Место и роль правоохранительных органов в структуре современного государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 11:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение места и роли правоохранительных органов в структуре современного государства, т. е. их место и роль в механизме государства. Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
дать общую характеристику механизму современного государства;
рассмотреть принципы деятельности и организации механизма современного государства;

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. .3
Основная часть………………………………………………………………….. 5
1 Механизм современного государства ….………………………………....… 5
1.1 Общая характеристика механизма государства.……………………………. 5
1.2 Принципы деятельности и организации механизма государства ………….9
2 Правоохранительные органы в государственном механизме ……….....14
2.1 Система правоохранительных органов ………....……………..…………... 14
2.2 Задачи и функции правоохранительных органов ..………………...………18
Заключение ………………………………………………………………………22
Глоссарий ……………………………………………………………………..….24
Список использованных источников ……………………………………...…27

Работа содержит 1 файл

КР ТГП Масюкова от 16.12.11 повтор.doc

— 217.00 Кб (Скачать)


Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Барнаульский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Теория государства и права

Тема

№15.  Место и роль правоохранительных органов в структуре современного государства

Фамилия студента

Масюкова

Имя студента

Яна

Отчество студента

Викторовна

№ контракта

15408080101102

 


Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………. .3

Основная  часть………………………………………………………………….. 5

1 Механизм современного государства ….………………………………....… 5

1.1 Общая характеристика механизма государства.……………………………. 5

1.2 Принципы деятельности и организации механизма государства ………….9

2 Правоохранительные органы в государственном механизме ……….....14

2.1 Система правоохранительных органов ………....……………..…………... 14

2.2 Задачи и функции правоохранительных органов ..………………...………18

Заключение ………………………………………………………………………22

Глоссарий ……………………………………………………………………..….24

Список использованных источников ……………………………………...…27

Приложения ………………………………………………………..………….....30

 


Введение

 

Актуальность выбранной темы. Большинство направлений государственной и общественной жизни общества охватываются сферой деятельности государства и его органов, где одним из главных направлений согласно Конституции Российской Федерации является обеспечение законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, охрана прав и законных интересов граждан, государственных и негосударственных организаций, проведение мероприятий по борьбе с правонарушениями и преступлениями.

Конституция Российской Федерации требует, чтобы все государственные органы выполняли перечисленные задачи. Однако деятельность большей части государственных органов не прекращается их решением. В то же время обеспечением именно законности и правопорядка занимаются органы, специально для этого созданные, – правоохранительные органы, которые имеют отношение к реализации всех функций государства, что требует соответствующего современного правового обеспечения. Одновременно с этим применение каждым отдельным государственным органом всех форм правовой деятельности обеспечивает эффективное выполнение государственным аппаратом в целом функций государства, что обусловливает актуальность выбранной нами темы.

Предметом анализа являются общественные отношения, определяющие место  роль правоохранительных органов в структуре современного государства.

Объектом изучения выступают особенности характеристики механизма государства и места и роли правоохранительных органов в механизме государства.

Целью данной работы является изучение места и роли правоохранительных органов в структуре современного государства, т. е. их место и роль в механизме государства. Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

дать общую характеристику механизму современного государства;

рассмотреть принципы деятельности и организации механизма современного государства;

охарактеризовать систему правоохранительных органов современного государства;

определить задачи и функции правоохранительных органов в механизме современного государства, установив тем самым их место и роль в структуре современного государства.

В ходе исследования были использованы следующие методы:  аналитический и монографический.

Законодательную базу работы составили Конституция РФ. Принята всенародным голосованием от 12.12.1993; Федеральный Конституционный закон РФ «О Правительстве Российской Федерации» от 1997 № 2; Закон РФ «О судебной системе Российской Федерации» от 1996 № 1 и др.[1, 2, 3 и др.].

Теоретическую базу работы составили работы таких ученых-правоведов, как В. П. Божьев, А. Б. Венгеров, Ю. А. Дмитриев, И. А. Иванников, В. И. Качалов,    Ю. А. Лукичев, А. В. Малько, Л. А. Морозова, В. Д. Перевалов, Т. Н. Радько, М. Е. Смоленский, В. М. Сырых [9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 и др.] и др.

Также в работе использовалась судебная практика. Определение Конституционного Суда РФ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 19 марта 2009 г. № 232-О-О г. Москва; Определение Конституционного Суда РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 1 октября 2009 г. № 1059-О-О г. Москва. Определение Конституционного Суда РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 1 октября 2009 г. № 1059-О-О г. Москва [21, 22, 23].

Практическая значимость работы заключается в том, что представленный материал можно использовать при написании рефератов, контрольных и курсовых работ, а также при подготовке к семинарским и практическим занятиям.

Основная часть

1 Механизм современного государства

 

1.1 Общая характеристика механизма государства

 

Разнообразие государственных функций, форм и методов их реализации объясняет наличие довольно развитой системы государственных органов, в числе которых в современном государстве выделяют главу государства, органы законодательной власти, органы исполнительной власти, суды, органы государственного принуждения, вооруженные силы. Совокупность названных органов охватывается понятием механизма государства[1].

