Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 22:53, реферат
Особое место в формировании духовного мира личности, ее сознания и культуры, активной жизненной позиции принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на и развитие и совершенствование.
Право и мораль – важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в теснейшем взаимодействии. Такое взаимодействие объективно обусловлено, так как генезис и реальное бытие права и морали определяются едиными сферами общественных отношений, в которых развертываются сложные и подчас противоречивые связи данных социальных регуляторов.
Введение. ……………………………………………………………...2
1. Право и мораль как часть социальных норм. ……………………3
2. Взаимосвязь права и морали. ……………………………………..6
3. Общие и отличительные черты права и морали. ………………..9
Заключение. ………………………………………………………….13
Библиографический список. ……………………………………
Величайшую
нравственную ценность представляют собой
основные права человека - юридическое
выражение его свободы и достоинства.
Фактическая реализация этих прав является
условием обретения человеческого счастья,
ибо права человека по существу есть его
устремление к счастью, признанное законом.1
На
тесную взаимосвязь права и морали
указывают исторические памятники
права Древнего мира, средних веков
и нового времени. Об этом свидетельствует
применение морально-этических понятий
в оценке содержания законов, других
источников права. Изречение древних «Jus
est ars boni et aegui» - «право есть искусство добра
и справедливости» раскрывает органическую
связь права, юстиции и морали. В работе
Гегеля "Философия права" вопросы
права трактуются в органической связи
с вопросами морали и нравственности.
Связь
права и морали находит выражение
и в теории права, в интерпретации
ряда юридических проблем. Например,
имеющий давнюю историю вопрос о
соотношении права и закона можно
верно понять и решать, исходя из
органической взаимосвязи права
и морали.
В
познании качества закона аксиологический
подход предполагает в оценке содержания
закона применение категорий справедливости,
гуманности. Закон может оказаться не
соответствующим этим социально-философским
и этическим категориям. В этом случае
закон не может быть признан подлинным
правом. Однако, различая право и закон,
нельзя догматически противопоставлять
их друг другу, следует исходить из презумпции:
закон есть право. Это укрепляет престиж
закона, правопорядок и общественную нравственность.
Таким
образом право активно содействует утверждению
прогрессивных моральных представлений
в обществе. Нормы морали, в свою очередь,
наполняют право глубоким нравственным
содержанием, содействуя эффективности
правового регулирования, одухотворяя
действия и поступки участников правоотношений
нравственными идеалами.
На
действие норм морали оказывают влияние
весь уклад жизни общества, само
социальное общение индивидов. Учреждения
культуры воспитывают граждан в
духе правового и нравственного
сознания. Активную роль в воспитании
нравственной культуры личности играет
положительный пример сограждан, способствующий
тому, что требования общественной морали
становятся убеждением, составной частью
самосознания, жизненной позиции человека.
Вместе с ростом сознательности граждан
возрастает эффективность правового регулирования
общественных отношений, выполнение требований
норм права воспринимается гражданами
как долг перед обществом и государством,
расширяется и углубляется взаимодействие
права и морали.
Право
в целом соответствует
Практика
внутригосударственной и
Однако
право и мораль хотя и являются
двумя своеобразными, самостоятельными
институтами социального регулирования
общественных отношений, все же тесно
взаимодействуют, но взаимодействуют
именно как особые, суверенные явления,
каждое из которых при опосредовании общественных
отношений выполняет свои особые функции
и имеет свою особую ценность.
Рассматривая
взаимоотношения права и
Единство права и морали в цивилизованном обществе сводится к утверждению общечеловеческих ценностей. Они должны способствовать их становлению и упрочению. И хотя реализуется ими это по-разному (мораль убеждает, право же принуждает), тем не менее они преследуют общую цель.
Главные
их общие черты проявляются в
том, что они входят в содержание
культуры общества, являются ценностными
формами сознания, имеют нормативное
содержание и служат регуляторами поведения
людей. И право, и мораль влияют на
социальные, экономические, политические
условия жизни общества, служат общей
цели – согласованию интересов личности
и общества, обеспечению и возвышению
достоинства человека, поддержанию общественного
порядка.
Единство правовых норм и норм морали, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.
