Нормативно-правовой акт в системе источников права

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 18:36, реферат

Описание работы

Основной целью настоящей курсовой работы является изучение наиболее значимых вопросов, связанных с таким правовым явлением, как «нормативный правовой акт». В этой связи можно поставить следующие задачи, решение которых позволит показать многогранность и сложность изучаемого вопроса:

- в первую очередь следует дать определение самому понятию нормативного правового акта, изучить точки зрения различных правовых школ по данному вопросу;

- во вторых, рассмотреть виды нормативных правовых актов, выявить определенные, присущие только им свойства и признаки; изучить вопрос применения нормативного правового акта в правовой системе Республики Казахстан;

- в третьих, определить место и значение нормативного правового акта в иерархической структуре источников права в системе права Республики Казахстан.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Нормативно-правовой акт в системе источников права............. 4
1.1.Понятие нормативно-правового акта........................................ 4
1.2. Структура нормативно-правового акта.................................... 7
Глава 2. Виды нормативных правовых актов......................................... 9
2.1. Понятие закона, его место в системе нормативных правовых актов………………………………………………………….……… 9
2.2. Подзаконные акты……………………….……………………….. 12
Глава 3. Система нормативных актов в Республике Казахстан…….….. 13
3.1. Иерархическая структура источников права в Республике…... Казахстан. 13
3.2. Конституция Республики Казахстан - нормативный акт, обладающий высшей юридической силой……………………………………. 14
3.3. Международные договоры Республики Казахстан……………... 15
3.4. Законы и другие акты Парламента……………………………. 16
3.5. Акты Президента Республики Казахстан…………………….. 17
3.6. Акты Правительства, Конституционного Совета, судов, органов Прокуратуры и местных представительных и исполнительных органов…………………………………………………………………………… 18
Заключение……………………………………………………………………… 21
Литература……………………………………………………………………… 22

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

     Основная  функция любого Парламента - законотворческая (наряду с контрольной и распорядительной). При этом следует иметь в виду, что принятие законов - это дело обеих палат, однако законотворческий процесс всегда начинается в Мажилисе. Согласно казахстанскому законодательству любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией, вначале рассматривается в Мажилисе, а затем в Сенате. Многие другие полномочия являются, как правило, для каждой из палат исключительно её полномочия и не требуют обязательного участия другой палаты.

     Парламент принимает законодательные акты в форме законов Республики Казахстан, постановлений Парламента, постановлений Сената и Мажилиса, имеющих обязательную силу на всей территории Республики.

     Законопроект, рассмотренный и одобренный большинством голосов от общего числа депутатов  Мажилиса, передается в Сенат, где  рассматривается не более шестидесяти дней. Принятый большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект становится законом и в течение десяти дней представляется Президенту на подпись. Отклоненный в целом большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект возвращается в Мажилис. Если Мажилис большинством в две трети голосов от общего числа депутатов вновь одобрит проект, он передается в Сенат для повторного обсуждения и голосования. Повторно отклоненный проект закона не может быть вновь внесен в течение той же сессии. Изменения и дополнения, внесенные большинством голосов от общего числа депутатов Сената в законопроект, направляются в Мажилис. Если Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов согласится с предложенными изменениями и дополнениями, закон считается принятым. Если Мажилис тем же большинством голосов возражает против внесенных Сенатом изменений и дополнений, разногласия между Палатами разрешаются путем согласительных процедур.

     Проект  конституционного закона, рассмотренный  и одобренный не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Мажилиса, передается в Сенат, где рассматривается не более шестидесяти дней. Принятый не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Сената проект становится конституционным законом и в течение десяти дней представляется Президенту Республики на подпись. Отклонение в целом проекта конституционного закона осуществляется Мажилисом или Сенатом большинством голосов от общего числа депутатов Палаты.

       Внесенные Сенатом не менее  чем двумя третями голосов его депутатов изменения и дополнения в проект конституционного закона направляются в Мажилис. Если Мажилис не менее чем двумя третями голосов его депутатов согласится с внесенными Сенатом изменениями и дополнениями, конституционный закон считается принятым.

       Если Мажилис при голосовании  по внесенным Сенатом изменениям  и дополнениям не согласился  с ними не менее чем двумя  третями голосов депутатов, то  разногласия между Палатами разрешаются  путем согласительных процедур.

     Законы  Республики вступают в силу после их подписания Президентом Республики. Все законы, международные договоры, участником которых является Республика, публикуются. Официальное опубликование нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения.

     Законы  и международные договоры, признанные несоответствующими Конституции Республики Казахстан, не могут быть подписаны  либо, соответственно, ратифицированы и введены в действие. 

     3.5.  Акты Президента  Республики Казахстан.

     Государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов  в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов (статья 3 Конституции). И согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом обеспечивает Президент Республики Казахстан, который является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях.

     Изучение  конституций многих стран показывает, что глава государства либо выводится  над всеми ветвями власти, либо включается в законодательную и исполнительную ветви власти, либо только в исполнительную власть.

     Президент как реальный глава государства  обладает достаточно широкими полномочиями в нормотворческой сфере. Президент Республики Казахстан на основе и во исполнение Конституции и законов издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики. В случае, предусмотренном подпунктом 4) статьи 53 Конституции (при решении парламентом на совместном заседании Палат вопросов войны и мира), Президент Республики издает законы. Президент Республики имеет право определять приоритетность рассмотрения проектов законов, а также объявлять рассмотрение проекта закона срочным, означающее, что Парламент должен рассмотреть данный проект в течение месяца со дня его внесения. При неисполнении Парламентом настоящего требования Президент Республики вправе издать указ, имеющий силу закона, который действует до принятия Парламентом нового закона в установленном Конституцией порядке. 

