Нормативно-правовой акт

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 22:54, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проанализировать, обобщить и систематизировано изложить сущность и задачи общеправового института законодательства в сфере изучения и использования на практике нормативных правовых актов.
Для достижения указанной цели определены следующие задачи:
– изучить и обобщить имеющийся научный материал о различных видах нормативных правовых актов;
– исследовать практику действия нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц;
– определить и проанализировать структуру законов, действующих на территории РФ;
– на основе анализа научных публикаций рассмотреть различные подходы к пониманию сущности и правовой природы института нормативных правовых актов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА 6
1.1 Понятие нормативного правового акта 6
1.2 Виды нормативного правового акта. 7
1.3 Особенности и отличие нормативного акта от других источников права 9
1.4 Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц 11
ГЛАВА II. ПРИЗНАКИ ЗАКОНА И ЕГО СТРУКТУРА 14
2.1 Понятие и признаки закона 14
2.2 Структура закона 16
2.2.1. Наименование органа, принявшего закон. 16
2.2.2. Название закона. 17
2.2.3. Преамбула закона. 17
2.2.4. Нормативно-правовое содержание закона. 18
2.2.5. Последствия несоблюдения закона. 22
2.2.6. Отмена законом других нормативно-правовых предписаний. 22
2.2.7. Опубликование закона и вступление его в силу. 23
2.2.8. Подпись соответствующего должностного лица. 23
ГЛАВА III. ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 30

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 56.41 Кб (Скачать)

Подзаконные акты зачастую излагаются не по статьям, а по пунктам с цифровым обозначением, что представляется нецелесообразным. Более предпочтительным было бы изложение  подзаконных актов, так же как  и законов, т. е. с разбивкой на статьи.

Постановляющая  часть крупных по объему законов (равно как и подзаконных актов) разбивается также на разделы, главы  и параграфы. При этом не только разделы, главы и параграфы, но и статьи закона должны быть снабжены специальными заголовками, лаконично выражающими  их суть, что позволяет ознакомиться с предметом закона и легко  найти в нем необходимое законное предписание.

Каждую  статью (пункт, часть) закона следует  формулировать так, чтобы она  содержала по возможности отдельное, но законченное правовое правило  со всеми его составными элементами. В том случае, если в одной статье (пункте, части) трудно воспроизвести  все признаки правового правила, некоторые из них могут быть выделены в отдельный абзац при непременном  условии, что в нем не будет  изложено иное правовое правило, логически  не связанное с самой статьей  единством внутреннего содержания. Иначе говоря, данный абзац —  лишь дополнение к статье, но отнюдь не самостоятельная часть.

Статьи (пункты, части) закона могут излагаться либо в обобщенной форме, охватывающей однородные факты или однопорядковые общественные отношения, либо путем  перечисления конкретных предметов, действий или явлений. Последний вариант  представляется менее совершенным  по сравнению с первым (методом  обобщенных формул), так как статьи закона при перечислении оказываются  обычно громоздкими по объему и, что более важно, такое перечисление далеко не всегда оказывается исчерпывающим. Поэтому в тех случаях, когда невозможно обойтись без перечисления, необходимо добиваться их полноты. Если же полный перечень дать невозможно, то следует привести примерный перечень, который поможет понять смысл и направленность правового регулирования соответствующих общественных отношений. При этом вынужденном варианте примерным перечнем следует пользоваться осторожно, не расширять его содержание, что может повлечь за собой ошибки в правоприменительной практике. Во всяком случае, необходимо избегать использования выражений "и т.п.", "другие вопросы", которыми в законодательстве обычно заканчивается примерный перечень. Эти выражения предполагают распространение правового правила на те случаи, которые прямо не указаны в перечне. А это довольно сложная операция, которая требует выяснения общих признаков всех случаев, указанных в перечне, вслед за тем эти общие признаки необходимо подвести под те случаи, которые подразумевались выражениями "и т.п.", "другие вопросы".

В большинстве  случаев нормативно-правовая часть  закона излагается постатейно в соответствии со схемой "если — то", вслед  за которой указываются те невыгодные последствия (санкции), которые наступают  при неисполнении или нарушении  статьи. Следует, однако, заметить, что  невыгодные последствия (санкции) отнюдь не всегда содержатся в данной статье, они могут быть указаны в другой статье закона или даже в ином правовом акте.

