего вегетационного периода. В  этот период пар содержится в рыхлом и чистом от сорняков состоянии.

     Хлеб  убирали серпами, которые, кстати, время  от времени обнаруживаются археологическими раскопками. При археологическом  изучении отдельных городов и  поселений открыты многочисленные зерновые ямы, обшитые дубовыми досками. Зерно хранили также в больших  глиняных горшках, называемых хумами.

     Важной  отраслью хозяйства было скотоводство, тесно связанное с земледелием. Разводили лошадей, коров, овец и  коз. По сообщениям Ибн- Русте и Ибн-Фадлана, булгарские крестьяне платили дань главе государства вьючными животными: лошадьми, быками. Занимались булгары и охотой, добывая в лесах куниц, белок, бобров и других пушных зверей. Пушнины они добывали много. Использовали ее булгары и для своих нужд, и для вывоза в другие страны. Занимались они также рыболовством и бортничеством. В волжских и камских водах, в их многочисленных притоках и прилегающих озерах было много рыбы, а в лесах — меда диких пчел. Часть этой продукции также отправлялась на продажу в другие страны.

     В Волжской Булгарии были широко развиты строительное дело и ремесло. С окончательным переходом к оседлому образу жизни и ростом городов стала развиваться архитектура, наладилось строительное дело. Из кирпича и белого камня (известняка) сооружали ханские дворцы, мечети, крепостные башни, общественные бани, дома знати. Для простых людей строились деревянные дома. Многие жили в глинобитных домах или полуземлянках.

     Довольно  высокого уровня в Волжской Булгарии дocтигaлa металлургия, а также обработка железа. По преданиям, печи по выплавке железа находились в глубине территории страны и тщательно охранялись; чужестранцев туда не пускали. Из железа делали многочисленные орудия труда и предметы быта: топоры, пилы, молоты, косы, серпы, зубила, клещи, цепи, гвозди, замки и многое другое. Особую категорию кузнецов составляли оружейники, которые изготовляли почти все виды необходимого для войска оружия и снаряжения. Часто оружие поставлялось на внешний рынок.

     Медный  и костяной промыслы, кожевенное дело, гончарное производство, прядение и  ткачество, резьба по камню — в  каждом из этих ремесел булгарские мастера достигли высокого уровня. Широкой известностью пользовались изделия золотых и серебряных дел мастеров. В X веке в двух больших городах Булгаре и Суваре чеканились серебряные монеты от имени булгарских эмиров.

     Важное  место в жизни булгарского  общества занимало военное дело. Вокруг городов строились оборонительные укрепления в виде высоких земляных валов и глубоких рвов. По валу шла  двухрядная дубовая стена с высокими сторожевыми башнями. На высоких берегах Волги и Камы, на пограничных рубежах и на пересечении караванных дорог располагались военные крепости — форпосты. В пограничных районах и вблизи крупных городов воздвигались дополнительные укрепления — длинные валы и рвы протяженностью порой до десяти километров.

     Все это — свидетельство довольно высокого развития хозяйства и военного дела в Волжской Булгарии.

     Общественно-политический строй

     Волжская Булгария являлась раннефеодальным государством. По форме правления оно представляло собой монархию. Верховная власть принадлежала эмиру. Он сосредоточивал в своих руках все ветви государственной власти — законодательную, исполнительную, судебную.

     Эмир  стоял во главе социальной иерархии, включавшей в себя четко различимые группы: вожди племен и правители отдельных областей, городов прямо подчинялись ему; те, в свою очередь, контролировали ремесленников, торговцев, полусвободных крестьян.

     Большое значение придавалось внешним атрибутам, символике верховной власти эмира. Вот как описывал Ибн-Фадлан церемонию  официального приема во дворце Алмаса: «Сам он сидел на престоле, покрытом греческою парчою; по правую руку его  находились подвластные князья, прямо  против него сидели его дети, а нас  он посадил по левую руку от себя»..

     Склонность  к возвеличиванию Алмаса была настолько велика, что в булгарских мечетях в хутбе (проповеди), как заметил Ибн-Фадлан, допускалось такое обращение: «О, Аллах! Дай благоденствие царю и господину нашему правителю Булгар!»

     Ибн-Фадлан объяснил правителю Булгарии некоторые  основные догмы ислама. В частности, истинно господин царь есть Аллах, и только к Нему, Великому и Всемогущему, можно так обращаться с минбара.

     После этого Алмас, принявший арабское имя Джафар, сын Абдаллаха, повелел  ввести во всех мечетях такую форму  проповеди: «О, Аллах! Дай благоденствие  рабу твоему Джафару, сыну Абдаллаха, эмиру [повелителю] Булгара и подданному повелителя правоверных».

