Нормативно-правовые акты: понятие и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 09:08, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ нормативно-правовых актов как источников права.
Задачи работы:
1. рассмотреть понятие и признаки нормативно-правовых актов;
2. рассмотреть классификацию нормативно-правовых актов;
3. рассмотреть и оценить новую для российского права практику – всенародное обсуждение законопроектов.

Содержание

Введение
1. 1 Понятие нормативно-правового акта
1. 2 Признаки нормативно-правового акта
1. 3 Виды нормативно-правовых актов
2.1 Закон – основной вид нормативно-правовых актов
2.2 Виды законов
3.1 Всенародное обсуждение законопроектов
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая-5.docx

— 77.73 Кб (Скачать)

1) Конституция.

Конституция является основным законом государства. Она представляет собой акт наивысшей юридической  силы. Ни один правовой акт на территории государства не может противоречить  Конституции государства. Особое место  Конституции в системе нормативных  актов определяется двумя ее основными  свойствами:

-Конституция носит учредительный характер, т.е. устанавливает основы регулирования общественных отношений, основы государственного, общественного строя. Положения Конституции находят свое развитие в отраслевом законодательстве.

-Конституция закрепляет иерархию нормативно-правовых актов, их соподчиненность, юридическую силу того или иного акта.

2) Федеральные конституционные законы.

Федеральные конституционные  законы (ФКЗ) принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным  Конституцией. Например, федеральными конституционными законами регулируется деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Президента, Правительства и  ряд других вопросов. Конституционные  законы развивают положения конституции. Они обладают высшей юридической  силой по сравнению с иными  законами.

3) Федеральные законы.

Федеральные законы (ФЗ) составляют основную массу законодательства. Они  развивают, конкретизируют общие положения, установленные Конституцией и федеральными конституционными законами. Федеральные  законы подразделяются на две группы:

-кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства);

-текущее законодательство.

Кодифицированные законодательные  акты обладают преимуществом по сравнению  с текущим законодательством, т.к. являются основополагающими актами в той или иной отрасли права. При противоречии норм кодекса и некодифицированного закона действуют предписания кодекса, если иное специально не оговорено.

4) Законы субъектов федерации.

Законы субъектов федерации  распространяют свое действие только на территорию того региона, законодательными органами которого они были приняты. Вопросы соотношения между собой  различных видов законов оговорены  в ст. 76 Конституции РФ. Коротко  особенности соотношения федеральных  законов и законов субъектов  федерации можно выразить правилом: при противоречии федерального закона и закона субъекта федерации действует  федеральный закон, если он касается вопросов, отнесенных конституцией к  ведению федерации в целом, и  действует закон субъекта федерации, если он касается вопросов, отнесенных к предметам ведения субъектов  федерации.

Подзаконные нормативные  акты - это принятые компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение закона правовые акты, содержащие нормы права.

Подзаконные акты призваны конкретизировать и детализировать предписания законов. Характерными признаками подзаконных актов является то, что они:

1) принимаются на основе закона;

2) принимаются во исполнение закона;

3) не могут противоречить  закону.

Классификация подзаконных  актов Российской Федерации в  порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

-указы Президента;

-постановления Правительства;

-акты министерств и ведомств: приказы, инструкции, положения, указания, уставы, решения коллегий и др.;

-акты исполнительных органов субъектов РФ: указы Президентов (в республиках); постановления глав администраций (в иных субъектах); приказы, инструкции руководителей подразделений соответствующих администраций;

-акты органов местного самоуправления;

-локальные нормативно-правовые акты: акты руководителей предприятий, учреждений и организаций [15].

 

    1. Всенародное обсуждение законопроекта

 

Всенародное обсуждение законопроекта – одна из форм непосредственной демократии, способствующая активному включению граждан, трудовых коллективов, общественных организаций в процесс выработки и принятия решений в сфере государственных и социально значимых и общественных вопросов. Всенародное обсуждение обеспечивает гласность, сопоставление различных мнений и предложений, выбор оптимальных решений в той или иной области [13].

