Нормативно-правовой акт как источник права

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 10:50, курсовая работа

Описание работы

НПА - понятие, без которого невозможно ни одно действие, событие, явление, если оно имеет отношение к юриспруденции. Потребность в ясности и определенности этого понятия не вызывает сомнений и не нуждается в доказательствах. Немало имеется примеров судебной практики, когда центральным становится не содержательный вопрос материального или процессуального права, а именно понятие нормативного правового акта.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и виды нормативно-правовых актов 5
§ 1. Понятие нормативно-правового акта 5
§ 2. Виды нормативно-правовых актов. 6
Глава 2. Опубликование НПА 14
§ 1. Общие положения 14
§ 2. Порядок официального опубликования 15
Глава 3. Действие НПА во времени, в пространстве и по кругу лиц 17
§ 1. Действие НПА во времени 17
§ 2. Действие НПА в пространстве 19
§ 3. Действие НПА по кругу лиц 20
Заключение 22
Библиография 24

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

    В каждой стране существует свой собственный  и особый порядок принятия, изменения и дополнения законодательных актов и положений. Однако все принимаемые законы, как правило, проходят через одни и те же стадии процесса правотворчества, начиная с момента внесения законопроекта в высший законодательный орган, его обсуждения и утверждения и кончая опубликованием (обнародованием) принятого закона.

    В том случае, если закон принимается  путем референдума, отдельные стадии и весь порядок его принятия оговариваются  в специальном Законе о референдуме. [2.11.]

    В свою очередь законы подразделяются на конституционные и обыкновенные. Конституционные законы определяют основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организаций. На основе конституционных законов строится и детализируется вся система НПА. Конституция по отношении к другим нормативно - правовым актам, в том числе и законам, обладает высшей юридической силой.

    Федеральные законы подразделяются на федеральные  конституционные законы и другие федеральные законы (ст. 76 Конституции  РФ). При этом федеральные конституционные законы обладают большей юридической силой, чем иные федеральные законы.

    Среди федеральных конституционных законов  наиболее высокой юридической силой  обладает Конституция РФ (ст. 15 Конституции  РФ), в которой содержатся основные нормы жизни общества, в частности нормы о взаимоотношениях личности и государства, об основных правах и свободах личности, о видах и компетенции органов государственной власти.

    Федеральные законы подлежат опубликованию и  вступают в силу в соответствии с правилами, предусмотренными Федеральным законом РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Датой принятия федерального закона признается день, когда он утвержден Государственной Думой в окончательной редакции, а федерального конституционного закона - день одобрения палатами Федерального Собрания. Названные законы подлежат опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ и вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после их официального опубликования, если в самом законе не установлен иной порядок его вступления в силу.

    Подзаконные НПА.

    Это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им.

    По  своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами различных  органов исполнительной власти.

    По  субъектам издания и сфере  распространения они подразделяются на общие, местные ведомственные  и внутриорганизационные акты.

    1.Общие  подзаконные акты. Это НПА общей компетенции, действия которых распространяются на всех лиц в пределах территории страны. По своей юридической силе и значению в системе правового регулирования общие подзаконные акты следуют за законами. Посредством подзаконным актов осуществляется государственное управление обществом, координируются экономические, социальные и другие вопросы общественной жизни.

    Нормативные указы и распоряжения президента. В системе подзаконных актов  указы обладают высшей юридической  силой и издаются на основе и в  развитие законов. Полномочия президента в правотворческой деятельности определяются конституцией страны или специальными конституционными законами. Они регламентируют самые разнообразные стороны жизни, связанные с государственным управлением.

    Нормативные указы издаются обычно в случае пробела  в праве, Распоряжения вторые по значимости после указов подзаконные акты главы государства.

    Постановления и распоряжения правительства. Это подзаконные нормативные акты, принимаемые в контексте с указами президента и призванные в необходимых случаях урегулировать более дробные вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением и т.д. акты, имеющие особо важное значение, издаются в форме постановление, по оперативным и другим текущим вопросам в форме распоряжения.

    Сфера действия Указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ и их юридическая сила различны (п. 3-6 ст. 3 ГК). Указы Президента РФ могут быть приняты по любому вопросу, который входит в компетенцию Президента РФ (ст. 80-90 Конституции РФ), но недолжны противоречить законам. Постановления Правительства РФ могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов и указов Президента РФ. В случае противоречия указа Президента РФ или постановления Правительства РФ закону применяется соответствующий закон. В случае противоречия постановления Правительства РФ указу Президента РФ применяется указ.

    Приказы,  инструкции,  положения министерств,  ведомств, государственных  комитетов - регулируют общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Но есть и такие, которые выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например: акты министерства финансов, МВД, государственного банка, таможенного комитета и т.д.

    2. Местные подзаконные акты. Это НПА органов представительной и исполнительной власти на местах. Их издают местные органы представительной власти и органы местного самоуправления. Действие этих актов ограничены конкретной территорией власти и управления, обязательны для всех лиц, проживающих на данной территории по самым различным вопросам местного характера.

