Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:08, реферат
Целью данной работы является изучение образования и развития государства Волжская Булгария.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть места расселения булгарских племен на территории Среднего Поволжья, изучить процесс образования Волжской Булгарии и ее государственное устройство.
2.Описать культуру, экономику и внешнюю политику Волжской Булгарии.
Арабское
название «вису» соответствует «веси»
русских летописей. Часть этих племен
позднее обрусела, часть же сохранила
свое этническое лицо — это современные
вепсы, относящиеся к прибалтийско-
И вот эти племена, находившиеся еще на стадии первобытно-общинного строя, признавали над собой власть Волжской Булгарии, платили ей дань. В таких же отношениях с волжскими булгарами находились и племена йура. Русские летописи называли их югра или угра. Жили они на далеком северо-востоке, примерно в трех месяцах пути от Булгарии. Йура — это предки современных хантов (остяки) и манси (вогулы).
Помимо сбора дани (десятая чать), булгары еще и просто торговали с этими северными племенами. Торговля носила меновый характер. Дело в том, что товарно-денежные отношения были еще крайне неразвиты. Поэтому проводили натуральный обмен товарами, иными словами — меняли товар на товар, отсюда и название: меновая торговля.
Дальними соседями булгар на западе за финно-угорскими землями были славянские племена, объединившиеся на рубеже IX—X веков в раннесредневековое государство — Киевскую Русь. Взаимоотношения двух государств на протяжении многих десятилетий были добрососедскими. Лишь в 965 году киевский князь Святослав совершил военный поход против волжских булrap и нанес им поражение. Тогда же он разгромил Хазарский каганат.
В 985 году великий князь Владимир совершил новый поход на Волжскую Булгарию. Судя по всему, ему не удалось одолеть булгарское войско. Между ним и эмиром Волжской Булгарии был заключен мир «на вечные времена». Согласно преданию, они поклялись на чаше с водой, что этот мир будет нарушен не ранее, чем всплывет на поверхность брошенный в чашу камень, а хмель опустится на дно чаши.
После были заключены новые мирные соглашения и договоры между булгарами и русскими, например торговое соглашение 1006 года, по которому купцы обеих сторон беспрепятственно могли торговать в городах и селениях Волжской Булгарии и Киевской Руси.
Более сложными становятся отношения Булгарии и Руси в XII веке. Об этом поговорим чуть позднее.
Хозяйственно-
Булгарская
земля была богата лесами, обширными
полями с черноземными почвами, прекрасными
тучными заливными лугами. В лесах
в большом количестве водились горностаи,
белки, лисицы, куницы, медведи, лоси и
т.д. В реках и озерах было много
рыбы, водоплавающих птиц, водились
бобры, выдры и т.д. Все это создавало
благоприятные условия для
Основным видом хозяйства волжских булгар было пашенное земледелие. Землю обрабатывали железным плугом (сабан) и сохой с железным сошником. Выращивали пшеницу, ячмень, просо, чечевицу.
Некоторые ученые считают, что в Волжской Булгарии применялась паровая система земледелия. Другие склонны полагать, что ее там еще не было, а был просто перелог.
Перелогом называют такую систему земледелия, когда после нескольких снятий урожаев землю оставляют без обработки примерно на десять лет для восстановления плодородия почвы. Паровая же система земледелия — это применение севооборота, при котором большая часть пахотной земли обычно занята зерновыми культурами, а плодородие почвы восстанавливается в так называемом паровом поле. Оно не занимается посевами в течение всего вегетационного периода. В этот период пар содержится в рыхлом и чистом от сорняков состоянии.
Хлеб
убирали серпами, которые, кстати, время
от времени обнаруживаются археологическими
раскопками. При археологическом
изучении отдельных городов и
поселений открыты
Важной отраслью хозяйства было скотоводство, тесно связанное с земледелием. Разводили лошадей, коров, овец и коз. По сообщениям Ибн- Русте и Ибн-Фадлана, булгарские крестьяне платили дань главе государства вьючными животными: лошадьми, быками. Занимались булгары и охотой, добывая в лесах куниц, белок, бобров и других пушных зверей. Пушнины они добывали много. Использовали ее булгары и для своих нужд, и для вывоза в другие страны. Занимались они также рыболовством и бортничеством. В волжских и камских водах, в их многочисленных притоках и прилегающих озерах было много рыбы, а в лесах — меда диких пчел. Часть этой продукции также отправлялась на продажу в другие страны.
В Волжской Булгарии были широко развиты строительное дело и ремесло. С окончательным переходом к оседлому образу жизни и ростом городов стала развиваться архитектура, наладилось строительное дело. Из кирпича и белого камня (известняка) сооружали ханские дворцы, мечети, крепостные башни, общественные бани, дома знати. Для простых людей строились деревянные дома. Многие жили в глинобитных домах или полуземлянках.
Довольно высокого уровня в Волжской Булгарии дocтигaлa металлургия, а также обработка железа. По преданиям, печи по выплавке железа находились в глубине территории страны и тщательно охранялись; чужестранцев туда не пускали. Из железа делали многочисленные орудия труда и предметы быта: топоры, пилы, молоты, косы, серпы, зубила, клещи, цепи, гвозди, замки и многое другое. Особую категорию кузнецов составляли оружейники, которые изготовляли почти все виды необходимого для войска оружия и снаряжения. Часто оружие поставлялось на внешний рынок.
Медный и костяной промыслы, кожевенное дело, гончарное производство, прядение и ткачество, резьба по камню — в каждом из этих ремесел булгарские мастера достигли высокого уровня. Широкой известностью пользовались изделия золотых и серебряных дел мастеров. В X веке в двух больших городах Булгаре и Суваре чеканились серебряные монеты от имени булгарских эмиров.
