Норма права

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 09:49, контрольная работа

Описание работы

Норма права – это правило поведения, установленное или санкционированное государством, элементарная частица права, относящаяся к нему как часть к целому (или как единичное к общему). Было обоснованно, что норма права – это и не форма, и не содержание всего права, а именно его частица. Она обладает присущим ей содержанием и формой и в системообразующих процессах с другими нормами составляет содержание права в целом.

Содержание

1. Норма права: понятие, структура и виды. Систематизация норм права………………………………………………………………………………3
2. Конституционно-правовая регламентация деятельности органов судебной власти РФ…………………………………………………………….15
3. Понятие, содержание и виды гражданских договоров…………………20
4 Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть 2. (1995 г.)………22
5. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.)…………………………………………………………23
6. Задача 1……………………………………………………………………….24
7. Задача 2……………………………………………………………………….25
8. Задача 3……………………………………………………………………….26
Список использованных источников………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

право 07.03.docx

— 55.08 Кб (Скачать)

«Структура логической нормы выражается в жесткой, инвариантной связи таких элементов, которые в своем единстве обеспечивают государственно-властное регулирование общественных отношений». Набор элементов логической нормы таков, что он позволяет ей быть «автономным», относительно обособленным регулятором, аккумулирующим все то, что необходимо для юридического опосредования общественных отношений.

В соответствии с этим логическая норма включает в свой состав три основных элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.

а) гипотеза – указание конкретных фактических  жизненных обстоятельств (события, действия людей, совокупность действий, т.е. фактические составы), при которых  данная норма вступает в действие. Гипотеза (предположение) – это элемент  правовой нормы, в котором указывается, при каких условиях следует руководствоваться  данным правилом. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при  наличии которых у лиц возникают  юридические права и обязанности. Возьмем в качестве примера норму  гражданского права, изложенную в ст.616 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая определяет обязанность  арендодателя по содержанию сданного в аренду имущества. Гипотезой в  данной норме является сдача внаем  имущества. При таком условии у одного лица (арендодателя) возникает обязанность содержать сданное в аренду имущество, а у другого (арендатора) – право требовать исполнения этой обязанности.

б) диспозиция – «сердцевина» нормы права, т.е. указание на правило (правила) поведения, которым должны подчиняться субъекты, если они оказались причастны к условиям, перечисленным в гипотезе.

Диспозиция  раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей лиц.

В приведенном  выше примере диспозиция предписывает, что арендодатель обязан производить  за свой счет капитальный ремонт сданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено  законом или договором, а арендатор  в случае неисполнения арендодателем  этой обязанности имеет право либо произвести капитальный ремонт и взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет наемной платы либо расторгнуть договор и взыскать убытки, причиненные его неисполнением.

в) санкция  – вид и мера возможного наказания (кары), если субъекты не выполняют предписание  диспозиции, или поощрения за совершение рекомендуемых действий.

Поэтому назначение санкции – побудить субъектов действовать в соответствии с предписаниями нормы права.

Санкция называет поощрительные или карательные  меры (позитивные или негативные последствия), наступающие в случае соблюдения или, напротив, нарушения правила, обозначенного  в диспозиции нормы. Иногда в статье закона формируется только часть  нормы, а другие ее части следует  обнаруживать в других статьях или  в ином нормативном акте. Отсюда следует необходимость различать  норму права и статью закона. Это  очевидно еще и потому, что в  одной статье нормативного акта, например уголовно-правовые, специализируются на выражении санкций, обслуживающих  нормы иных отраслей права.

Нормы права  могут подразделяться на несколько  видов. Приказ, например, может быть выражен как в положительной, так и в отрицательной форме. Нормы права или требуют от лиц, к которым обращены, чтобы  те или совершили определенные действия (обязывающие нормы) или же воздержались от каких-либо, определенных законом  действий (запрещающие нормы).

