Нормативно-правовой акт в системе источников права

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 18:36, реферат

Описание работы

Основной целью настоящей курсовой работы является изучение наиболее значимых вопросов, связанных с таким правовым явлением, как «нормативный правовой акт». В этой связи можно поставить следующие задачи, решение которых позволит показать многогранность и сложность изучаемого вопроса:

- в первую очередь следует дать определение самому понятию нормативного правового акта, изучить точки зрения различных правовых школ по данному вопросу;

- во вторых, рассмотреть виды нормативных правовых актов, выявить определенные, присущие только им свойства и признаки; изучить вопрос применения нормативного правового акта в правовой системе Республики Казахстан;

- в третьих, определить место и значение нормативного правового акта в иерархической структуре источников права в системе права Республики Казахстан.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Нормативно-правовой акт в системе источников права............. 4
1.1.Понятие нормативно-правового акта........................................ 4
1.2. Структура нормативно-правового акта.................................... 7
Глава 2. Виды нормативных правовых актов......................................... 9
2.1. Понятие закона, его место в системе нормативных правовых актов………………………………………………………….……… 9
2.2. Подзаконные акты……………………….……………………….. 12
Глава 3. Система нормативных актов в Республике Казахстан…….….. 13
3.1. Иерархическая структура источников права в Республике…... Казахстан. 13
3.2. Конституция Республики Казахстан - нормативный акт, обладающий высшей юридической силой……………………………………. 14
3.3. Международные договоры Республики Казахстан……………... 15
3.4. Законы и другие акты Парламента……………………………. 16
3.5. Акты Президента Республики Казахстан…………………….. 17
3.6. Акты Правительства, Конституционного Совета, судов, органов Прокуратуры и местных представительных и исполнительных органов…………………………………………………………………………… 18
Заключение……………………………………………………………………… 21
Литература……………………………………………………………………… 22

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

     Проблема  соотношения конституционности и легитимности закона весьма сложна и недостаточно исследована. Даже будучи принятым в соответствии с установленной процедурой и в рамках компетенции законодательного органа, закон может и не соответствовать господствующим в обществе представлениям о справедливости. Верховенство закона реально лишь при наличии и формально-юридического и сущностного критерия легитимности, ибо учет только последнего из них может означать доминирование целесообразности над законностью, а только первого - провоцировать использование закона в антигуманных целях. Сама возможность "корректировки" закона в соответствии с требованиями легитимности свидетельствует о существовании источников права, конкурирующих с ним.

     Речь  идет об актах судебного конституционного контроля и судебной практике. Критерием легитимности законов выступает конституция. Критерием ее  легитимности высшие принципы справедливости. В процессе судебного конституционного контроля происходит "отсев" неконституционных законов (норм), т.е., по существу, их корректировка с позиций легитимности. Одновременно корректируется путем толкования сама конституция. Корректировка закона осуществляется также и в процессе судебной практики. Причем в системах общего и романо-германского права ситуация весьма сходна. В странах с романо-германской правовой системой судебная практика изначально не признавалась источником права, но постепенно она фактически стала таковым. При этом ее юридическая сила равна силе закона или даже превосходит ее. Нельзя не согласиться с Р.Давидом, утверждающим, что "абсолютный суверенитет закона в странах романо-германской правовой семьи является фикцией", так как "наряду с законом существуют и иные значительные источники права". Все сказанное позволяет сделать вывод об ограниченности действия принципа верховенства закона. По существу, в "чистом" виде концепция верховенства закона (в ее традиционном понимании) реализовывалась лишь в классическом мусульманском праве. И в тех правовых системах, где принцип верховенства закона провозглашается, действие его далеко не безусловно. Это связано с тенденцией к ограничению полномочий парламента в пользу органов исполнительной власти. Поэтому реальное место закона в системе источников права во многом определяется соотношением компетенции парламента и правительства (президента). Ограниченность действия принципа верховенства закона объясняется также его взаимодействием с нормами международного права. Последнее обычно обладает либо приоритетом, либо равной с законом юридической силой. В связи с этим во франкоязычных странах, например, условием вступления в силу международного договора, положения которого противоречат конституции, является соответствующее изменение конституции. А ратификации международного соглашения, противоречащего действующему законодательству, предшествует процедура отмены или изменения закона. Наконец, в мире утверждается представление о первичности естественных и неотчуждаемых прав человека по отношению к позитивным правовым нормам. В итоге нормы о правах и свободах личности, хотя и закрепляются в конституции, декларациях и хартиях, имеющих конституционное значение, но рассматриваются в основе своей как надконституционные. Соответствие норм конституции и законов естественным и неотчуждаемым правам человека становится критерием их легитимности.

