Норма права

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является комплексное изучение понятия «норма права», раскрытие ее основных признаков. При изучении структуры норм права больше внимания в работе уделено рассмотрению не только гипотезы, диспо-зиции и санкции, но и классификации каждого элемента правовой нормы. Центральное место в данной курсовой работе занимают вопросы классификации правовых норм и основных способов изложения правовых норм, приведены конкретные примеры из действующего российского законодательства. Достаточно полно раскрыта суть прямого действия норм Конституции Российской Федерации, проанализирована ст.15 Конституции Российской Федерации, непосредственно указывающей на прямое действие норм Конституции РФ. В заключение курсовой работы подведены итоги и сделаны основные выводы.

Содержание

Введение……………………………………………………………….. 2
1. Понятие и признаки нормы права………………………………...... 4
2. Структура правовой нормы…............................................................ 8
3. Классификация правовых норм…………………………………..... 13
4. Способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов…………..........................18
5. Прямое действие норм Конституции.…………................................ 20
Заключение……………………………………………………….…….. 23
Список использованной литературы………………………………..... 25

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА - ТГП.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

Вместе с  тем, как отмечает О.Е.Кутафин, необходимо различать непос-редственное и  опосредованное действия Конституции, составляющие формы прямого действия конституционных норм.

Непосредственным  является такое действие конституционных  норм, которое осуществляется только конституционными средствами, а также  совместно с другими правовыми  нормами, которые обычно определяют процедуру реализации конституционных норм. Опосредованным считается такое действие конститу-ционных норм, которое осуществляется после их предварительной конкретизации в иных законодательных актах.12

Всем этим критериям  соответствует норма ч.1 ст.15 Конституции, устанав-ливающая прямое действие Конституции РФ. Нельзя делить конституционные нормы на нормы прямого и косвенного действия в зависимости от того, какой субъект их применяет.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Конституции РФ «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противо-речить Конституции Российской Федерации». Следовательно, Конституция обладает большей юридической силой, чем иные нормативные акты. Следует обратить внимание и на то, что в данном положении статьи 15 Конституции понятие «Конституция» противопоставляется понятию «законы», что предпо-лагает их неоднозначность. Конституция обладает большей юридической силой, чем законы.

Конституция устанавливает  основы конституционного строя Российской Федерации, закрепляет основные права  и свободы человека и форму  государства. Эти общественные отношения  являются более важными, чем общественные отношения, регулируемые федеральными законами. Положения Конституции фактически создают основу для политической и правовой системы государства. Можно утверждать, что иные источники права, так же как и органы государственной власти, легитимированы Конституцией. Консти-туция является необходимым источником их действия, иных нормативных актов и необходимым условием существования и деятельности государ-ственных органов. Конституция является актом, создающим (конституи-рующим) политическую и правовую систему.

Прямое действие Конституции играет важную роль в гражданском, арбитражном и уголовном судопроизводстве, позволяя их субъектам требовать от государства обеспечения возможности воспользоваться нормой Конституции, и государство обязано выполнить это требование. Поэтому субъекты различных правоотношений, и, прежде всего, реализующие свои права и обязанности в процессе правоприменительной деятельности, могут активно использовать конституционные нормы и ссылаться на них в качестве обоснования и аргументации своей позиции.

В Конституции  закрепляются основные принципы права, определен объем правового регулирования, сформированы основные приоритетные ценности, которыми должен руководствоваться  законодатель при принятии нормативных  актов, закреплены основные принципы, которыми должен руководствоваться правоприменитель при толковании. В Конституции также урегулирован нормо-творческий процесс.

Что касается собственно прямого действия норм Конституции, то здесь следует отметить, что  предмет конституционно-правового  регулирования как бы разделен. В части, относящейся к конституционному праву, Конституция осуществляет подробное регулирование межвластных отношений, складываю-щихся с участием федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ. Нормы Конституции уточняются федеральными конституционными законами и федеральными законами, однако конкретизи-рующий характер этих актов не ставит под сомнение прямое распространение действия конституционных норм на соответствующие отношения.

