Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 22:54, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать, обобщить и систематизировано изложить сущность и задачи общеправового института законодательства в сфере изучения и использования на практике нормативных правовых актов.
Для достижения указанной цели определены следующие задачи:
– изучить и обобщить имеющийся научный материал о различных видах нормативных правовых актов;
– исследовать практику действия нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц;
– определить и проанализировать структуру законов, действующих на территории РФ;
– на основе анализа научных публикаций рассмотреть различные подходы к пониманию сущности и правовой природы института нормативных правовых актов;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА 6
1.1 Понятие нормативного правового акта 6
1.2 Виды нормативного правового акта. 7
1.3 Особенности и отличие нормативного акта от других источников права 9
1.4 Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц 11
ГЛАВА II. ПРИЗНАКИ ЗАКОНА И ЕГО СТРУКТУРА 14
2.1 Понятие и признаки закона 14
2.2 Структура закона 16
2.2.1. Наименование органа, принявшего закон. 16
2.2.2. Название закона. 17
2.2.3. Преамбула закона. 17
2.2.4. Нормативно-правовое содержание закона. 18
2.2.5. Последствия несоблюдения закона. 22
2.2.6. Отмена законом других нормативно-правовых предписаний. 22
2.2.7. Опубликование закона и вступление его в силу. 23
2.2.8. Подпись соответствующего должностного лица. 23
ГЛАВА III. ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 30
Подзаконные акты зачастую излагаются не по статьям, а по пунктам с цифровым обозначением, что представляется нецелесообразным. Более предпочтительным было бы изложение подзаконных актов, так же как и законов, т. е. с разбивкой на статьи.
Постановляющая
часть крупных по объему законов
(равно как и подзаконных
Каждую
статью (пункт, часть) закона следует
формулировать так, чтобы она
содержала по возможности отдельное,
но законченное правовое правило
со всеми его составными элементами.
В том случае, если в одной статье
(пункте, части) трудно воспроизвести
все признаки правового правила,
некоторые из них могут быть выделены
в отдельный абзац при
Статьи (пункты, части) закона могут излагаться либо в обобщенной форме, охватывающей однородные факты или однопорядковые общественные отношения, либо путем перечисления конкретных предметов, действий или явлений. Последний вариант представляется менее совершенным по сравнению с первым (методом обобщенных формул), так как статьи закона при перечислении оказываются обычно громоздкими по объему и, что более важно, такое перечисление далеко не всегда оказывается исчерпывающим. Поэтому в тех случаях, когда невозможно обойтись без перечисления, необходимо добиваться их полноты. Если же полный перечень дать невозможно, то следует привести примерный перечень, который поможет понять смысл и направленность правового регулирования соответствующих общественных отношений. При этом вынужденном варианте примерным перечнем следует пользоваться осторожно, не расширять его содержание, что может повлечь за собой ошибки в правоприменительной практике. Во всяком случае, необходимо избегать использования выражений "и т.п.", "другие вопросы", которыми в законодательстве обычно заканчивается примерный перечень. Эти выражения предполагают распространение правового правила на те случаи, которые прямо не указаны в перечне. А это довольно сложная операция, которая требует выяснения общих признаков всех случаев, указанных в перечне, вслед за тем эти общие признаки необходимо подвести под те случаи, которые подразумевались выражениями "и т.п.", "другие вопросы".
В большинстве случаев нормативно-правовая часть закона излагается постатейно в соответствии со схемой "если — то", вслед за которой указываются те невыгодные последствия (санкции), которые наступают при неисполнении или нарушении статьи. Следует, однако, заметить, что невыгодные последствия (санкции) отнюдь не всегда содержатся в данной статье, они могут быть указаны в другой статье закона или даже в ином правовом акте.
В том случае, если законом (или подзаконным актом) изменяется, дополняется или отменяется статья ранее действовавшего закона (или подзаконного акта), то соответствующее предписание закона начинается со слов: "статью такую-то изложить в следующей редакции" или "такой-то акт дополнить статьей (пунктом, частью) такой-то следующего содержания"6. Если, далее, законом устанавливается нормативно-правовое предписание, распространяющее действие ранее принятых актов на иной круг лиц и общественных отношений, или если временным нормативно-правовым предписаниям (действие которых ограничено определенным периодом; календарным сроком либо временем, установленным для выполнения того или иного предписания) придается характер неопределенно-длительного действия, то это нормативно-правовое предписание излагается как вновь принимаемое правовое правило. С точки зрения законодательной техники недопустимо включение в закон (подзаконный акт) постоянного действия нормативно-правовых предписаний временного характера, и, наоборот, включение в закон (подзаконный акт) постоянного действия предписаний временного характера.
