Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 10:16, курсовая работа
Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым. Однако понять роль и место государства в истории общества можно только рассматривая его в контексте других - более широких и емких явлений, одним из которых является, например, политическая система
1.Введение5
Глава 1. Политическая система в обществе7
1.1.Понятие политической системы общества7
1.2.Структура политической системы общества 10
1.3.Типы политических систем 13
Глава2.Взаимодействие государства с элементами политической системы16
2.1. Государство и политические партии 16
2.2. Государство и общественные объединения 26
2.3. Взаимодействие государства и религии 28
3. Заключение 34
4. Список литературы 37
На протяжении столетий сложные
отношения складывались между светской
и религиозной властью в
Католицизм
Сложные отношения на протяжении веков складывались между государством и восточно-христианской православной церковью. В основном это был все-таки союз двух властей. Император Константин не только перенес столицу Римской империи в Константинополь, но и соединил силу империи с новой силой — христианской религией, тем самым упрочил и свою власть. Император Византии не обожествлялся, но считалось, что он получил власть от Бога и является служителем божьим. Церковь в Византии была крупной политической силой. Роль ее главы — патриарха значительна. Патриархи нередко становятся регентами малолетних императоров, вмешиваются в политическую борьбу за трон.
В Россию вместе
с православием из Византии
пришла и идея великого князя
(царя), Богом поставленного правителя
и верховною судьи над
Русская Православная Церковь никогда не ставила себя выше государства. Попытку, если не возвысить, то поставить власть церковную на один уровень с государством, сделал патриарх Никон. Никон считал себя равным царю Алексею, именовал себя государем. Он становился в центре не только церковного, но и государственного правления. В отсутствие царя, когда тот отлучился на войну с Польшей (1654), правил как царь. Однако в конце концов Никон был отстранен от патриаршества и Церковный Собор (1667) поставил государство выше церкви.
Полное слияние власти
государственной и религиозной
наблюдается в исламских
В государствах, возникших
впоследствии на развалинах Арабского
халифата, власть духовная (имама) и
светская (эмира) сосредоточивалась
в едином лице. Эта власть рассматривалась
как продолжение власти пророка
Мухаммеда, данная Аллахом. Исламское
государство и его глава
Аналогично и в православной церкви также сложилось каноническое право. По мере усиления роли государства сфера канонического права и церковной юрисдикции сужалась. Зачастую нормы канонического права, принятые церковью, нуждались в санкции высшей светской власти.
И мусульманских странах священные книги ислама (Коран, Сунна др.) являются и источниками права.
И современных государствах наблюдается два основных вида статуса церкви.
Наличие государственной
церкви с привилегированным положением
по сравнению с другими
Режим отделения церкви от
государства: признание невмешательства
государства во внутрицерковную
деятельность, отсутствие материальной
помощи церкви, свобода совести. В
свою очередь церковь не вмешивается
в дела государства, каких-либо функций
государственных не выполняет. Церковь
не участвует в политической жизни.
Однако в ряде государств существуют
христианско-демократические
Российская Федерация, согласно
ее Конституции, является светским государством.
Религиозные объединения
Заключение.
Политическая система общества представляет органическое единство государства и других социальных элементов, объективно имеющих различные политические функции, но объединяющихся вокруг целей и идеалов, господствующих в данном обществе, вокруг главного – завоевания, удержания и использования власти и связанных с ней ценностей.
Политическая система обеспечивает проведение внутренней и внешней политики, формирует, выражает и защищает интересы классов, социальных групп. Ее характер (тип, виды) определяются главным образом той социальной средой, в которой возникает и функционирует политическая система.
Вместе с тем политическая
система может обладать различными
дополнительными
В ее состав могут входить
как формально, так и фактически
социальные институты, обладающие прямо
или косвенно определенными политическими
функциями или не имеющие таковых,
но по своей общественной роли формирующие
социальные цели и идеалы жизни общества,
которые преобразовываются
В политическую систему государство в целом входит как политическое, структурное, территориальное образование общества, а не только какими-либо отдельными его органами. Государство – действительно важнейший элемент политической системы общества, но свои функции выполняет во взаимодействии с другими социальными институтами: партиями, профсоюзами, другими общественными организациями, органами местного самоуправления.
Политические системы имеют динамический характер, эволюционируют, перестраиваются, но возникают объективно, т.к. объективно возникает необходимость завоевания власти, ее организации, удержания и использования в интересах тех или иных социальных сил, всего общества.
Большую роль играет в государстве
религия. Взаимоотношения между
церковью и государством во многом
определяются уровнем социально-
В условиях демократического
государства обычно признаются на конституционном
уровне и в повседневной практике
равноправие всех религий и церквей,
свобода совести и
При тоталитарных и
авторитарных режимах можно
а) государство преследует
по религиозным основаниям
б) государство признает
религию и церковь в качестве
основы государственной власти (Саудовская
Аравия, Пакистан, Иран). Ислам в этих
странах признан
в) церковь находится
в прямой конфронтации с
Статус религиозных
объединений регулируется
Вместе с тем в
отдельных странах, например, в
Греции, Болгарии, Великобритании, отмечается
особое положение религии и
церкви. Англиканскую церковь в
Англии и пресвитерианскую - в
Шотландии возглавляет
Во Франции, согласно
специальному закону об
Возможно существование
договорных отношений между
Однако в ряде государств
существует практика финансовой поддержки
церкви из государственного бюджета, а
на религиозные объединения
Список литературы.
1Бошно С.В. Теория государства и права: учебное пособие. - М.: Эксмо , 2007.
2. Гиддинс А. Политика, управление и государство. М. 2012
3.Политология: учебное
пособие под ред. Г. А.
4. Тихомиров Ю.А. Государство на рубеже столетий, Государство и право, М. 2011
5. Чарданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ , 2003.
6. Бошно С.В. Теория государства и права: учебное пособие. - М.: Эксмо , 2007
7. Протасов В.Н. Теория
права и государства Проблемы
теории права и государства.-2-
8. Зыкова С.В.Связь религиозного и правового сознания. «История государства и права». - 2006г.
9. 4 Религия и права человека: На пути к свободе/Сост. Л. Воронцова, А. Пчелинцев, С. Филатов. Под общ.ред. С. Филатова. - М.: Наука, 1996
10. Осипов Г.В. Современный
мир и религия. Вопросы
1Бошно С.В. Теория государства и права: учебное пособие. - М.: Эксмо , 2007
2Гидденс А. Политика, управление и государство. М. 2012
3Политология: учебное пособие под ред. Г. А. Воробьева, К.И. Мартыненко. М. 2013
4Тихомиров Ю.А. Государство на рубеже столетий, Государство и право, М. 2011
5Чарданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ , 2003
6составТеория государства и права курс лекций /Под.-ред*. МатузоваН.й. и Малько А.В..-М.. 2001 г.
7Бошно С.В. Теория государства и права: учебное пособие. - М.: Эксмо , 2007
8Протасов В.Н. Теория права и государства Проблемы теории права и государства.-2-е изд. перераб. и доп.-М.: Юрайт - М , 2001
9Зыкова С.В.Связь религиозного и правового сознания. «История государства и права». - 2006г.
10Религия и права человека: На пути к свободе/Сост. Л. Воронцова, А. Пчелинцев, С. Филатов. Под общ.ред. С. Филатова. - М.: Наука, 1996
11Осипов Г.В. Современный мир и религия. Вопросы философии. - 2007г
Информация о работе Место государства в политической роли общества