Нормативно-правовой акт

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 22:54, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проанализировать, обобщить и систематизировано изложить сущность и задачи общеправового института законодательства в сфере изучения и использования на практике нормативных правовых актов.
Для достижения указанной цели определены следующие задачи:
– изучить и обобщить имеющийся научный материал о различных видах нормативных правовых актов;
– исследовать практику действия нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц;
– определить и проанализировать структуру законов, действующих на территории РФ;
– на основе анализа научных публикаций рассмотреть различные подходы к пониманию сущности и правовой природы института нормативных правовых актов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА 6
1.1 Понятие нормативного правового акта 6
1.2 Виды нормативного правового акта. 7
1.3 Особенности и отличие нормативного акта от других источников права 9
1.4 Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц 11
ГЛАВА II. ПРИЗНАКИ ЗАКОНА И ЕГО СТРУКТУРА 14
2.1 Понятие и признаки закона 14
2.2 Структура закона 16
2.2.1. Наименование органа, принявшего закон. 16
2.2.2. Название закона. 17
2.2.3. Преамбула закона. 17
2.2.4. Нормативно-правовое содержание закона. 18
2.2.5. Последствия несоблюдения закона. 22
2.2.6. Отмена законом других нормативно-правовых предписаний. 22
2.2.7. Опубликование закона и вступление его в силу. 23
2.2.8. Подпись соответствующего должностного лица. 23
ГЛАВА III. ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 30

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 56.41 Кб (Скачать)

Степень юридической силы нормативно-правовых актов может быть различна, но степень  обязательности содержащихся в них  норм абсолютно одинакова для  всех тех, к кому относятся их предписания. Это принципиальное положение составляет основу функционирования правового  государства.

И последнее, в нормативном регулировании  общественных отношений главное  и определяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную  и детализирующую роль. В правовом государстве закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он является главным гарантом коренных интересов, прав и свобод личности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Понятие акт вообще-то употребляется в  теории права в двояком смысле. Один - это акт как действие, второй - это акт как материальный (письменный, электронный) носитель информации, как  документ. Именно в последнем смысле и обозначается нормативно-правовой акт как источник права.

Нормативно-правовой акт всегда имеет как внешнюю  структуру, так и внутреннюю. В  других же отраслях права мы находим  различные способы изложения  правовых норм в статьях нормативно-правового  акта - от полного соответствия до изложения  нормы права в разных статьях, а то и вообще в разных нормативно-правовых актах.

Наряду  с нормами права (социальными  правилами поведения), которые воплощает, содержит нормативно-правовой акт, существуют и нормы, не имеющие правового  характера и значения, однако они  также воплощены, закреплены в письменной и иной документальной форме.

Иногда  в юридической литературе, вместо словосочетания «нормативно-правовой акт» употребляется все же понятие нормативный акт, хотя, оно имеет в точном смысле иное содержание. Следует также отметить, что нельзя нормативно-правовой акт обозначать просто как правовой акт. И здесь существует тонкое различие, исключительно важное для юридической практики. Правовым будет являться акт, содержащий как правовые нормы (правила поведения), так, например, и указание о применении мер ответственности к конкретному адресату этих правил, если он их нарушил.

Понятие нормативно-правовой акт как источник права охватывает все великое  многообразие правовых норм, регулирующих многообразные и бесчисленные - социальные связи в обществе. Теоретикам права  пришлось немало потрудиться, чтобы  классифицировать нормативно-правовые акты, найти четкие критерии этой классификации, сделать ее удобной для научного и, главное, практического употребления.

Итак, нормативный  правовой акт - властное предписание  государственных органов, которое  устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Он является основным источником права в РФ и европейских государствах. Нормативно правовые акты образуют стройную систему, основанную на их юридической  силе.

Можно определить наиболее важные критерии, по которым  непосредственно или по их сочетанию  выделяются виды нормативно-правовых актов. Это следующие критерии: содержание нормативно-правового акта, процедура  его принятия, орган, принимающий  акт, круг лиц, на которых распространяется его действие, пространство и время, которые охватываются действием  акта, утрата юридического значения, внутренняя структура, организационные этапы  и ряд других критериев. По содержанию, органу и процедуре принятия выделяется, прежде всего, такой вид нормативно-правового  акта, как закон.

Характеристика  законов как правовых документов высшей юридической силы означают, что все другие нормативные акты, кроме законов, - акты иного юридического качества: все они находятся "под" законом, т.е. являются подзаконными. Вместе с тем под законность нормативных  юридических актов не означает их "меньшую" юридическую обязательность; они обладают необходимой юридической  силой; дело лишь в том, что их юридическая  сила не имеет такой же всеобщности  и верховенства, как это характерно для законов. Они призваны обеспечивать на основании законов конкретизированное нормативное регулирование всего  комплекса общественных отношений, и поэтому они занимают важное место во всей системе нормативного регулирования. Подзаконные нормативные  акты многообразны, между собой они  различаются по своей юридической  силе, образуют довольно сложную иерархическую  систему.

Из всего  выше сказанного я хотела бы сделать  вывод, что нормативный правовой акт является основным, важнейшим, существенным источником права.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

 

  1. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: Новый Юрист, 1998. – 608с.
  2. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: НОРМА-ИНФРА, 1999. – 576с.
  3. Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права. – М.: Норма, 2000. – 456с.
  4. Общая теория государства и права: Академический курс в 2-х томах. // Отв. ред. М.Н. Марченко. Т. 2. – М.: Зерцало, 1998. – 640с.
  5. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М.: «Дабахов, Ткачев, Димов», 1995. – 384с.
  6. Бабаев В.К. Теория государства и права. Учебное пособие. -М.: Юрист, -2002. -592 с.
  7. Кудрявцев В. Н. О правопонимании и законности // Государство и право. -1994. -№3.-с.23.
  8. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов. Курс лекций. / Под ред. Малько А.В. и Матузов Н.И. -  М.: 2003. -654 с.
  9. Теория государства и права.Учебник для вузов /Под ред. Лазарева В.В. 2-е изд. -М.: Право и закон.- 2001.- 576 с.
  10. Тихомиров ЮА. Закон и формирование гражданского общества // Советское государство и право. 1991.- № 8.- С. 26.
  11. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для вузов. Изд. 2-е перераб. и доп. /Под ред. проф. Стрекозова. -М.: Интерстиль,- 2001.- 367с.
  12. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Учебник для вузов. -М.: Юрайт-М. -2001.- 432 с.

 

 

1 Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1894г., с. 299.

2 См.: Общая теория права, под ред. А.С. Пиголкина. М.,1996г., с. 164.

3 См.: Российская газета, от 15 июня 1994г., с.15.

4  См.: Комаров С.А. Общая теория государства и права. М.,1996г., с.152.

5 См.: Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1996г, с.63—67.

6 Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1996г., с. 147.

7 См.: Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1995г, с.227—228.

 


Информация о работе Нормативно-правовой акт