Нормативно-правовые акты: понятие и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 09:08, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ нормативно-правовых актов как источников права.
Задачи работы:
1. рассмотреть понятие и признаки нормативно-правовых актов;
2. рассмотреть классификацию нормативно-правовых актов;
3. рассмотреть и оценить новую для российского права практику – всенародное обсуждение законопроектов.

Содержание

Введение
1. 1 Понятие нормативно-правового акта
1. 2 Признаки нормативно-правового акта
1. 3 Виды нормативно-правовых актов
2.1 Закон – основной вид нормативно-правовых актов
2.2 Виды законов
3.1 Всенародное обсуждение законопроектов
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая-5.docx

— 77.73 Кб (Скачать)

В Российской Федерации закон  должен обладать признаками, присущими  конституционному строю.

Подзаконные акты – это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем  законы, базируются на них. Но тоже имеют  важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную  и детализирующую роль.

Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные  по иерархии.

Указы Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст.8 – 90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам. Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса [4, С. 292].

Постановления Правительства  РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов – эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов и т.п.

Решения и постановления  местных органов государственной  власти (например, областных представительных, законодательных структур).

Решения, распоряжения, постановления местных органов  государственного управления (например, областных глав администрации, губернаторов и пр).

Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов – эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п. [1, С. 56].

Локальные нормативные  акты – это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

Следовательно, законы и  подзаконные акты представляют собой  две большие группы нормативных  актов, в свою очередь подразделяющиеся на соответствующие виды.

 

Классификация нормативно-правовых актов производится по различным  основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объему и характеру  действия; по субъектам, их издающим [9, С. 241].

В зависимости от особенностей правового положения субъектов  правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на:

-нормативные акты государственных  органов;

-нормативные акты общественных объединений (кооперативных, акционерных, профессиональных и т.п.);

-совместные акты (государственных и негосударственных организаций);

-нормативные акты, принятые в порядке референдума.

В зависимости от сферы  действия нормативные акты делятся  на:

-общефедеральные;

-акты субъектов Федерации;

-акты органов местного  самоуправления;

-локальные акты (регулирующие  отношения внутри какой-либо организации,  предприятия, учреждения). В зависимости  от срока действия различают:

-акты неопределенно длительного действия;

-временные акты.

В зависимости от юридической  силы нормативно-правовые акты подразделяются на:

-законы;

-подзаконные акты [2, С. 382].

Нормативно-правовые акты классифицируются также по содержанию. Такое деление  в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного  содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное  законодательство). Но наряду с отраслевыми  нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство – примеры комплексных нормативно-правовых актов.

По объему и характеру  действия нормативно-правовые акты подразделяются:

-на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории;

-на акты ограниченного  действия – распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;

-на акты исключительного  (чрезвычайного) действия. Их регулятивные  возможности реализуются лишь  при наступлении исключительных  обстоятельств, на которые рассчитан  акт (военных действий, стихийных бедствий) [9, С. 242].

Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется Конституцией, а также изданными  на ее основе специальными законами, положениями  о тех или иных государственных  органах, правительственными постановлениями. Законодательством определен также  порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовых актов; указывается, какой орган и в соответствий с какой процедурой издает тот или иной нормативный акт [6, С. 175].

Правовые акты находятся  между собой в разных соотношениях. Именно прочные системообразующие  связи разных видов актов позволяют  вести речь о правовой системе. Но, увы, пока об этом трудно говорить, ибо  противоречивость современного политического  и социально-экономического развития России неизбежно порождает юридический  хаос. Правовая система непрерывно деформируется, и связи между  актами нарушаются. В целом же резко  снижается эффективность правового  воздействия на общественные

процессы, а неостановимый  вал правонарушений, преступности все  ниже «опускает» уровень законности в стране.

И все же надо всемерно использовать системные связи правовых актов, умело их формировать и укреплять. Для этого следует знать и  правильно применять прежде всего легальные средства и способы поддержания установленных соотношений между Конституцией, законами и подзаконными актами. Среди последних, конечно, тоже приходится соблюдать своеобразную соподчиненность.

Итак, назовем кратко эти  средства:

а) признание в правовой системе верховенства Конституции и ее высшей юридической силы (таков смысл ст. 15 Конституции Российской Федерации);

б) установление верховенства закона над всеми подзаконными актами;

в) обеспечение функционально-правовой зависимости, когда решение взаимосвязанных  задач объективно влечет за собой  цепь правовых актов (действие закона всегда порождает юридические связи  и отношения, опосредуемые в указах, постановлениях, приказах, локальных  актах, корпоративных нормах, в актах  народного опроса и голосования);

г) установление юридической  силы каждого акта по сравнению с  другими актами (естественно, она  обеспечивается в случае отклонения такими средствами, как приостановление, изменение, отмена, обжалование, признание  акта недействительным. Умелое их использование в процессе правоприменения позволяет вовремя сбалансировать разные акты и не обострять юридические коллизии);

д) определение сферы действия каждого акта и точек его сопряжения с другими актами. Замечено: у  закона их много, у актов правительства  – тоже, а далее объем связей актов сужается. Но их нельзя упускать из виду;

е) мера и виды отсылок к другим актам [8, С.15].

