Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 10:50, курсовая работа
НПА - понятие, без которого невозможно ни одно действие, событие, явление, если оно имеет отношение к юриспруденции. Потребность в ясности и определенности этого понятия не вызывает сомнений и не нуждается в доказательствах. Немало имеется примеров судебной практики, когда центральным становится не содержательный вопрос материального или процессуального права, а именно понятие нормативного правового акта.
Введение 3
Глава 1. Понятие и виды нормативно-правовых актов 5
§ 1. Понятие нормативно-правового акта 5
§ 2. Виды нормативно-правовых актов. 6
Глава 2. Опубликование НПА 14
§ 1. Общие положения 14
§ 2. Порядок официального опубликования 15
Глава 3. Действие НПА во времени, в пространстве и по кругу лиц 17
§ 1. Действие НПА во времени 17
§ 2. Действие НПА в пространстве 19
§ 3. Действие НПА по кругу лиц 20
Заключение 22
Библиография 24
НПА законодательной и исполнительной власти субъектов федерации публикуются в газете, которая считается официальной для данного региона.
Глава 3. Действие НПА во времени, в пространстве и по кругу лиц
Установление момента вступления в силу — важный элемент для процесса реализации права, поскольку вступление закона в силу означает, что с этого момента те субъекты права, кому адресованы правовые нормы, должны руководствоваться этими нормами, т. к. они становятся обязательными для исполнения всеми участниками правоотношений.
Российское законодательство устанавливает способы вступления законодательных актов в силу в следующих НПА:
Пределы действия НПА во времени по общему правилу определяются с момента вступления его в силу и до момента прекращения его действия. Действие законов и других НПА прекращается: по истечении срока действия, установленного в самом НПА; в результате прямого указания об отмене НПА в специальном решении компетентного органа; в связи с принятием нового НПА , заменившего ранее действовавший акт. Так, с принятием нового Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. утратил свое действие Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. с последующими изменениями и дополнениями в период с 27 октября 1960 г. до 1 января 1997 г.
Однако законодательная практика знает и случаи расширения пределов действия закона во времени. Речь идет о так называемой «ретроактивности закона», когда закон приобретает обратную силу, то есть распространяется на деяния, совершенные до его издания, хотя по общему правилу в российском праве действует принцип, согласно которому закон не имеет обратной силы. Этот принцип означает, что вновь принятый закон регулирует только те отношения или права и обязанности, которые возникли после его вступления в силу, и он не распространяется на те правоотношения, которые уже существовали. Так, уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на тех лиц, которые совершили соответствующие деяния до вступления этого закона в силу. Данное правило подчеркивает гуманный характер российского уголовного законодательства по отношению к лицам, совершившим преступления до принятия нового уголовного закона.
В гражданском, семейном законодательстве и других отраслях права, регулирующих длящиеся отношения, по общему правилу закон применяется к тем отношениям или отдельным правам и обязанностям, которые возникли после его вступления в силу (ст. 4 Гражданского кодекса РФ, ст. 169 Семейного кодекса РФ). А обратную силу для этих отраслей законодательства приобретают лишь те нормы, на которые есть прямое указание в специальном законе. Например, ч. 2 ст. 4 ГК РФ закрепляет, что «действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом».
Законом могут быть предусмотрены и случаи так называемой «ультраактивности старого закона», т. е. сохранения действия этого закона на отдельные правоотношения после его отмены. Например, ст. 4 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» закрепляет, что впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с частью первой Кодекса законы и иные правовые акты Российской Федерации применяются постольку, поскольку они не противоречат части первой Кодекса.
Действие НПА в пространстве означает, что они имеют юридическую силу в пределах территории данного государства, т. е. это связано с юрисдикцией государства. Под территорией государства понимается часть земной поверхности в пределах государственных границ, включая внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, а также военные корабли и гражданские суда, находящиеся в открытом море и в чужих территориальных водах, воздушные корабли, находящиеся в воздухе за пределами государства, и территории посольств и консульств. ФКЗ, ФЗ, постановления Правительства РФ действуют на всей территории РФ.
НПА,
принимаемые субъектами в составе РФ,
действуют на территориях этих субъектов,
а НПА органов местного самоуправления
- в пределах соответствующих административно-
Экстерриториальное действие закона имеет место в тех случаях, когда законом признается возможность применения юридических норм данного государства к гражданам и организациям, находящимся за границей. Так форма и порядок совершения внешнеэкономических сделок определяются законодательством РФ независимо от места совершения сделок (ст. 1209 ГК РФ). Уголовная ответственность российских граждан наступает по российским законам и в тех случаях, когда преступление совершено ими за границей и эти лица не были осуждены в иностранном государстве (ст. 12 УК РФ).