Постановляющая
часть закона должна включать правовые
установления лишь нормативного характера.
Не допускается включение в нее
правовых установлений ненормативного
характера. В правотворческой практике
бывают исключения из этого правила,
но не в отношении закона, а только
в отношении подзаконных актов.
Например, акты органов государственного
управления зачастую содержат в себе
не только нормативно-правовые установления,
но и правовые предписания ненормативного
характера. Эти допущения объясняются
необходимостью придать правовым актам
органов государственного управления
максимальную оперативность и гибкость:
наличие ненормативных правовых
предписаний в нормативно-
Несоблюдение
нормативно-правового
Если закон запрещает совершение определенных действий, то в него включается специальное указание, предусматривающее применение соответствующей санкции. Однако чаще всего санкции содержатся в других законах или иных правовых актах.
Новый закон
обычно содержит указание об отмене, если
иное не предусмотрено им, всех других
действующих законов и
Для упрощения
этой работы законодатель зачастую прибегает
к общему указанию: "Ранее принятые
по данному вопросу акты считать
утратившими силу". Однако такое
упрощение в законодательстве недопустимо,
ибо вопрос о действии того или
иного закона или подзаконного акта
остается на усмотрении отдельных должностных
лиц и органов, не говоря уже о
том, что у них могут возникнуть
сомнения о действии или бездействии
того или иного закона и подзаконного
акта. Все это может привести к
серьезным ошибкам в
Закон обязательно
публикуется в официальных
Что касается вступления закона в силу, то оно определяется самим законом либо с момента его официального опубликования.
Структура закона завершается подписью соответствующего должностного лица, что придает ему официальное значение. Обычно таким лицом является глава государства или председатель парламента, что определяется конституцией той или иной страны.
Подзаконные
акты издаются на основе и во исполнение
законов и содержат юридические
нормы. Это правотворческие акты
компетентных органов, которые основаны
на законе и не противоречат ему. Подзаконные
акты обладают меньшей юридической
силой, чем законы, они базируются
на юридической силе законов и
не могут противостоять им. Эффективное
регулирование общественных отношений
имеет место тогда, когда общие
интересы согласуются с индивидуальными
интересами. Подзаконные акты как
раз и призваны конкретизировать
основные, принципиальные положения
законов применительно к
Несмотря
на то, что в нормативном правовом
регулировании социальных связей главное
и определяющее место занимает закон,
подзаконные акты тоже имеют весьма
важное значение в жизни любого общества,
играя вспомогательную и
По своему
содержанию подзаконные акты, как
правило, являются актами различных
органов исполнительной власти. По
субъектам издания и сфере
распространения они
1. Общие
подзаконные акты. Это нормативно-правовые
акты общей компетенции,
К общим
подзаконным актам относятся
нормотворческие предписания
Нормативные указы президента: в системе подзаконных актов они обладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитие законов. Полномочия президента в правотворческой деятельности определяются конституцией страны или специальными конституционными законами. Они регламентируют самые разнообразные стороны общественной жизни, связанные с государственным управлением.
Постановления правительства: это подзаконные нормативные акты, принимаемые в контексте с указами президента и призванные в не обходимых случаях урегулировать более подробные вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением, народным образованием, строительством вооруженных сил и т.д.
2. Местные
подзаконные акты. Это нормативно-правовые
акты органов представительной
и исполнительной власти на
местах. Их издают местные органы
представительной власти и
3. Ведомственные
нормативно-правовые акты (приказы,
инструкции). В ряде стран определенные
структурные подразделения
4. Внутриорганизационные
подзаконные акты. Это такие нормативно-правовые
акты, которые издаются различными
организациями для
Система
нормативно-правовых актов современных
государств неоднородна. Это объясняется
особенностями форм государственного
правления, многовековыми традициями
отдельных стран, национальными
и другими факторами. Тем не менее,
подавляющее большинство