Место государства в политической роли общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 10:16, курсовая работа

Описание работы

Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым. Однако понять роль и место государства в истории общества можно только рассматривая его в контексте других - более широких и емких явлений, одним из которых является, например, политическая система

Содержание

1.Введение5
Глава 1. Политическая система в обществе7
1.1.Понятие политической системы общества7
1.2.Структура политической системы общества 10
1.3.Типы политических систем 13
Глава2.Взаимодействие государства с элементами политической системы16
2.1. Государство и политические партии 16
2.2. Государство и общественные объединения 26
2.3. Взаимодействие государства и религии 28
3. Заключение 34
4. Список литературы 37

Работа содержит 1 файл

kursovaya_tgp_dodelannaya.docx

— 59.00 Кб (Скачать)

По основанию положение  личности в обществе (отсутствие либо провозглашение и наличие гарантий прав и свобод граждан), степени централизации  власти и методов ее осуществления  выделяют две основные категории  политических систем: авторитарные и  демократические.3

По отношению к действительности различают консервативные политические системы, которые характеризуются  относительной стабильностью политических институтов, и реформаторские политические системы, в которых те или иные политические институты формируются  или развиваются. В зависимости  от направленности развития говорят  о прогрессивных и реакционных  политических системах.

По состоянию политической структуры и уровню политической культуры выделяют следующие типы: англо- американский, континентально-европейский, доиндустриальный, тоталитарный.

Рассмотрим названные  виды.

Политическая система  англо-американского типа (США, Ангия, Канада, Австралия) характеризуется  однородностью культуры. Политические цели и средства их достижения разделяют  все. Большинство населения ставит выше всего свободу личности, массовое благосостояние и безопасность. Эта  система четко организована (каждый элемент выполняет свои функции), стабильна.

Политическая система  континентально-европейского типа (Франция, Германия, Италия) характеризуется  смешанной политической культурой, сосуществованием новых и старых культур. Характерно наличие многих политических партий с разной идеологией и старыми традициями, имеющими значительное влияние в обществе.

Доиндустриальная (или частично индустриальная) политическая система (многие страны Азии, Африки, Латинской  Америки) отличается смешанной политической культурой, но она сильно отличается от смешанной политической культуры западноевропейских систем, поскольку  может соединять в себе самые  неожиданные противоположности: западные ценности, этнические и религиозные  традиции. Для данного типа политической системы свойственны личный авторитаризм, высокий уровень насилия.

Политическая система  тоталитарного типа (фашистская Италия и Германия) отличается чрезмерной централизацией власти, высокой степенью насилия и т.п.

Существует классификация  политических систем по характеру их взаимоотношений с внешней средой: открытые и закрытые.

Закрытые политические системы  имеют ограниченные связи с внешней  средой, невосприимчивы к ценностям  иных систем и самодостаточны, т.е. ресурсы  находят внутри таких систем.

Открытые системы активно  обмениваются ресурсами с внешним  миром, успешно усваивают передовые  ценности иных систем, подвижны и динамичны.

 

 Глава 2 Взаимодействие  государства с элементами политической  системы.

2.1. Государство и политические  партии.

Государство или партии, государство или общественные организации? Этот вопрос постоянно возникает  в общественной жизни. Например, должна ли быть основной функцией государства  защита прав и свобод  граждан, обеспечение их безопасности, или это функция общественных организаций и движений, или и тех и других? Должно ли государство вмешиваться в экономику, регулировать ее или это «работа» рыночных структур, в том числе предпринимательских, финансовых групп, союзов? Как соотносятся государственная политика в сфере культуры, науки, образования и деятельность соответствующих фондов, культурных организаций, союзов ученых, инженеров и т.п.? Все эти вопросы и выводят теорию государства на проблему политической системы и ее элементов.4

В таком методологическом подходе реализуется и то определение  предмета теории государства и права, которое было обозначено в самой  первой главе: предметом изучения и  объяснения являются не только государство  и право, но и органично связанные  с ними политические и иные явления  и процессы.

Кроме того, сравнение, сопоставление  государства и других социальных институтов общества также позволяет  лучше познать государство как  политическую организацию общества, ярче выявляет именно политическую суть государства и государственной  власти, специфику структурной (аппаратной) организации государства и структур других общественных образований, реализуя таким образом институциональный  подход к политической системе.