Прежде  всего, любая норма (будь то моральная  или правовая) представляет собой  приказ, повеление. «Нормы права не предлагают только, не советуют, не убеждают, не просят, не учат поступать известным образом, но требуют известного поведения». Приказ может быть выражен в форме повелительного наклонения, но, будучи выражен в изъявительном наклонении, он перестает быть приказом.

В современной  теории права, которая во многом пользуется плодами юриспруденции прошлого, классификация юридических норм рассматривается, однако, не как их распределение по классам в зависимости  от произвольно выбранного логического  признака, а как объективно существующее подразделение по различным основаниям, в конечном счете, обусловленным  природой нормативного воздействия  на поведение людей в обществе. Такими основаниями могут, например, являться отрасли права, функции, выполняемые  юридическими нормами, характер содержащихся в них правил поведения и по степени определенности изложения  элементов правовой нормы в статьях  нормативно-правовых актов. Считается, что по характеру своего действия функционирующие в обществе юридические нормы подразделяются на регулятивные, охранительные и дефинитивные.

Регулятивные  нормы непосредственно нормируют  поведение (свободу) субъектов общественных отношений, опосредствуя принадлежащие  им субъективные права и обязанности.

Регулятивные  нормы делятся многими теоретиками  на запрещающие (диспозиция подобной нормы  содержит запрет, обязывающий воздерживаться от определенного рода действий), управомочивающие (их диспозиция содержит дозволение, т.е. Право на совершение тех или иных действий) и обязывающие (их диспозиция содержит предписания, являющиеся своеобразным синтезом запрета и дозволения: субъект не только имеет право совершить предписанное, но и обязан сделать это; ему запрещено воздерживаться от того, на что он управомочен.

Охранительные нормы регулируют отношения юридической  ответственности, которые возникают  вследствие нарушения норм регулятивных. Целесообразность выделения охранительных  норм в отечественной юридической  литературе обосновывается спецификой задач, возникающих в правоприменительной сфере, и необходимостью при установлении государственно-принудительных мер учитывать многочисленные особенности правонарушений, определяющие вид и величину санкций.

Появившиеся же в теории права еще в начале 50-х гг. прошлого века дефинитивные нормы прямо правил поведения  не устанавливают, хотя такие правила  в них, бесспорно, содержатся. Представляя  собой полноценные правовые нормы, они дают определения понятий, категорий, явлений, имеющих юридическое значение (например, понятие преступления, гражданской  правоспособности и дееспособности, сделки, должностного лица).

Виды  классификации норм права в наши дни порождают немало споров, так  как, изучая данный вопрос, исследователь  неизбежно встает перед проблемой  условности подразделения юридических  норм, поскольку большинство попыток  систематизации в основном представляют собой лишь разные срезы анализа  одного и того же феномена. Так, помимо вышеизложенного подразделения, некоторые  авторы различают определенные и  относительно определенные правовые нормы. Такой подход призван определить степень и вид юридической регламентации поведения адресатов норм, меру их самостоятельности в процессе осуществления норм. Разная степень определенности может быть свойственна гипотезам (если при определении условий реализации правовой нормы предусмотрена возможность выбора юридических фактов) и диспозициям (если указаны альтернативные варианты поведения).

С этим связано  и деление правовых норм на императивные (категорические) и диспозитивные, характеризующие  связь гипотезы и диспозиции. Если в числе обстоятельств, обусловливающих  реализацию правовой нормы, указано  решение участников правоотношения, возникающего на основе предоставлено право определить, конкретизировать будущие права и обязанности, нормы относятся к диспозитивным; если и основания возникновения правоотношения, и его содержание твердо и детально определены нормативным актом – нормы относятся к императивным.

По существу диспозитивны все управомочивающие нормы, коль скоро носитель права волен воспользоваться или не воспользоваться им; однако различна степень определенности условий возникновения и использования права, его границы, степень регламентации порядка его осуществления.

Деление правовых норм на императивные и диспозитивные  отражает степень детальности правовой регламентации различных общественных отношений, допустимость или недопустимость при их правовом регулировании свободы  усмотрения правоприменительных органов  и выбора вариантов поведения  участниками возникающих отношений.

