Нормативно-правовые акты: понятие и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 09:08, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ нормативно-правовых актов как источников права.
Задачи работы:
1. рассмотреть понятие и признаки нормативно-правовых актов;
2. рассмотреть классификацию нормативно-правовых актов;
3. рассмотреть и оценить новую для российского права практику – всенародное обсуждение законопроектов.

Содержание

Введение
1. 1 Понятие нормативно-правового акта
1. 2 Признаки нормативно-правового акта
1. 3 Виды нормативно-правовых актов
2.1 Закон – основной вид нормативно-правовых актов
2.2 Виды законов
3.1 Всенародное обсуждение законопроектов
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая-5.docx

— 77.73 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ  И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Негосударственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Московская академия предпринимательства  при Правительстве Москвы

 

Благовещенский филиал

 

 

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Теория  государства и права»

 

ТЕМА: «НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ»

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка  III курса юридического факультета заочного отделения,

группа 3305 Бятова Ю. В.

 

 

Проверила: ________________

 

 

 

 

 

 

г. Благовещенск, 2011 г.

 

ПЛАН

Введение

1. 1 Понятие нормативно-правового акта

1. 2 Признаки нормативно-правового акта

1. 3 Виды нормативно-правовых актов

2.1 Закон – основной вид нормативно-правовых актов

2.2 Виды законов

3.1 Всенародное обсуждение законопроектов

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

Оглавление

ПЛАН 2

Введение 4

1.1 Понятие нормативно-правового акта 6

1.2 Признаки нормативно-правового акта 8

1.3 Виды нормативно-правовых актов 10

2.1. Закон – основной вид нормативно-правовых актов 18

2.2. Виды законов 20

3.1. Всенародное обсуждение законопроекта 24

Заключение 28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

 

 

Введение

 

Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Нормативные акты как форма (источники) права начинают издаваться с установлением централизованного государства, усиления его роли.

С его помощью устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права.

Это акт правотворчества, результат деятельности компетентных государственных органов, а потому акт властный. С помощью нормативных актов веления государства становятся общеобязательными.

Нормативные акты составляют единую иерархическую систему. Она  отражает иерархическую систему  государственных органов. Нормативные акты иерархически высших органов обладают и высшей юридической силой по отношению к актам нижестоящих органов.

Нормативные акты подразделяются на две основные группы: законы и подзаконные акты.

Нормативный акт — это  юридический акт, содержащий в себе нормы права. С помощью нормативного акта устанавливаются, изменяются и прекращаются нормы права. К нормативным актам относятся конституции, законы, кодексы и др.

 В своей исследовательской работе я опиралась на труды правоведов: В. Н. Хропанюк, Ю. А. Тихомиров, Н. И. Матузов, А. В. Малько, А. С. Пиголкин.

Целью работы является анализ нормативно-правовых актов как источников права.

Задачи работы:

  1. рассмотреть понятие и признаки нормативно-правовых актов;
  2. рассмотреть классификацию нормативно-правовых актов;
  3. рассмотреть и оценить новую для российского права практику – всенародное обсуждение законопроектов.

Структура работы состоит  из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

    1. Понятие нормативно-правового акта

 

Нормативно-правовые акты являются основной и наиболее совершенной  формой современного права. Их большой  удельный вес по сравнению с другими  формами связан прежде всего с повышением роли государства в регулировании общественно значимых отношений. Кроме того, их широкому использованию «помогают» такие качества, как способность централизованно регулировать различные отношения, быстро реагировать на изменения потребностей общественного развития, четкость и доступность изложения выраженных в нем предписаний. Документально-письменная форма нормативно-правовых актов позволяет непосредственно и оперативно знакомить с их содержанием население [2, С. 334].

Нормативный правовой акт  в России (а также во многих других странах, относящихся к романо-германской правовой системе) является основным, доминирующим источником права[12].

