Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:35, курсовая работа
Цель данной работы рассмотреть Мусульманскую правовую систему.
Исходя из данной цели перед нами ставятся следующие задачи: дать понятие и рассмотреть структуру правовой системы; рассмотреть соотношение правовой системы и системы права; охарактеризовать факторы, влияющие на формирование правовой системы; проанализировать исходное состояние мусульманской правовой системы до настоящего времени.
В VIII-IX вв. в связи с широким распространением метода «иджтихада» мусульманское право активно развивалось доктринальным путем в трудах основателей главных правовых школ, а позднее в работах их ведущих последователей и учеников. В X в. рядом авторитетных теологов-юристов были проведены работы по систематизации накопленного к тому времени обширного правового материала. Отмечается обострение противоречий между главными течениями в исламе и разными правовыми школами (мазхабами). Мусульманское право фактически перестает существовать как единая правовая система.
Одним из спорных источников мусульманского права, вызвавшим острые разногласия между разными направлениями, был кияс – решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу, правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата от теологического налета в целом ряде моментов. Но в руках мусульманских судей кияс часто становился и орудием откровенного произвола. Наиболее хорошо данный метод обоснован Абу Ханифа и его последователями – ханифитами.
В качестве дополнительного источника права шариат допускал и местные обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период становления, но не противоречившие прямо его принципам и нормам. Так, Сунна признавала правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе и существовавшие еще при жизни Мухаммеда (урф), а иджма – даже некоторые обычаи иностранного происхождения. Постепенно в результате толкования повторяющихся прецедентов устанавливается взаимное влияние шариата и урф. Параллельно действовали шариат и адаты завоеванных народов.
Исследователи подчеркивают особое значение в развитии мусульманского права исламской юриспруденции.
Производным от шариата источником мусульманского
права были указы и распоряжения халифов
– фирманы. В других мусульманских государствах
с развитием законодательной деятельности
в качестве источника права стали играть
все возрастающую роль законы-кануны.
Фирманы и кануны не должны были противоречить
принципам шариата и дополняли его, прежде
всего нормами, регулирующими деятельность
государственных органов и административно-правовые
отношения государственной власти с населением.