Ряд отношений  и линий поведения их участников определяется комплексом императивных и диспозитивных норм; разные способы  и формы их соединения предопределены необходимостью сочетания точной правовой регламентации ряда сторон общественных отношений (особенно тех, которые связаны  с распоряжением материальными  ценностями, с применением государственного принуждения) со свободой, самостоятельностью и активностью участников общественных отношений.

Формами выражения  императивности правовых норм являются категоричность предписания, определенность количественных (сроки, размеры, периодичность  доли, проценты и т.п.) и качественных (перечни видов имущества, описание действий). Диспозитивность же обозначается как право (возможность) поступить  иначе, чем указано нормой, как  определение лишь цели, которая должна быть достигнута, использованием «оценочных понятий» и др. (их содержание раскрывается в процессе реализации права).

Классификация правовых норм иногда связывается с юридической силой нормативных актов, в которых содержатся эти нормы, и их элементы, с компетенцией государственных органов, издающих эти акты. При выявлении противоречий между установленными на разных законодательных уровнях условиями применения или определениями содержания нормы действуют следующие правила: во всех случаях расхождения норм закона и подзаконных актов действуют определения законов; последующий нормативный акт того же (или вышестоящего) государственного органа вносит изменения в предыдущие. Применительно же к Российской Федерации в этой связи можно отметь, что определения норм, содержащихся в нормативных актах Федерации, имеют преимущество по отношению к нормам, установленным в актах ее субъектов. Как видно из всего сказанного, в современной теории права на сегодняшний день не существует пока ни одной классификации юридических норм, которая в полной мере отражала бы все свойства последних. Некоторые авторы могут, все же, придавать какому-либо способу классификации особое значение, однако в целом относительность, условность классификаций правовых норм несомненна. Предупреждая против преувеличения теоретической важности вопроса классификации норм права в юридической науке, эта условность отнюдь не исключает его вообще. Итог: данный элемент теории отражает особенности структуры права, позволяет лучше понять этот социальный институт как сложное общественное образование и позволяет трактовать его как целостную систему.

2. Конституционно-правовая регламентация деятельности органов судебной власти РФ

 

Одной из разновидностей государственной власти является судебная власть, призванная осуществлять правосудие. Деятельность органов судебной власти Российской Федерации осуществляется, прежде всего, на основании главного закона страны – Конституции Российской Федерации. Конституция РФ устанавливает, что  правосудие в Российской Федерации  осуществляется только судом.

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным  конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».

Единство судебной системы  Российской Федерации обеспечивается путем:

установления судебной системы  Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным  конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».;

соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных  федеральными законами правил судопроизводства;

применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров  Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов  Российской Федерации;

признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации  судебных постановлений, вступивших в  законную силу;

законодательного закрепления  единства статуса судей;

финансирования федеральных  судов и мировых судей из федерального бюджета.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Согласно Конституции  Российской Федерации суд является единственным государственным органом, уполномоченным осуществлять правосудие как особую функцию государственной  власти. Задачей суда при осуществлении  правосудия является защита конституционного строя Российской Федерации, прав и  свобод граждан, прав и законных интересов  предприятий, учреждений, организаций. Главная функция органов правосудия - судебная защита прав и свобод человека и гражданина.

Правосудие как специфическое  направление реализации государственной  власти отличается от иных функций  правоохранительных органов рядом  признаков: оно представляет собой  ведущую форму реализации судебной власти и осуществляется посредством  соблюдения строго регламентированного законом порядка и норм судопроизводства.

Правосудие вправе осуществлять только указанные в Конституции  и в федеральных конституционных  законах суды, что должно исключить  возможность присвоения функций  правосудия иными государственными органами и общественными объединениями. Осуществлять правосудие вправе только судьи, наделенные в конституционном  порядке полномочиями и исполняющие  свои обязанности на профессиональной основе, а также в установленных  законом случаях представители  населения. Они независимы и подчиняются  только Конституции и закону, в  своей деятельности никому не подотчетны.

Информация о работе Норма права