Норма права

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 12:20, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования явилось выявление сущности правовой нормы, раскрытие проблемы ее понимания. Ведь нормой считаются правила поведения, принятые в обществе на основе обычаев, норм нравственности и морали, религиозных норм. Все эти черты присущи и нормам права, но главное их отличие состоит в том, что нормы права общеобязательны для исполнения.
Исходя из цели, необходимо сформулировать основные задачи исследования:
1. Дать определение норме права; 2. Выявить основные признаки правовых норм и охарактеризовать их; 3. Подробно изучить функции, выполняемые нормами права в обществе; 4. Определить виды правовых норм, основные классификации.

Содержание

Введение ………………………………………………………….3



Глава 1. Понятие и признаки нормы права..................................6



Глава 2. Функции нормы права



2.1. Понятие функции нормы права............................................12

2.2. Классификация функций нормы права................................16

2.3. Формы реализации функций нормы права..........................21



Глава 3. Виды правовых норм.....................................................24
Заключение……………………………………………………....32



Библиографический список…………………………………….34



Приложения……………………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

ТИТУЛЬНЫЙ.doc

— 279.50 Кб (Скачать)

В зависимости от сферы регулируемых общественных отношений, от принадлежности к той или иной отрасли права различают нормы конститу­ционного, административного, гражданского, уголовного и других отраслей права.

По функциональному назначению правовые нормы подразделяют на материальные (регулируют содержательную сторону общественных отношений, выступают мерой юридических прав и обязанностей их участников) и процессуальные (регулируют порядок деятельности компетентных государственных органов по осуществлению и защите материальных норм). Часть 2 статьи 47 Конституции РФ, предоставляющая обвиняемому в совершении преступления право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, устанавливает материальную норму[8]. К процессуальным же нормам относится правило, содержащееся в статье 424 Уголовно-процессуального кодекса РФ: “При ознакомлении обвиняемого со всеми материалами дела следователь обязан разъяснить ему право ходатайствовать о рассмотрении его дела судом- присяжных, а также юридические последствия удовлетворения такого ходатайства, включая особенности обжалования и рассмотрения жалоб на приговоры суда присяжных”[9].

По субъектному составу выделяют: нормы публичного права, которые регламентируют отношения, одним из субъектов которых является государство, и нормы частного права, регламентирующие отношения между юридически равными субъектами.

По кругу лиц выделяют: нормы общего действия, которые распространяются на всех лиц, находящихся на определённой территории без каких-либо изъятий, и нормы специального действия, адресованные определенному кругу лиц, которые обладают какими-либо признаками, например, на военнослужащих, пенсионеров, депутатов, молодежь, врачей и т. д. В этих нормах определяется специальный адресат, специальный субъ­ект права.

По времени действия рассматривают: постоянные - нормы, срок окончания действия которых нормативно не определён; временные - нормы, действующие какой-то определённый срок, который точно определён в нормативно-правовом акте; чрезвычайные - нормы, действующие в экстренных ситуациях. Некоторые учёные не выделяют отдельно чрезвычайные нормы, а рассматривают их как разновидность временных.

В зависимости от механизма реализации выделяют нормы права непрерывного, постоянного действия, которые регулируют функцио­нирующие постоянно в течение длительного времени те или иные общест­венные отношения (например, статутные, связанные с деятельностью любого должностного лица, иного субъекта права по реализации его правового ста­туса) и нормы дискретного действия, регулирующие общественные отно­шения, которые возникают, изменяются и прекращаются в зависимости от наличия или отсутствия тех или иных юридических фактов, от волеизъявле­ния людей. Например, нормы в отношении юридической ответственности будут реализованы однократно, если лицо совершает правонарушение или привлечь человека к административной ответственно­сти можно только после совершения им административного проступка, т. е. при наличии соответствующего юридического факта.

По непосредственному предмету воздействия правовые нормы  можно классифицировать на социально-технические и социальные. Социально-технические — регулируют использование человеком технических средств, сил природы (правила эксплуатации технических средств, технологические режимы, стандарты, нормы расхода сырья, нормы в сфере охраны природы и т.д.). Будучи утвержденными компетентными органами, они становятся юридически обязательными и тем самым выступают регуляторами отношений между людьми. Их значение в эпоху научно-технической революции и возрастания роли права в укреплении связи науки с производством все более возрастает. Социальные — регулируют общественные отношения, субъектами которых являются люди, их коллективы, общественные организации и т.п.