     Таким образом, возможны два подхода к  проблеме верховенства закона. "Узкий" состоит в формально-юридическом определении места закона  в системе источников права.  "Широкий"  предполагает рассмотрение источников права во взаимосвязи и взаимодействии с политической, идеологической, социальной и другими системами. Тогда принцип   верховенства   закона   приобретает   многомерность   и рассматривается сквозь призму демократии (или ее отсутствия), идей, положенных в основу правопонимания, характера отношений в обществе и т.д. Представляется, что именно такое видение проблемы позволяет раскрыть реальную роль и назначение закона в той или иной правовой системе. 

     2.2. Подзаконные акты

       Подзаконным актом является правовой акт, принятый государственным органом в пределах его компетенции в соответствии с законом или на его основе, или же для его выполнения. К ним относятся постановления правительства, парламента, а также указы, приказы, и постановления министерств, государственных комитетов и других центральных и местных органов управления. Эти акты играют значительную роль, так как могут быть изданы только в пределах, указанных в законе. Они являются "подчиненными" актами по отношению к закону, и получают силу обязательности лишь в том случае, когда они не противоречат закону. Часто подзаконным актом считают все нормативные правовые акты, не являющиеся законами, что у многих авторов вызывает полемические предположения. 
 
 
 
 

     Глава 3.  Система нормативных актов в Республике Казахстан.

     3.1. Иерархическая структура  источников права  в Республике Казахстан. 

     Система нормативно-правовых актов в нашей республике определяется Конституцией. В них определены органы, имеющие право принимать нормативные акты, и порядок издания таких актов. В Республике Казахстан понятие, виды нормативных правовых актов, общий порядок их подготовки, оформления, принятия (издания), опубликования, действия, толкования (разъяснения) и систематизации регулируется законом «О нормативных правовых актах Республики Казахстан» от 24 марта 1998 г. N 213.

     Нормативно  правовые акты различаются по своей  юридической силе. В зависимости от этого может быть определена иерархия, то есть соподчинённость нормативных актов. Иерархия нормативных актов в Республике Казахстан определена ст.4 Закона «О нормативных правовых актах»:

     1. Высшей юридической силой обладает  Конституция Республики Казахстан.

     2. Соотношение юридической силы  иных, кроме Конституции, нормативных  правовых актов соответствует  следующим нисходящим уровням:

     1) законы, вносящие изменения и  дополнения в Конституцию;

     2) конституционные законы Республики  Казахстан и указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу конституционного закона;

     2-1) кодексы Республики Казахстан;

     3) законы Республики Казахстан,  а также указы Президента Республики  Казахстан, имеющие силу закона;

     4) нормативные постановления Парламента  Республики Казахстан и его палат;

     5) нормативные указы Президента  Республики Казахстан;

     6) нормативные постановления Правительства  Республики Казахстан;

     7) нормативные правовые приказы  министров Республики Казахстан  и иных руководителей центральных  государственных органов, нормативные правовые постановления центральных государственных органов и нормативные постановления Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан;

     7-1) исключен - от 27 июля 2007 года N 315;

     8) нормативные правовые решения  маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов.

     Определяя  иерархию нормативных актов, нельзя забывать о норме, закреплённой в  статье 4 Конституции РК, согласно которой международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.

     В соответствии с вышеизложенным и  следует рассматривать систему  нормативно правовых актов  в Республике Казахстан. 

     3.2. Конституция Республики  Казахстан - нормативный акт, обладающий высшей юридической силой. 

