Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 22:54, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать, обобщить и систематизировано изложить сущность и задачи общеправового института законодательства в сфере изучения и использования на практике нормативных правовых актов.
Для достижения указанной цели определены следующие задачи:
– изучить и обобщить имеющийся научный материал о различных видах нормативных правовых актов;
– исследовать практику действия нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц;
– определить и проанализировать структуру законов, действующих на территории РФ;
– на основе анализа научных публикаций рассмотреть различные подходы к пониманию сущности и правовой природы института нормативных правовых актов;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА 6
1.1 Понятие нормативного правового акта 6
1.2 Виды нормативного правового акта. 7
1.3 Особенности и отличие нормативного акта от других источников права 9
1.4 Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц 11
ГЛАВА II. ПРИЗНАКИ ЗАКОНА И ЕГО СТРУКТУРА 14
2.1 Понятие и признаки закона 14
2.2 Структура закона 16
2.2.1. Наименование органа, принявшего закон. 16
2.2.2. Название закона. 17
2.2.3. Преамбула закона. 17
2.2.4. Нормативно-правовое содержание закона. 18
2.2.5. Последствия несоблюдения закона. 22
2.2.6. Отмена законом других нормативно-правовых предписаний. 22
2.2.7. Опубликование закона и вступление его в силу. 23
2.2.8. Подпись соответствующего должностного лица. 23
ГЛАВА III. ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 30
Степень юридической силы нормативно-правовых актов может быть различна, но степень обязательности содержащихся в них норм абсолютно одинакова для всех тех, к кому относятся их предписания. Это принципиальное положение составляет основу функционирования правового государства.
И последнее, в нормативном регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль. В правовом государстве закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он является главным гарантом коренных интересов, прав и свобод личности.
Понятие акт вообще-то употребляется в теории права в двояком смысле. Один - это акт как действие, второй - это акт как материальный (письменный, электронный) носитель информации, как документ. Именно в последнем смысле и обозначается нормативно-правовой акт как источник права.
Нормативно-правовой
акт всегда имеет как внешнюю
структуру, так и внутреннюю. В
других же отраслях права мы находим
различные способы изложения
правовых норм в статьях нормативно-
Наряду с нормами права (социальными правилами поведения), которые воплощает, содержит нормативно-правовой акт, существуют и нормы, не имеющие правового характера и значения, однако они также воплощены, закреплены в письменной и иной документальной форме.
Иногда в юридической литературе, вместо словосочетания «нормативно-правовой акт» употребляется все же понятие нормативный акт, хотя, оно имеет в точном смысле иное содержание. Следует также отметить, что нельзя нормативно-правовой акт обозначать просто как правовой акт. И здесь существует тонкое различие, исключительно важное для юридической практики. Правовым будет являться акт, содержащий как правовые нормы (правила поведения), так, например, и указание о применении мер ответственности к конкретному адресату этих правил, если он их нарушил.
Понятие нормативно-правовой акт как источник права охватывает все великое многообразие правовых норм, регулирующих многообразные и бесчисленные - социальные связи в обществе. Теоретикам права пришлось немало потрудиться, чтобы классифицировать нормативно-правовые акты, найти четкие критерии этой классификации, сделать ее удобной для научного и, главное, практического употребления.
Итак, нормативный правовой акт - властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Он является основным источником права в РФ и европейских государствах. Нормативно правовые акты образуют стройную систему, основанную на их юридической силе.
Можно определить
наиболее важные критерии, по которым
непосредственно или по их сочетанию
выделяются виды нормативно-правовых
актов. Это следующие критерии: содержание
нормативно-правового акта, процедура
его принятия, орган, принимающий
акт, круг лиц, на которых распространяется
его действие, пространство и время,
которые охватываются действием
акта, утрата юридического значения, внутренняя
структура, организационные этапы
и ряд других критериев. По содержанию,
органу и процедуре принятия выделяется,
прежде всего, такой вид нормативно-
Характеристика
законов как правовых документов
высшей юридической силы означают,
что все другие нормативные акты,
кроме законов, - акты иного юридического
качества: все они находятся "под"
законом, т.е. являются подзаконными. Вместе
с тем под законность нормативных
юридических актов не означает их
"меньшую" юридическую обязательность;
они обладают необходимой юридической
силой; дело лишь в том, что их юридическая
сила не имеет такой же всеобщности
и верховенства, как это характерно
для законов. Они призваны обеспечивать
на основании законов
Из всего выше сказанного я хотела бы сделать вывод, что нормативный правовой акт является основным, важнейшим, существенным источником права.
1 Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1894г., с. 299.
2 См.: Общая теория права, под ред. А.С. Пиголкина. М.,1996г., с. 164.
3 См.: Российская газета, от 15 июня 1994г., с.15.
4 См.: Комаров С.А. Общая теория государства и права. М.,1996г., с.152.
5 См.: Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1996г, с.63—67.
6 Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1996г., с. 147.
7 См.: Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1995г, с.227—228.