Место и роль правоохранительных органов в структуре современного государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 11:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение места и роли правоохранительных органов в структуре современного государства, т. е. их место и роль в механизме государства. Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
дать общую характеристику механизму современного государства;
рассмотреть принципы деятельности и организации механизма современного государства;

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. .3
Основная часть………………………………………………………………….. 5
1 Механизм современного государства ….………………………………....… 5
1.1 Общая характеристика механизма государства.……………………………. 5
1.2 Принципы деятельности и организации механизма государства ………….9
2 Правоохранительные органы в государственном механизме ……….....14
2.1 Система правоохранительных органов ………....……………..…………... 14
2.2 Задачи и функции правоохранительных органов ..………………...………18
Заключение ………………………………………………………………………22
Глоссарий ……………………………………………………………………..….24
Список использованных источников ……………………………………...…27

Работа содержит 1 файл

КР ТГП Масюкова от 16.12.11 повтор.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

Механизм государства, как и всякое сложное системное образование, состоит не только из государственных органов, но и их связей. В теории государства и права изучается лишь основная структурная связь, которая соединяет все органы государства в единый целостный механизм, действующий целенаправленно и согласованно.

Под структурой механизма государства понимается его внутреннее строение, внутренние части, создаваемые для выполнения определенной государственной работы, т.е. для осуществления определенный государственно-властных структур.

Государственные органы, выполняя различные функции, должны быть едиными в понимании исходных задач государства и обеспечивать их решение. История государства выделяет три способа согласования элементов государственного механизма, это представлено в приложении А: сосредоточение всей полноты власти в руках одного лица;

1)     разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную;

2)                 организация органов государства, основанная на принципах демократического централизма [20, C. 48].

Вследствие того, что Российская Федерация является федеративным государством, ее механизм состоит из федеральных органов и органов субъектов Федерации.

Основными составными частями механизма современного российского государства выступают его законодательные органы, органы исполнительной власти, судебные и контрольно-надзорные органы.

Таким образом, под механизмом (аппаратом) государства понимается специально созданная постоянно действующая иерархическая система государственных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

В любом современном демократическом государстве его механизм представляет собой единую, взаимосвязанную, взаимоуравновешенную, централизованную иерархическую систему органов (а также предприятий и учреждений), через которую государство осуществляет свои функции и государственную власть.

 

1.2 Принципы деятельности и организации механизма государства

 

Принципы формирования механизма государства определяют принципиальные основы его формирования, организации и функционирования. Однако в силу того, что до настоящего времени не сформулировано единое понимание принципа организации и деятельности механизма государства, не определены критерии их выделения, название и соответственно перечень принципов отличается большой вариативностью.

Вопрос о принципах организации и деятельности механизма государства охватывает теорию принципов деятельности механизма государства, методы их классификации, содержание, вкладываемое в тот или иной принцип, название, количество и т. д. К примеру, М. Н. Марченко называет следующие основные принципы деятельности механизма (аппарата) государства: оптимальность построения и функционирования, эффективность действия, законность и конституционность, профессионализм государственных служащих, соблюдения ими высоких этических требований, политическая лояльность государственных чиновников и депутатов парламентов.

Несколько иной подход к построению системы принципов государственного механизма дает М. И. Байтин, который предлагает различать общие принципы государственного механизма, относящиеся к механизму государства в целом, и частные, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов. Общие принципы в свою очередь делятся на принципы, выраженные в Конституции РФ (народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность), и принципы, закрепляемые в федеральных законах, к которым, по его мнению, относятся принципы, сформулированные в законе о госслужбе (верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, равный доступ граждан к госслужбе, профессионализм и компетентность госслужащих, гласность службы, внепартийность, ответственность служащих за принимаемые решения, приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ; обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами; единство основных требований, предъявляемых к государственной службе; отделение религиозных объединений от государства; экономичность государственной службы[6].

Таким образом, большинство авторов в той или иной формулировке называют следующие принципы: народовластие, разделение властей, федерализм, гуманизм, законность, профессионализм.

Принцип народовластия проявляется, прежде всего, в демократизме государственного строя, в закреплении демократических форм и методов формирования органов власти. Закрепление и провозглашение власти народа является не только принципом государственного механизма, но и конституционным принципом всей политической системы, всего общественного и государственного строя. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Фундаментальное положение построения механизма государства и его структуры заключается в принципе разделения властей, закрепленного конституционно, согласно которому государственная власть подразделяется на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную. При этом особо подчеркивается, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти являются самостоятельными.

Законодательная власть означает функционирование представительных и законодательных органов, строго регламентированный законодательный процесс, отношения депутатов и избирателей, систему выборов.

Исполнительная власть всегда находится в центре общественной жизни, поскольку к ее функциям относятся: осуществление государственного управления и регулирования; обеспечение прав и интересов граждан; исполнение законов.

Судебная власть как разновидность государственной власти включает в себя систему судебных органов, статус судей, принципы правосудия, виды судопроизводства.

Структура механизма современного государства при всем ее многообразии имеет ряд наиболее характерных органов, присущих всем или большинству государств: глава государства, парламент, правительство, суд, контрольно-надзорные органы, органы местного самоуправления, различные организации и учреждения, подкрепляющие ту или иную ветвь власти или расширяющие систему властей.