Право и мораль:
Таким
образом, и право, и мораль обладают
способностью проникать в самые
различные области общественной
жизни. Ни право, ни мораль не ограничиваются
предметно обособленной сферой социальных
отношений. Они связаны с поведением
людей в широких областях их социального
взаимодействия, то есть нельзя разграничивать
право и мораль по предметным сферам их
действия, они действуют в едином «поле»
социальных связей. Отсюда общность, тесное
взаимодействие норм права и морали.
Наряду
с общими чертами существуют и отличительные
особенности морали и права.
Право
состоит из установленных в определенном
порядке компетентными
Мораль
же появилась еще до разделения общества
на классы на классы и становления
государства. Нормы морали складываются
в общественном мнении. Принципы и
нормы морали могут быть систематизированы,
собраны в «моральном кодексе», но
в целом нравственные воззрения, представления,
требования выражаются в общественном
мнении, передаются им.
Моральные
воззрения, идеи передаются художественной
литературой; искусством, средствами массовой
информации.
Мораль
охватывает область отношений более широкую,
нежели сфера отношений, регулируемая
правом. Многие взаимоотношения людей
в быту, коллективе, семье являются объектами
морали, но не подлежат правовому регулированию.
Содержание норм права характеризуются
большей конкретностью, в правовых нормах
в ряде случаев предусматриваются весьма
подробные детали, связи. В правовых нормах
выражен государственный подход к оценке
конкретных общественных отношений.
Моральные
требования отличаются более широким
содержанием, дают больший простор для
толкования и применения. Например, мораль
осуждает все виды обмана и лжи. В праве
же осуждение конкретизируются применительно
к отдельным видам неправомерного обмана.
Отличие
норм права от морали проявляется
также в характере гарантий выполнения
этих норм. Требования морали и права выполняются
большинством людей добровольно в силу
понимания их справедливости. Нормы морали
исполняются в силу личной убежденности,
привычек человека. Внутренним гарантом
морали выступает совесть человека, а
внешним - общественное мнение. «Для меня
моя совесть значит больше, чем речи всех»,-
утверждал Цицерон.
Право,
закон имеют в качестве специфической
гарантии исполнения авторитет и
силу власти государства, обеспечиваются
при необходимости мерами государственного
принуждения. Следовательно, нормы права
и морали в определенных случаях опираются
и на меры принуждения. Но характер мер
принуждения и способ их осуществления
в праве и морали различны. В сфере морали
принуждение выступает в форме общественного
мнения, воздействия социальной общности,
коллектива. Общество в случае совершения
человеком аморального поступка определяет
меру морального осуждения, воздействия.
Моральные нормы не регламентируют заранее
конкретные меры и формы воздействия.
В качестве одной из мер морального воздействия
может быть осуждение поступка человека
на собрании коллектива, нравственное
порицание, предупреждение, исключение
из общественной организации. В случае
же правонарушения или преступления соответствующие
правоохранительные органы обязаны принять
надлежащие меры, предусмотренные законом.
Нарушение
норм права предполагает строго определенный
процессуальный порядок привлечения
виновного лица к юридической
ответственности. Нарушение же моральных
норм такого порядка не предполагает.
Различие
между правом и моралью проявляется в
оценке мотивов поведения лица. Право
предписывает необходимость всесторонней
оценке поведения человека, совершившего
правонарушение или преступление. Но с
правовой точки зрения безразлично, какими
мотивами руководствовался человек в
конкретном случае, если его поведение
по своим результатам было правомерным,
законным. С точки зрения морали, важно
выявить стимулы, мотивы человека, его
намерения в выборе определенного поведения,
являющегося правомерным.
Таким
образом можно выделить
основные отличительные
особенности права и
морали:
Гегель: «Право и мораль отличаются друг от друга. Нечто вполне позволительное с точки зрения права быть чем-то таким, что моралью запрещается. Право, например, мне разрешает распоряжаться своим имуществом, совершенно не определяя пределов этого распоряжения, и только мораль содержит определения, которые его ограничивают»
Проделав эти исследования сделаем следующие выводы:
С
помощью права государство
Анализируя
соотношение права и морали, можно
заключить, что выполнение правовых
норм в значительной мере обуславливаются
тем, в какой мере они соответствуют
требованиям морали. Нормы права
не должны противоречить положительным
устоям общества. Вместе с тем требования
общественной морали непременно учитываются
государственными органами при разработке
нормативных актов государства.