Важное
место в жизни булгарского
общества занимало военное дело. Вокруг
городов строились
Все это — свидетельство довольно высокого развития хозяйства и военного дела в Волжской Булгарии.
Общественно-политический строй
Волжская Булгария являлась раннефеодальным государством. По форме правления оно представляло собой монархию. Верховная власть принадлежала эмиру. Он сосредоточивал в своих руках все ветви государственной власти — законодательную, исполнительную, судебную.
Эмир стоял во главе социальной иерархии, включавшей в себя четко различимые группы: вожди племен и правители отдельных областей, городов прямо подчинялись ему; те, в свою очередь, контролировали ремесленников, торговцев, полусвободных крестьян.
Большое значение придавалось внешним атрибутам, символике верховной власти эмира. Вот как описывал Ибн-Фадлан церемонию официального приема во дворце Алмаса: «Сам он сидел на престоле, покрытом греческою парчою; по правую руку его находились подвластные князья, прямо против него сидели его дети, а нас он посадил по левую руку от себя»..
Склонность к возвеличиванию Алмаса была настолько велика, что в булгарских мечетях в хутбе (проповеди), как заметил Ибн-Фадлан, допускалось такое обращение: «О, Аллах! Дай благоденствие царю и господину нашему правителю Булгар!»
Ибн-Фадлан объяснил правителю Булгарии некоторые основные догмы ислама. В частности, истинно господин царь есть Аллах, и только к Нему, Великому и Всемогущему, можно так обращаться с минбара.
После этого Алмас, принявший арабское имя Джафар, сын Абдаллаха, повелел ввести во всех мечетях такую форму проповеди: «О, Аллах! Дай благоденствие рабу твоему Джафару, сыну Абдаллаха, эмиру [повелителю] Булгара и подданному повелителя правоверных».
Как и в других раннесредневековых монархиях, все жители Волжской Булгарии считались подданными эмира и должны были платить ему различные налоги (подати). Основной налог, как указывалось выше, состоял в поставках эмиру вьючных животных (лошадей). Были и другие налоги и повинности.
Некоторые из них имели архаичный и даже экзотический характер. Например, Ибн-Фадлан сообщал о таком обычае: «Каждому, кто у себя устраивает свадьбу или созывает пир, необходимо сделать отчисления эмиру, в зависимости от размеров пиршества». Это «отчисление» он конкретизирует как «сахрадж медового набиза», то есть ковш или кубок напитка из меда. Кроме того, полагалось отдавать определенное количество пшеницы.
Феодализм в Волжской Булгарии возник и получил свое начальное развитие в государственной форме. Это означает ,что главным земельным собственником выступало государство в лице эмира, а все, кто трудился на земле, использовал ее, должны были отдавать часть урожая, продукции эмиру. Помимо вышеуказанных форм подати в пользу государства, крестьяне-общинники и другие категории податного населения обременялись различными государственными повинностями. Так, они должны были участвовать в строительстве военных крепостей, оборонительных линий в приграничных зонах, ханских дворцов и т. д.
Постепенно
в социально-экономическом
Усилению власти эмиров и развитию феодальных отношений в Волжской Булгарии способствовало принятие ислама. Во всех письменных источниках X—XI веков Волжская Булгария предстает как мусульманская страна.
В знаменитом персидском географическом трактате «Худуд ал-алам» («Границы мира») конца X века население Волжской Булгарии также названо мусульманами.
Ислам
вместе с присущей ему четкой и
законченной системой правовых и
морально-этических норм и установлений
(шариат) придал возникшим феодальным
отношениям устойчивость и легитимность.
Наряду с государственным и
Принятие ислама, как отмечено выше, ускорило международно-правовое признание Волжской Булгарии как суверенного государства. Булгарские правители отказывались признавать власть хазарских каганов над собой, начали устанавливать дипломатические связи и заключать договоры с другими государствами. О мирных договорах 985 и 1006 годов с Киевской Русью уже рассказано выше.
В
целом же общественно-политический
строй Волжской Булгарии нес в
себе родовые признаки средневекового
феодального общества: полное сосредоточение
земли как основного средства
производства в руках немногочисленного
класса феодалов; угнетенное, бесправное
положение основной массы населения
— крестьян и ремесленников, всесилие
и произвол феодальной знати и
государственных чиновников. Как
во внутренней, так и во внешней
политике главным способом реализации
государственных задач
Культура и просвещение
Развитие культуры булгарского общества было тесно связано со строительством городов, с успехами ремесла и торговли, с удовлетворением потребностей растущего слоя феодальной знати. Из сказанного выше можно сделать вывод, что градостроительство и городская культура в целом стояли в Волжской Булгарии на весьма высоком уровне.
Единственный уцелевший наземный архитектурный памятник домонгольского периода — угловая башня каменной крепости с так называемого Чертова городища, находящегося на западной окраине современной Елабуги. План этой крепости составил еще в конце XIX века уроженец тех мест великий русский художник И. И. Шишкин. Крепость имела четырехугольную форму, длина ее составляла 21,30 и ширина— 19,17 метра. В каждом ее углу стояла башня, а в середине каждой стены — еще по одной полубашне. По авторитетному мнению А. П. Смирнова, цитадель Чертова городища размерами (около 400 квадратных метров) и мощью превосходила средневековые кавказские военные крепости.
Кирпично-каменные
сооружения возводились в основном
в цитаделях-кремлях крупных
Информация о работе Образования и развития государства Волжская Булгария