В том  случае, если законом (или подзаконным  актом) изменяется, дополняется или  отменяется статья ранее действовавшего закона (или подзаконного акта), то соответствующее  предписание закона начинается со слов: "статью такую-то изложить в следующей  редакции" или "такой-то акт дополнить  статьей (пунктом, частью) такой-то следующего содержания"6. Если, далее, законом устанавливается нормативно-правовое предписание, распространяющее действие ранее принятых актов на иной круг лиц и общественных отношений, или если временным нормативно-правовым предписаниям (действие которых ограничено определенным периодом; календарным сроком либо временем, установленным для выполнения того или иного предписания) придается характер неопределенно-длительного действия, то это нормативно-правовое предписание излагается как вновь принимаемое правовое правило. С точки зрения законодательной техники недопустимо включение в закон (подзаконный акт) постоянного действия нормативно-правовых предписаний временного характера, и, наоборот, включение в закон (подзаконный акт) постоянного действия предписаний временного характера.

Постановляющая  часть закона должна включать правовые установления лишь нормативного характера. Не допускается включение в нее  правовых установлений ненормативного характера. В правотворческой практике бывают исключения из этого правила, но не в отношении закона, а только в отношении подзаконных актов. Например, акты органов государственного управления зачастую содержат в себе не только нормативно-правовые установления, но и правовые предписания ненормативного характера. Эти допущения объясняются  необходимостью придать правовым актам  органов государственного управления максимальную оперативность и гибкость: наличие ненормативных правовых предписаний в нормативно-правовых актах органов государственного управления способствует целенаправленности, быстроте и обеспеченности их реализации. Однако требование стабильности закона исключает возможность включения  в его постановляющую часть ненормативных  правовых предписаний, поскольку последние  действуют однократно и после  их реализации становятся ненужными. В  результате же включения ненормативных  предписаний структура закона нарушается, теряется логическая стройность в изложении  его нормативно-правового содержания.

2.2.5. Последствия несоблюдения закона.

Несоблюдение  нормативно-правового содержания закона влечет за собой различные последствия  в зависимости от характера нарушений. Они могут иметь гражданско-правовой, административно-правовой или уголовно-правовой характер.

Если  закон запрещает совершение определенных действий, то в него включается специальное  указание, предусматривающее применение соответствующей санкции. Однако чаще всего санкции содержатся в других законах или иных правовых актах.

2.2.6. Отмена законом других нормативно-правовых предписаний.

Новый закон  обычно содержит указание об отмене, если иное не предусмотрено им, всех других действующих законов и подзаконных  актов, ему противоречащих. Таково общее  требование законодательной техники. Однако во многих случаях это требование нуждается в подробной детализации. Требуется определить, какие именно законы и подзаконные акты (или  их отдельные статьи, пункты или  части) отменяются в связи с принятием  нового закона. На определение законов  и подзаконных актов, подлежащих отмене, затрачивается обычно много  времени, особенно тогда, когда ранее  изданные законы и подзаконные акты были приняты в различные исторические периоды и в большом количестве.

Для упрощения  этой работы законодатель зачастую прибегает  к общему указанию: "Ранее принятые по данному вопросу акты считать  утратившими силу". Однако такое  упрощение в законодательстве недопустимо, ибо вопрос о действии того или  иного закона или подзаконного акта остается на усмотрении отдельных должностных  лиц и органов, не говоря уже о  том, что у них могут возникнуть сомнения о действии или бездействии  того или иного закона и подзаконного акта. Все это может привести к  серьезным ошибкам в правоприменительной  практике. Поэтому необходимо при  принятии нового закона своевременно давать исчерпывающий перечень ранее  действовавших законов и подзаконных  актов (их статей, пунктов и частей), которые отменяются в связи с принятием нового закона.

2.2.7. Опубликование закона и вступление его в силу.

Закон обязательно  публикуется в официальных изданиях, а также может быть опубликован  и в других органах печати, обнародован  по телевидению, радио, передан по линиям связи соответствующим государственным  органам и общественным организациям.

Что касается вступления закона в силу, то оно  определяется самим законом либо с момента его официального опубликования.

2.2.8. Подпись соответствующего должностного лица.

