Место и роль правоохранительных органов в структуре современного государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 11:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение места и роли правоохранительных органов в структуре современного государства, т. е. их место и роль в механизме государства. Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
дать общую характеристику механизму современного государства;
рассмотреть принципы деятельности и организации механизма современного государства;

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. .3
Основная часть………………………………………………………………….. 5
1 Механизм современного государства ….………………………………....… 5
1.1 Общая характеристика механизма государства.……………………………. 5
1.2 Принципы деятельности и организации механизма государства ………….9
2 Правоохранительные органы в государственном механизме ……….....14
2.1 Система правоохранительных органов ………....……………..…………... 14
2.2 Задачи и функции правоохранительных органов ..………………...………18
Заключение ………………………………………………………………………22
Глоссарий ……………………………………………………………………..….24
Список использованных источников ……………………………………...…27

Работа содержит 1 файл

КР ТГП Масюкова от 16.12.11 повтор.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

Следует отметить, что среди правоохранительных органов обычно рассматривают и адвокатуру, хотя она и не является государственным органом и не обладает отмеченными выше признаками, но призвана осуществлять права и законные интересы как физических, так и юридических лиц.

В последние годы появились и другие негосударственные правоохранительные организации – третейские суды, частные сыскные и охранные структуры, союзы потребителей и т. п., деятельность которых строится на нормативно-правовой основе. В связи с этим можно говорить о правоохранительных органах и организациях.

При характеристике круга и системы правоохранительных ор­ганов следовало бы иметь в виду и предусмотренное п. «д» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ особое должностное лицо – Уполномочен­ного по правам человека. В соответствии с Федеральным конститу­ционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Рос­сийской Федерации» от 26 февраля 1997 г. эта должность учрежде­на «в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными орга­нами, органами местного самоуправления и должностными лицами»[13].

В законе также говорится, что его деятельность «дополняет существу­ющие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспе­чивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод»[14]. Его главная функция – рассмотрение жалоб граждан Российской Фе­дерации и находящихся на ее территории иностранцев или лиц без гражданства после того, как эти лица обращались со своими жалобами в российские суды или иные компетентные органы, но не по­лучили там соответствующей защиты. Самостоятельно он правоохранительную деятельность не осуществляет.

Таким образом, в систему правоохранительных органов входят суды общей юрисдикции, арбитражные суды, конституционные (уставные) суды; органы прокуратуры; органы внутренних дел; органы исполнительной власти в сфере юстиции; органы обеспечения безопасности (Совет безопасности РФ, органы ФСБ РФ, таможенные органы РФ, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ РФ); органы, осуществляющие оказание юридической помощи (нотариат, адвокатура и примыкающие к ним частные детективный и охранные службы).

 

2.2 Задачи и функции правоохранительных органов

 

Как уже отмечалось, правоохранительные органы представляют собой определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи.

Эти задачи заключаются либо в восстановлении нарушенного права, к примеру, в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений), либо в   восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, однако правонарушитель заслуживает наказания. При решении указанных задач правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты и т. д.

Таким образом, основными задачами, реализуемыми органами в рамках правоохранительной деятельности, являются защита прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства, охрана законности и правопорядка, предупреждение правонарушений [13, C.10].

Эти задачи выполняются посредством реализации каждым из этих органов специфических функций, различных для каждого из правоохранительных органов.

Поскольку по своему содержанию правоохранительная деятельность не является односложной, ее многоплановость проявляется в относительном разнообразии конкретных направлений (функций). К числу таких направлений (функций) относятся:

а)     конституционный контроль;

б)     отправление правосудия;

в)     прокурорский надзор;

г)     расследование преступлений;

д)     оперативно-розыскная деятельность;

е)     исполнение судебных решений;

ж)     оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;

з)     предупреждение преступлений и иных правонарушений[15].

Ю. А. Лукичев и С. И. Вахмистрова также полагают, что организацию, структуру и компетенцию правоохранительных органов определяют прежде всего возложенные на них функции, основными из которых являются: конституционный контроль; осуществление правосудия; прокурорский надзор; расследование преступлений; обеспечение безопасности; исполнение судебных решений; оперативно-розыскная деятельность; охрана общественного порядка; оказание юридической помощи; профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений [14, C.12].

В совокупности эти функции характеризуют разделение компетенции правоохранительных органов и в определенной степени влияют на их структуру. От наличия или отсутствия функции зависит наличие или отсутствие соответствующего правоохранительного органа.