 

    1. Закон –  основной вид нормативно-правовых актов

 

В России длительное время  понятие закона ассоциировалось  исключительно с единоличной  волей «государя».  Сам характер правотворческой деятельности не способствовал  выработке конституционного понятия  закона, его надлежащей семиотической  репрезентации. Как из рога изобилия сыпались грамоты, указы, уставы, положения, регламенты, артикулы, рескрипты, циркуляры, инструкции – все это не отличалось какой-либо родовидовой сбалансированностью, переплеталось самым неожиданным образом, функционировало без какой-либо последовательности. Дошло было до того, что законом считалось устное распоряжение («указ») Императора [1, С. 43].

Формирование правового  государства связано с повышением роли закона в государственной и  общественной жизни. Отражая в концентрированном  виде социальные интересы, закон выступает  главным регулятором общественных отношений, гарантом прав и свобод гражданина. Он служит важнейшим средством преобразований в экономической, социальной и иных сферах и одновременно способствует стабилизации устойчивости общественной обстановки. Закон устанавливает  легальные рамки деятельности всех государственных и общественных институтов. Занимает ведущее место  в правовой системе, поскольку его  юридическая сила определяет динамику и содержание всех остальных правовых актов.

Закон является главной разновидностью нормативно-правовых актов, а также  основной категорией законодательной  системы страны.

Закон – это нормативно-правовой акт высшей юридической силы (по отношению к иным нормативно-правовым актам), принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, регулирующий наиболее важные общественные отношения и являющийся (наряду с Конституцией РФ) основным источником права.

Теория закона сформулировала следующие основные и важнейшие  признаки закона.

Признаки закона:

1) принимается специально  уполномоченными органами;

2) принимается при строгом  соблюдении процессуального порядка; 

3) регулирует наиболее  значимые, важнейшие общественные  отношения; 

4) стабилен;

5) обладает высшей юридической силой;

6) выражает волю и интересы народа.

Все эти признаки закона существуют не изолированно, а в  единстве. Их нельзя разрывать. Они  позволяют лучше понять природу  и особенности закона, смысл законотворчества. Помогают избежать законодательных  ошибок. Способствуют правильному толкованию и применению закона.

Именно данные признаки и  выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства [3, С. 293].

Органами, уполномоченными  принимать законы, являются:

– Федеральное Собрание РФ (Государственная Дума и Совет  Федерации) – федеральные и федеральные  конституционные законы России;

– законодательные (представительные) органы субъектов РФ – законы субъектов  федерации.

Иные органы не обладают правомочиями принимать законы.

Особый процессуальный порядок  принятия закона (включающий ряд последовательных стадий) указан в Конституции РФ, конституциях, уставах субъектов  РФ и регламентах органов, в компетенцию  которых входит принятие законов [1, С. 105].

Закон призван быть ведущим  источником права в правовом государстве. Особые свойства закона позволяют ему  быть демократичным источником права, выражающим волю и интересы народа. Именно эти свойства и обусловливают  особую роль закона в системе нормативных  актов. Закон должен выражать принципы права, идею приоритета прав и свобод человека, демократические начала общественного и государственного устройства. Правовые законы составляют основу правового государства. Поэтому столь важно добиться реального верховенства закона в системе правовых актов государства, сделать закон действительно ведущим, основным источником права.

Законы подлежат обязательному  официальному опубликованию. Оно имеет  важное юридическое (так как с  ним связано вступление закона в  силу) и социальное значение (так  как является основой презумпции знания закона). В соответствии с  Конституцией РФ неопубликованные законы не применяются.

Согласно Закону от 25 мая 1994 г. «О порядке опубликования и  вступления в силу федеральных конституционных  законов, федеральных законов, актов  палат Федерального Собрания» федеральные  законы публикуются в течение  семи дней после их подписания Президентом  в «Российской газете» или  «Собрании законодательства Российской Федерации».

В необходимых случаях  законы могут быть оглашены и иными, неофициальными способами: опубликованы в органах печати, обнародованы по телевидению, радио, переданы по каналам  связи, а также разосланы соответствующим  государственным органам.

    1. Виды законов

 

Законы являются актами высшей юридической силы по отношению к  другим правовым актам. При этом сами законы также делятся на виды в  зависимости от юридической силы. Классификация законов РФ в порядке  убывания юридической силы выглядит следующим образом:

Информация о работе Нормативно-правовые акты: понятие и виды