Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 09:08, курсовая работа
Целью работы является анализ нормативно-правовых актов как источников права.
Задачи работы:
1. рассмотреть понятие и признаки нормативно-правовых актов;
2. рассмотреть классификацию нормативно-правовых актов;
3. рассмотреть и оценить новую для российского права практику – всенародное обсуждение законопроектов.
Введение
1. 1 Понятие нормативно-правового акта
1. 2 Признаки нормативно-правового акта
1. 3 Виды нормативно-правовых актов
2.1 Закон – основной вид нормативно-правовых актов
2.2 Виды законов
3.1 Всенародное обсуждение законопроектов
Заключение
Список литературы
1) Конституция.
Конституция является основным
законом государства. Она представляет
собой акт наивысшей
-Конституция носит учредительный характер, т.е. устанавливает основы регулирования общественных отношений, основы государственного, общественного строя. Положения Конституции находят свое развитие в отраслевом законодательстве.
-Конституция закрепляет иерархию нормативно-правовых актов, их соподчиненность, юридическую силу того или иного акта.
2) Федеральные конституционные законы.
Федеральные конституционные
законы (ФКЗ) принимаются только по
вопросам, прямо предусмотренным
Конституцией. Например, федеральными
конституционными законами регулируется
деятельность Конституционного Суда,
Верховного Суда, Высшего Арбитражного
Суда, Президента, Правительства и
ряд других вопросов. Конституционные
законы развивают положения
3) Федеральные законы.
Федеральные законы (ФЗ) составляют основную массу законодательства. Они развивают, конкретизируют общие положения, установленные Конституцией и федеральными конституционными законами. Федеральные законы подразделяются на две группы:
-кодифицированные законы
(кодексы, основы
-текущее законодательство.
Кодифицированные
4) Законы субъектов федерации.
Законы субъектов федерации
распространяют свое действие только
на территорию того региона, законодательными
органами которого они были приняты.
Вопросы соотношения между
Подзаконные нормативные акты - это принятые компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение закона правовые акты, содержащие нормы права.
Подзаконные акты призваны конкретизировать и детализировать предписания законов. Характерными признаками подзаконных актов является то, что они:
1) принимаются на основе закона;
2) принимаются во исполнение закона;
3) не могут противоречить закону.
Классификация подзаконных актов Российской Федерации в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:
-указы Президента;
-постановления Правительства;
-акты министерств и ведомств: приказы, инструкции, положения, указания, уставы, решения коллегий и др.;
-акты исполнительных органов субъектов РФ: указы Президентов (в республиках); постановления глав администраций (в иных субъектах); приказы, инструкции руководителей подразделений соответствующих администраций;
-акты органов местного самоуправления;
-локальные нормативно-правовые акты: акты руководителей предприятий, учреждений и организаций [15].
Всенародное обсуждение законопроекта – одна из форм непосредственной демократии, способствующая активному включению граждан, трудовых коллективов, общественных организаций в процесс выработки и принятия решений в сфере государственных и социально значимых и общественных вопросов. Всенародное обсуждение обеспечивает гласность, сопоставление различных мнений и предложений, выбор оптимальных решений в той или иной области [13].
Использование в законодательной
деятельности практики всенародных
обсуждений в более широком плане
характеризует демократизм
Во-вторых, посредством всенародных обсуждений в законодательный процесс включается всенародное лобби и тем самым ставится надежный заслон тем формам лоббизма, которые направлены на утверждение в законе групповых (корпоративных), узконаправленных интересов.
В-третьих, всенародные обсуждения дают возможность опробовать обсуждаемый закон с точки зрения его социальной пригодности, полезности, определить его способность решать реальные социальные проблемы.
В-четвертых, законодательный процесс в этой связи становится прозрачным, свободным от конъюнктуры и намерений отдельных групп людей.
Понятно, что эффективность всенародных
обсуждений зависит от создания качественного
и эффективного механизма учета
высказанных пожеланий, рекомендаций.
С технической стороны
а) источник выявления специфических интересов, требующих отражения в законе;
б) форму демократического контроля населения за властью в вопросах законодательства и одновременно всенародного лоббирования специфических интересов, добиваясь таким образом признания их в качестве всеобщих;
в) всенародную экспертизу законопроекта, обсуждаемого в парламенте. Такой вид общесоциальной экспертизы направлен на то, чтобы отсечь неправомерные притязания относительно признания в законе корпоративных и иных интересов, противоречащих общему интересу [14].