Некоторые одноименные функции выполняются различными правоохранительными органами при разграничении их подведомственности, подследственности или подсудности: функцию оперативно-розыскной деятельности выполняют органы внутренних дел, органы безопасности и др.; функцию расследования при дознании выполняют органы милиции, безопасности, пожарного надзора и т. д.; функцию расследования при производстве предварительного следствия выполняют следователи прокуратуры, внутренних дел, безопасности; функцию правосудия выполняют суды общей юрисдикции по гражданским и уголовным делам, арбитражные суды.

Функция предупреждения преступлений и иных правонарушений занимает особое место. Среди правоохранительных органов нет такого, который был бы специально создан для ее реализации. Данную функцию обязаны выполнять по существу все без исключения правоохранительные органы. Депо в том, что осуществление любой другой функции так или иначе в конечном счете служит предупреждению преступлений и иных правонарушений. Но это не исключает, а наоборот, предполагает целенаправленные действия правоохранительных органов для реализации этой функции наряду с той функцией, которая является основной. Такая обязанность прямо записана, например, для органов, осуществляющих функции оперативно-розыскной деятельности, расследования и правосудия.

Каждой функции соответствуют наиболее целесообразные, выработанные опытом и закрепленные в законе  средства   и    процедуры   реализации,  которые предоставляются – в зависимости от содержания функции – тем или иным правоохранительным органам.

Не стоит забывать, что функция предупреждения преступлений и иных правонарушений занимает особое место. Среди правоохранительных органов нет такого, который был бы специально создан для ее реализации. Данную функцию обязаны выполнять по существу все без исключения правоохранительные органы. Депо в том, что осуществление любой другой функции так или иначе в конечном счете служит предупреждению преступлений и иных правонарушений. Но это не исключает, а наоборот, предполагает целенаправленные действия правоохранительных органов для реализации этой функции наряду с той функцией, которая является основной. Такая обязанность прямо записана, например, для органов, осуществляющих функции оперативно-розыскной деятельности, расследования и правосудия.

Наиболее тесно связаны между собой функции, осуществляемые по уголовным делам: оперативно-розыскная, расследования, обвинения и прокурорского надзора, защиты и правосудия. Эти функции по конкретному уголовному делу могут следовать одна за другой, могут реализовываться одновременно. Последовательное осуществление характерно, например, для расследования и правосудия, одновременное - для обвинения, защиты и правосудия. Необходимо также отметить, что некоторые функции могут осуществляться и не правоохранительными органами, а другими участниками судопроизводства по уголовному делу. Например, потерпевший может выполнять функцию обвинения, сам подсудимый -  выполняет функцию защиты.

Таким образом, основной функцией правоохранительных органов в механизме государства является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека   (неприкосновение    личности и т.д.),   борьба    с    преступностью

(разбой,   убийство). Главное отличие правоохранительных органов от других институтов государства имеет функциональный характер и только потом процессуальный. При этом соответствующие функции определяют не полномочия, а  предписанные  государством  функции.

Подводя итоги, можно сказать, что, выступая структурным элементом государственного  аппарата, правоохранительные органы в своей деятельности чаще всего реализуют меры специального характера, прямо и непосредственного воздействующие на правонарушителей. Если  нарушение прав и свобод граждан связано с нарушением определенных правовых норм о юридической ответственности и появляется необходимость пресечения подобных действий, функцию правоохранительных органов могут осуществить специально подготовленные сотрудники, юристы, а также специалисты, обладающие познаниями  в других отраслях науки и практики[16].

Таким образом, место и роль правоохранительных органов в структуре современного   государства  и   определяется   всем  разнообразием выполняемых этими органами функций (направлений), которые обеспечивают выполнение стоящих перед ними задач: защиту прав   и   свобод личности; защиту материальных и духовных ценностей общества;   защиту конституционного строя государства, его суверенитета и   территориальной   целостности.   Несмотря на то, что данные ценности так или иначе являются предметом  охраны всех государственных органов, составляющих механизм современного государства, для правоохранительных органов их охрана представляет собой  приоритетную   задачу.

 

Заключение

 

Рассмотренные в работе вопросы позволяют нам сформулировать следующие выводы.

Под механизмом (аппаратом) государства понимается специально созданная постоянно действующая иерархическая система государственных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

В любом современном демократическом государстве его механизм представляет собой единую, взаимосвязанную, взаимоуравновешенную, централизованную иерархическую систему органов (а также предприятий и учреждений), через которую государство осуществляет свои функции и государственную власть. При этом единство механизма российского государства, а также его организация и деятельность обеспечиваются действующим конституционным строем, закрепляющим власть многонационального народа Российской Федерации, принципы разделения властей, федерализма, гуманизма, законности, профессионализма.