Он стал таковым в настоящее  время практически во всех правовых системах мира, даже там, где исторически  господствовал правовой обычай и  судебный (административный) прецедент.

Нормативно-правовые акты как  источники права имеют определенные организационно-технические и иные преимущества перед другими источниками  права. Они проявляются, во-первых, в  том, что издающие их государственные  органы имеют гораздо большие координационные возможности, чем все иные нормотворческие институты для выявления и отражения в праве не только групповых, классовых, индивидуальных, но и общих интересов. Во-вторых, что в силу четких требований, традиционно сложившихся правил изложения своего содержания нормативно-правовой акт считается лучшим способом оформления устоявшихся норм. И, в-третьих, что нормативно-правовой акт в силу своей четкости и определенности более легок «в обращении», чем другие формы права. На него, как подмечают теоретики и практики, легко ссылаться при разрешении дел, вносить необходимые коррективы, контролировать его исполнение.

Таким образом, нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В  нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.

В нормативно-правовых актах  закрепляются нормы, которые учитывают  интересы большинства и меньшинства  в целом, координируют их в зависимости  от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений  в данный исторический период.

Мировая юридическая наука  рассматривает источники права  в неразрывном единстве с содержанием  правовых норм. Выражение юридических  норм в обычае, прецеденте, в судебной практике имеет казуистический и  не всегда определенный характер. Эти  нормы складываются постепенно, по мере повторения частных случаев, применения определенного правила поведения. Поэтому юридические нормы не могут в указанных формах воплотить  в себе общего и достаточно определенного  выражения.

С развитием общественной жизни, усложнением общественных отношений  эти обязательные установления становятся тормозом общественного прогресса. Как отмечал в свое время Н. М. Коркунов, «государственная власть, призванная поддерживать и охранять господство права, не может помириться с таким положением дела. Как только она достаточно окрепнет и организуется, она везде стремится поставить  на место неопределенных начал обычного права и судебной практики ею самой  сформулированные и по возможности  общие положения или законы».

Переход к всеобщему нормативному регулированию осуществляется эволюционно. Вначале нормативное регулирование  распространялось лишь на те сферы общественной жизни, которые непосредственно касались интересов государственной власти. Частные имущественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем нормативно-правовое регулирование расширяется, подчиняя себе другие области общественной жизни, и становится, таким образом, преобладающей формой правового регулирование общественных отношений [9, С. 240].

    1. Признаки  нормативно-правового акта

 

Нормативно-правовой акт  характеризуется следующими признаками:

– имеет письменную форму;

– имеет атрибуты, позволяющие  выделить его из множества других нормативно-правовых актов, – наименование акта, название издавшего его органа, дату принятия, номер, подпись соответствующего должностного лица и т.д. (реквизиты);

– обладает определенной юридической  силой в зависимости от места  акта в системе нормативно-правовых актов и уровня принявшего его  органа. Официальный характер акта заключается в его издании  от имени органа, организации либо государства. Управомоченность названных субъектов принимать правовые акты предопределяется Конституцией, законом, положением, уставом, т.е. статутным актом. Отсюда следует важное правило об издании каждым субъектом только тех видов актов, которые за ним закреплены. Нередко же на практике государственные органы произвольно избирают форму правового акта и нарушают тем самым законность [7, С. 14].

– имеет внутреннюю структуру  – разделы, главы, статьи, части статей, которые содержат нормы права;

– имеет определенный предмет  регулирования (то есть соответствующую  сферу общественных отношений). Это  достигается с помощью разных способов – путем установления правовых норм, возникновения, изменения и  прекращения правоотношений, признания, создания и изменения юридического состояния, посредством обеспечения  реализации правовых норм, правовой защиты законных интересов [7, С. 15].

