Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:35, курсовая работа
Цель данной работы рассмотреть Мусульманскую правовую систему.
Исходя из данной цели перед нами ставятся следующие задачи: дать понятие и рассмотреть структуру правовой системы; рассмотреть соотношение правовой системы и системы права; охарактеризовать факторы, влияющие на формирование правовой системы; проанализировать исходное состояние мусульманской правовой системы до настоящего времени.
Мухаммед утверждал, что исламское вероучение не противоречит двум уже ранее утвердившимся монотеистическим религиям – иудаизму и христианству, а лишь подтверждает и уточняет их. Однако в Медине происходит его окончательное отмежевание от «людей Писания» - иудеев и христиан. С иноверцами, в том числе и христианами, впоследствии была заключена договоренность, что они в обмен на покровительство и защиту (зимми) обязуются платить ежегодный налог (джизья), составлявший один динар со взрослого мужчины. Особенно жесткой была позиция Мухаммеда в вопросах власти и права на власть. Согласно доктрине ислама власть религиозная неотделима от светской и является ее основой, в связи с чем, ислам требует одинаково безусловного повиновения богу, пророку и «тем, кто имеет власть».
В течение десяти лет, в 20-30-х годах VII в. Была завершена организационная перестройка мусульманской общины (уммы) в Медине в протогосударство, в котором сам Мухаммед был и духовным, и военным предводителем, а также судьей. С помощью новой религии и военных отрядов общины (мухаджиров) началась борьба с противниками ислама и новой социально-политической структуры. В 631 г. Окончательно была покорена Мекка, которая стала независимым гомогенным городом мусульманской уммы. Однако Мухаммед не принял царского титула. Во время последнего хаджа (паломничества) к Каабе (в Медине), который он совершил в сопровождении четырнадцати тысяч паломников в марте 632 г., он произнес проповедь, в которой сказал, что пророческая миссия, возложенная на него Аллахом, закончилась. По возвращении в Медину, 8 июня 632 г,, он умер.
Постепенно ближайшие родственники и сподвижники Мухаммеда консолидировались в привилегированную группу, получившую исключительное право на власть. Из ее рядов после смерти Мухаммеда стали выбирать новых единоличных вождей мусульман – халифов («заместителей пророка»). Первые четыре халифа, так называемые «праведные халифы» (Абу-Бекр, Умар ибн ал – Хаттаб, Усман ибн Аффан, Абу ибн Абу Талиб), подавили недовольство исламом определенных слоев и завершили политическое объединение Аравии. В VII – первой половине VIII в., опираясь на всеобщее вооружение кочевников, халифы значительно расширили территорию государства за счет соседних народов (Палестина, Сирия, Верхняя Месопотамия, Египет и др.). эти завоевания были продолжены в период правления халифов из рода Омейядов (661-750 гг.). Арабы покорили огромные территории бывших византийских и персидских владений, включая Ближний Восток, Среднюю Азию, Закавказье, Северную Африку, Испанию. Арабское войско вступило и на территорию Франции, но было разбито рыцарями Карла Мартелла в битве при Паутье в 732 г.
В результате сложилась наднациональная
империя, основой которой стала единая
религия ислам, новая административная,
налоговая, военная и судебная система.
В истории средневековой империи, получившей
название Арабский халифат, выделяют два
периода: дамасский или период правления
династии Омейядов (661-750 гг.), и багдадский
или период правления династии Аббассидов
(750-1258 гг.), которые соответствуют основным
периодам развития арабского средневекового
общества и государства.
2.2. Основные
характеристики мусульманской
Одним из наиболее крупных явлений в средневековой цивилизации на востоке стало мусульманское право. Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках арабского халифата. Процесс ее развития был тесно связан с эволюцией государственности у арабов.
Однако даже после падения Арабского халифата мусульманское право не потеряло своего былого значения. Оно приобрело как бы «вторую жизнь» (подобно римскому праву в средневековой Европе) и стало действующим правом в целом ряде средневековых стран Азии и Африки, принявших ислам (Египет, Индия и т.д.). Тот факт, что наука мусульманского права сформировалась в период глубокого средневековья, во многом объясняет такие его черты как архаичность некоторых институтов, казуистичность. Отсутствие систематизации и др.
Мусульманское право представляет собой систему норм, выражающих в религиозной форме волю и интересы религиозной знати, которые изначально санкционировались и поддерживались демократическим мусульманским государством. Сложившись в своей основе еще в VII — X вв. в период становления и развития феодальных отношений в Арабском халифате, мусульманское право неизменно выступает лишь как одна из сторон ислама. Эта религия, отмечается в научных источниках, содержит в себе, во-первых, теологию, которая устанавливает и уточняет, во что мусульманин должен верить и во что не должен верить, а во-вторых, предписания верующим, указывающие на то, что они должны делать и что не должны. В исламской религии совокупность таких предписаний называется шариатом (в пер. с араб. - «путь следования») и составляет собственно то, что называют мусульманским правом.