     Как и в других раннесредневековых монархиях, все жители  Волжской Булгарии считались  подданными эмира и должны были платить  ему различные налоги (подати). Основной налог, как указывалось выше, состоял  в поставках эмиру вьючных  животных (лошадей). Были и другие налоги и повинности.

     Некоторые из них имели архаичный и даже экзотический характер. Например, Ибн-Фадлан сообщал о таком обычае: «Каждому, кто у себя устраивает свадьбу или созывает пир, необходимо сделать отчисления эмиру, в зависимости от размеров пиршества». Это «отчисление» он конкретизирует как «сахрадж медового набиза», то есть ковш или кубок напитка из меда. Кроме того, полагалось отдавать определенное количество пшеницы.

     Феодализм в Волжской Булгарии возник и получил  свое начальное развитие в государственной  форме. Это означает ,что главным земельным собственником выступало государство в лице эмира, а все, кто трудился на земле, использовал ее, должны были отдавать часть урожая, продукции эмиру. Помимо вышеуказанных форм подати в пользу государства, крестьяне-общинники и другие категории податного населения обременялись различными государственными повинностями. Так, они должны были участвовать в строительстве военных крепостей, оборонительных линий в приграничных зонах, ханских дворцов и т. д.

     Постепенно  в социально-экономическом строе  Волжской Булгарии появлялись элементы частнофеодальных отношений. На это  указывает обнаруженный современными археологами факт существования  в XI—XII веках большого числа городищ  площадью в среднем 3—4 гектара. Городища имели довольно мощные укрепления, а поблизости от них находились селища. Все указывает на то, что последние  являлись остатками деревень, в которых  жило зависимое крестьянство, подчиненное  феодалу, обитавшему со своей семьей и челядью в укреплении.

     Усилению  власти эмиров и развитию феодальных отношений в Волжской Булгарии способствовало принятие ислама. Во всех письменных источниках X—XI веков Волжская Булгария предстает как мусульманская страна.

     В знаменитом персидском географическом трактате «Худуд ал-алам» («Границы мира») конца X века население Волжской Булгарии также названо мусульманами.

     Ислам вместе с присущей ему четкой и  законченной системой правовых и  морально-этических норм и установлений (шариат) придал возникшим феодальным отношениям устойчивость и легитимность. Наряду с государственным и частновладельческим  феодализмом стало складываться феодальное землевладение духовной знати — имамов, сеидов. Вакуфное хозяйство в Волжской Булгарии не получило развития.

     Принятие  ислама, как отмечено выше, ускорило международно-правовое признание Волжской Булгарии как суверенного государства. Булгарские правители отказывались признавать власть хазарских каганов над собой, начали устанавливать дипломатические связи и заключать договоры с другими государствами. О мирных договорах 985 и 1006 годов с Киевской Русью уже рассказано выше.

     В целом же общественно-политический строй Волжской Булгарии нес в  себе родовые признаки средневекового феодального общества: полное сосредоточение земли как основного средства производства в руках немногочисленного  класса феодалов; угнетенное, бесправное положение основной массы населения  — крестьян и ремесленников, всесилие и произвол феодальной знати и  государственных чиновников. Как  во внутренней, так и во внешней  политике главным способом реализации государственных задач выступало  вооруженное насилие.

Культура  и просвещение

     Развитие  культуры булгарского общества было тесно связано со строительством городов, с успехами ремесла и  торговли, с удовлетворением потребностей растущего слоя феодальной знати. Из сказанного выше можно сделать вывод, что градостроительство и городская культура в целом стояли в Волжской Булгарии на весьма высоком уровне.

     Единственный уцелевший наземный архитектурный памятник домонгольского периода — угловая башня каменной крепости с так называемого Чертова городища, находящегося на западной окраине современной Елабуги. План этой крепости составил еще в конце XIX века уроженец тех мест великий русский художник И. И. Шишкин. Крепость имела четырехугольную форму, длина ее составляла 21,30 и ширина— 19,17 метра. В каждом ее углу стояла башня, а в середине каждой стены — еще по одной полубашне. По авторитетному мнению А. П. Смирнова, цитадель Чертова городища размерами (около 400 квадратных метров) и мощью превосходила средневековые кавказские военные крепости.

     Кирпично-каменные сооружения возводились в основном в цитаделях-кремлях крупных городов. Основная масса городских построек была деревянной — дома, мечети и т. д. Раскопками выявлены некоторые формы домов; например, суварский дом имел двухскатную крышу, деревянный пол и подполье. Были и земляночные, полуземляночные, наземные глинобитные дома. В подобных простых жилищах печи складывались из известняковых камней и простых песчаников, редко — из кирпичей.

Информация о работе Образования и развития государства Волжская Булгария