     Нормы права в Казахстане являются общеобязательными правилами поведения, устанавливаются государством и обеспечиваются его принудительной силой. Конституция Республики Казахстан закрепляет важнейшие начала государства и права. Это и политический и правовой документ, одновременно выполняющий организаторскую, учредительную, внешнеполитическую и идеологическую функции. Конституция - официально-документальная форма выражения общегосударственной воли,  юридическое основание правовой деятельности  государства, его органов, всех субъектов права. Конституция определяет не только субъектов правотворческой деятельности, но и включает общие нормы, направленность и содержание которых определяют в качестве критериев содержание иных нормативных актов.

     По  сроку действия Конституция Республики Казахстан является постоянной, так как принята на неопределённый срок. По форме Конституция является писаной, изменяется (дополняется) она в особом, более сложном порядке, в отличие от обыкновенных законов.

     В  Конституции последовательно развиты  и законодательно оформлены главные  идеи, содержащиеся в предшествующих законодательных актах Республики Казахстан и международных документах, опыт других государств.

     В Республике Казахстан во многом реализованы положения «Всеобщей декларации прав человека» (1948 года) и принципы формирования правового государства. Об этом свидетельствует содержание Конституции, которая в частности закрепляет такие базовые принципы:

     - Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Основополагающими принципами деятельности Республики являются: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте. (статья 1);

     - Государственная власть в Республике  едина, осуществляется на основе  Конституции и законов в соответствии  с принципом ее разделения  на законодательную, исполнительную  и судебную ветви и взаимодействия  между собой с использованием системы сдержек и противовесов (статья 3);

     - В Республике Казахстан признаются идеологическое и политическое многообразие. Не допускается создание в государственных органах организаций политических партий (статья 5);

     - В Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность (статья 6);

     - Республика Казахстан уважает принципы и нормы международного права, проводит политику сотрудничества и добрососедских отношений между государствами, их равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного разрешения международных споров, отказывается от применения первой вооруженной силы (статья 8);

     Положения Конституции являются учредительными, то есть носят первичный характер. Все остальные законы в той или иной форме, тем или иным способом развивают и конкретизируют конституционные положения. Никакой другой акт не может стать высшей юридической нормой по отношению к Конституции. Неотъемлемым и непременным признаком правового государства является приоритет Конституции. Она является центром правовой системы Казахстана и базой всего законодательства страны. 

     3.3. Международные договоры  Республики Казахстан.

     Международным сообществом давно признано, что  принятие на себя тех или иных международных  обязательств означает обязанность для государства соблюдать их. При этом противоречащие нормы внутренних актов должны быть скорректированы.

     В статье 4 Конституции Республики Казахстан закреплено положение, согласно которому международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.

     Международные договоры Республики Казахстан заключаются, выполняются, изменяются и прекращаются в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями самого международного договора, Венской конвенцией о праве международных договоров, настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан.

     Республика  Казахстан является участницей таких фундаментальных международных документов, как «Всеобщая декларация прав человека», «Договор о нераспространении ядерного оружия», «Конвенция ООН о правах ребенка», «Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления»  и ряда других.

     Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона. Это обязывает правотворческие и правоприменительные органы при принятии соответствующих решений руководствоваться нормами международных договоров.

     Ратификация международного договора Республики Казахстан осуществляется в форме закона. Закон о ратификации международного договора возводит международный договор в ранг актов, стоящих над обыкновенными законами.

     Важность  определения места международных  договоров в иерархии правовых актов состоит в том, что в них часто содержатся нормы о дополнительных гарантиях прав и свобод человека. 

     3.4.  Законы и другие  акты Парламента.

     В соответствии с Конституцией представительным и законодательным органом  в  Республике Казахстан является Парламент, состоящий из двух палат: Сената и Мажилиса. К субъектам, обладающим правом законодательной инициативы относятся: депутаты Парламента и Правительство. Государственные органы (кроме Правительства), граждане (кроме депутатов Парламента), общественные объединения не обладают правом законодательной инициативы. Но они могут разрабатывать проекты законов и вносить их в Мажилис лишь через депутатов и Правительство.

Информация о работе Нормативно-правовой акт в системе источников права