Мусульманское право и его роль в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:12, контрольная работа

Описание работы

Цель: раскрыть то, что представляет собой шариат на самом на деле: показать его неразрывную связь с исламом, описать его источники и выявить основные черты.
Задачи работы:
1.Возникновение ислама. Шариат-мусульманское право;
2. Источники мусульманского права;
3. Классификация преступлений и наказаний в исламе.

Содержание

Возникновение ислама. Шариат - мусульманское право……………………3
1.1 Ислам. Основная характеристика……………………………………..3
1.2 Посланник Аллаха…………………………………………………….11
2. Источники мусульманского права………………………………………...…16
2.1. Коран и сунна…………………………...……………………………16
2.2 Иджма………………………………………………………………….24
2.3 Кияс…………………………………………………………………….26
3. Классификация преступлений и наказаний в исламе………………………27
3.1 Преступления категории хадд………………………………………..27
3.2 Преступления категории кисас………………………………………32
3.3 Правонарушения, категории тазир…………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………….37
Список используемой литературы……………………………………………...40

Работа содержит 1 файл

Musulmanskoe_pravo.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

Аравия была страной, где смешивались религии  и культуры. В 4 и 5 вв. и Византия, и сасанидский Иран усилили свое влияние на северные районы полуострова посредством враждующих между собой племенных объединений - Гассанидов, населявших северо-запад, и Лахмидов Хиры на северо-востоке. В начале 6 в. один из химйаритских правителей Южной Аравии принял иудаизм, что послужило поводом для христианского царя Аксума в Эфиопии, поддерживаемого византийским императором Юстинианом I, начать вторжение в Южную Аравию.

К концу 6 в. сил  стало не хватать. Персы завоевали  Йемен на юге; между тем буферные государства Гассанидов и Лахмидов на севере стали приходить в упадок, поскольку бесконечные войны между персами и византийцами разрушили торговлю, от которой зависели эти страны. Развал царств на юге и севере позволил курайшитам, арабскому племени, которое обосновалось в Хиджазе, в оазисе Мекки, приблизительно в 500 г. н. э., выйти на первый план и начать доминировать на политической арене.

Обосновавшись в Мекке, курайшиты контролировали торговлю, проходившую вдоль западного  побережья Аравии, а также ежегодно посылали караваны на север - в Сирию и на юг - в Йемен. Помимо своего центрального положения, позволяющего управлять торговым маршрутом с севера на юг, Мекка также обладала дополнительными преимуществами, будучи местом расположения двух языческих культов. Один из них возник вокруг «черного камня», метеорита, вмонтированного в прямоугольную постройку, известную как, располагавшуюся на территории самого города. Второй культ возник вокруг горы Арафат в его предместьях. Оба этих культа, находившиеся на попечении курайшитов, были политеистическими, а их божества почитались как покровители и заступники караванной торговли. Таким был мир, в котором появилась третья из великих мировых монотеистических религий.6

 

1.2 Посланник Аллаха

 

Мухаммад– последний  из пророков, после него не родится другой пророк, он завершает посланническую миссию и является печатью пророков.

Каждый мусульманин  следующий по пути Пророка, дабы заслужить  восхваление и счастье на этом и на Том свете, не может обойтись без знаний о жизни, прекрасных качествах и красоте поведения Посланника Аллаха .

Родился Избранник  Аллаха на рассвете 12 числа месяца Раби‘-уль-авваль 571 года по григорианскому календарю, в понедельник в городе Мекка. Его рождение сопровождалось чудесами и знамениями, возвещавшими необыкновенного младенца. Он происходил из благородного и знаменитого рода Хашима из племени Курайшитов. Сам Пророк Мухаммад говорил так: «Всевышний, сотворив народ, разделил его на две части – арабов и неарабов. Отца Пророка звали Абдуллах, мать – Амина. Отец Абдуллах умер в возрасте 25 лет, еще до рождения Пророка . По исполнении шести лет он становится круглым сиротой. Два года после смерти матери Мухаммад жил со своим дедом Абдул-Мутталибом. Когда ему было восемь лет, умер и дед, после чего Мухаммад перешел под опекунство дяди Абу-Талиба, отца будущего халифа Али-асхаба .

В те времена  у арабов был обычай отправлять детей  на воспитание к кочевникам и нанимать для них кормилиц, дабы дети росли  развитыми, крепкими; и дедушка Мухаммада поступил так же. Кормилицей Пророка была Халима. Она еще в раннем возрасте обнаружила его телесные и умственные способности: в два месяца он ползал, в три – встал на ноги, четыре – ходил держась за что-либо, в шесть – стал свободно передвигаться, в семь – бегал, на восьмом месяце довольно внятно произносил слова, на девятом месяце мог вести плавную беседу, в которой обнаруживал такую мудрость, что поражал изумлением всех, кто слушал его, в десять – стал стрелять из лука. Халима помнила, как он, впервые заговорив, восхвалял Всевышнего Аллаха, и с того дня он не прикасался ни к чему, не упомянув Аллаха , и не брался за что-либо левой рукой.