Что касается конституционно-правового регулирования отношений, склады-вающихся в сфере действия гражданского, трудового, уголовного права и других отраслей права, то здесь конституционные нормы сталкиваются с уже сущест-вующим нормативным массивом, который является разработанным и специали-зированным, имеющим свою внутреннюю систему и логику.

Нормы Конституции  обладают большей юридической силой, чем нормы кодифицированных источников права, действующих в гражданско-правовой или уголовно-правовой сферах. Конституция  может осуществлять регулятивное воздействие на отношения, складывающиеся в рамках иных отраслей права, только в особых случаях, когда отраслевое регулирование является неполным или несовершенным.

Можно выделить следующие основные ситуации применения Конституции при осуществлении отраслевого регулирования:

1. В случае  если отраслевые источники права  не содержат норм, направ-ленных  на регулирование определенных  отношений, пробел будет восполняться  Конституцией.

2. При вынесении  конкретного правоприменительного  решения сложное  применение отраслевых норм может заменяться применением одной нормы Конституции, т.е. повышается эффективность правового регулирования,  снижа-ются интеллектуальные затраты, связанные с процессом правовой квалификации.

3. Если отраслевая  норма является нечеткой и возможно несколько вариан-тов ее применения, правоприменитель может обратиться к Конституции для того, чтобы найти правильный вариант применения отраслевой нормы. Тогда  конституционные положения используются для толкования отраслевой нормы.

4. Если норма  права, содержащаяся в иных  источниках, противоречит Конституции,  при возникновении конкретной  ситуации правоприменитель может  применить норму Конституции  и тем самым устранить действие  специали-зированной нормы. 13

Заключение.

 

Норма права – основная категория общей теории права, в границах которой располагается практически весь ее понятийный аппарат, все содержание общей теории.

Для характеристики нормы права и определения его понятия важно указать, что это: 1) правило поведения, 2) исходит от государства, 3) закреплено в опре-деленной форме, 4) общеобязательно, 5) регулирует общественные отношения,    6) выполнение обеспечено государственными средствами.14 Никакое государ-ственно-организованное общество не может обойтись без норм права.

Поскольку норма права представляет собой специфический регулятор пове-дения и действий субъектов, она должна обязательно четко определять: при каких условиях она должна действовать, какие конкретно права и обязанности имеет субъект при данных условиях, какие санкции устанавливает государство в случае невыполнения предписаний нормы права. Традиционно считается, что в струк-туру правовой нормы входит три элемента: гипотеза, диспозиция и санкция.

На основе изученной  литературы можно сделать вывод, что вопрос о структуре правовой нормы является дискуссионным. Одни авторы считают, что норма права состоит из двух частей – гипотезы и диспозиции или диспозиции и санкции. Большинство же ученых-юристов придерживаются трехзвенной струк-туры правовой нормы, состоящей из гипотезы, диспозиции, санкции.15

Однако, известный  зарубежный специалист в области  теории права Фон Райт выдвинул гипотезу, что норма права состоит из шести частей: 1)характер (разре-шающая, запрещающая или обязывающая норма); 2) содержание (название дея-ния); 3) условия, в которых логически возможна реализация нормы; 4) авторитет (орган, установивший норму); 5) субъект (т.е. адресат, к которому обращена нор-ма); 6) обстоятельства, с наступлением которых реализуется норма. Первые три части он считал основными и называл «ядром нормы». Санкцию и публикацию нормы он считал чем-то примыкающим к норме.16

Следует отметить, что гипотеза, диспозиция и санкция  должны обязательно присутствовать в норме права, отсутствие хотя бы одного из них делает норму ущербной. Без диспозиции, по существу, нет нормы права, поскольку неясно, какие правила поведения устанавливает государство и какого поведения оно требует от субъекта. Отсутствие гипотезы делает норму права неопределенной, так как неясно, при каких условиях или обстоятельствах должна она действовать. Если же нет санкции, то это делает норму права бессильной: вряд ли можно рас-считывать на выполнение нормы права, которая не снабжена какой-либо санк-цией.

