Нормативистский подход к пониманию права

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 06:55, курсовая работа

Описание работы

В рамках нашего исследования ставится цель рассмотреть нормативистский подход к пониманию права. Задачами нашего исследования являются:
- рассмотреть познание права;
- охарактеризовать позитивистское понимание права;
- разобрать нормативистское понимание права;
- назвать достоинства и недостатки позитивистского понимания права.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Прагматическое понимание права 5
1.1. Познание права 5
1.2. Юридико-позитивистское (нормативное) понимание права 10
Глава 2. Позитивизм в ХХ веке 13
2.1. Нормативизм ХХ века 13
2.2. Достоинства и недостатки позитивистского понимания права 17
Заключение 20
Список использованных источников 23

Работа содержит 1 файл

Нормативистский подход к пониманию права.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

- воздействие на общемировые процессы в целях установления справедливого и демократического миропорядка, основанного на коллективных началах в решении международных проблем и на верховенстве международного права, прежде всего на положениях Устава ООН, а также на равноправных и партнерских отношениях между государствами при центральной и координирующей роли ООН как основной организации, регулирующей международные отношения и обладающей уникальной легитимностью;

- формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения новых очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах и других районах мира;

- поиск согласия и совпадающих интересов с другими государствами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, создание на этой основе системы двусторонних и многосторонних партнерских отношений, призванной обеспечить устойчивость международного положения страны к колебаниям внешнеполитической конъюнктуры;

- всесторонняя защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом;

- содействие объективному восприятию Российской Федерации в мире как демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой и независимой внешней политикой;

- поддержка и популяризация в иностранных государствах русского языка и культуры народов России, вносящих уникальный вклад в культурно-цивилизационное многообразие современного мира и в развитие партнерства цивилизаций.

  1. Регулятивное воздействие на общественные отношения норма права оказывает посредством дозволений, запретов и обязываний, определяющих общий масштаб поведения.
  2. Нормы права формально определены,   т.е. их содержание выражено в тексте нормативно-правового акта, что облегчает государству и отдельному индивиду руководствоваться требованиями правовых предписаний. Однако право являет собой не просто совокупность норм, а их определенную систему, основанную на отношениях взаимозависимости, иерархичности и непротиворечивости.

      Проанализируем нормативно – правовой акт. Закон об обществах распространяет свое действие на все ООО, созданные или создаваемые на территории Российской Федерации. Однако это правило имеет исключение (п. 2 ст. 1). Оно заключается в том, что особенности правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации обществ в банковской, страховой и инвестиционной деятельности, в области производства сельскохозяйственной продукции определяются федеральными законами[16]. Это исключение не устраняет действие Закона об обществах на указанные общества. Оно лишь подчеркивает, что федеральными законами будут определены особенности правового положения обществ в указанных сферах деятельности. Таким образом, эти федеральные законы будут носить специальный характер правового регулирования, в отличие от Закона об обществах, имеющего характер общего нормативного акта, регламентирующего правовое положение всех ООО. 

     
  1. Эта система  норм устанавливается государством и выражает его властные веления, имеющие общеобязательный характер. Обязательность исполнения этих властных предписаний гарантирована государством, возможностью государственного принуждения.

    Проанализируем  нормативно-правовой акт касательно данного пункта.

     В части 2 статьи 2 Федерального закона РФ « Об оперативно - розыскной деятельности» от 12.08.95г. №144 - ФЗ законодатель определил одной из задач оперативно - розыскной деятельности розыск без вести пропавшего.

     Как задача оперативно - розыскной деятельности ОВД, - розыск без вести пропавшего гражданина, - заключается в поиске и обнаружении лиц, исчезнувших с постоянного места пребывания по неизвестным для окружающих (близких) причинам и проводится на основании заявления заинтересованных граждан (например, родственников) или сообщения соответствующих учреждений (например, психоневрологического стационара или дома престарелых). Такой розыск проводится, как правило, без возбуждения уголовного дела.

     При организации розыска без вести  пропавшего немаловажен учет конкретных обстоятельств, в силу которых лицо исчезло. Ими могут быть: преступление; наступление смерти от несчастного случая, болезни или престарелого возраста; потеря ориентации в пространстве из-за психического заболевания, стихийного бедствия или того, что человек заблудился на незнакомой местности. К причинам исчезновения лица может быть также отнесено тайное вступление в брак (сожительство) или лечение, нежелание находиться вместе с родственниками или близкими и т.д.

     Поэтому исходя из конкретной обстановки необходимо исследовать соответствующие материалы  и документы (учеты задержанных граждан милицией, доставленных в приемники - распределители, лечебные учреждения, морги и т.п.).

     Полученные  в результате розыска без вести  пропавшего лица данные могут представляться в дальнейшем в суд для установления юридических фактов: признания гражданина безвестно отсутствующим или объявлении его умершим.

     По  масштабу розыскных действий различают:

     Местный розыск, который ведется на территории субъекта РФ. Как правило, осуществляется в течение 3 месяцев с момента поступления в ОВД заявления (сообщения) о безвестном исчезновении человека.

     Всероссийский (федеральный) розыск, проводимый на территории нескольких субъектов (регионов) России или на территории всей Российской Федерации. Он осуществляется по истечении срока местного розыска, либо при исчезновении без вести лица вместе с автомобильным транспортом с одновременным заведением ДОУ, либо ранее трех месяцев в случаях, если все ОРМ по местному розыску были осуществлены в полном объеме и лицо не было найдено.