В настоящее время Управление делами президента РФ ведет разработку интернет-портала «Открытое правительство», на котором чиновники, эксперты и обычные граждане будут обсуждать и редактировать различные законопроекты.
На разработку системы правительство готово потратить 16 миллионов рублей. Создать систему планирования, экспертизы и правки законопроектов необходимо до конца 2011 года.
Интернет-портал должен обеспечить открытость процесса законотворчества и максимально удобные условия для участников – свои предложения посетители смогут направлять с любого смартфона и планшетника.
Связь будет односторонняя: чиновник,
получив предложения, не обязан на них
отвечать и как-то учитывать. Редактировать
законодательные инициативы планируется
по принципу Википедии – каждая
редакция будет сохраняться, и каждой
из них будет присваиваться
Система будет автоматически
Предполагается, что всего на сайте зарегистрируются 100 тысяч человек, из них 20 тысяч станут постоянными пользователями [11].
Правительство ведет огромную законопроектную деятельность, и бывают неоднозначные инициативы, которые необходимо выносить на общественное обсуждение. И если раньше оно проходило на разрозненных ведомственных площадках, то теперь будет создан единый ресурс, который позволит улучшить общественную экспертизу законодательных инициатив.
Теперь это можно отнести и к нашей российской действительности. По словам Б. Грызлова, по результатам обсуждения некоторых законопроектов на площадках ОНФ (Общероссийского народного фронта) уже можно сделать вывод об эффективности подобной формы законотворческой работы: многие законопроекты претерпели изменения в соответствии с мнением экспертов ОНФ. К примеру, это законопроект «О любительском и спортивном рыболовстве» и «Об основах охраны здоровья граждан».
«Мы хотим выработать юридически четкие
и исчерпывающие формулировки, которые
наилучшим образом защитят
Он подчеркнул, что примеры законов о рыбалке и об основах охраны здоровья показывают «важность широкого общественного обсуждения будущих законов» [10].
Так в новой версии законопроекта «Об образовании в Российской Федерации» учтены замечания и предложения, полученные в ходе общественного обсуждения, а также рекомендации Комиссии, представленные в докладе об итогах общественного обсуждения проекта федерального закона (http://zakonoproekt2011.ru).
При этом особое внимание в новой версии уделено проработке формулировок законопроекта и используемым в нем терминам в части их точности и определенности, а также соответствию положений проекта федерального закона существующим социально-экономическим условиям.
Предполагается, что доработанный таким образом законопроект может быть рассмотрен на весенней сессии Государственной Думы в 2012 году.
Даже сейчас можно с уверенностью сказать, что институт всенародного обсуждения ключевых законодательных инициатив будет, безусловно, развиваться.
Итак, нормативно-правовые акты являются основной и наиболее совершенной формой современного права. Нормативно-правовые акты – основной источник права не только в Российской Федерации. Они стали таковыми в настоящее время практически во всех правовых системах мира, даже там, где исторически господствовал правовой обычай и судебный (административный) прецедент.
Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется Конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями.
Цель моей курсовой работы состояла в анализе нормативно – правовых актов и их видов.
В ходе данной исследовательской работы я пришла к следующим выводам.
Нормативный правовой акт – это акт правотворчества, который принимается в особом порядке, строго определёнными субъектами и содержит норму права.
Нормативно-правовой акт в России является основным, доминирующим источником права, принимается только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеет определенный вид и облекается в документальную форму. Нормативно-правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.
По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.
Закон — обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Действующие законы образуют систему законодательства. Высшая юридическая сила предполагает, что никакой иной правовой акт не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни изменить; но закон может отменить или изменить любой другой правовой акт. Содержание закона образует первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.
Подзаконный правовой акт принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам.
Также можно сделать вывод об эффективности всенародного обсуждения законопроектов: многие законопроекты претерпели изменения («О любительском и спортивном рыболовстве», «Об основах охраны здоровья граждан», «О полиции», «Об образовании в Российской Федерации»).
Цель всенародного обсуждения – помочь учесть все существующие точки зрения на отдельные положения законопроекта и выявить пути его доработки в интересах общества. Принять участие в экспертизе может каждый.
Нормативные акты:
Информация о работе Нормативно-правовые акты: понятие и виды