Место государства в политической роли общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 10:16, курсовая работа

Описание работы

Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым. Однако понять роль и место государства в истории общества можно только рассматривая его в контексте других - более широких и емких явлений, одним из которых является, например, политическая система

Содержание

1.Введение5
Глава 1. Политическая система в обществе7
1.1.Понятие политической системы общества7
1.2.Структура политической системы общества 10
1.3.Типы политических систем 13
Глава2.Взаимодействие государства с элементами политической системы16
2.1. Государство и политические партии 16
2.2. Государство и общественные объединения 26
2.3. Взаимодействие государства и религии 28
3. Заключение 34
4. Список литературы 37

Работа содержит 1 файл

kursovaya_tgp_dodelannaya.docx

— 59.00 Кб (Скачать)

На протяжении столетий сложные  отношения складывались между светской и религиозной властью в христианских государствах. Христианская религия, как, впрочем, и любая другая, исходила из божественного происхождения  всякой власти (нет власти не от бога).

Католицизм институционализировался  в жесткую, строго иерархическую  организацию во главе с Папой  Римским, охватывал своим влиянием многие государства. Его церковная  власть не знала границ государств. Обладая большим влиянием, католическая церковь стремилась подчинить себе власть светскую (королей отдельных  государств), проводить идею цезарепапизма.

Сложные отношения на протяжении веков складывались между государством и восточно-христианской православной церковью. В основном это был все-таки союз двух властей. Император Константин не только перенес столицу Римской  империи в Константинополь, но и  соединил силу империи с новой  силой — христианской религией, тем самым упрочил и свою власть. Император Византии не обожествлялся, но считалось, что он получил власть от Бога и является служителем божьим. Церковь в Византии была крупной  политической силой. Роль ее главы —  патриарха значительна. Патриархи  нередко становятся регентами малолетних императоров, вмешиваются в политическую борьбу за трон.

 В Россию вместе  с православием из Византии  пришла и идея великого князя  (царя), Богом поставленного правителя  и верховною судьи над православным  народом, идея самодержавия (автократора), самостоятельность (автокефальность)  Русской Православной Церкви  во многом способствовала становлению  и укреплению централизованного  российского государства, сохранению  его независимости.

Русская Православная Церковь  никогда не ставила себя выше государства. Попытку, если не возвысить, то поставить  власть церковную на один уровень  с государством, сделал патриарх Никон. Никон считал себя равным царю Алексею, именовал себя государем. Он становился в центре не только церковного, но и  государственного правления. В отсутствие царя, когда тот отлучился на войну  с Польшей (1654), правил как царь. Однако в конце концов Никон был отстранен  от патриаршества и Церковный  Собор (1667) поставил государство выше церкви.

Полное слияние власти государственной и религиозной  наблюдается в исламских государствах. Пророк Мухаммед, основатель ислама, объединил  арабские племена под лозунгом борьбы с язычеством, создал арабское государство, он одновременно был военным и  духовным вождем и верховным судьей, так же, как и его последователи, первые четыре халифа, «заместители пророка», названные праведными.

В государствах, возникших  впоследствии на развалинах Арабского  халифата, власть духовная (имама) и  светская (эмира) сосредоточивалась  в едином лице. Эта власть рассматривалась  как продолжение власти пророка  Мухаммеда, данная Аллахом. Исламское  государство и его глава рассматривались  как стоящие на службе ислама, исламского права, выполняя волю Аллаха.

Аналогично и в православной церкви также сложилось каноническое право. По мере усиления роли государства  сфера канонического права и  церковной юрисдикции сужалась. Зачастую нормы канонического права, принятые церковью, нуждались в санкции  высшей светской власти.

И мусульманских странах  священные книги ислама (Коран, Сунна  др.) являются и источниками права.

И современных государствах наблюдается два основных вида статуса  церкви.

Наличие государственной  церкви с привилегированным положением по сравнению с другими конфессиями: освобождение от налогов, субсидии государства  церкви и т.д.

Режим отделения церкви от государства: признание невмешательства  государства во внутрицерковную  деятельность, отсутствие материальной помощи церкви, свобода совести. В  свою очередь церковь не вмешивается  в дела государства, каких-либо функций  государственных не выполняет. Церковь  не участвует в политической жизни. Однако в ряде государств существуют христианско-демократические партии, идеологической основой которых  являются папские энциклики. Признается равноправие церквей. В ряде стран  запрещены тоталитарные религиозные  организации (секты). В некоторых  случаях дается предпочтение какой-либо конфессии.11

Российская Федерация, согласно ее Конституции, является светским государством. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед  законом. Никакая религия не может  устанавливаться в качестве государственной. Каждому гарантируется свобода  совести, вероисповедания, право исповедать любую религию или не исповедать никакой. Российское государство, несмотря на указанные положения об отделении церкви от государства, проводит благожелательную политику в отношении традиционных для России конфессий. Государство возвращает конфискованные раньше религиозные здания, оказывает помощь в строительстве новых культовых сооружений и т.д. Между тем церковь не принимает активного участия в политике.

 

Заключение.

Политическая система  общества представляет органическое единство государства и других социальных элементов, объективно имеющих различные  политические функции, но объединяющихся вокруг целей и идеалов, господствующих в данном обществе, вокруг главного – завоевания, удержания и использования  власти и связанных с ней ценностей.

Политическая система  обеспечивает проведение внутренней и  внешней политики, формирует, выражает и защищает интересы классов, социальных групп. Ее характер (тип, виды) определяются главным образом той социальной средой, в которой возникает и  функционирует политическая система.

Вместе с тем политическая система может обладать различными дополнительными характеристиками, особенностями в зависимости  от конкретной исторической обстановки, духовной жизни общества, национальных традиций, психологии, менталитета.

