Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:35, курсовая работа
Цель данной работы рассмотреть Мусульманскую правовую систему.
Исходя из данной цели перед нами ставятся следующие задачи: дать понятие и рассмотреть структуру правовой системы; рассмотреть соотношение правовой системы и системы права; охарактеризовать факторы, влияющие на формирование правовой системы; проанализировать исходное состояние мусульманской правовой системы до настоящего времени.
Актуальность
темы настоящей работы состоит в
том, что исторически в каждой
стране действуют свои правовые обычаи,
традиции, законодательство, сформировались
особенности правового
Научной базой данной курсовой работы являются разработки в области теории государства и права таких ученых, как Р. Давид, К. Жоффре-Спинози, А.Х. Саидов, Л.Р. Сюкияйнен, П.З. Лившица1, М.Н. Марченко2,
В.С. Нерсесянца3, А.С. Пиголкина4, Г.Ф. Шершеневича5 и др. ИЗМЕНИТЬ
Цель данной работы рассмотреть Мусульманскую правовую систему.
Исходя из данной цели перед нами ставятся следующие задачи: дать понятие и рассмотреть структуру правовой системы; рассмотреть соотношение правовой системы и системы права; охарактеризовать факторы, влияющие на формирование правовой системы; проанализировать исходное состояние мусульманской правовой системы до настоящего времени.
Объектом исследования являются особенности проявления общих закономерностей правового развития и влияния Мусульманской правовой системы на самосознание как человека, так и всего общества в целом.
Предметом исследования данной курсовой работы является Мусульманская правовая система.
При разработке данной темы нами были использованы такие методы научного познания как диалектический, исторический, логический, сравнительного правоведения и иные методы.
Структура
данной работы определена ее задачами
и состоит из введения, трех глав,
включающих параграфы, заключения и
списка использованных источников.
На пороге XXI столетия во всех странах мира значительное развитие получают сравнительные правовые исследования. Они имеют целью выяснение закономерностей развития правовых систем современности, совершенствование национального законодательства. Значение этих исследований состоит в том, что они позволяют не только подойти под более широким углом зрения к решению многих традиционных вопросов правоведения, но и поставить ряд новых проблем. В целом на базе сравнительного изучения правовых систем сформировалось и завоевывает все большее признание такое научное направление и такая учебная дисциплина, как сравнительное правоведение.
Речь идет о важном направлении развития юридического образования и правовой науки, роль которого в современный период возрастает. Объективными факторами, обуславливающими и подчеркивающими важную роль и необходимость развития сравнительного правоведения, являются:
Глава 1. Правовая система как категория сравнительного правоведения.
1.1. Понятие
и составляющие правовой
Сегодня существует около двухсот национальных правовых систем, о которых мы располагаем относительно точными сведениями. Многообразие этих систем вызывает необходимость перед их сравнительным исследованием провести их классификацию.
В настоящее время сравнительное правоведение утвердилось как отдельная самостоятельная научная и учебная дисциплина.
Сравнительное право зародилось в Париже в 1900 году в период проведения международного конгресса сравнительного права. Конгресс стал серьезным стимулом для развития науки сравнительного права или по крайней мере метода сравнительного права, и развернувшаяся на нем дискуссия дала толчок для продуктивных исследований в этой новой сфере правоведения.
Весьма важным представляется раскрытие содержания таких исходных взаимосвязанных концептуальных понятий, как система права, юридическая практика, правовая культура и правосознание.
В качестве основополагающего объекта сравнительного правоведения выступает категория «правовая система».
В работах ученых-юристов имеются весьма разноречивые определения правовой системы: в США — прагматический, во Франции — сравнительно-правовой , в Германии — философский.
Однако при всем единодушии в главном в определении правовой системы учеными разных стран существуют различия в частностях, что привело к наличию различных определений.
В современной юридической литературе также даются неодинаковые определения правовой системы, и почти каждое из них имеет свое «рациональное зерно». Это объясняется прежде всего тем, что правовая система — сложное социальное явление, многогранность которого можно определить только с помощью системы научных категорий. Какое-либо определение не может исчерпать характеристики всех ее свойств. Тем не менее желательно некоторое, хотя бы относительное, единство во взглядах на категорию «правовая система».
