Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 21:54, курсовая работа
Для исследования института формирования и развития теории государства и права подвергнут разбору обширный круг специализированной литературы. Подобает заметить одну характерную специфику всех общественных наук. В отличие от наук естественных и технических, в обществоведении не все проблемы имеют однозначное решение. Многое здесь находится в зависимости от социальной принадлежности или социальной ориентации исследователя. Зачастую одни и те же факты различными авторами трактуются не одинаково.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Основная часть
1. Понятие и характеристика методологии теории государства и права . . . . . .5
2. Исторический метод познания государства и права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
3. Методологические задачи теории государства и права . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
Глоссарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Список использованных источников
Сравнительно-правовой метод разрешает сравнить разнообразные правовые системы либо их отдельные элементы - законы, юридическую практику и многое другое - в целях выявления их общих и особых свойств. Подвергая сравнению, правовые системы к примеру, Германии и России, мы видим, что между ними есть много идентичного, но также есть и определенные различия, которые присущи этим системам исторически.
Этот метод применяется при исследовании разнообразных правовых систем (макросравнение) или отдельных элементов правовых систем (микросравнение). К эмпирическому сопоставлению относится главным образом микросравнение - сопоставление и анализ правовых актов по линии их сходства и различия, а также практики их применения. В правовой науке сравнительно-правовой метод применяется, прежде всего, при исследовании законодательства двух или более государств.
Метод в особенности значителен для теории государства и права, так как эта наука, по сравнению с другими юридическими науками, которые ее используют в своей эволюции, является методологической.
Методология правовых исследований, проверенная политико-правовой практикой, имеет богатое содержание и состоит, по крайней мере, из нескольких ветвей. Поэтому гиперболизация какой-нибудь из этих ветвей скрывает в себе опасность понижения познавательного потенциала научного знания и угрожает обернуться появлением кризисной ситуации в науке.
Иными словами, при исследовании государственно-правовых явлений надо отталкиваться от многоаспектности бытия, в строгой последовательности применять такой принцип научного познания, как плюрализм. Именно при плюралистическом подходе к изучению наиболее общих закономерностей возникновения, формирования и функционирования государства и права теория формирует систему знаний, в которой отражены объективные данные о реальной политической и правовой жизни.
Как подчеркивал Гегель, не только результат исследования, но и путь, который ведет к нему, должен быть истинным. Метод - это система правил поведения и требований к деятельности, которые сформулированы на базе знаний о свойствах объективной реальности. Метод - это, своего рода, фонарь, который освещает идущему дорогу в потемках.
Наличествуют разнообразные типы классификации методов, которые в своей совокупности образуют методологию, которую понимают и как систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, и как учение об этой системе.
Следует остановится лишь на одном, но значимом, делении всех методов на две большие группы - на методы эмпирические и теоретические. Любой эмпирический метод не вытекает из сущности объекта, а поэтому содержит в себе массу субъективных моментов. Хотя эмпирические методы таковы лишь в том случае, если они не входят как нужный момент в сферу действия системы методов теоретических, которые выстроены на единстве предмета и метода. Поскольку теоретические методы выступают способом организации субъектом своей деятельности в соответствии с сущностью предмета, то эмпирические методы, которые вовлечены в сферу действия теории, приобретают внутри нее направленность и объективность.
В основе исторического метода, заложена диалектика, то есть взаимопревращение, исторического и логического: уча историю, мы узнаем ее объективную логику, но если в изучении присутствует логика, то мы реконструируем его историю. Историзм может быть двух форм абстрактный и конкретный. Абстрактный историзм - это эмпирический метод хронологического описания событий без развернутого понимания их сути.
К выводу о необходимости и вероятности вычленения определенных конкретных ступеней развития общества, которые повторяются у всех или многих народов, мыслители приходили издавна, начиная еще с времен античности, и роль в этом играли две причины.