     Международный розыск - проводится как с участием правоохранительных органов государств - участников СНГ (в рамках Минской Конвенции и двухсторонних соглашений), так и через возможности Международной организации уголовной полиции (Интерпол). Кроме того, МВД России в соответствии с рекомендациями Европейского комитета Интерпола разрешило прямые контакты ОВД приграничных районов с полицейскими органами сопредельных стран.

     Однако  наряду с достоинствами юридико-позитивистское понимание имеет и существенные недостатки.

     1. Позитивистское понимание ограничивает право «фактически действующим правом», т.е. совокупностью властных предписаний государства, выраженных в обязательном акте, обеспеченном принудительной силой государства. Вне пределов права оказываются те предписания, которые выработаны обществом в процессе эволюции на основе представлений людей о добре и справедливости. Они регулировали общественные отношения до появления закона и опирались на привычку индивида подчиняться, на силу общественного мнения.

  1. По мнению позитивистов, правом признается государственная 
    воля, формирующаяся в процессе правотворчества и являющаяся отражением воли всего общества. Однако, как показывает опыт, это далеко, не так. Государственная воля на практике может и не выражать интересов большинства населения, а быть воплощением воли узкого круга лиц, правящей элиты, которая представляет лишь собственные интересы. Так было, например, в условиях советского тоталитаризма, когда декларированное   общенародное  государство на практике отражало интересы и волю партийной номенклатуры. В этом случае позитивизм абстрагируется от социальной природы государства и его актов, следуя гегелевской идее тождества мышления и бытия, разумного и действительного. Под действительным в государстве Г. Гегель (1770—1831) понимал необходимое и существенное.

      Следовательно, по Гегелю, «что разумно, то действительно; что действительно, то разумно»10. Поэтому «фактически действующее право» 
является разумным, необходимым и существенным, даже если противоречит принципу справедливости.

     Позитивистское правопонимание   абсолютизирует   юридическую форму в противовес содержанию и на этом основании отождествляет право с законом. В этом случае для позитивистов не является актуальным то, что позитивные законы не соответствуют правам человека. Главное состоит в том, что закон принят в точном соответствии с надлежащей процедурой, оформлен в специальном акте государства,   т.е. стал действительным правом и подлежит исполнению, применению. Отождествление права с позитивным за 
коном на практике привело, например, к оправданию фашистского 
режима и фашистского права в Германии в 30-е годы XX в. «Новый 
порядок» был установлен на основе действующих законов, а то, «что действительно, то разумно». Истинность фашистских законов означала, следуя логиков позитивизма, их соответствие реальности, а следовательно, разумности и тем самым необходимости исполнения всеми.
 
 
 
 

Заключение

 

     Нормативисткий  подход к пониманию права ставит в основу права - юридическую норму. Тем самым он игнорирует роль правового сознания в создании и реализации правовых норм. Психологическая теория основывается на правосознании, эта теория признает правом конкретную психическую деятельность реальность - правовые эмоции человека. Интуитивное право и выступает регулятором человеческого поведения и потому рассматривается как реальное, действительное право. Социологическая теория права рассматривает как эмпирическое явление, в основу понятия права положено общественное отношение, защищенное государством, а нормы закона и правосознание не отрицаются этой теорией, а рассматриваются как признаки права. Само же право это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Рассмотрев эти три подхода можно прийти к выводу, что ни один из них не состоятелен в отношении реальной действительности, ведь ни один из этих подходов не является господствующим в нашем государстве. Но наиболее признанным является широкий подход к пониманию права, который ставит в основу права данные три правовых явления - норму права, правосознание и правовые отношения, иными словами эти явления имеют одинаковую роль в существовании права. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены и вместе с тем они играют большую роль в существовании права.

     Широкие определения права хороши тем, что  они ориентируют на рассмотрение жизни права в правоотношениях, правосознании, правоприменительных актах, субъективных правах. Авторы «философского» подхода озабочены качеством законов, соответствием последних общечеловеческим и иным ценностям. Через споры о том, что есть право, решаются многие практические вопросы: основания права, источники права, пределы правового воздействия эффективность права, разрешение противоречий права. По каждому дому из них имеется обширная литература, а некоторые проблемы рассматриваются в других темах.

     Право как категория философии и теории, будучи наполненной реальным содержанием, выполняет инструментальную роль. Можно спорить о том, что есть право, какую реальность оно отражает, можно по-разному осмысливать происхождение права, расходиться во мнениях на сущность и назначение права и т.д., но если вопрос ставится в практической плоскости, следует искать единую точку отсчета, единый взгляд, одну позицию. На самом деле: если юрист-практик обращается к праву для вынесения правильного решения, если право позволяет соизмерять действия граждан и должностных лиц, если это всеобщий масштаб поведения, то должна быть полная определенность хотя бы в одном - к каким источникам следует обращаться, из каких источников черпать решение.

     Право утратило бы свою ценность, перестало  бы выполнять свою роль по стабилизации и упорядочению общественных связей, если бы понималось всеми по-разному. Определенность в понимании права - исходное начало определенности и порядка в общественных отношениях.

     Для глубокого познания права все  определения, если они отражают хоть какую-то часть реалии, полезны. Для практического использования пригодно единое понимание права.

     Право настолько уникальный, сложный и  общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени  его существования научный интерес к нему не только не исчезнет, но и возрастет. Вопросы правопонимания принадлежат к числу «вечных» уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферы жизнедеятельности социума.

     Без всестороннего и глубокого понимания  смысла права невозможно правовое регулирование  общественной жизни, укрепление законности. Проблема толкования является одной из традиционных проблем юридической науки. Она имеет самостоятельное значение в процессе научного или обыденного познания государственно-правовой жизни и требует дальнейшей тщательной разработки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Нормативистский подход к пониманию права