Нормативно-правовой акт как источник права

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 10:50, курсовая работа

Описание работы

НПА - понятие, без которого невозможно ни одно действие, событие, явление, если оно имеет отношение к юриспруденции. Потребность в ясности и определенности этого понятия не вызывает сомнений и не нуждается в доказательствах. Немало имеется примеров судебной практики, когда центральным становится не содержательный вопрос материального или процессуального права, а именно понятие нормативного правового акта.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и виды нормативно-правовых актов 5
§ 1. Понятие нормативно-правового акта 5
§ 2. Виды нормативно-правовых актов. 6
Глава 2. Опубликование НПА 14
§ 1. Общие положения 14
§ 2. Порядок официального опубликования 15
Глава 3. Действие НПА во времени, в пространстве и по кругу лиц 17
§ 1. Действие НПА во времени 17
§ 2. Действие НПА в пространстве 19
§ 3. Действие НПА по кругу лиц 20
Заключение 22
Библиография 24

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Филиал

государственного  образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Дальневосточный  государственный  технический университет (ДВПИ имени В.В. Куйбышева)

в г. Петропавловске-Камчатском  
 

Кафедра Государства и права 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по  дисциплине: Теория государства и права 

Тема: Нормативно-правовой акт как источник права 
 
 

Студентки 1 курса 5 группы                  Научный руководитель:

факультета  заочного обучения                             кандидат юридических наук,             

Специальность «Юриспруденция»                     доцент

Федоренко Надежды Юрьевны                            Светлова И. А. 
 
 

Работа защищена «     » ___________2010 г. с оценкой ___________ 

________________________Светлова И. А.

                              

Петропавловск-Камчатский  2010

Содержание

Введение 

    Среди многочисленных источников права важное место занимают нормативно-правовые акты (далее НПА). Для краткости их нередко называют нормативными актами.

    НПА - понятие, без которого невозможно ни одно действие, событие, явление, если оно имеет отношение к юриспруденции. Потребность в ясности и определенности этого понятия не вызывает сомнений и не нуждается в доказательствах. Немало имеется примеров судебной практики, когда центральным становится не содержательный вопрос материального или процессуального права, а именно понятие нормативного правового акта.

    Все без исключения НПА являются государственными по своему характеру. Они издаются или санкционируются только органами государства, имеют волевой характер. С нарушением велений, содержащихся в нормативно-правовых актах, связывается наступление уголовно-правовых, гражданско-правовых и иных юридических последствий.

    Система НПА в каждой стране определяется конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями.

    Цель  курсовой работы – рассмотреть НПА как источник права

    Для достижения поставленной цели будут использоваться следующие задачи:

    1. Рассмотреть понятие и виды НПА;
    2. Рассмотреть порядок  опубликования НПА;
    3. Рассмотреть действие НПА ;

Данная  работа написана на основе российского  законодательства, базовым из которого являются: Конституция РФ [1.1]; Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" [1.2]; Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" [1.3]; Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации"[1.4]. 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие и виды нормативно-правовых актов

§ 1. Понятие нормативно-правового акта

 

    НПА является наиболее распространенным и основным источником права, в котором содержатся нормы права, установленные или признанные государством.

    НПА — официальный письменный документ, создаваемый в результате нормотворческой деятельности органов государственной власти и управления или всенародным волеизъявлением (референдумом), в котором содержатся нормы права. [2.8. С. 236].

    НПА в России является основным, доминирующим источником права.

    Все без исключения НПА являются государственными по своему характеру актами. Они издаются или санкционируются только органами государства. Имеют волевой характер.

    НПА  обладают рядом характерных признаков, которыми отличаются от всех иных правовых актов, в частности правоприменительных, носящих индивидуально - определённый характер. Эти признаки заключаются в следующем:

  1. НПА есть результат правотворческой деятельности компетентных органов государства и должностных лиц, а также уполномоченных на то общественных объединений и организаций;
  2. они содержат в себе общеобязательные правила поведения (нормы);
  3. содержащиеся в них предписания являются выражением государственной воли;
  4. применяются и реализуются в особом процессуальном порядке;
  5. имеют строго определённую документальную форму (закон, указ, постановление и т. д.);

    6. направлены на регулирование наиболее типичных, массовых отношений, в то время как акты применения норм права касаются в основном лишь конкретных жизненных случаев, ситуаций, обстоятельств.

    7. рассчитаны на постоянное либо длительное действие.

    8. НПА не персонифицированы, адресуются либо ко всем, либо к неопределённо большому числу субъектов, а акт применения правовой нормы имеет конкретного адресата.

    В итоге НПА можно определить, как изданный в особом порядке официальный акт - документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.