Во-первых, их выделение было объединено часто с такими целями, в настоящее время которые принято называть идеологическими, то есть с попытками обосновать проект «идеального общества». Уже у Платона можно встретить вычленения таких этапов, как естественное или природное (дообщественное) состояние, общественное состояние (не отвечающее природе человека) и разумное - или идеальное - общество будущего. В типологизации общественных систем часто выигрывали и политические симпатии. Так, как показал известный английский историк Р. Дж. Коллингвуд, даже в XVI веке в исторической науке еще была принята схема периодизации по четырем Империям (Восточной, Греческой, Римской и Германской), схема, которая была основана не на точном истолковании фактов, а на произвольном заимствовании из Книги Даниила, одной из пророческих книг Ветхого завета.
Во-вторых, такое выделение случалось под нажимом накопленного исторического материала. Итальянскими историками-гуманистами XV-XVI веков были выделены несколько эпох. Сен-Симон углубил эту периодизацию, объединив каждую из эпох с назначенной экономической системой: античную - с рабством, средневековую - с феодализмом и новую - с «промышленной» системой, которая основана на наемном труде. Фурье дополнил эту периодизацию ступенью эндемизма («райской первобытности»), а поскольку социалисты-утописты страстно верили в переход человечества к высшей, гармоничной ступени своего развития - к социализму, то фактически в их трудах в своем девственном виде выступила пятичленная схема исторического процесса. Выступила скорее в виде гениальной догадки, но отнюдь не научно обоснованной теории.
Философия истории выступает в роли одного из тематических разделов философского знания и определенный тип философского рассуждения. При этом не представляется возможным ее отнести к числу сфер философского знания или философских дисциплин, которые образуют фундамент философии и существующих также давно, таких, как онтология, теория познания или этика. Для данной науки свойственна сравнительная недолговременность существования в качестве области философского знания, равной с базисными формами. Не смотря на это, философия истории сыграла весьма важную роль в истории европейской философии, в истории теоретической и художественной культуры, а в некоторых отношениях - в социальной истории вообще. Отметим в связи с этим лишь отдельные основные обстоятельства.
Философия истории на каждом этапе своего развития находилась во взаимообусловливающих отношениях с историческим сознанием. Само наличие философии истории невообразимо вне контекста исторического сознания. Одновременно мировоззренческое понимание истории проявляло во многом формирующее влияние на историческое сознание и соответственно на саму социально-историческую жизнь.
Необходимо подчеркнуть, что в последние века философия истории постоянно аккумулировала многообразные социальные идеологии. Помимо этого, в течение многих столетий судьбы философии истории были близко переплетены с судьбами христианской теологии, и без учета этого обстоятельства история христианской теологии будет неминуемо неполной.
Философия истории, также, оказала существенное влияние на процесс вырабатывания современного социально-научного знания, в частности на процесс оформления социологической теории.
Становления философии истории требует соблюдение нескольких условий. Во-первых, социальная жизнь обязана носить маневренный и непостоянный характер. Во-вторых, должно оформляться историческое сознание как обусловленный рефлекс маневренной и качественно изменчивой социальной жизни. В-третьих, должна существовать философия, которая обладает духовными и умственными ресурсами для философской тематизации и изучения истории.
Все эти и масса прочих немаловажных условий, о которых будет сказано дальше, в полном объеме были осуществлены в рамках европейской культуры. Таким образом, с абсолютным правом можно вести речь лишь об европейской философии истории. Вообще философию истории нельзя считать философской константой в том смысле, что там, где есть более или менее оформившаяся философско-теоретическая деятельность, там обязательно будет существовать и философская рефлексия относительно исторического процесса, историчности настоящего, историчности индивидуального человеческого существования и т. п. Поэтому эта антология посвящена европейской, точнее западно-европейской философии истории.