Нормы права ввиду  их многочисленности и разноплановости  принято классифицировать по определенным критериям. Для теории права и практики применения правовых норм наиболее важны следующие классификации – по предмету правового регулирования, т.е. по виду тех общественных отношений, которые регулируются нормой. Эта классификация лежит в основе построения системы права, деления его на отрасли и институты. Также важное значение имеет классификация правовых норм по способам воздействия на поведение лю-дей, по назначению (функциям),  по субъекту правотворчества, по действию в пространстве и по времени действия и др.

Как известно, норма  права получает закрепление и  внешнее оформление в статьях  нормативно-правовых актов, при этом норма права не всегда совпадает  со статьёй акта. Иногда очевидные  для понимания элементы нормы  права не формулируются, а лишь подразумеваются, логически вытекают из других статей (пунктов) того же акта или из иных нормативных актов.

При подготовке новых нормативных актов важно, чтобы в проектируемых актах  присутствовали или логически подразумевались  все структурные элементы будущих норм, чтобы в них четко были видны условия их применения, круг лиц, на который будет распространяться проектируемое регулирование, меры ответ-ственности за нарушение.17

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1. Конституция  Российской Федерации.

2. Алексеев С.С.  Общая теория права. Т.12. М., 1994, Гл. 23,2.

3. Берг О.В.  Некоторые вопросы теории норм  права. //Государство и право. 2003. № 4.

4. Головистикова  А.Н., Дмитриев Ю.А. «Теория государства и права». Издательство «Эксмо». М. 2007.

5. Голощапов  А. «Прямое действие конституционных норм и принципов» «Законность», № 4, 2004.

6. Гревцов Ю.И. «Прямое действие Конституции?» // Журнал российского права// 1998.  № 6. С. 96.

7. Комаров С.А., Малько А.В. «Теория государства и права» Издательство «Норма». М. 2004.

8. Кутафин О.Е.  Предмет конституционного права.  М.: Юристъ, 2001.

9. Морозова Л.А. «Теория государства и права». М. Юрист. 2003.

10. Оксамытный  В.В. «Теория государства и права». М. 2004 г.

11. Теория государства и права: Учебник /Под ред. М.Н. Марченко. М.: Издательство «Зеркало», 2004.

12. Теория государства  и права: Курс лекций /Под ред.  Н.И. Матузова и   А.В. Малько. М., 2005. Гл. 11.

13. Толстых В.Л.  Прямое действие Конституции. «Конституционное и муниципальное право», № 4, 2002.

14. Фон Райт «Deontic Logic». «Ming», 1951, V 60.

1Оксамытный В.В. «Теория государства и права». М. 2004 г.

2Морозова Л.А. «Теория государства и права». М. «Юрист». 2003 г.

3Комаров С.А., Малько А.В. «Теория государства и права» Издательство «Норма». М. 2004

4Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2005.

5Алексеев С.С. Общая теория права. Т.12. М., 1994, Гл. 23,25

6Берг О.В. Некоторые вопросы теории норм права. // Государство и право. 2003. № 4.

7Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2005.

8Комаров С.А., Малько А.В. «Теория государства и права» Издательство «Норма». М. 2004

9Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М.: Юристъ, 2001. с. 79.

10А.Голощапов. Прямое действие конституционных норм и принципов. "Законность",    N 4, 2004

11Гревцов Ю.И. Прямое действие Конституции? // Журнал российского права. 1998. № 6.

12Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М.: Юристъ, 2001. с. 177

13В.Л.Толстых. Прямое действие Конституции. «Конституционное и муниципальное право", № 4, 2002.

14Морозова Л.А. «Теория государства и права». «Юрист», М.  2003 г.

15Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2005. Гл. 11.

16Фон Райт «Deontic Logic». «Ming», 1951, V 60.

17Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. «Теория государства и права». Издательство «Эксмо». М. 2007




Информация о работе Норма права