    Иерархию НПА Российской Федерации (далее РФ) составляют:

  1. Конституция РФ;
  2. Федеральные конституционные законы (далее ФКЗ);
  3. Федеральные законы (далее ФЗ);
  4. Нормативные указы президента РФ;
  5. Постановления Правительства РФ;
  6. Нормативные акты министерств и ведомств РФ;
  7. Законы субъектов РФ;
  8. Подзаконные акты органов власти субъектов РФ;
  9. Нормативные акты органов местного самоуправления.

§ 2. Виды нормативно-правовых актов.

 

    Все НПА подразделяются на законы и подзаконные  акты.

    Закон.

    Это главный и преимущественный нормативно правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни.

    Определение закона можно сформулировать следующим  образом: это НПА, принятый в особом порядке органами законодательной власти (или референдумом), обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. [2.8. С. 246].

    На  протяжении ряда столетий и даже тысячелетий  закон как источник права привлекал  к себе повышенное внимание многих исследователей. Дело в том, что закон, как и право в целом, не является раз и навсегда данным, застывшим в своем развитии институтом. Вместе с обществом и государством он постоянно изменяется и развивается. В силу этого меняются в известной степени и взгляды о нем, о его отдельных признаках и чертах. Возникают противоречивые мнения и суждения.

    Чем выделяется закон среди других НПА? Что характеризует его и каковы его основные признаки и черты? Обобщая  весь накопленный материал и используя  информацию, содержащуюся в приведенных выше дефинициях, можно указать на следующие специфические особенности закона.

    Во-первых, закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый только высшими органами государственной власти (Федеральным  собранием - в России, Конгрессом - в США, парламентом - в Италии, Франции, Японии и др.), представляющими в формально-юридическом смысле весь народ, или же непосредственно самим народом с помощью референдума.

    Данный  признак закона выделяется исследователями  многих стран и является довольно устоявшимся. Однако его нельзя считать общепризнанным, как минимум, по двум причинам.

    Одна  из них заключается в том, что  при этом не учитывается тот факт, что в некоторых странах (например, в США) наряду с высшими органами государственной власти в качестве фактических творцов закона выступают и другие государственные органы (например, высшие судебные инстанции).

    Следующая причина того, почему названную особенность  нельзя считать общепризнанным признаком  закона, состоит в том, что референдум далеко не во всех странах признается в качестве конституционного способа принятия данных нормативно-правовых актов. В некоторых странах (например, в США) он вообще законодательно не закрепляется на федеральном, общегосударственном уровне. В других же странах (например, в Швеции) референдум имеет не законодательный (императивный), а лишь совещательный характер.

    Таким образом, утверждение о том, что  принятие закона только высшими органами государственной власти или с  помощью референдума является его  специфическим признаком, хотя и широко распространено, но, отнюдь, не бесспорно и не общепризнанно.

    Во-вторых, закон обладает высшей юридической  силой среди всех остальных источников права, имеет верховенство и является главенствующей формой права.

    Данные  особенности закона множество раз подтверждались государственно-правовой теорией и практикой многих стран и, как правило, не подвергались сомнению.

    Применительно к правовой системе Великобритании и некоторых других стран, где широкое распространение в качестве источника права получила судебная практика, вопрос о главенствующей роли закона в системе остальных форм права трактуется неоднозначно и подвергается сомнению.

    В-третьих, закон как источник права, исходящий  от высшего органа государственной  власти, представляющего (по крайней мере, теоретически) волю и интересы всего общества или народа, должен также отражать волю и интересы всего общества или народа. Для отечественной и зарубежной правовой теории довольно традиционным стало рассматривать закон в качестве выразителя "общей воли".

    Еще в начале ХХ в. Французский ученый Морис Ориу считал глубоко ошибочной  формулу, согласно которой "закон  есть выражение общей воли". Ибо  на самом деле закон является "делом  воли большинства, существующей в парламенте или в пределах избирательного корпуса". Именно эта воля, а не общая воля является "законодательствующей", господствующей. Что же касается общей воли, "не воли большинства, а воли единодушной, то она есть не что иное, как воля присоединения или согласия".

    Аналогичного  мнения придерживаются и другие авторы.

    В-четвертых, законы, в отличие от других НПА, издаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С их помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важные общественные отношения.

    Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть уже на сферу конституционного регулирования в России или в любой зарубежной стране. Несмотря на существующие между ними различия, все они опосредуют общественные отношения, касающиеся государственного и общественного строя, государственного режима, прав и свобод граждан, организации и деятельности государственных органов, порядка законотворчества и др.

    Наконец, в-пятых, законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном законодательном  порядке.

    Законодательная процедура существует в каждом государстве. Она закрепляется, как правило, особыми актами - Положениями или Регламентами высших органов государственной власти и является объективно необходимой.

Информация о работе Нормативно-правовой акт как источник права