Однако, по мнению В. М. Сырых, при самой действенной системе сдержек и противовесов принцип разделения властей имеет два существенных порока, негативно сказывающихся на деятельности всего государственного механизма:

1)                 деятельность государственных органов без опоры на широкие слои населения;

2)                 неспособность парламента влиять на процессы исполнения принимаемых им законов[7].

Принцип федерализма является необходимым для федеральных государств. Согласно этому принципу механизм государства должен формироваться и функционировать с учетом сложной (федеративной) формы территориального устройства. Большинство федеративных государств сохраняет свой государственный суверенитет, государственную целостность, единство системы государственной власти. Российская Федерация основывается на единстве конституционно-правовой системы, равноправии субъектов Федерации, конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов, но без права выхода их из Федерации, чем обеспечена ее целостность.

Принцип гуманизма в первую очередь закрепляется в конституциях государств. В Конституции РФ говорится, что «человек, его права и свободы являются вышей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»[8]. Это конституционное требование относится ко всем без исключения органам государства, к каждому государственному служащему.

Принцип законности применительно к деятельности государственного механизма означает осуществление всех свойственных государственным органам и должностным лицам функций в точном и строгом соответствии с действующей Конституцией, законами и подзаконными актами. Принцип законности означает также обеспечение точного, строгого и неуклонного исполнения всеми органами власти, должностными лицами и организациями действующих правовых актов.

Профессионализм как принцип деятельности государственного аппарата означает умелое, грамотное, разумное и квалифицированное принятие решений при осуществлении своих должностных функций[9].

Подводя итоги, можно сказать, что единство механизма российского государства, а также его организация и деятельность обеспечивается действующим конституционным строем, закрепляющим власть многонационального народа Российской Федерации, принципы разделения властей, федерализма, гуманизма, законности, профессионализма.

 

2 Правоохранительные органы в государственном механизме

 

2.1 Система правоохранительных органов

 

Правоохранительной деятельностью называется государственная деятельность, осуществляемая с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклон­ном соблюдении установленного им порядка [9, C.14].

Однако в существующем законодательстве понятия правоохранительного органа нет, как и перечня тех органов, которые относятся к правоохранительным. В связи с этим в юридической литературе был выработан ряд признаков, которым должен соответствовать государственный правоохранительный орган.

К основным признакам правоохранительной деятельности относят следующие, это представлено в приложении Б.

                  осуществление правоохранительной деятельности только с помощью юридических мер воздействия (меры государственного принуждения и взыскания);

                  строгое соответствие юридических мер воздействия предписаниям закона или иного правового акта;

                  осуществление правоохранительной деятельности только в установленном законом порядке (с соблюдением определенных процедур);

                  реализация правоохранительной деятельности специально уполномоченными органами[10].

В юридической литературе к числу правоохранительных органов обычно относят те, основным содержанием которых является правоохранительная деятельность в сфере защиты прав и свобод граждан и организаций.

Таким образом, к правоохранительным принято относить такие органы, которые обладают следующими признаками: 

                  уполномочены законом и реализуют свою деятельность в соответствии с ним; 

                  их деятельность процессуально регламентирована и осуществляется на основе соответствующих правил и процедур, нарушение которых ведет к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности; 

                  лица, состоящие на службе в этих органах, должны иметь специальную подготовку, и в процессе своей деятельности они имеют право применять установленные законом меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение; 

                  обязательность решений этих органов для исполнения должностными лицами и гражданами при условии их законности и обоснованности.

Вопрос о круге такого рода органов в юридической литературе решается по-разному: одни авторы относят к ним большее количество органов, а другие – меньшее. Этот разнобой объясняется прежде всего тем, что данный воп­рос в законодательном порядке прямо и однозначно не урегулиро­ван, равно как не решен и вопрос о понятии правоохранительной деятельности. Последнее обстоятельство в значительной мере предопределяет тот существенный разнобой и в подходах к определению круга государственных или негосударственных органов, называемых правоохранительными.

Одной из причин разного количества правоохранительных органов выступает проблема включения или не включения судебных органов в состав правоохранительных. Большая часть ученых-правоведов относит судебные органы к правоохранительным, что, по на наш взгляд, представляется вполне логичным и обоснованным вследствие того, что, осуществляя судебную власть, суды используют такую характеристику как принудительность.

Другие авторы не рассматривают судебные органы как правоохранительные, а разделяют рассматриваемую группу органов на две подсистемы: судебную и правоохранительную. Данный подход соответствует смыслу Конституции Российской Федерации, устанавливающей следующий понятийный ряд: «судебные и правоохранительные органы; адвокатура, нотариат»[11].

Как считают Ю. А. Лукичев и С. И. Вахмистрова, правоохранительную систему Российской Федерации составляют государственные и негосударственные правоохранительные органы и организации.

К государственным правоохранительным органам относятся:

   суд; 

   прокуратура; 

   органы юстиции; 

   органы внутренних дел; 

   органы предварительного расследования;

   налоговая служба и налоговая полиция; 

   органы обеспечения безопасности.

К негосударственным органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, относят:

   адвокатуру; 

   третейские суды;

   частные детективные и охранные предприятия[12].

Органы нотариата могут быть отнесены как к первой, так и ко второй группе в зависимости от характера осуществляемой ими практики – государственной или частной.

Информация о работе Место и роль правоохранительных органов в структуре современного государства