– действует в течение  определенного срока (который указывается  в самом акте либо бессрочно до его отмены компетентным органом);

– охватывает своим действием  конкретную территорию (всю страну, ее часть, отдельное учреждение и  т.д.);

– входит в единую иерархию нормативно-правовых актов, занимает в  ней свое место, взаимосвязан с другими нормативно-правовыми актами;

– содержит правила поведения  общего характера, общеобязателен для  всех, кому он адресован. Игнорирование  правовых актов, их нарушения, воспрепятствование реализации актов являются нарушениями  законности и недопустимы. Они влекут различные способы восстановления «баланса актов» и их юридической силы и авторитета, с одной стороны, применение мер дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности к виновным лицам – с другой. Словом, юридическая защита правового акта служит его прочной гарантией [7, С. 15];

– подкреплен возможностью государственного принуждения в  случае нарушения его предписаний.

Законодатель использует следующие способы изложения  норм права в нормативно-правовых актах:

  1. прямой, когда все элементы юридической нормы воспроизводятся в статье непосредственно и в очевидной взаимосвязи друг с другом;
  2. отсылочный, когда в статье один из элементов юридической нормы указывается путем отсылки к другой, конкретной, как правило, родственной статье этого же нормативно-правового акта;
  3. бланкетный, когда статья указывает на элемент нормы права путем отсылки не к конкретной статье, конкретному законоположению, а как бы к другому порядку правового регулирования – правилам совершения какого-либо вида деятельности, правилам международного договора и т. п. [5, С. 118].

Таким образом, нормативно-правовой акт – это официальный акт правотворчества, в котором содержатся нормы права.

    1. Виды нормативно-правовых актов

 

К нормативно-правовым актам  относятся:

– Конституция (закон законов);

– законы;

– подзаконные акты.

Конституция Российской Федерации – является высшим нормативно-правовым актом, имеющим наивысшую юридическую силу, верховенство и прямое действие на территории всей страны. Ей должны соответствовать все законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации (ч.1 ст.15).

Особенность действующей  Конституции заключается также  в том, что она принята в  результате всероссийского референдума 12 декабря 1993 г.

Основы положения Конституции (гл.1, 2 и 9) могут быть пересмотрены только в особом порядке созыва Конституционного Собрания, с выработкой проекта новой  Конституции, подлежащего утверждению  в особом порядке Конституционным  Собранием или вынесению на всенародное  голосование (ст.135).

Поправки к другим главам Конституции тоже принимаются в  особом порядке (ст.136) [4, С. 240].

Конституция устанавливает  основы конституционного строя, права  и свободы человека и гражданина, федеративное устройство России, а  также систему и полномочия Президента Российской Федерации, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, отправные нормы местного самоуправления. Ее назначение – обеспечить соблюдение прав и свобод граждан, стабильность государственного строя, экономического и социального развития страны, ее международных отношений.

А потому требование соблюдения Конституции Российской Федерации  в равной степени необходимо как  для России в целом, так и для  отдельных субъектов Федерации  и муниципальных образований. Именно эти цели обуславливают верховенство, высшую юридическую силу и прямое действие норм Конституции, обязательных для издания актов субъектов  Федерации и органов местного самоуправления [4, С. 240].

Все нормы Конституции  не должны противоречить основам  конституционного строя и нормам, регулирующим статус личности.

Все иные нормативно-правовые акты в России (законы, подзаконные  акты) должны соответствовать и не противоречить Конституции.

Законы Российской Федерации тоже имеют верховенство на всей ее территории и высшую юридическую силу по отношению ко всем другим нормативно-правовым актам, издаваемым в Российской Федерации по вопросам, отнесенным к предметам ее ведения и совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст.71 – 72 Конституции). Они также имеют прямое действие на территории России (ч.1 ст.76 Конституции). По предметам совместного ведения федеральные законы издаются вместе с законами и иными актами субъектов Федерации, принимаемыми в соответствии с федеральными законами (ч.2 ст.76 Конституции) [4, С. 241].

Информация о работе Нормативно-правовые акты: понятие и виды