     3.6. Акты Правительства, Конституционного Совета, судов, органов Прокуратуры и местных представительных и исполнительных органов. 

     Правительство является коллегиальным органом и во всей своей деятельности ответственно перед Президентом Республики, а в случаях, предусмотренных Конституцией, — перед Мажилисом Парламента и Парламентом. Оно осуществляет исполнительную власть в республике, возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью.

     Основные  полномочия Правительства закреплены в Конституции, а также в Конституционном законе «О Правительстве Республики Казахстан».

     Правительство республики на основе и во исполнение Конституции Республики, законов, актов  Президента, иных нормативных правовых актов издает нормативные и индивидуальные постановления, которые принимаются большинством голосов от общего числа членов Правительства и подписываются Премьер-Министром Республики. Премьер - Министр Республики издает распоряжения. Распоряжения Премьер - министра издаются по вопросам административно - распорядительного, оперативного и индивидуального характера.

     Постановления Правительства и распоряжения Премьер - Министра республики разрабатываются  и принимаются в порядке, определяемом Регламентом Правительства республики и имеют обязательную силу на всей территории республики.

     Согласно  Конституционному закону РК "о Правительстве  Республики Казахстан" Постановления Правительства могут быть отменены Президентом и Правительством республики, Распоряжения Премьер - Министра могут быть отменены Президентом, Правительством и Премьер - Министром республики. (ст. 10 закона).

     Конституционный Совет как государственный орган, обеспечивающий верховенство Конституции Республики Казахстан на всей территории республики при осуществлении своих полномочий самостоятелен и независим от государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, подчиняется только Конституции республики и не может исходить из политических и иных мотивов; осуществляет свои полномочия, руководствуясь Конституцией республики и настоящим Конституционным законом, воздерживаясь от установления и исследования иных вопросов во всех случаях, когда это входит в компетенцию судов или других государственных органов. Статус, компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Совета определяются Конституцией республики и Конституционным законом Республики Казахстан "О КОНСТИТУЦИОННОМ СОВЕТЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН". По вопросам организации и порядка своей деятельности, не урегулированным Конституцией и настоящим Конституционным законом, Конституционный Совет принимает регламент Конституционного Совета.

     Полномочия  Конституционного Суда реализуются  посредством принятия им своих решений. Решением Конституционного Совета является всякий акт, принимаемый на его заседании, который вступает в силу со дня его принятия, является общеобязательным на всей территории Республики, окончательным и обжалованию не подлежит. Решения Конституционного Совета подразделяются на итоговые решения, которыми осуществляются конституционные полномочия Конституционного Совета, и другие решения, которыми осуществляются иные полномочия Конституционного Совета.

     В Конституции РК определено, что правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом. Судами Республики являются Верховный Суд Республики, местные и другие суды Республики, учреждаемые законом. Верховный Суд Республики Казахстан является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным местным и другим судам, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Решения, приговоры и иные постановления судов имеют обязательную силу на всей территории Республики.

     Прокуратура от имени государства осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов на территории Республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства, принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, а также опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам Республики. Прокуратура представляет интересы государства в суде, а также в случаях, порядке и в пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование.

     Систему правовых актов прокуратуры, согласно закону РК «О Прокуратуре РК», составляют:

     1) акты прокурорского надзора: протест,  постановление, предписание, заявление,  санкция, указание, представление,  разъяснение закона;

     2) акты, регулирующие вопросы организации  и деятельности прокуратуры: приказы, указания, распоряжения, положения, инструкции.  

     1-1. Акты прокурорского надзора, приостанавливающие  действие нормативных правовых  актов, подлежат опубликованию. 

     Положения и инструкции прокуратуры утверждаются приказами соответствующих прокуроров.

     Местное государственное управление осуществляется местными представительными и исполнительными органами, которые ответственны за состояние дел на соответствующей территории.

     Местные представительные органы - маслихаты  выражают волю населения соответствующих административно-территориальных единиц и с учетом общегосударственных интересов определяют меры, необходимые для ее реализации, контролируют их осуществление. Местные исполнительные органы входят в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан, обеспечивают проведение общегосударственной политики исполнительной власти в сочетании с интересами и потребностями развития соответствующей территории.

     Маслихаты принимают по вопросам своей компетенции  решения, а акимы - решения и распоряжения, обязательные для исполнения на территории соответствующей административно-территориальной единицы.  

                                                                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     Теоретические исторические наработки по вопросу «нормативно-правового акта» позволяют создать любому современному государству прозрачную и доступную систему  законодательства, характерную для демократического общества. Реализация данного положения в первую очередь зависит от общественно-политического строя и социальной направленности государства. То практическое воплощение теории со всеми вытекающими исключениями на территории Республики Казахстан в большей мере связывается с деятельностью исполнительной власти, ее всеобъемлющего  влияния на весь государственный механизм.

     Для правоприменения знание теории особенностей «нормативно-правового акта» позволяет  не только решать сложные практические вопросы, но и прогнозировать ход  развития законодательства с учетом местных социально-политических условий.                              

Информация о работе Нормативно-правовой акт в системе источников права