Европейской цивилизацией выработано три стержневые формы теоретического отношения к истории - теология истории, философия истории и научная историография. Не подобает выстраивать их, как это порой делают, в хронологической последовательности. Эти три формы теоретического постижения истории не выстраиваются в очереди преемственности, и ни одна из них не заменяет в полной мере другие. Скорей всего есть смысл говорить о том, что или теология истории, или философия истории, или научная историография в разнообразные эпохи назначают горизонт теоретического понимания истории. При этом превалирующая в какую-то эпоху форма теоретического отношения к истории тем или другим способом корреспондирует с иными формами, даже если такое сравнение и не принимает четко выраженного характера или если эти другие существуют лишь в рудиментарном виде.
Теология
истории, философия истории и
научная историография как
Предметом философии истории является исторический замер бытия человека. Объектом философского анализа становится тот или иной сегмент исторической жизни человечества или мировая история в целом. Специализированную сферу организует философское изучение границ, возможностей и способов исторического познания в его разнообразных видах, прежде всего изучение, научно-историографического и философского же познания истории. В этом случае философия берет на себя функции методологической рефлексии сравнительно исторического познания в его теоретических формах. Отсюда взятое в последнее столетие деление философии истории на две разновидности. Первая реализовывает философскую тематизацию, философское исследование и осмысление исторического процесса как назначенной бытийной сферы, объективной данности, как одного из главных, если не главного, контекста существования человека. Такую философию истории, наиболее колоритно и полно олицетворенную в классических образцах, обладавшую явное преобладание в истории наличия этой философской дисциплины, принято называть материальной, или субстанциальной философией истории. Это название вызвано изолировать первую разновидность философии истории от второй, которая связана с рефлексией относительно природы исторического познания, особенно теоретических способов постижения истории, и согласно обозначаемой как формальная или рефлективная.
В этой антологии показаны работы или фрагменты из работ, где исполняется разработка проблем материальной, или субстанциальной, философии истории. В связи с этим и в денной статье вкратце рассмотрим философско-историческую проблематику этого плана.
Материальная философия истории стремится к решению не скольких первостепенных философско-теоретических задач. Одна из них - учреждение основных причин и факторов истории как таковой. Установка таких структурных моментов разрешает с одной стороны, показать историю как особую сферу, которая наделена собственной бытийной спецификой, а с другой - представить ее структурированность, упорядоченность и соответственно изобразить ее как нечто понятное или даже рациональное.
Решение этой задачи связано, как правило, с утверждением господства в истории всеобщностей того или иного рода. Изучение таких всеобщностей, как законы истории в целом или законы некоторых этапов, стадий, как фундаментальные факторы (природные, биологические или др.), которые обусловливают социогенез и социальную динамику, уясняется как постижение существенного, т. е. основного и устанавливающего содержание истории.
Основополагающим конститутивным свойством такого подхода к целям философии истории является установка на какое-то сущностно-онтологическое постижение исторической жизни, это всегда онтологическая концептуализация ее первоистоков, фундаментальных структур, последних или высших движущих сил. Выделение такой задачи философии истории в роли главной и служило обычно обоснованием ее претензий на теоретический статус.
Следующая задача философии истории продиктована влечением реализовать какое-то хронологическое и процессуальное членение исторической жизни. Разделение истории на эпохи, этапы стадии и другие, сравнительно замкнутые в содержательном отношении сегменты разрешает представить ее как упорядоченные процесс, каждый отрезок времени которого определен во внушительной мере предыдущими и в свою очередь играет знакомую, а то и определяющую роль в том, какими будут времена в последующем, каким будет будущее.
Еще одна задача заключается в обнаружении некоей общей формы или «фигуры», протекания истории. Констатация того, что история приобретает формы линии, сферы, спирали и другие, призвана, прежде всего, предлагать какие-то решения проблем отношений между всеобщим содержанием истории и абстрактными и разнообразными историческими явлениями. Такая констатация разрешает также указывать характер отношения между прошлым, настоящим и будущим. Это может быть линейно сориентированное развертывание, при котором времена не могут воспроизводить друг друга; это может быть исторический ход по кругу или циклическое, не несущее с собой никакой принципиальной новизны; это может быть спиралевидное протекание исторической жизни, которое означает назначенное сочетание линейнообразного и кругообразного движения.
Информация о работе Методология исследования государства и права