Использование в законодательной  деятельности практики всенародных  обсуждений в более широком плане  характеризует демократизм государственной  системы. Очевидно, что широкое обсуждение законопроектов способствовало бы закреплению  в законе согласованных интересов. Представляется, что следует ввести в практику неформальные, действительно  всенародные обсуждения законопроектов. Правило Регламента Государственной  Думы о том, что «Государственная Дума может принять решение о  всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении» (ст. 119 Регламента) носит скорее рекомендательный характер и не обязывает законодателя использовать конституционную по своему уровню форму согласования интересов  в законе. Думается, что соответствующее  положение императивного характера  должно получить закрепление в специальном  законе «О нормативных правовых актах». Чаще всего возражения против использования  в законотворческой практике всенародных  обсуждений связаны с тем, что  это якобы влечет за собой соответствующие  материальные затраты, не способствует повышению качества разрабатываемого закона. Очевидно, определенные издержки есть. Однако представляется, что позитивная сторона такого рода обсуждений гораздо  более значительна и заключается  в следующем. Во-первых, проведение всенародных обсуждений позволяет  привести в действие конституционное  положение, сформулированное в статье 3 Конституции РФ. Очевидно, что народу не только принадлежит власть, но он вправе в конституционных формах распоряжаться ею по своему усмотрению. При таком подходе категория «законодательная воля» будет точнее соответствовать общей воле, или согласованному интересу.

Во-вторых, посредством всенародных  обсуждений в законодательный процесс включается всенародное лобби и тем самым ставится надежный заслон тем формам лоббизма, которые направлены на утверждение в законе групповых (корпоративных), узконаправленных интересов.

В-третьих, всенародные обсуждения дают возможность опробовать обсуждаемый  закон с точки зрения его социальной пригодности, полезности, определить его  способность решать реальные социальные проблемы.

В-четвертых, законодательный процесс  в этой связи становится прозрачным, свободным от конъюнктуры и намерений  отдельных групп людей.

Понятно, что эффективность всенародных  обсуждений зависит от создания качественного  и эффективного механизма учета  высказанных пожеланий, рекомендаций. С технической стороны возможности  компьютерных технологий позволяют  успешно решать проблемы такого рода. Следовательно, институт всенародных  обсуждений правомерно рассматривать  как:

а) источник выявления специфических  интересов, требующих отражения  в законе;

б) форму демократического контроля населения за властью в вопросах законодательства и одновременно всенародного лоббирования специфических интересов, добиваясь таким образом признания их в качестве всеобщих;

в) всенародную экспертизу законопроекта, обсуждаемого в парламенте. Такой  вид общесоциальной экспертизы направлен  на то, чтобы отсечь неправомерные  притязания относительно признания  в законе корпоративных и иных интересов, противоречащих общему интересу [14].

В настоящее время Управление делами президента РФ ведет разработку интернет-портала  «Открытое правительство», на котором  чиновники, эксперты и обычные граждане будут обсуждать и редактировать различные законопроекты.

На разработку системы правительство  готово потратить 16 миллионов рублей. Создать систему планирования, экспертизы и правки законопроектов необходимо до конца 2011 года.

Интернет-портал должен обеспечить открытость процесса законотворчества и максимально  удобные условия для участников – свои предложения посетители смогут направлять с любого смартфона и  планшетника.

Связь будет односторонняя: чиновник, получив предложения, не обязан на них  отвечать и как-то учитывать. Редактировать  законодательные инициативы планируется  по принципу Википедии – каждая редакция будет сохраняться, и каждой из них будет присваиваться определенный рейтинг по результатам голосования  посетителей.

Система будет автоматически формировать  статистические отчеты по обсуждению законопроекта /количество участников, редакций, комментариев, активность голосования/ и отсылать их в аппарат правительства.

Предполагается, что всего на сайте  зарегистрируются 100 тысяч человек, из них 20 тысяч станут постоянными пользователями [11].