Следует отметить, что мусульманское право не является синонимом шариата. К шариату относятся обращенные к людям предписания Корана и Сунны, а к мусульманскому праву — принципы и нормы, разработанные и истолкованные доктриной и отвечающие требованиям права. Шариат представляет собой преимущественно религиозное явление, в котором обнаруживаются лишь отдельные следы правового начала. В то же время мусульманское право — это, прежде всего, правовой феномен, хотя и выступающий в религиозной оболочке и ориентированный на религиозное правосознание.
На основе проведенных исследований можно выделить несколько наиболее важных особенностей мусульманской правовой семьи:
2) выделяются четыре главных источника мусульманского права:
а) Коран
— священная книга мусульман,
где собраны изречения и
К второстепенным источникам относятся закон, который может противоречить исламу и религиозно-правовой доктрине, а также адат (обычай);
3) в структуре мусульманского права отсутствует публичное и частное право, однако в современный период в качестве основных отраслей выделяются уголовное, судебное, семейное право. Мусульманское право различает наказания, установленные законом (за воровство, убийство, прелюбодеяние и др.) и дискреционные, назначаемые по усмотрению судьи, который может наказать за любое другое нарушение закона.
Судоустройство по мусульманскому праву отличается простотой, так как судья единолично рассматривает любые категории дел, но к судьям предъявляются высокие квалификационные требования, особенно в отношении их религиозно-правовой подготовки. Семейное право представлено «правом личного статуса» и регулирует не только семейные, но и наследственные и некоторые другие отношения.
Семьи мусульманского права включает Иран, Трак, пакистан, Саудовскую Аравию, Судан и др.
В результате проведенного исследования
по данному вопросу мы можем сказать, что
мусульманское право является глубоко
оригинальной, неповторимой совершенно
самостоятельной правовой системой, основанной
прежде всего на Коране и религии ислам.
Оно отличается сложностью, большим своеобразием,
необычностью источников, структуры, терминов,
понятий и т.д. Оно включает в себя не только
юридические нормы, но и религиозные, нравственные
регуляторы, обычаи. Даже некоторое сходство
с другими правовыми системами является
случайным совпадением.
2.3. Источники мусульманского права.
Основой мусульманского права и всей мусульманской цивилизации является Коран – священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, приписываемых пророку Мухаммеду. Некоторые исследователи находят в Коране положения, которые заимствованы из более ранних правовых памятников Востока и обычаев доисламской Аравии. Но основная часть из них признает исключительно самостоятельный характер этого важнейшего источника права. Канонизирование его содержания и составление окончательной редакции произошло при халифе Омаре (644-656 гг.). в самом Коране его правовая значимость определяется следующим образом: «И так мы ниспослали его как арабский судебник». Коран предписывает арабам также покинуть «обычаи отцов в пользу правил, установленных исламом (2, 165-166)».
Коран состоит из 114 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов (аята). Большая часть их имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержит предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей. Мусульманские правоведы выделяют строфы, устанавливающие правовой статус (70), регулирующие гражданские правоотношения (также 70) и уголовно – правового характера(30), регламентирующие судебную процедуру (13). «Конституционных» строф в Коране – 10, по экономике и финансам – также 10, «международному праву» - 25.
Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями. Часть установлений Корана имеет неопределенный характер и может приобретать разный смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и правовой доктрине в результате достаточно свободного толкования мазхабами они получили свое выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях.
Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права была Сунна («священное предание»), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и похождениях самого Мухаммеда. Они были воспроизведены целым рядом посредников. Два крупных доктора ислама – Эль – Бокхари (Бухари) и Муслем (Муслим) – в IX в. проделали большую работу по выявлению действительных высказываний пророка. Всего было составлено 6 ортоксальных сборников Сунны. Из Сунны выводились нормы брачного и наследственного , доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д. хадисы служили одновременно моральным кодексом, нравственным уложением для всех мусульман, для которых неукоснительное подражание и следование поступкам Мухаммеду являлось своеобразным долгом. Несмотря на их доктриальную обработку, хадисы содержали много противоречащих друг другу положений, и выбор наиболее “достоверного” из них всецело относился к усмотрению богословов-правоведов и судей (кади, шейхов). Считалось, имеют силу лишь те хадисы, переданные халифом Али и его сторонниками.
Третье место в иерархии источников мусульманского права занимала иджма, которая рассматривалась как «общее согласие мусульманской общины». Наряду с Кораном и Сунной она относилась к группе авторитетных источников шариата. Иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда (число которых насчитывало более 100 человек) или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами (имамами, муфтиями, муджтахидами). Их единогласное мнение придавало правовому решению силу закона. Иджма развивалась как в виде интерпретаций текста Корана и Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Мухаммедом. Они предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными в силу единодушной поддержки муфтиев или муджтахидов. Такой способ развития норм мусульманского права называется «иджтихад». Иджма позволяла правящей религиозной верхушке Арабского халифата создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества, и учитывающие специфику завоеванных стран. К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкала и фетва – консультации, решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам.