Мусульманское право и его роль в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:12, контрольная работа

Описание работы

Цель: раскрыть то, что представляет собой шариат на самом на деле: показать его неразрывную связь с исламом, описать его источники и выявить основные черты.
Задачи работы:
1.Возникновение ислама. Шариат-мусульманское право;
2. Источники мусульманского права;
3. Классификация преступлений и наказаний в исламе.

Содержание

Возникновение ислама. Шариат - мусульманское право……………………3
1.1 Ислам. Основная характеристика……………………………………..3
1.2 Посланник Аллаха…………………………………………………….11
2. Источники мусульманского права………………………………………...…16
2.1. Коран и сунна…………………………...……………………………16
2.2 Иджма………………………………………………………………….24
2.3 Кияс…………………………………………………………………….26
3. Классификация преступлений и наказаний в исламе………………………27
3.1 Преступления категории хадд………………………………………..27
3.2 Преступления категории кисас………………………………………32
3.3 Правонарушения, категории тазир…………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………….37
Список используемой литературы……………………………………………...40

Работа содержит 1 файл

Musulmanskoe_pravo.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

Эта сура отличается от всех остальных сур Священного Корана своим неповторимым светом, который она излучает благодаря своим уникальным достоинствам.

Аль-Фатиха — основа всего Корана. Предание гласит, что Пророк как-то сказал: «Клянусь именем Того, Кто держит в своей руке мою душу, ничего подобного этой суре Аллах не ниспосылал: ни в Торе, ни в Евангелии, ни в Псалмах, ни даже в самом Коране. Воистину она Умм аль-Китаб» 24, а это означает, что она представляет собой основу всех основ и источник совершенства.

Эта сура, помимо указания на Воскресение, содержит свидетельства единства Божественной сущности, единства Божественных атрибутов, единства Божественных деяний, единства обрядов поклонения.

Повелителю  правоверных Али принадлежат такие слова: «Все тайны Аллаха сокрыты в Священных книгах, содержание всех Священных книг заключено в Коране, весь смысл Корана сосредоточен в Открывающей, вся суть Открывающей выражена в бисмиллах, а все, что содержит в себе бисмиллах, выражено буквой б...» 25.

По единодушному мнению наиболее авторитетных комментаторов, это высказывание проливает свет на значение как Священного Корана в целом, так и самой фразы бисмиллахир-рахманир-рахим, в которой заключены все знания и вся мудрость от начала и до конца времен.26.

Сура Аль-Фатиха была явлена Пророку как великий дар. Она стоит наравне с самим Кораном. Семь аятов этой суры заключают в себе содержание всего Корана: «Мы даровали тебе семь повторяемых и великий Коран»27 . Эта же мысль содержится и в словах Пророка, которые приводятся в передаче Повелителя правоверных Али: «Воистину, Всевышний Аллах облагодетельствовал меня, ниспослав мне Открывающую, которую он поставил наравне со всем великим Кораном. Фатихат аль-китаб является, вне всякого сомнения, величайшей драгоценностью Небесного престола» 28.

Необходимость произнесения этой суры ввиду ее крайней  важности очень часто подчеркивается в мусульманских преданиях и хадисах.

Что же касается воздаяния за ее произнесение, то по словам святого Пророка: «Мусульманин, произносящий суру Аль-Фатиха, будет вознагражден точно так же, как тот, кто прочитал вслух две трети Корана. Награда ему будет такой же, как если бы он одарил добровольным пожертвованием каждого правоверного мусульманина, будь то мужчина или женщина» 29.

В преданиях  и в книгах, содержащих толкование Корана, эта сура известна под десятью  различными заголовками это: Фатихат аль-китаб, Умм аль-китаб, Умм аль-Кур’ан, Саб‘ аль-масани, Аль-вафия, Аль-кафия, Аль-шафия, Аль-асас, Аль-хамд 30.

Сура Аль-Бакара содержит 286 аятов, что делает ее самой длинной из сур Корана. Неоспорим тот факт глубочайшего влияния этой суры на вопросы веры и многие практические стороны жизни мусульман.

В ней имеется  большое количество высказываний о  Воскресении после смерти и приводится несколько ярких примеров на этот счет: история Авраам, история о том, как были возвращены к жизни птицы, а также история Эзры. В ней формулируются некоторые постулаты Ислама, регулирующие различные стороны жизни мусульман, такие как молитва, пост, священная война во имя Аллаха, паломничество в Мекку, перенесение киблы из Иерусалима в Мекку, брак и развод, торговля и погашение задолженностей, а также содержится множество предписаний, касающихся ростовщичества.

Сура названа «Корова» по ассоциации с историей о корове израильтян, рассказанной в аятах с 67 по 73, комментарий и пояснения к которым приводятся ниже, в порядке толкования текста суры.

Покойный Табарси пишет в «Маджма аль-баян», что ответил: «Аль-Бакара». Тогда его спросили: «А какой из ее аятов самый лучший?» «Аят о троне», — ответил он 31.32

Превосходство этой суры над  остальными объясняется, очевидно, ее всесторонностью, а аят о троне своим особым местом обязан тому, что в нем подчеркивается мысль о единобожии, которая будет предметом отдельного анализа в нашем комментарии. Сказанное выше не исключает того, что в каких-то иных аспектах приоритет может отдаваться другим сурам, ведь каждая из сур Корана рассматривалась нами с различных точек зрения.

Али ибн аль-Хусейн передает слова Пророка, сказавшего: «Тот, кто произносит четыре первых аята суры Аль-Бакара, аят о троне вместе с последующими двумя аятами, а также три заключительных аята, сам не будет знать горя, и не случится ничего дурного ни с его семьей, ни с его богатством; Шайтан не посмеет приблизиться к нему, а он никогда не забудет Коран33.

Убай ибн Кааб цитирует слова Пророка сказавшего: «На  того, кто произносит эту суру (Аль-Бакара), снизойдет благоволение и милость  Аллаха; Аллах вознаградит его  так же, как воина, в течение года бесстрашно сражавшегося за веру» 34. К этим своим словам Посланник Аллаха добавил, что мусульмане обязаны изучать эту суру, знать ее и действовать в согласии с ней, чтобы получить в награду милосердие Аллаха как в этой, так и в Иной жизни.

Имам Джафар Садык, согласно преданию, говорил: «В день Суда над  головой человека, читавшего вслух  при жизни суры Аль-Бакара и Семейство  Имрана, появятся две этих суры, словно два облака, отбрасывающие на него свою тень» 35.

Здесь необходимо сделать одно весьма важное замечание: слова о наградах и благах, обещанных за чтение Корана, каких-то его сур или отдельных аятов, отнюдь не означают, что человеку достаточно лишь просто проговорить их вслух как заклинание. Напротив, Коран следует читать для того, чтобы понять его, а понять его нужно, чтобы задуматься над прочитанным, размышлять же над прочитанным нужно для действия.

Кстати, характер блага, которое  обретает верующий, читая ту или  иную суру или аят, в очень большой  степени определяется содержанием того, что он читает.

Совершенно очевидно, что  члены семьи или общины, соблюдающей  нормы, предписываемые этой сурой, никогда  не совершат греха прелюбодеяния. Это  справедливо и по отношению к  упоминавшимся ранее аятам суры Аль-Бакара. Все они связаны с  темой монотеизма, веры в сокровенное (гайб), познания Аллаха и борьбы с пагубными соблазнами. А человек, который произносит эти аяты скрупулезно и искренне, от всей души следуя тому, о чем в них говорится, безусловно обретет все эти достоинства.

Чтение Корана, несомненно, заслуживает вознаграждения, но, помимо непосредственных благ, которые дарует за это Господь, важно еще и воздействие этого процесса на собственное поведение человека, а такое воздействие возможно лишь тогда, когда чтение является предпосылкой для последующего размышления и действия.