В ее состав могут входить  как формально, так и фактически социальные институты, обладающие прямо  или косвенно определенными политическими  функциями или не имеющие таковых, но по своей общественной роли формирующие  социальные цели и идеалы жизни общества, которые преобразовываются затем  в конкретные политические функции.

В политическую систему государство  в целом входит как политическое, структурное, территориальное образование  общества, а не только какими-либо отдельными его органами. Государство – действительно  важнейший элемент политической системы общества, но свои функции  выполняет во взаимодействии с другими  социальными институтами: партиями, профсоюзами, другими общественными  организациями, органами местного самоуправления.

Политические системы  имеют динамический характер, эволюционируют, перестраиваются, но возникают объективно, т.к. объективно возникает необходимость  завоевания власти, ее организации, удержания  и использования в интересах  тех или иных социальных сил, всего  общества.

Большую роль играет в государстве  религия. Взаимоотношения между  церковью и государством во многом определяются уровнем социально-экономического развития страны, историческими традициями, сложившимися в обществе. Возможно несколько моделей таких взаимоотношений.

В условиях демократического государства обычно признаются на конституционном  уровне и в повседневной практике равноправие всех религий и церквей, свобода совести и вероисповедания. При этих условиях церковь отделена от государства, а школа - от церкви, запрещена дискриминация на религиозной  почве, отсутствуют привилегии, связанные  с исповеданием той или иной религии, церковь является хранителем культурных, исторических и нравственных традиций народа.

 При тоталитарных и  авторитарных режимах можно выделить  три основных модели отношений  церкви и государства:

 а) государство преследует  по религиозным основаниям верующих, как это было до 1967 г. в Албании,  и запрещает любые формы религиозных  проявлений;

 б) государство признает  религию и церковь в качестве  основы государственной власти (Саудовская  Аравия, Пакистан, Иран). Ислам в этих  странах признан государственной  религией, а нормы шариата используются  для регулирования различных  сторон общественной жизни;

 в) церковь находится  в прямой конфронтации с государством, проводит антигосударственную кампанию, основанную на религиозных нормах. Подобная ситуация возникла в  Латинской Америке в середине 60-х гг.

 Статус религиозных  объединений регулируется конституционным  и текущим законодательством.  Большинство конституций фиксирует  отделение церкви от государства,  признает религию исключительно  частным делом человека.

 Вместе с тем в  отдельных странах, например, в  Греции, Болгарии, Великобритании, отмечается  особое положение религии и  церкви. Англиканскую церковь в  Англии и пресвитерианскую - в  Шотландии возглавляет британский  монарх, который назначает на  высшие церковные должности и  оказывает влияние на церковную  политику.

 Во Франции, согласно  специальному закону об отделении  церкви от государства, последнее  не признает и не субсидирует  никакую церковь, не оплачивает  ее служителей. В местах, предназначенных  для религиозных служб, запрещается  проведение политических собраний.

 Возможно существование  договорных отношений между государством  и церковью, о чем говорит пример  Италии. В этой стране отношения  между государством и церковью  основываются на норме конституции  и специальном соглашении. В ст. 7 Конституции этой страны признается  независимость и суверенность государства и церкви, каждого в своей сфере, а их отношения регулируются Латеранскими соглашениями 1929 г.

Однако в ряде государств существует практика финансовой поддержки  церкви из государственного бюджета, а  на религиозные объединения распространяется статус общественных объединений.

 

 

Список литературы.

1Бошно С.В. Теория государства и права: учебное пособие. - М.: Эксмо , 2007.

2. Гиддинс А. Политика, управление и государство. М. 2012

3.Политология: учебное  пособие под ред. Г. А. Воробьева,  К.И. Мартыненко. М. 2013.

4. Тихомиров Ю.А. Государство  на рубеже столетий, Государство  и право, М. 2011

5. Чарданцев А.Ф. Теория  государства и права: Учебник.  – М.: Юристъ , 2003.

6. Бошно С.В. Теория  государства и права: учебное  пособие. - М.: Эксмо , 2007

7. Протасов В.Н. Теория  права и государства Проблемы  теории права и государства.-2-е  изд. перераб. и доп.-М.: Юрайт  - М , 2001

8. Зыкова С.В.Связь религиозного  и правового сознания. «История  государства и права». - 2006г.

9. 4 Религия и права  человека: На пути к свободе/Сост. Л. Воронцова, А. Пчелинцев,  С. Филатов. Под общ.ред. С.  Филатова. - М.: Наука, 1996

10. Осипов Г.В. Современный  мир и религия. Вопросы философии. - 2007г

 

1Бошно С.В. Теория государства и права: учебное пособие. - М.: Эксмо , 2007

2Гидденс А. Политика, управление и государство. М. 2012

3Политология: учебное пособие под ред. Г. А. Воробьева, К.И. Мартыненко. М. 2013

4Тихомиров Ю.А. Государство на рубеже столетий, Государство и право, М. 2011

5Чарданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ , 2003

6составТеория государства и права курс лекций /Под.-ред*. МатузоваН.й. и Малько А.В..-М.. 2001 г.

7Бошно С.В. Теория государства и права: учебное пособие. - М.: Эксмо , 2007

8Протасов В.Н. Теория права и государства Проблемы теории права и государства.-2-е изд. перераб. и доп.-М.: Юрайт - М , 2001

9Зыкова С.В.Связь религиозного и правового сознания. «История государства и права». - 2006г.

10Религия и права человека: На пути к свободе/Сост. Л. Воронцова, А. Пчелинцев, С. Филатов. Под общ.ред. С. Филатова. - М.: Наука, 1996

11Осипов Г.В. Современный мир и религия. Вопросы философии. - 2007г

 


Информация о работе Место государства в политической роли общества