По юридической силе, то есть в зависимости от субъекта правотворчества - органа, издавшего те или иные правовые нормы, они подразделяются на федеральные и региональные законодательные нормы, обладающие в пределах своей компетенции высшей юридической силой, и федеральные и региональные подзаконные нормы, выраженные в подзаконных актах, издаваемых на основе и во исполнение закона.

Федеральные законодательные нормы подразделяются на нормы, содержащиеся: в Конституции РФ; федеральных конституционных законах; федеральных законах.

Региональные законодательные нормы делятся на нормы, содержащиеся: в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов) и законах указанных субъектов в составе РФ.

Федеральные подзаконные нормы подразделяются на нормы, выраженные: в нормативных указах Президента РФ; постановлениях Правительства РФ; приказах и инструкциях федеральных министерств, государственных комитетов и других органов исполнительной власти Российской Федерации. Соответственно разграничиваются и региональные подзаконные нормы, издаваемые органами исполнительной власти субъектов РФ.

По методу правового регулирования нормы права классифицируются на императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные.

Содержание методов правового регулирования составляют в основном следующие способы воздействия на поведение субъектов: 1) императивный (метод властного приказа), направленный на обеспечение предписанного государством строго обязательного поведения субъекта; 2) автономный, оставляющий субъектам значительный простор для свободного волеизъявления; 3) поощрительный, стимулирующий желательное для государства и общества правомерное и социально активное поведение; 4) рекомендательный, предлагающий наиболее приемлемый с точки зрения государства вариант поведения. Сообразно этому и классифицируются юридические нормы, каждая разновидность которых, в свою очередь, образует нормативную базу соответствующего метода, предопределяет его своеобразие, является существенным элементом его предметной характеристики.

Императивные нормы - категорические, строго обязательные веления, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания. Императивными являются подавляющее большинство норм права, относящихся к различным его отраслям, в том числе все исходные юридические нормы.

Диспозитивные нормы предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Суть такой более широкой правовой автономии, которой наделяются участники отношений, регулируемых диспозитивной нормой, заключается в том, что сторонам предоставляется возможность самим договориться о своих взаимных правах  и обязанностях, и лишь на случай, если они не сделают этого, предписывается определённый обязательный вариант поведения.

Диспозитивные нормы свойственны многим отраслям российского права, однако в наибольшей мере они присущи гражданскому праву, так как специфический метод правового регулирования данной отрасли базируется на автономном положении субъектов, признании их равенства, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела.

Поощрительные нормы - это предписания относительно предоставления мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования.

Рекомендательные нормы устанавливают варианты желательного, с точки зрения государства, урегулирования общественных отношений, для обеспечения реализации которых адресаты данных рекомендаций проводят соответствующие их компетенции мероприятия с учётом своих местных условий, возможностей и резервов. Субъекты - адресаты рекомендательных норм разнообразны, но согласно сложившейся практике российского права главным образом ими являются колхозы, другие кооперативные организации и государственные предприятия.

В современной юридической науке учеными выделяется еще один вид правовых норм - “каучуковые” нормы. “Каучуковые” нормы представляют собой нормы неопределенного, эластичного содержания, включающие в себя формулировки, в которые может быть вложен различный смысл: “добрая совесть”, “добрые нравы”, “разумный срок” и т. п. Содержание “каучуковых” норм определяется судом в каждом конкретном случае особо в зависимости от обстоятельств дела. Не так давно “каучуковые” нормы появились и в российском гражданском праве.

Наряду с рассмотренными основаниями классификации в юридической литературе предлагаются и некоторые иные критерии деления правовых норм. Однако следует иметь в виду, что при всей ценности подобных классификаций ни одну из них нельзя абсолютизировать, ибо одна и та же норма, в зависимости от решения определённых теоретических и практических задач, с учётом её всестороннего, комплексного рассмотрения может быть одновременно отнесена к нескольким различным видам правовых норм.

Классификация юридических норм способствует выявлению и практическому использованию их богатейших, разносторонних возможностей в осуществлении и совершенствовании правового регулирования, а следовательно, и постоянно возрастающей роли в развитии общества.