Еще с детства  его всегда сопровождало белое облачко  на небе, создавая ему тень. У него была очень тяжелая жизнь, но он никогда  не жаловался на судьбу и всегда восхвалял Всевышнего Аллаха.

На Мухаммада  было возложено пророчество в  Мекке, когда ему было сорок лет. Он был послан как Пророк ко всему  человечеству, к ангелам и джиннам. Он стал долго и терпеливо проповедовать  Ислам.

Величайшей  трудностью, с которой он сталкивался, были насмешки его противников. На него клеветали, называя поэтом, другие решили, что он одержим дьяволом, обвиняли его в колдовстве и чародействе. Неверные все свои силы направили на противодействие Истине, которую он распространял. Над ним посмеивались, натравливали детей, умалишенных и женщин, чтобы они забрасывали его камнями, набрасывались на него, пытаясь убить его. Мухаммад и его сподвижники терпели все это ради Аллаха и Его религии.

В 620 году, в десятом  году пророчества, Всевышний Аллах вознес его на небеса. Сначала Аллах перенес его ночью из Мекки в Иерусалим, в мечеть «Байт-уль-Мукаддас», а затем вознес на небеса, где ему было показано множество чудес.

В 622 году по христианскому  летосчислению, в тринадцатом году пророчества, Посланник Аллаха с дозволения Всевышнего вместе с первыми мусульманами переселился из Мекки в Ясриб, впоследствии названный городом Пророка – Мадинат-ун-Наби . С этого переселения начинается мусульманское летоисчисление.

Между первыми  мусульманами и неверными произошло множество войн и сражений. Но никогда войну мусульмане не начинали первыми. Впоследствии Ислам постепенно распространился по Аравийскому полуострову. Пророк учил людей исламской религии, разъяснял обязанности и запреты, указывал им полезный для обоих миров правильный путь, показал людям множество чудес (му`джизат). Разумные следовали за Пророком . Через десять лет после Хиджры Ислам стал господствующей религией на всем Аравийском полуострове.

Умер Пророк после полного доведения до людей религии Ислам в возрасте 63 лет, 12-го числа месяца Раби‘-уль-авваль 11-го года Хиджры,в Медине, и похоронен там же, в комнате своей жены Айши , рядом с Мечетью Пророка.

Сподвижников  Пророка называют асхабами. Наиболее высокочтимыми среди них являются Абу Бакр , ‘ Умар , ‘ Усман и ‘ Али , впоследствии, в перечисленном порядке, ставшие халифами (наместниками Пророка ), то есть правителями мусульман.7

Итак, одна из целей миссии пророка Мухаммада — подтверждение истинности всех прежних пророков и осуществление целого ряда их пророчеств. 8

И на Последнем суде сам Мухаммад станет обличать перед Богом своих противников, а пророкам других народов будет позволено выступить свидетелями — каждому против собственных гонителей:

…Мы приведем по свидетелю от каждой общины, а тебя приведем свидетелем против этих… 9

В Коране подчеркивается общность учений и целей всех истинных пророков, а сам он призван способствовать решению их главной задачи — возвращению всего человечества к Богу:

Ниспослал Он тебе Писание в истине, подтверждая истинность того, что ниспослано до него. И ниспослал Он Тору и Евангелие

Раньше в  руководство для людей, и ниспослал различение. 10

При этом сам способ, которым передается откровение, остается тем же при общении Бога с каждым последующим пророком, и в этом смысле Мухаммад является не только духовным наследником прежних благовестников, но и как бы их сотоварищем пред лицом Творца:

Воистину, Мы внушили  тебе откровение, подобнотому, как внушили его Нуху … Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку , Йа-кубу и коленам, Исе, Айубу, Йунусу,Харуну, Сулейману… 11

Направлять  человека на «прямой путь» призвано откровение. С наибольшей полнотой оно было явлено в свое время в Законе Моисеевом:И вот Мы даровали Мусе писание и различение — может быть, вы пойдете прямым путем!12

Если «писание» призвано являть человеку верную картину всего бытия как реальности, сотворенной и направляемой Богом, то «различение» должно постоянно ориентировать верующих в выборе между добром и злом, разрешенным и запретным, похвальным и осуждаемым.

Образное противопоставление «прямого» пути «кривому» часто встречается в Библии:

…Дабы спасти тебя от пути злого…

…От тех, которые  оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы…

…Которых пути кривы и которые блуждают на стезях своих…13

Библейская  символика «двух путей» нашла прямое продолжение в текстах Кумранской общины ессеев:

В руке князя светил управление всеми сынами справедливости, дорогами Света будут ходить они. А в руке посланника Мрака всё управление сынами беззакония,и дорогами Мрака будут ходить они…14

С уведомления верующего о «двух путях» начинается и древнейший вне библейский текст раннего христианства — «Учение двенадцати апостолов»:

Два есть пути, один — жизни и другой —смерти, и велико различие между этими двумя путями.15

Итак, постулат Корана о выведении человечества на «прямой путь» посредством пророческого откровения являет своего рода резюме всех предшествующих учений о «прямом пути» как цели человеческой жизни16.