Сура Аль- Баккара(Корова). 1-5 аят

1.Повелитель правоверных Али сказал: «В каждой книге есть квинтэссенция. Квинтэссенция этой Книги [Корана] заключена в "буквенных сокращениях"» 36.

2. Рассказывают, что имам Садык как-то сказал: «Алиф, лам, мим — это часть букв одного из "прекрасных имен" Аллаха. Эти буквы разбросаны в беспорядке по всему тексту Корана, и каждый раз, когда Пророк и безгрешные имамы (да будет милостив к Ним Аллах!) называют Аллаха этим именем, их молитва принимается Всевышним» 37.

3. Рассказывают, что имам Али ибн аль-Хусейн сказал однажды: «Курайшиты и иудеи отвергли Коран со словами: "Это всего лишь фокус. Он сам его написал". Тогда Аллах произнес: "Алиф, лам, мим. Это [подлинная] книга...", другими словами: "О Мухаммад! Эта книга, что ниспослана тебе, составлена из отдельных букв и среди них Алиф, лам, мим. Это те же самые буквы, что и буквы алфавита, который вы [люди] используете в своих словах. Если вы искренни, то создайте что-либо подобное"» 38.

4. По преданию, Ибн Аббас и Акрама утверждали, что эти буквы есть «буквы клятвы» так же, как и «Имя Аллаха», которым он поклялся.

Причина того, что Аллах поклялся этими буквами, кроется в том, что им придается особое значение и величие, поскольку в них выражены несравненное великолепие и недосягаемая высота Аллаха, а также все тайны сотворенного мира. Имам Али ибн Муса ар-Риза, согласно преданию, говорил: «Воистину, Коран был написан теми же буквами, которыми каждодневно пользуются все арабы». Аллах Достославный и Всемогущий сказал: «Скажи, [о Мухаммад]: "Если бы объединили усилия люди и джинны, чтобы сочинить нечто, подобное Корану, это им бы не удалось, если бы даже они и помогали друг другу"» 39.

Сунна (араб. "обычай", "практика", "предание", "закон") - зафиксированные на письме поступки и высказывания пророка, а также  выраженное им молчаливое одобрение  слов или поступков других людей. Сунна - второй после Корана источник мусульманской традиции и права. Её составляют рассказы (хадисы), которые сперва передавались устно, а в VIII-IX вв. были записаны и сведены в сборники. 40Существует шесть признаваемых суннитским исламом сборников хадисов. Каждый хадис состоит из двух частей: иснад - цепочка передатчиков информации и матн - собственно текст предания.

Хадисы Сунны  делятся на четыре группы. В пророческих  хадисах Мухаммад предсказывает  различные политические события и связанные с ними бедствия. Пока были живы соратники Мухаммада достоверность собираемых преданий ни у кого не вызывала сомнения. Но через сто лет стали появляться новые хадисы. Тогда возникла специальная богословская дисциплина, занимавшаяся проверкой их достоверности, подвергая критике надёжность иснадов. Эти исследования заложили основу появившейся впоследствии арабской филологии.41.

 

2.2 Иджма

 