Правоохранительные органы занимают особое место и играют строго определенную роль в механизме государства, в его современной структуре.

В систему правоохранительных органов входят суды общей юрисдикции, арбитражные суды, конституционные (уставные) суды; органы прокуратуры; органы внутренних дел; органы исполнительной власти в сфере юстиции; органы обеспечения безопасности (Совет безопасности РФ, органы ФСБ РФ, таможенные органы РФ, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ РФ); органы, осуществляющие оказание юридической помощи (нотариат, адвокатура и примыкающие к ним частные детективный и охранные службы).

Основной функцией правоохранительных органов в механизме государства является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. Главное отличие правоохранительных органов от других институтов государства имеет функциональный характер и только потом процессуальный. При этом соответствующие функции определяют не полномочия, а предписанные государством функции.

Выступая структурным элементом механизма современного государства, правоохранительные органы в своей деятельности чаще всего применяют меры специального характера, прямо и непосредственного воздействующие на правонарушителей. Если нарушение прав и свобод граждан связано с нарушением определенных правовых норм о юридической ответственности и появляется необходимость пресечения подобных действий, функцию правоохранительных органов могут осуществить специально подготовленные сотрудники, юристы, а также специалисты, обладающие познаниями в других отраслях науки и практики.

Таким образом, место и роль правоохранительных органов в структуре современного государства определяется всем разнообразием выполняемых этими органами функций (направлений), которые обеспечивают выполнение стоящих перед ними задач:

        защиту прав и свобод личности;

        защиту материальных и духовных ценностей общества;

        защиту конституционного строя государства, его суверенитета и территориальной целостности.

Несмотря на то, что данные ценности так или иначе являются предметом охраны всех государственных органов, составляющих механизм современного государства, для правоохранительных органов их охрана представляет собой приоритетную задачу.

 


Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Государственный аппарат принуждения

Отдельные звенья механизма государства, имеющие внутреннюю структуру и наделенные государством властными полномочиями в целях осуществления функций государства

2

Государственные органы

Один из главных признаков государственного механизма; без аппарата принуждения невозможно само существование государства

3

Государство

Совокупность официальных органов власти (правительство, парламент, суды и др.), действующих в масштабе страны или субъекта федерации, либо пользующихся законодательной автономией территориального сообщества с местными агентами (представителями) этих органов (префектами, комиссарами и т. д.)

4

Единство государственного механизма

Состоит в том, что составляющие органы государственного механизма, несмотря на различную компетенцию, структуру, являются частями одного целого, взаимосвязаны, образуют систему

5

Иерархичность государственного механизма

Подразумевает построение государственного механизма в виде пирамиды, где вышестоящие органы имеют больше полномочий, чем нижестоящие, и способны оказывать влияние на их деятельность, а нижестоящие органы, как правило, обязаны выполнять решения вышестоящих органов

6

Механизм государства

Единая, централизованная иерархическая система органов (а также предприятий и учреждений), через которую государство реализует свои функции, осуществляет государственную власть

7

Правоохранительная деятельность

Деятельность государства в лице его специально уполномоченных органов по обеспечению законности, правопорядка, охране прав и законных интересов общества, государства, общественных и иных объединений граждан. Защите прав и свобод человека и гражданина, борьбе с преступлениями и другими правонарушениями, которая осуществляется в установленном законом порядке посредством применения в строгом соответствии с законом мер юридического воздействия, в том числе мер государственного принуждения

8

Правоохранительные органы

Орган (или лицо), охраняющий (охраняющее) порядок и общественную безопасность методом силового правоприменения, то есть охраняющий (охраняющее) правопорядок (милиция, другие органы внутренних дел, ФСБ и их сотрудники, наделенные властными правомочиями)

9

Принцип разделения властей

Базовый принцип организации и деятельности государственных органов; подразумевает разделение единой государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную

10

Система правоохранительных органов

К органам, составляющим систему правоохранительных органов, относятся: федеральные суды общей юрисдикции и федеральные арбитражные суды, мировые суды; Конституционный Суд РФ и конституционные суды субъектов РФ; органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов: Служба судебных приставов Министерства юстиции РФ, иные службы Министерства юстиции РФ, Судебный департамент при Верховном Суде РФ и т. п.; прокуратура; органы дознания и предварительного следствия (милиция, следователи органов внутренних дел и т. п.); органы, оказывающие юридическую помощь (адвокатура, нотариат)

Информация о работе Место и роль правоохранительных органов в структуре современного государства