В Коране подчеркивается, что величайшим этапом непрекращающегося, поступательного откровения явилась после Моисея миссия Иисуса:

Мы даровали Мусе Писание и отправили вслед за ним череду посланников. Мы даровали Исе, сыну Марьям, ясные знамения и укрепили его Святым Духом… 17

 

 

Глава 2. Источники мусульманского права

 

2.1 Коран и сунна

ислам шариат мусульманское право

Коран (от араб. «аль-кур'ан» – «чтение»), священная книга мусульман18. Согласно богословской традиции, Коран считается несотворенной божественной речью, переданной людям через пророка Мухаммеда; Коран предвечно существовал на арабском языке в неизменном виде и пребудет таковым до Страшного суда. Поэтому безусловным требованием является использование в любых мусульманских ритуалах только арабского текста. До недавнего времени существовал запрет на перевод Корана на другие языки. Сейчас такой запрет снят.

Мусульманская мысль делает акцент на «неподражаемости» , т.е. неземном происхождении словесной формы  Корана, считая именно этот факт решающим доказательством подлинности пророчества  Мухаммеда. Отсюда в значительной мере вытекает и та роль, которую Коран сыграл в истории мусульманского общества и культуры. Человек, получивший традиционное мусульманское образование, знает Коран наизусть. Требование сохранять Коран неизменным предопределило тот факт, что арабский литературный язык сформировался в эпоху Средневековья прежде всего как язык Корана.19

Коран состоит из 114 глав, называемых сурами. Суры делятся на аяты. Членение сур на аяты было установлено не сразу и вызывало в ряде случаев расхождения в толковании смысла коранического текста. Суры обычно делят по времени их ниспослания на мекканские и мединские. Первые, как правило, короче и посвящены скорее описанию потустороннего мира; вторые пространнее и в большей степени относятся к земным делам. В Коране суры расположены не хронологически, а в порядке убывания по объему. Краткая «Открывающая» сура, которой придается особое значение и которая чаще других используется в ритуальных и богослужебных действиях, помещена в начале Корана.

Суры могут включать несколько  не связанных между собой сюжетов. В Коране сильны библейские мотивы, что, с точки зрения исламского вероучения, не должно вызывать удивления, поскольку Тора и Евангелие представляют собой искаженные варианты божественной речи, точным воспроизведением которой является Коран.

Основные идеи. Коран подчеркивает единственность и верховное владычество Бога: «Скажи: „Он – Аллах – един, Аллах, вечный; не родил и не был рожден“» 20. Бог облечен справедливостью и могуществом. Он владеет всем творением, а его решения неизменны. После смерти человек пребывает в некоем промежуточном состоянии вплоть до дня воскресения и Страшного суда, за которым следует воздаяние. В загробном мире нечестивые будут прокляты, а праведники окажутся в садах блаженства.

Главная заповедь касается поклонения Богу. Предписываются ритуальные молитвы и еженедельные собрания по пятницам. Кроме религиозных правил, существуют установления, касающиеся повседневной жизни, законы о собственности, экономических отношениях, о семье и об обществе.21

Исламская юриспруденция основывается на Коране. Не меньшее значение для исламской веры имеют наставления о божественном избранничестве, о братстве верующих и благочестивом поведении. Мусульманская община, созданная Богом, должна руководствоваться дарованной ей верой, а религиозный Закон – соблюдаться и отстаиваться. Братство верующих охватывает тех представителей любого народа и любого социального класса, которых свел вместе Аллах.

В исламе нет духовенства, совершающего таинства, нет касты  священников. Верующий без совершения ритуала возведения в священный сан может стать имамом в мечети и членом совета богословов.

Возникновение арабской грамматики, лексикографии, истории  и литературы, а также исламской  философии и культуры многим обязано  изучению Корана и его толкованию. Арабский историк ат-Табари в своем комментарии к Корану обобщил трехсотлетнюю историю исламской мысли. Интересен комментарий аз-Замахшари , в котором выдающийся филолог последовательно проводит точку зрения мутазилитов . Большое значение имеет комментарий аль-Байдави и ряд других сочинений.

Сура 1: Аль-Фатиха (Открывающая)

Священная фраза  «Во имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного!» (бисмиллахир-рахманир-рахим) произносится в самом начале Корана, а также в начале каждой из его сур, за исключением девятой22. А поскольку цель Корана, состоит в том, чтобы направлять людей, как об этом говорится в суре «Аль-Маида»: «...Явились к вам от Аллаха свет и ясное писание, которым Аллах ведет по путям мира тех, кто приемлет Его благоволение...» — то и само это слово, являющееся одновременно и благословенным даром, и основополагающим принципом, начинается со святого имени Аллаха.23

Информация о работе Мусульманское право и его роль в современном мире