Правительство ведет огромную законопроектную  деятельность, и бывают неоднозначные  инициативы, которые необходимо выносить на общественное обсуждение. И если раньше оно проходило на разрозненных ведомственных площадках, то теперь будет создан единый ресурс, который  позволит улучшить общественную экспертизу законодательных инициатив.

Теперь это можно отнести  и к нашей российской действительности. По словам Б. Грызлова, по результатам обсуждения некоторых законопроектов на площадках ОНФ (Общероссийского народного фронта) уже можно сделать вывод об эффективности подобной формы законотворческой работы: многие законопроекты претерпели изменения в соответствии с мнением экспертов ОНФ. К примеру, это законопроект «О любительском и спортивном рыболовстве» и «Об основах охраны здоровья граждан».

«Мы хотим выработать юридически четкие и исчерпывающие формулировки, которые  наилучшим образом защитят права  людей. Вокруг этого и идет дискуссия. Часто жарко, эмоционально, но ведь и вопросы действительно затрагивают  интересы десятков миллионов человек, если говорить о проекте закона о  рыбалке. Законопроект об охране здоровья вообще, так или иначе, касается каждого», – отметил Грызлов.

Он подчеркнул, что примеры законов  о рыбалке и об основах охраны здоровья показывают «важность широкого общественного обсуждения будущих законов» [10].

Так в новой версии законопроекта  «Об образовании в Российской Федерации» учтены замечания и предложения, полученные в ходе общественного  обсуждения, а также рекомендации Комиссии, представленные в докладе об итогах общественного обсуждения проекта федерального закона (http://zakonoproekt2011.ru). 

При этом особое внимание в новой  версии уделено проработке формулировок законопроекта и используемым в  нем терминам в части их точности и определенности, а также соответствию положений проекта федерального закона существующим социально-экономическим  условиям.

Предполагается, что доработанный таким образом законопроект может  быть рассмотрен на весенней сессии Государственной  Думы в 2012 году.

Даже сейчас можно с уверенностью сказать, что институт всенародного обсуждения ключевых законодательных инициатив будет, безусловно, развиваться.

 

       

 

Заключение

 

Итак, нормативно-правовые акты являются основной и наиболее совершенной  формой современного права. Нормативно-правовые акты – основной источник права не только в Российской Федерации. Они стали таковыми в настоящее время практически во всех правовых системах мира, даже там, где исторически господствовал правовой обычай и судебный (административный) прецедент.

Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется Конституцией, а также изданными  на ее основе специальными законами, положениями  о тех или иных государственных  органах, правительственными постановлениями.

Цель моей курсовой работы состояла в анализе нормативно – правовых актов и их видов.

В ходе данной исследовательской  работы я пришла к следующим выводам.

Нормативный правовой акт – это акт правотворчества, который принимается в особом порядке, строго определёнными субъектами и содержит норму права.

Нормативно-правовой акт  в  России является основным, доминирующим источником права, принимается только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеет определенный вид и облекается в документальную форму. Нормативно-правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.

По порядку принятия и  юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные  акты.

Закон — обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Действующие законы образуют систему законодательства. Высшая юридическая  сила предполагает, что никакой иной правовой акт не должен противоречить  закону, не может его ни отменить, ни изменить; но закон может отменить или изменить любой другой правовой акт. Содержание закона образует первичные  нормы, которые в отдельных случаях  получают дальнейшую конкретизацию  и развитие в подзаконных актах.

Подзаконный правовой акт принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам.

Также можно сделать вывод  об эффективности всенародного обсуждения законопроектов: многие законопроекты претерпели изменения («О любительском и спортивном рыболовстве», «Об основах охраны здоровья граждан», «О полиции», «Об образовании в Российской Федерации»).

Цель всенародного обсуждения – помочь учесть все существующие точки зрения на отдельные положения  законопроекта и выявить пути его доработки в интересах  общества. Принять участие в экспертизе может каждый.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативные акты:

 

  1. Конституция Российской Федерации. – 1993.
  2. Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ (ред. от 21.10.2011) / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120716/

Информация о работе Нормативно-правовые акты: понятие и виды