Структура закона завершается подписью соответствующего должностного лица, что придает ему  официальное значение. Обычно таким  лицом является глава государства  или председатель парламента, что  определяется конституцией той или  иной страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III. ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

 

 

Подзаконные акты издаются на основе и во исполнение законов и содержат юридические  нормы. Это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные  акты обладают меньшей юридической  силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и  не могут противостоять им. Эффективное  регулирование общественных отношений  имеет место тогда, когда общие  интересы согласуются с индивидуальными  интересами. Подзаконные акты как  раз и призваны конкретизировать основные, принципиальные положения  законов применительно к своеобразию  различных индивидуальных интересов.

Несмотря  на то, что в нормативном правовом регулировании социальных связей главное  и определяющее место занимает закон, подзаконные акты тоже имеют весьма важное значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль7.

По своему содержанию подзаконные акты, как  правило, являются актами различных  органов исполнительной власти. По субъектам издания и сфере  распространения они подразделяются на общие, местные, ведомственные и  внутриорганизационные акты.

1. Общие  подзаконные акты. Это нормативно-правовые  акты общей компетенции, действие  которых распространяется на  всех лиц в пределах территории  страны. По своей юридической  силе и значению в системе  правового регулирования общие  подзаконные акты следуют за  законами. Посредством подзаконных  актов осуществляется государственное  управление обществом, координируются  экономические, социальные и другие  вопросы общественной жизни.

К общим  подзаконным актам относятся  нормотворческие предписания высших (центральных) органов исполнительной власти. Они исходят от президента страны или главы правительства. В зависимости от формы государственного правления (президентской или парламентской  республики) нормативно-правовые акты высшей исполнительной власти находят  внешнее выражение в двух разновидностях подзаконных актов.

Нормативные указы президента: в системе подзаконных  актов они обладают высшей юридической  силой и издаются на основе и в  развитие законов. Полномочия президента в правотворческой деятельности определяются конституцией страны или  специальными конституционными законами. Они регламентируют самые разнообразные  стороны общественной жизни, связанные  с государственным управлением.

Постановления правительства: это подзаконные  нормативные акты, принимаемые в  контексте с указами президента и призванные в не обходимых случаях  урегулировать более подробные  вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением, народным образованием, строительством вооруженных сил  и т.д.

2. Местные  подзаконные акты. Это нормативно-правовые  акты органов представительной  и исполнительной власти на  местах. Их издают местные органы  представительной власти и органы  местного самоуправления. Действие  этих актов ограничено подвластной  им территорией. Нормативные предписания  местных органов государственной  власти и управления обязательны  для всех лиц, проживающих на  данной территории. Это могут  быть нормативные решения или  постановления совета, муниципалитета, мэрии, префекта по самым различным  вопросам местного характера,

3. Ведомственные  нормативно-правовые акты (приказы,  инструкции). В ряде стран определенные  структурные подразделения правительственных  органов (министерства, ведомства)  также наделяются правотворческими  функциями, которые делегируются  законодательной властью, Президентом  или правительством. Это нормативно-правовые акты общего действия, однако они распространяются лишь на ограниченную эру общественных отношений (таможенные, банковские, транспортные, государственно-кредитные и другие).

4. Внутриорганизационные  подзаконные акты. Это такие нормативно-правовые  акты, которые издаются различными  организациями для регламентации  своих внутренних вопросов и  распространяются на членов этих  организаций. В рамках, определенных  актами высшей юридической силы, внутриорганизационные нормативные  акты регулируют самые разнообразные  отношения, возникающие в конкретной  деятельности государственных учреждений, предприятий, воинских частей  и других организаций.

Система нормативно-правовых актов современных  государств неоднородна. Это объясняется  особенностями форм государственного правления, многовековыми традициями отдельных стран, национальными  и другими факторами. Тем не менее, подавляющее большинство нормативно-правовых систем строится по признаку степени  юридической силы акта. Нижестоящие  акты в интересах стабильности обще-венной жизни и ее оптимальной организованности должны соответствовать предписаниям актов вышестоящих органов. Все  коллизии, противоречия между подзаконными актами в цивилизованном государстве  решает закон, обладающий высшей юридической  силой.

Информация о работе Нормативно-правовой акт