Иджма- (араб. – «единогласие», «единодушное мнение») – один из четырех основных источников мусульманского права42. Под иджмой понимается установленное на данный момент единодушное мнение крупнейших авторитетных знатоков фикха по вопросам, однозначно не урегулированным Кораном и Сунной. В составе мусульманского права выделяют две группы взаимосвязанных норм, первую из которых составляют юридические предписания Корана и Сунны, а вторую – нормы, сформулированные на основе иджмы, и умозаключения по аналогии (кияс). В качестве основополагающих рассматриваются нормы первой группы. Авторитетом при этом пользуются единогласные решения сподвижников Мухаммада, поскольку при жизни пророка все спорные вопросы решались при его посредничестве и фиксировались в хадисах, а после его смерти в 632 г. четыре первых «праведных» халифа, Умар, Усман и Али ибн Аби и другие сподвижники, решая конкретные споры, обращались к Корану и Сунне43. Вначале решения по таким вопросам выносились сподвижниками по единогласному мнению, формировавшемуся после консультаций с крупнейшими правоведами. Однако традиция связывает возникновение понятия «иджма» с деятельностью «семи факихов Медины», живших во второй половине VII в. Положение об иджме как об одном из источников фикха было сформулировано Мухаммадом аш-Шафии, однако в это понятие он вкладывал только то, что было выработано мединскими факихами. Абу Ханифа же выдвинул мнение, что иджмой можно считать единогласное мнение любой авторитетной группы. Ибн Хазм признавал только решения сподвижников пророка. Некоторые же правоведы считали иджмой единое мнение только четырех «праведных» халифов. Считается, что она выражает мнение всей общины мусульман. По существу, концепция иджмы лежит в основе признания ведущими мусульманскими правовыми толками системы источников фикха, причем в каждом из толков складывается собственная иджма, которая отражает учение его ведущих представителей и является гарантией правильности их выводов. Выделяются разные категории иджмы: общее решение, принятое при гласном обсуждении; не обсуждавшееся решение, вытекающее из одинаковых решений и действий при одинаковых обстоятельствах; решение одного человека, ставшее известным всем и против которого не было сделано каких-либо возражений. Ханафиты признавали единогласное мнение только тех сподвижников, хадисы которых они считали достоверными, а также общие решения, исходящие от местных муджтахидов. Часть их также признавала решение одного человека. Маликиты признавали только две первые категории. Шафииты признавали иджму по тем же критериям, однако расценивали ее как дополнение к Корану и Сунне, а не как самостоятельный источник права. Ханбалиты принимали все три категории мединских муджтахидов, присоединяя к этому их отдельные высказывания и рассматривая все это как единый источник. Таким образом, только в ханафитском мазхабе иджма стала правотворческим институтом.

В целом же иджма  позволяет мусульманским правоведам обосновывать введение новых норм фикха на основе иджтихада, по-новому толковать предписания Корана и Сунны и даже заменять отдельные предусмотренные ими правила поведения другими, сформулированными рациональным путем. Поэтому в настоящее время иджма рассматривается в качестве важного инструмента реформ, приспособления фикха к потребностям современного общества.

 

2.3 Кияс

 

Одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывающим острые разногласия  между разными направлениями, был  кияс - решение правовых дел. Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата в целом ряде моментов от теологического налета44.

Как дополнительный источник права шариат допускал и  местные обычаи, не вошедшие непосредственно  в само мусульманское право в  период его становления. При этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе, а также у многочисленных народов, покоренных в результате арабского завоевания или подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права , в частности у народов, населяющих нашу страну45.

 

 

3. Классификация преступлений и наказаний в исламе

 

3.1 Преступления  категории хадд

 

Безопасность  и стабильность – основные потребности  человека, не менее важные, чем пища и одежда. Лишенный безопасности и постоянства, он вряд ли сможет спокойно выполнять ежедневные дела, и уж тем более развиваться, совершать открытия, подниматься на новую ступень цивилизации.

С первых же дней жизни на земле человек осознавал  всю важность безопасности. По мере формирования и эволюции человеческого  общества, это осознание выражалось в образовании государств и установлении законов.46.

Закон ислама, напротив, был ниспослан пророку Мухаммаду завершенным, как часть конечного послания человечеству. Ислам пришел с безупречной системой законов, учитывающих как мельчайшие изменения общества, так и постоянство человеческой природы. Ислам установил окончательный вид наказания для определенных преступлений, неподвластный влиянию времен.

Убийство человека – это один из самых страшных грехов в Исламе. Относительно этого  Всевышний Аллах определяет в  аятах виды убийства и наказание убийцам. Ислам делит убийства на две категории:

1. Непреднамеренное  убийство.

Информация о работе Мусульманское право и его роль в современном мире