Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 18:36, реферат
Основной целью настоящей курсовой работы является изучение наиболее значимых вопросов, связанных с таким правовым явлением, как «нормативный правовой акт». В этой связи можно поставить следующие задачи, решение которых позволит показать многогранность и сложность изучаемого вопроса:
- в первую очередь следует дать определение самому понятию нормативного правового акта, изучить точки зрения различных правовых школ по данному вопросу;
- во вторых, рассмотреть виды нормативных правовых актов, выявить определенные, присущие только им свойства и признаки; изучить вопрос применения нормативного правового акта в правовой системе Республики Казахстан;
- в третьих, определить место и значение нормативного правового акта в иерархической структуре источников права в системе права Республики Казахстан.
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Нормативно-правовой акт в системе источников права............. 4
1.1.Понятие нормативно-правового акта........................................ 4
1.2. Структура нормативно-правового акта.................................... 7
Глава 2. Виды нормативных правовых актов......................................... 9
2.1. Понятие закона, его место в системе нормативных правовых актов………………………………………………………….……… 9
2.2. Подзаконные акты……………………….……………………….. 12
Глава 3. Система нормативных актов в Республике Казахстан…….….. 13
3.1. Иерархическая структура источников права в Республике…... Казахстан. 13
3.2. Конституция Республики Казахстан - нормативный акт, обладающий высшей юридической силой……………………………………. 14
3.3. Международные договоры Республики Казахстан……………... 15
3.4. Законы и другие акты Парламента……………………………. 16
3.5. Акты Президента Республики Казахстан…………………….. 17
3.6. Акты Правительства, Конституционного Совета, судов, органов Прокуратуры и местных представительных и исполнительных органов…………………………………………………………………………… 18
Заключение……………………………………………………………………… 21
Литература……………………………………………………………………… 22
Основная
функция любого Парламента - законотворческая
(наряду с контрольной и
Парламент принимает законодательные акты в форме законов Республики Казахстан, постановлений Парламента, постановлений Сената и Мажилиса, имеющих обязательную силу на всей территории Республики.
Законопроект, рассмотренный и одобренный большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса, передается в Сенат, где рассматривается не более шестидесяти дней. Принятый большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект становится законом и в течение десяти дней представляется Президенту на подпись. Отклоненный в целом большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект возвращается в Мажилис. Если Мажилис большинством в две трети голосов от общего числа депутатов вновь одобрит проект, он передается в Сенат для повторного обсуждения и голосования. Повторно отклоненный проект закона не может быть вновь внесен в течение той же сессии. Изменения и дополнения, внесенные большинством голосов от общего числа депутатов Сената в законопроект, направляются в Мажилис. Если Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов согласится с предложенными изменениями и дополнениями, закон считается принятым. Если Мажилис тем же большинством голосов возражает против внесенных Сенатом изменений и дополнений, разногласия между Палатами разрешаются путем согласительных процедур.
Проект конституционного закона, рассмотренный и одобренный не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Мажилиса, передается в Сенат, где рассматривается не более шестидесяти дней. Принятый не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Сената проект становится конституционным законом и в течение десяти дней представляется Президенту Республики на подпись. Отклонение в целом проекта конституционного закона осуществляется Мажилисом или Сенатом большинством голосов от общего числа депутатов Палаты.
Внесенные Сенатом не менее чем двумя третями голосов его депутатов изменения и дополнения в проект конституционного закона направляются в Мажилис. Если Мажилис не менее чем двумя третями голосов его депутатов согласится с внесенными Сенатом изменениями и дополнениями, конституционный закон считается принятым.
Если Мажилис при голосовании
по внесенным Сенатом
Законы Республики вступают в силу после их подписания Президентом Республики. Все законы, международные договоры, участником которых является Республика, публикуются. Официальное опубликование нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения.
Законы
и международные договоры, признанные
несоответствующими Конституции Республики
Казахстан, не могут быть подписаны
либо, соответственно, ратифицированы
и введены в действие.
3.5. Акты Президента Республики Казахстан.
Государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов (статья 3 Конституции). И согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом обеспечивает Президент Республики Казахстан, который является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях.
Изучение конституций многих стран показывает, что глава государства либо выводится над всеми ветвями власти, либо включается в законодательную и исполнительную ветви власти, либо только в исполнительную власть.
Президент
как реальный глава государства
обладает достаточно широкими полномочиями
в нормотворческой сфере. Президент
Республики Казахстан на основе и во исполнение
Конституции и законов издает указы и
распоряжения, имеющие обязательную силу
на всей территории Республики. В случае,
предусмотренном подпунктом 4) статьи
53 Конституции (при решении парламентом
на совместном заседании Палат вопросов
войны и мира), Президент Республики издает
законы. Президент Республики имеет право
определять приоритетность рассмотрения
проектов законов, а также объявлять рассмотрение
проекта закона срочным, означающее, что
Парламент должен рассмотреть данный
проект в течение месяца со дня его внесения.