По мнению Т. Н. Радько, понятием «механизм государства» характеризуется, прежде всего, статическая сторона государства. Механизм государства создается в соответствии со стоящими перед государством задачами и целями для реализации его функций. В последнем случае механизм государства связывается с динамической стороной существования и деятельности государства [18, C. 54].

В юридической литературе понятие «механизм государства» не является однозначным. Одни ученые под механизмом государства понимают аппарат государства, т. е. систему его органов, с помощью которых осуществляется государственная власть (М. И. Байтин, М. Н. Марченко); другие включают сюда органы государства и государственные организации. При этом различаются два вида государственных организаций:

1)                 осуществляющие охранительную функцию государства (вооруженные силы, полиция, разведка, спецслужбы, пенитенциарные учреждения);

2)                 реализующие экономическую и социально-культурную функции (образовательные, научно-исследовательские учреждения, предприятия связи, транспорта и др.)[2].

Несмотря на различные подходы к пониманию механизма государства, на мой взгляд, нельзя не отметить то обстоятельство, что все точки зрения совпадают в основном – в каждой из них подчеркивается наличие государственного аппарата, системы органов государства, призванных решать стоящие перед государством задачи, реализовать осуществляемые ими функции.

В. К. Бабаев определяет механизм государства как структурно оформленную систему средств государственного воздействия на общественные процессы, в котором есть следующие элементы:

а)     государственные органы;

б)     публичные службы и корпорации;

в)     процедуры принятия государственных решений;

г)     ресурсное обеспечение[3].

Как мне кажется, в подобном подходе к механизму государства полнее отражаются государственные явления и рычаги устойчивого функционирования государства. При всей важности государственных органов, образующих государственный аппарат, ими нельзя ограничивать объем данного понятия. Одним из наиболее весомых доказательств являются конституционные характеристики государства.

Особенность государственного органа состоит в том, что он имеет определенные (установленные) законом полномочия по осуществлению государственной власти; он имеет свою компетенцию, состоящую из прав и обязанностей по выполнению государственных функций. Кроме того, орган государства создается государством и действует от его имени. Он имеет также определенную самостоятельность, характеризуется организационной обособленностью, его решения обеспечиваются в необходимых случаях принудительной силой государства, вследствие чего не каждое государственное учреждение может считаться государственно-властным органов и входить в механизм государства.

Совокупность властных полномочий органа государства определяется с учетом возложенных на него задач и функций по управлению обществом. Осуществление государственным органом полномочий может проходить в порядке, установленном Конституцией либо законами. Органу предоставляется право:

1)                 принимать общеобязательные решения в виде нормативно-правовых или индивидуальных актов применения права;

2)                 проводить организованную, контрольную или иную властную деятельность;

3)                 применять государственное принуждение к лицам и организациям, не выполняющим общеобязательных решений данного органа либо иных органов государства[4].

Механизм государства при подобном понимании, по мнению Т. Н. Радько, позволяет характеризовать действие государства, его активную сторону, отражающую деятельность, направленную на реализацию его функции и стоящих перед ним задач.

Таким образом, механизм государства – понятие, включающее систему органов государства, ее действие (деятельность органов государства и взаимосвязанных с ним структур, т. е. тех, кому поручено осуществление государственно-властных функций). При этом невозможно представить существование и действие указанных частей механизма государства без соответствующих полномочий, правовых форм, методов и средств.

По мнению Т. Н. Радько, факторами, предопределяющими стабильность, непротиворечивость и согласованность механизма государства, являются: единство политической основы, на которой строится деятельность органов государства; единство принципов, лежащих в основе построения и деятельности государственных органов, организаций и учреждений, входящих в механизм государства, общность экономического пространства, экономической основы; наличие единой официальной идеологии в большинстве стран мира; общность конечных целей, непосредственных и конечных задач, стоящих перед государством[5].

Говоря о стабильности, устойчивости механизма государства, необходимо отметить и другие его характерные признаки:

   механизм государства является результатом необходимости осуществлять каждым конкретным государством те или иные основные и неосновные функции, которые неизбежно требуют соответствующего государственно-правового реагирования;

   механизм государства всегда строится на единых принципах организации и деятельности;

                  механизм государства в каждом из современных государств имеет сложную многоуровневую структуру, что объясняется необходимостью решения различных по своей сложности управленческих задач, стоящих перед государством;

                  механизм любого государства характеризуется наличием необходимых материальных ресурсов, материальных структур, без которых он не может нормально функционировать;

                  в механизме государства присутствует человеческий фактор, заключающийся в наличии людей, специально занимающихся реализацией властных функций, выполняющих руководящие, управленческие, организационные и тому подобные функции, осуществляющих правотворчество, исполнение правовых предписаний, охрану их от нарушений [18, C.68].

Информация о работе Место и роль правоохранительных органов в структуре современного государства