Внутри
государства НПА могут
В
связи с конституционным
ФКЗ, ФЗ распространяют свое действие в равной мере в отношении всех лиц, находящихся на территории РФ, государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, предприятий. Учреждений и организаций.
В некоторых случаях закон прямо устанавливает круг лиц, на которых распространяется его действие. Так, одни юридические нормы действуют только в отношении граждан РФ, другие распространяются на должностных лиц (например, нормы Уголовного кодекса РФ об ответственности за воинские и должностные преступления).
Из общего правила о распространении закона на всех лиц есть и исключения. Так, иностранные граждане, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, не могут быть привлечены к уголовной ответственности. Ответственность этих лиц за совершенные правонарушения разрешается дипломатическим путем. Они также не могут быть принудительно вызваны в суд для дачи показаний. Неприкосновенность дипломатических представителей иностранных государств обусловлена необходимостью обеспечения их свободы и независимости, без которых немыслимо исполнение ими возложенных на них обязанностей.
Несмотря
на то, что по российскому законодательству
иностранцам и лицам без гражданства,
наряду с гражданами, предоставляется
широкий круг прав и свобод и на них возлагаются
обязанности, в некоторых правоотношениях
они не могут выступать носителями субъективных
прав и исполнять юридические обязанности.
Например, они не могут избирать и быть
избранными в органы государственной
власти, органы местного самоуправления,
состоять на службе в Вооруженных Силах
и органах внутренних дел. Однако Конституция
РФ гарантирует им основные права и свободы
согласно общепризнанным принципам и
нормам международного права.
Подводя итог всему вышесказанному мы можем сделать следующий вывод:
НПА - наиболее изученная в отечественном правоведении форма права. Исследованию подвергались природа нормативных правовых актов, их признаки и свойства, способствующие их выделению из системы форм права. Важнейшее условие эффективного существования нормативных правовых актов заключается в их иерархичности, системности.
Законы, как основные, главенствующие НПА, очень тесно связаны и взаимодействуют с другими НПА.
На
примере законодательства России можно
видеть, как на их основе и в развитие
содержащихся в них положений
издаются такие нормативные акты,
как постановления
Подзаконные
акты (а именно их система) изучены
пока недостаточно: имеются лишь отдельные
работы. Это в известной степени
объясняется изменчивостью
Подзаконные акты представляют собой объемную разнородную совокупность. В десятки раз превышая количество законов, именно подзаконные акты подвергают общественную жизнь детальному правовому регулированию. Совершенствование органов исполнительной власти позволяет рассчитывать на последующие изменения системы подзаконных актов.
Важной является проблема обеспечения единства формы и содержания, которая состоит в необходимости принятия унифицированных требований к наименованию акта, с одной стороны, и к предмету правового регулирования - с другой. Решению этих вопросов должны способствовать единообразие и законность форм, запрет на множественность наименований одного и того же акта, единство процедурной и предметной сторон.
Отсутствие закона компенсируется принятием иных актов, направленных на упорядочение правотворчества органов исполнительной власти.
Анализ
подзаконных НПА показал, что необходимо
поставить четкий "законодательный
заслон" для излишне "творческих"
решений. Необходимо проведение линии
чистоты наименований без взаимного утверждения
одного документа другим. Это позволит
избежать двойного, а то и тройного учета
одного и того же акта, проходящего под
разными названиями. Правило законодательной
техники в данной сфере правотворчества
должно быть следующим: один документ
- одно название; один номер - одна регистрация.
Библиография
1.
Законодательные,
нормативные акты,
документальные источники:
1.1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) //Справочная правовая система «Гарант»
1.2. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" //Справочная правовая система «Гарант»
1.3. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" //Справочная правовая система «Гарант»
1.4. Постановление
Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009
"Об утверждении Правил подготовки
нормативных правовых актов федеральных
органов исполнительной власти и их государственной
регистрации"//Справочная правовая
система «Гарант»
2.
Литература
2.8. Абдулаев М. И, Теория государства и права: Учебник для вузов. - Спб.: Питер, 2003 с.-233-268
2.9. Бошно С.В. Нормативный правовой акт в условиях современной российской теории и практики //Ваш налоговый адвокат. Ноябрь 2008 г.. N 11"//Справочная правовая система «Гарант»
2.10. Бошно С.В. Понятийные и технико-юридические проблемы подзаконных актов//"Журнал российского права. Декабрь 2004. N 12, декабрь 2004//Справочная правовая система «Гарант»
2.11. Теория
государства и права: Учебник (под ред.
М.Н. Марченко). - "Зерцало", 2004 г. "//Справочная
правовая система «Гарант»
Информация о работе Нормативно-правовой акт как источник права