При неисполнении Парламентом настоящего
требования Президент Республики вправе
издать указ, имеющий силу закона, который
действует до принятия Парламентом нового
закона в установленном Конституцией
порядке.
3.6.
Акты Правительства,
Конституционного Совета,
судов, органов Прокуратуры
и местных представительных
и исполнительных органов.
Правительство является коллегиальным органом и во всей своей деятельности ответственно перед Президентом Республики, а в случаях, предусмотренных Конституцией, — перед Мажилисом Парламента и Парламентом. Оно осуществляет исполнительную власть в республике, возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью.
Основные полномочия Правительства закреплены в Конституции, а также в Конституционном законе «О Правительстве Республики Казахстан».
Правительство республики на основе и во исполнение Конституции Республики, законов, актов Президента, иных нормативных правовых актов издает нормативные и индивидуальные постановления, которые принимаются большинством голосов от общего числа членов Правительства и подписываются Премьер-Министром Республики. Премьер - Министр Республики издает распоряжения. Распоряжения Премьер - министра издаются по вопросам административно - распорядительного, оперативного и индивидуального характера.
Постановления
Правительства и распоряжения Премьер
- Министра республики разрабатываются
и принимаются в порядке, определяемом
Регламентом Правительства
Согласно Конституционному закону РК "о Правительстве Республики Казахстан" Постановления Правительства могут быть отменены Президентом и Правительством республики, Распоряжения Премьер - Министра могут быть отменены Президентом, Правительством и Премьер - Министром республики. (ст. 10 закона).
Конституционный Совет как государственный орган, обеспечивающий верховенство Конституции Республики Казахстан на всей территории республики при осуществлении своих полномочий самостоятелен и независим от государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, подчиняется только Конституции республики и не может исходить из политических и иных мотивов; осуществляет свои полномочия, руководствуясь Конституцией республики и настоящим Конституционным законом, воздерживаясь от установления и исследования иных вопросов во всех случаях, когда это входит в компетенцию судов или других государственных органов. Статус, компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Совета определяются Конституцией республики и Конституционным законом Республики Казахстан "О КОНСТИТУЦИОННОМ СОВЕТЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН". По вопросам организации и порядка своей деятельности, не урегулированным Конституцией и настоящим Конституционным законом, Конституционный Совет принимает регламент Конституционного Совета.
Полномочия Конституционного Суда реализуются посредством принятия им своих решений. Решением Конституционного Совета является всякий акт, принимаемый на его заседании, который вступает в силу со дня его принятия, является общеобязательным на всей территории Республики, окончательным и обжалованию не подлежит. Решения Конституционного Совета подразделяются на итоговые решения, которыми осуществляются конституционные полномочия Конституционного Совета, и другие решения, которыми осуществляются иные полномочия Конституционного Совета.
В Конституции РК определено, что правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом. Судами Республики являются Верховный Суд Республики, местные и другие суды Республики, учреждаемые законом. Верховный Суд Республики Казахстан является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным местным и другим судам, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Решения, приговоры и иные постановления судов имеют обязательную силу на всей территории Республики.
Прокуратура от имени государства осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов на территории Республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства, принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, а также опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам Республики. Прокуратура представляет интересы государства в суде, а также в случаях, порядке и в пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование.
Систему правовых актов прокуратуры, согласно закону РК «О Прокуратуре РК», составляют:
1)
акты прокурорского надзора:
2)
акты, регулирующие вопросы
1-1.
Акты прокурорского надзора,
Положения и инструкции прокуратуры утверждаются приказами соответствующих прокуроров.
Местное государственное управление осуществляется местными представительными и исполнительными органами, которые ответственны за состояние дел на соответствующей территории.
Местные
представительные органы - маслихаты
выражают волю населения соответствующих
административно-
Маслихаты
принимают по вопросам своей компетенции
решения, а акимы - решения и распоряжения,
обязательные для исполнения на территории
соответствующей административно-
Заключение.
Теоретические исторические наработки по вопросу «нормативно-правового акта» позволяют создать любому современному государству прозрачную и доступную систему законодательства, характерную для демократического общества. Реализация данного положения в первую очередь зависит от общественно-политического строя и социальной направленности государства. То практическое воплощение теории со всеми вытекающими исключениями на территории Республики Казахстан в большей мере связывается с деятельностью исполнительной власти, ее всеобъемлющего влияния на весь государственный механизм.
Для
правоприменения знание теории особенностей
«нормативно-правового акта»
Информация о работе Нормативно-правовой акт в системе источников права