    Это решения, распоряжения, постановления  местных органов власти - например - глав областных администраций, губернаторов и т.д.

    3. Ведомственные нормативно — правовые акты (решения, распоряжения, постановления, приказы, инструкции). Это НПА общего действия, однако, они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспортные, государственно - кредитные, и другие)

    4. Внутриорганизационные подзаконные акты. Это такие НПА, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. В рамках, определённых актами высшей юридической силы, внутриорганизационные нормативные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности государственных учреждений, предприятий, воинских частей и других организаций.

    Сложности построения системы подзаконных  актов связаны с тем, что органы исполнительной власти нередко путают наименования актов и характеристики их содержания. Сегодня Правительство РФ в виде исключения предоставляет отдельным органам исполнительной власти право давать разъяснения, например, Минюсту России (Пункт 1 постановления Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации").

    Проблема  правотворчества органов исполнительной власти имеет такой аспект, как "множественность  наименований" одного и того же документа.

    Центральный банк РФ - творческий орган в смысле форм актов. Так, например, существовало Положение "Об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций", которое первоначально было утверждено приказом Банка России, а позднее изменения в него вносились при помощи указаний. [2.10.] 

Глава 2. Опубликование НПА

§ 1. Общие положения

 

    Опубликование (обнародование)— официальное доведение до всеобщего сведения в установленном порядке принятых парламентом и подписанных главой государства законов, а также иных НПА, принимаемых органами государственной власти. Официальное опубликование имеет важное юридическое значение. Только официально опубликованный текст закона считается аутентичным, т. е. именно тем, который принят законодателем. Суд и иные органы, применяющие закон, должны ссылаться только на официальный источники его опубликования.

    Официально опубликование — необходимая предпосылка вступления закона силу (действие). Этот важный принцип закреплен в ч. 3 ст. 15 Конституции РФ: «Законы подлежат официальному опубликованию Неопубликованные законы не применяются». Если бы законы и другие нормативные акты не публиковались, то известный правовой принцип «незнание закона не оправдывает» потерял бы смысл.

    Официальным считается опубликование текста закона в печатных органах, наделенных статусом органа официального опубликования  закона. Все иные органы печати не имеют права публиковать текст принятого закона до его официального опубликования. Они могут давать информацию о новом законодательстве, излагать его содержание, но все это не считается официальным опубликованием. Датой опубликования закона считается день выхода в свет официального издания, в котором помещен его текст.

    Официальное опубликование— необходимое предварительное  условие вступления в силу законов  и других нормативных актов. Исходя из даты официального опубликования, определяется момент их вступления в действие.

§ 2. Порядок официального опубликования

 

    В РФ порядок официального опубликования  определен Федеральным законом  «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных  законов, федеральных законов, актов  палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г. Как видно уже из названия, закон не регламентирует порядок опубликования и вступления в силу указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

    Федеральные законы подлежат официальному опубликованию  в течение семи дней после их подписания Президентом РФ, при этом в официальном тексте указываются даты принятия закона Государственной Думой и Советом Федерации и подписания его Президентом РФ.

    Постановления палат Федерального Собрания публикуются  не позднее десяти дней со дня их принятия. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации. Официальным опубликованием всех этих актов считается первая публикация их полного текста в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации».

    Однако  в законе может быть определен  и иной порядок его официального опубликования, например доведение  до всеобщего сведения по телевидению, радио, иным каналам связи.

    «Собрание законодательства Российской Федерации» состоит из пяти разделов: в первом публикуются федеральные законы, во втором — акты палат Федерального Собрания, в третьем— Указы и распоряжения Президента РФ, в четвертом — постановления и распоряжения Правительства РФ, в пятом — постановления Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ и о соответствии ей законов и иных нормативных актов, подведомственных Конституционному Суду РФ.

    Порядок опубликования актов (указов и распоряжений) Президента РФ, актов (Постановлений и распоряжений) Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти определен Указом Президента от 23 мая 1996 г.

    Указ  исходит из принципа обязательности официального опубликования перечисленных  выше актов, кроме актов (или их отдельных положений), содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

    Все остальные акты Президента РФ и Правительства  РФ подлежат официальному опубликованию  в «Российской газете» и «Собрании  законодательства Российской Федерации» в течение десяти дней после дня их подписания.

    Официальными  являются также тексты актов Президента РФ и актов Правительства РФ, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим  центром правовой информации «Система».

    Акты Президента РФ и акты Правительства РФ могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи.

    НПА федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер — прошедшие государственною регистрацию в Министерстве юстиции РФ, подлежат обязательному официальному опубликованию в газете «Российские вести», а также в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» (издательство «Юридическая литература»). Если эти акты не прошли регистрацию или зарегистрированы, но не опубликованы, они не влекут правовых последствий и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, на них нельзя ссылаться при разрешении споров.

Информация о работе Нормативно-правовой акт как источник права