В соответствии с принципом единства логического и исторического общее определение правовой системы должно отразить реальную историю и многообразие форм права. Для понимания правовой системы ключевыми являются категории «правопонимание», «правотворчество», «правоприменение». Поэтому исследование правовой системы должно охватывать, во-первых, систему взглядов, идей, представлений, теорий, т.е. правоприменение в данный исторический период; во-вторых, анализ нормативной основы, ее структуры; в-третьих, систему осуществления права.
Правовая система — развивающаяся система, она не остается раз и навсегда данной, а постоянно менялась и изменяется в ходе исторического процесса.
Категория «правовая система» употребляется в правовой науке в нескольких значениях. Обратимся к самому узкому понятию правовой системы, когда под ней понимается право определенного государства и терминологически она обозначается как «национальная правовая система». При этом не следует смешивать понятие «правовая система» в ее узком смысле с понятием «система права». Это не синонимы. Система права — понятие структурно-институциональное, оно раскрывает взаимосвязь, соотношение и строение отраслей права, что определяется объективными и субъективными факторами.
Правовая система — понятие более широкое. Оно, наряду с институциональной структурой права (системой права), включает в себя ряд других компонентов правовой жизни общества. Анализ этих компонентов позволяет увидеть такие стороны и аспекты правового развития, которые не могут быть раскрыты путем анализа одной лишь системы права. Если под системой права понимается внутреннее строение, определенный порядок организации и расположения составляющих ее частей, то под правовой системой разумеется вся правовая структура страны, правовая организация всего общества, складывающаяся из совокупности всех юридических средств, институтов и учреждений, функционирующих в его пределах. Это не только нормы права, но и правовая идеология, правосознание, правовая культура, правовая практика и т.п.
Категория «правовая культура» используется для характеристики всей правовой надстройки, всей правовой системы страны, но под определенным углом зрения. В отличие от анализа иных предельно широких правовых категорий при анализе правовой культуры общества основной акцент смещен на изучение уровня развития правовых феноменов в целом, на описание и объяснение правовых ценностей, идеалов и достижений в правовой сфере, отражающих объем прав и свобод человека и степень его защищенности в данном обществе. Понятие «правовая культура» всегда предполагает оценку «качества» правовой жизни того или иного общества и сравнение его с наиболее развитыми правовыми образцами, идеалами и ценностями.
Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.
Правовая культура общества зависит прежде всего от уровня развития правового сознания населения, т.е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.д., насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т.д. Это первый элемент правовой культуры.
Уровень развития правового сознания фиксируется лишь в реальной правовой деятельности, в правовом поведении. Уровень развития правой деятельности является вторым элементом правовой культуры, который состоит из теоретической — деятельность ученых юристов, образовательной — деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т.д. и практической — правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной, деятельности. Понятно, что правовая культура общества во многом зависит от уровня развития и качества правотворческой деятельности по созданию законодательной основы жизни общества. Правотворчеством должны заниматься компетентные в юридическом и многих других отношениях лица с соблюдением демократических и собственно юридических процедур и принципов.
Третьим элементом правовой культуры общества является уровень развития всей системы юридических актов , т.е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства. Система законодательства представляет собой совокупность существующих в том или ином государстве нормативно-правовых актов (законов, указов, статутов, декретов, постановлений правительства и др.), подразделяющуюся в соответствии с различными критериями на качественно определенные составные части.
По сравнению с системой права, имеющей объективный характер, система законодательства в значительной мере подвержена целенаправленному воздействию со стороны правотворческих органов. Она не только создается, но и в своем развитии направляется ими. Во многом ее существование и функционирование обусловливаются волей и нормотворческими устремлениями законодателя.
Анализ правовой культуры необходим для
того. Чтобы сначала выделить и описать
правовые ценности, идеалы и образцы, к
которым следует стремиться законодателю,
правоприменителю, гражданину и обществу
в целом, а затем, оценив с этой точки зрения
реальное состояние дел, искать пути и
средства достижения намеченных идеалов
построения правового государства и общества,
в котором обеспечиваются соответствующие
его социально-экономическому и духовному
строю права и свободы человека.
1.2. Факторы, влияющие на формирование правовой системы.
В западной и, отчасти, в отечественной юридической литературе довольно продолжительные и интенсивные дискуссии ведутся по поводу особенностей факторов, оказывающих прямое воздействие на формирование общих черт различных правовых систем, а, следовательно, и на выбор критериев их классификации. При этом вопрос нередко ставится так — должны ли при отборе этих факторов браться во внимание только объективные, основополагающие факторы или же вместе с ними — и субъективные факторы?