Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:23, курсовая работа
Целью данной работы является комплексное изучение понятия «норма права», раскрытие ее основных признаков. При изучении структуры норм права больше внимания в работе уделено рассмотрению не только гипотезы, диспо-зиции и санкции, но и классификации каждого элемента правовой нормы. Центральное место в данной курсовой работе занимают вопросы классификации правовых норм и основных способов изложения правовых норм, приведены конкретные примеры из действующего российского законодательства. Достаточно полно раскрыта суть прямого действия норм Конституции Российской Федерации, проанализирована ст.15 Конституции Российской Федерации, непосредственно указывающей на прямое действие норм Конституции РФ. В заключение курсовой работы подведены итоги и сделаны основные выводы.
Введение……………………………………………………………….. 2
1. Понятие и признаки нормы права………………………………...... 4
2. Структура правовой нормы…............................................................ 8
3. Классификация правовых норм…………………………………..... 13
4. Способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов…………..........................18
5. Прямое действие норм Конституции.…………................................ 20
Заключение……………………………………………………….…….. 23
Список использованной литературы………………………………..... 25
4) в зависимости от методов правового регулирования делятся на императивные (содержащие властные предписания), диспозитивные (содержа-щие свободу усмотрения), поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение) и рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения).
Императивные нормы представляют собой категорические, строго обяза-тельные предписания, не допускающие какого-либо отступления или иной трак-товки. Императивными являются нормы уголовного, административного права, а также исходные, учредительные, или отправные, предписания. Они строго обяза-тельны и не предоставляют субъектам возможности выбора варианта поведения, поскольку предписывается только один вариант действий.
Диспозитивные нормы, устанавливая тот или иной вариант поведения, предоставляет субъектам возможность выбора варианта поведения в пределах закона или урегулировать отношения по своему усмотрению, но в законных пределах. Диспозитивные нормы характерны для гражданского, семейного, трудового, предпринимательского, международного права и др.
Поощрительные нормы – предписания по предоставлении государством определенных мер поощрения за полезный вариант действий субъектов, одобряемый государством и обществом. Поощрительные нормы закрепляют вид и меру поощрения за одобряемый государством вариант поведения, например, госу-дарственные награды, льготы, присвоение почетных званий и др. Они присущи отрасли материального права.
Рекомендательные нормы близки по своему характеру поощрительным нормам. Они устанавливают варианты желательного с точки зрения государства поведения, имея в виду проявление субъектами высокой ответственности, инициативы с учетом местных условий, возможностей и средств. Реализация рекомендательной нормы зависит от волеизъявления ее адресата. Но законо-дателю небезразлично, воспользуется ли субъект данной рекомендацией или нет. В норме указывается, что рекомендуемые действия наиболее желательны для государства, поэтому реализация нормы поддерживается мерами позитивного характера, а в случае игнорирования рекомендации возможны и меры негатив-ного характера. Адресатами рекомендательных норм могут быть общественные объединения, частные фирмы, предприятия, профсоюзы и др.
5) в зависимости от времени действия – на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием), причем действие последних может быть ограничено либо указанным в законе сроком (например, в течение года), либо же конкретным событием (например, до окончания военных действий); вступающие в действие автоматически или в определенный указанный в акте срок. Остальные нормы права принимаются без определенного срока их действия, т.е. до отмены их другим актом.
6) в зависимости от функций – на регулятивные (предписания, устанав-ливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы Конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, Президента, прави-тельства и т.д.) и охранительные (направленные на защиту нарушенных субъек-тивных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридичес-ких средств защиты).
Регулятивные нормы содержат предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений. Это большинство норм прав. Охранительные нормы направлены на защиту правопорядка, прав и свобод человека, предусматривают меры наказания или иного юридического воздействия на правонарушителя.
7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм, – на общие (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ), специальные (действуют только в отношении определенной категории лиц – пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.) и нормы, касаю-щиеся конкретного субъекта права (например, Верховного Суда РФ, Генераль-ного прокурора РФ и т.д.).
8) в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы – на абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения пред-писаний нормы, например, нормы УК РФ, устанавливающие точный и исчер-пывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность), относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения, например, санкции статей Особенной части УК РФ, предусматривающие верхний и нижний пределы уголовного наказания) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств; например, установление нормами УК РФ различных видов наказания - лишение свободы, или исправительные работы, или штраф);
9) в зависимости от сферы действия – на общефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ), региональные (действуют на территории субъектов РФ – в республиках, краях, областях и т.п.) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации, например, правила внутреннего трудового распорядка, положения о проведении конкурсов и др.);
10) правовые нормы различаются также в зависимости от органа, их издавшего (нормы закона и нормы подзаконных актов; федеральные нормы и нормы субъектов Федерации; нормы, издаваемые органами местного самоуправ-ления; нормы, содержащиеся в законах РФ, указах Президента РФ, постанов-лениях Правительства, актах администрации предприятий и учреждений и т.д.).
11) в зависимости от юридической силы – на правовые нормы законов и подзаконных актов, которые также можно разделить на нормы правитель-ственных актов, ведомственных актов, актов глав местной администрации и др.
12) в зависимости от способа правового регулирования – на управомо-чивающие, обязывающие и запрещающие.
Обязывающие нормы предписывают субъектам определенные действия. Например, согласно Конституции РФ «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст. 57); «каждый обязан сохранять природу, окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (ст.58).
Запрещающие нормы, или запреты, не разрешают совершение опреде-ленных действий. Например, «никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону» (п.4 ст.3 Конституции РФ). Нормы уголовного права являются главным образом запрещающими.
Управомочивающие нормы предоставляют субъектам определенные права или возможности совершать положительные действия. Например, гл.2 Консти-туции РФ содержит права человека и гражданина на жизнь, на свободу личности и личную неприкосновенность, на тайну личной жизни, неприкосновенность жили-ща, свободу совести и др.
Эти виды норм свойственны различным отраслям права. В администра-тивном, природоохранительном, уголовно-исполнительном и других отраслях права преимущественное место занимают обязывающие нормы, в гражданском же – управомочивающие. Но нет таких отраслей права, содержание которых исчерпывалось бы одной группой норм. Даже в уголовном праве – системе запре-щающих норм как необходимый компонент присутствуют обязывающие нормы общей части, а нормы о необходимой обороне и крайней необходимости являются управомочивающими.
Обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы в свою очередь могут быть классифицированы и по другим основаниям. Так, запреты подраз-деляют: по сферам общественной жизни – на социально-экономические, полити-ческие, личные; по функциональному назначению – на запреты в широком и уз-ком смысле; по характеру и объему правового материала – на информативные и элементарные; по степени определенности – на абсолютные и относительные и т.д.
13) в зависимости от субъектов правотворчества – на нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами и негосу-дарственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).
14) по техническим приемам нормы права делятся на определенные, бланкетные и отсылочные. Определенные непосредственно описывают правило поведения в статье, в которой она излагается. Бланкетные делают отсылку в самом общем виде к нормативно-правовому акту в целом или к его части. Отсылочные имеют ссылку на правило поведения, содержащиеся в конкретных статьях данного нормативно-правового акта.
Таким образом,
нормы права многообразны. Это
связано с многообразием
4. Способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов.
Основным источником права нашей страны являются нормативные акты, в текстах (разделах, частях, статьях) которых излагаются правовые нормы.
Норма права и статья нормативного акта не тождественны, они могут как совпадать, так и не совпадать. Норма права – это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта – форма выра-жения государственной воли, средство воплощения нормы права.
Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы.
Излагая правило поведения, законодатель может:
все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта;
в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм;
элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;
элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов.
Существует несколько способов изложения норм права в статьях норма-тивного правового акта. Выделяют три способа: прямой, отсылочный и бланкет-ный.
При прямом способе статья акта содержит одну норму, причем все ее элементы сразу. Это наиболее предпочтительный способ для правоприменителей, хотя и на практике он используется не всегда.
Отсылочный способ состоит в том, что статья акта содержит не все структурные элементы нормы, но в тексте статьи имеется отсылка к другим статьям того же акта. Например, в ст. 455 ГК РФ (ч.1) указывается: «Товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи с соблюдением правил, предусмотренных ст.129 настоящего Кодекса». А в ст. 129 говорится о том, что объектами гражданских прав могут быть любые предметы, не изъятые из оборота или не ограниченные в гражданском обороте.
При бланкетном способе в статье акта устанавливается ответственность за нарушение определенных правил, а те правила, которые нарушены, в статье не изложены. Примером могут служить ст.143 УК РФ «Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда», ст.217 «Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах» и др.
Бланкетный способ отличается от отсылочного. При отсылочном способе указывается конкретная статья, к которой следует обращаться, и эта статья содержится в том же акте. При бланкетном способе отсылка к конкретной статье акта не дается, а недостающие сведения об элементах нормы права восполняются из другого акта.
Иногда в зависимости от уровня нормативной обобщенности выделяют абстрактный и казуистический способы изложения норм права.
При абстрактном способе норма моделирует те или иные действия в виде абстрактного понятия. Например, ч.2 ст.6 ГК РФ формулирует правила приме-нения гражданского законодательства по аналогии: «При невозможности исполь-зования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости».
Казуистический способ состоит в том, что моделируемые действия изла-гаются путем перечисления или указания на их индивидуальные признаки. Например, ст. 16 СК РФ перечисляют препятствия к заключению брака: а) на-личие другого нерасторгнутого брака; б) родственные отношения по прямой восходящей или нисходящей линии, а также между полнородными и неполно-родными братьями и сестрами, между усыновителями и усыновленными; в) не-дееспособность хотя бы одного лица.
Можно выделить и другие способы изложения норм права в нормативных правовых актах, которые определяются правилами юридической техники. Однако во всех случаях правоприменитель должен получить ответ на вопросы: какие действия или какое поведение предусмотрены для субъектов правоотношения, при каких условиях или обстоятельствах требуется данное поведение и каковы последствия неисполнения нормы права.
5. Прямое действие норм Конституции.
Прямое действие конституционных норм имеет существенное значение для правоприменительной практики. Конституционные установления носят норма-тивный характер, так как они осуществляют общеобязательное регулирующее воздействие на развитие общественных отношений посредством закрепления правовых ориентиров и целевых установок.9
Конституционные нормы предопределяют содержание однородных отрас-левых норм, порой направляя их в нужное русло в процессе правоприменения. Следовательно, конституционные нормы наряду с нормами отраслевого законно-дательства оказывают регулирующее воздействие на общественные отношения. Так, в ст.11 ГПК РФ прямо установлена обязанность суда разрешать гражданские дела на основании Конституции.10
По мнению Ю.Гревцова, основной признак прямого действия конститу-ционной нормы – ее реальное и прямое применение общими судами. «Если же общие суды не могут признать или защитить субъективное право, закрепленное в конституционной норме, опираясь только на текст этой нормы, следовательно, рассматривать такую конституционную норму как имеющую прямое действие достаточных оснований нет».11