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе анализа указанных  задач, мною подведены следующие итоги.

В то время, когда государство регулирует общественные отношения, правовые нормы - это регулятор саморазвития общества. Благодаря правовым нормам право изучается с различных сторон. Таким образом, правовая норма - это элементарная единица права, конкретный образец (правило) поведения, которой присущи определённые признаки, а именно общеобязательное, обеспеченное в использовании принудительными средствами государства, направленное на регулирование общественных отношений, не персонифицированное, установленное или санкционированное государством и охраняемое правило поведения. Благодаря правовым нормам право изучается с различных сторон.

Под функцией норм права понимают либо социальное назначение права, либо направления правового воздействия на общественные отношения, либо и то и другое вместе взятое.

Функция норм права - это такое направление его воздействия на общественные отношения, потребность в осуществлении которого порождает необходимость существования норм права как социального явления. В этом смысле можно сказать, что функция характеризует направление необходимого воздействия норм права, то есть такого, без которого общество на данном этапе развития обойтись не может (регулирование, охрана, закрепление определенного вида общественных отношений).

Функция выражает наиболее существенные, главные черты норм права и направлена на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе его развития.

Норму права принято классифицировать по определённым основаниям, в том числе по отраслевой принадлежности, по юридической силе, по степени общности, по характеру предписываемых правил поведения, по степени активизации социально полезной деятельности, по способу установления правил поведения, по степени определённости, по непосредственному предмету воздействия и т.д.

Развитие норм права наблюдается и в их внешнем выражении. Чем дальше общество шагает в своем развитии, тем сложнее становятся нормативные акты. Появляются отрасли права, которые в свою очередь делятся на институты права. Они также имеют свою структуру: разделы, главы, статьи, параграфы, пункты. Чем больше изучается и развивается право, тем объемнее и точнее становятся правовые акты. Правотворческие органы также имеют свою иерархию, в зависимости от юридической силы издаваемых правовых актов и по сфере их действия.

Отсюда ясно, насколько велика роль нормы права в расширении и углублении демократии, в управлении обществом, в укреплении правовых основ государственной и общественной жизни, в дальнейшем совершенствовании всей системы общественных отношений и воспитании их участников. Понятно также и то большое значение, которое уделяется нормы права в юридической практике. Понятие правовой нормы является необходимым для того, чтобы уяснить её организацию в содержании права, осмыслить её структуру, назначение и роль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1.   Конституция Российской Федерации. М.: ООО Вершина, 2003.

2.   Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: Издательство ЭЛИТ, 2006.

3.   Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: Проспект, 2003.

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М.: Проспект,                          2003.

5.   Семейный кодекс Российской Федерации. М.: Проспект, 2008.

6.   Алексеев С.С. Общая теория права: Курс лекций: В 2 т.М., 1981. Т.1.

7.   Алексеев С.С. Право - институционное социальное образование/Вопросы   теории государства и права. Саратов, 1983.

8.    Алексеев С.С. Теория права М., 1995.

9. Бабаев В.К. Нормы права // Общая теория права. Курс лекций.                      Н. Новгород,1993.

10. Байтин М.И. О современном нормативном понимании права// Журнал Российского права.1999. № 1. С.98-99.

11.  Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998. 

12.  Вопленко Н.Н. Официальное толкование норм права, М., 1976.

13.  Востриков П.П. Теория государства и права. Учебное пособие.                   Н. Новгород, 2003.

14. Клименко А.В., Румынина В.В. «Теория государства и права». М., 2007.

15. Коваленко А.И. Краткий словарь-справочник. М., 1994.

16. Комаров С.А., Малько А.В. «Теория государства и права». М., 2000.

17. Кудрявцев В.Н., Васильев А.М., Право: развитие общего понятия// Государство и право.1985. № 7. С.12.

18. Лазарев В.В. Теория государства и права: учебник / под редакцией проф. В.В. Лазарева.- М.: Право и Закон, 1996.- 424с.

19. Лазарев В.В., Липень С.В. «Теория государства и права". 2-е издание. М., 2000.

20. Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994.

21.  Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М., 1986.

22. Малько А.В., Матузов Н.И. Теория государства и права: Курс лекций. М.: Юристъ - 2001, 672 стр.

Информация о работе Норма права