Эта структура может быть представлена в виде различных взаимодействующих  систем: политической, социальной, экономической, идеологической, правовой и некоторых  других. Эти системы складываются и существуют объективно. Они представляют органичное объединение различных  социальных элементов, которые взаимосвязаны, имеют определенный характер этих взаимосвязей, их деятельность определяется целями, задачами и иными критериями жизни  общества.

К этим элементам, образующим разные общественные системы, относятся  социальные институты (государство, партии, церковь и т.п.), культурные пласты (идеологические, религиозные течения, традиции, язык и т.д.), экономические  организации (предприятия, учреждения, органы экономического управления и  т.п.), правовые установления (нормы, правовые институты, законодательство и т.д.). Именно в разных, но объективно обусловленных сочетаниях эти элементы и структурируют общество на системы, а теоретическая мысль выделяет и изучает эти системы: политические, социальные, правовые, экономические и т.д.

Разумеется, системная организация  общества не является единственной. Общество – бесконечно сложное образование. Можно, например, выделить и структуры  общества, формирующиеся не по системным  критериям, а по иным, например по критерию соотношения индивида (личности) и  коллектива. Можно выделить экономический  базис и надстройку (эти понятия  хорошо известны из предыдущего, марксистско-ленинского этапа отечественного обществоведения); социальное пространство (поле) и информационное пространство и т.п. Но системная  организация оказывается одной  из самых важных структур общества и позволяет с наибольшей полнотой разобраться во многих сторонах жизни  общества, в том числе в соотношениях государства с другими политическими  элементами общества.

Теория государства для  этой цели и выделяет прежде всего  политическую систему общества, рассматривает  элементы, которые входят в нее, характер их связей.

Политика начинается там, где те или иные общественные образования, их действия и решения, т.е.  та или иная деятельность государства, партий, иных организаций, затрагивают жизненные интересы множества людей.

Политика, политические организации, политическая система, политические функции, политические партии – все это  в современной теории государства  понятия, которые в том или  ином ракурсе характеризуют отношения  государства, классов, партий, наций, других социальных институтов по поводу завоевания, удержания и использования власти в обществе, по поводу иных, органично  связанных с властью социальных ценностей.

Современная теория государства  также уделяет большое внимание политической системе общества, но не привязывает ее жестко к той  или иной общественно-экономической  формации, к классовой сущности общества, а рассматривает ее социологически как объективно складывающееся единство различных социальных институтов, взаимных связей определенного характера

Факторы, задающие тот или  иной характер политической системе  общества, формирующие те или иные ее виды, также оказываются не столько  классовыми, сколько социологически многоплановыми. Среди них не только организация государственной власти, не только собственно политические образования – партии, политические движения и другие общественные организации, их борьба за власть, за использование в своих целях институтов государства, в том числе армии, полиции, органов управления, средств массовой информации и т.п., но и другие, более глубокие пласты этих факторов.

Политическая партия - это  организация, имеющая структуру (руководящие  органы, региональные отделения, рядовые  члены), выражающая интересы тех или  иных общественных классов, социальных слоев, групп, объединяющая наиболее активных их представителей, ставящая, как правило, своей задачей завоевание политической власти для осуществления определенной программы, социальных, экономических, политических преобразований, достижение неких целей и идеалов.

Политическая партия - организованная группа единомышленников, представляющая интересы части общества и ставящая своей целью их реализацию путем  завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

Различают партии, ставящие целью завоевание власти демократическим  путем, участием в парламентской  деятельности, и партии, которые  ставят задачей насильственные преобразования общественного строя, насильственный захват власти.

По участию в делах  государства можно различать  не только парламентские, но и правящие партии, которые уже получили и  осуществляют власть. Партия осуществляет свою власть главным образом через  «своих людей», своих членов, которых  она расставляет на важнейшие  государственные посты.

В крайних случаях взаимодействие партии и государства приводят к  такой политической системе, которая  может быть определена как «партийное государство»: функционирует одна господствующая партия, ее идеология становится государственной  идеологией, происходит сращивание партии и государственного аппарата. Руководитель партии превращается вфактического  главу государства, важнейшие решения  принимаются в партийных структурах и лишь оформляются государственными институтами. В партийном государстве  все другие общественные организации  также подпадают под партийный  контроль и политическая система  становится тоталитарной системой.

Антиподом политической системы  типа партийного государства являются многопартийные, плюралистические политические системы, где важнейшие государственные  решения принимаются демократически.

В этих системах государство  свои отношения с парламентскими партиями строит, как правило, по такой  схеме: сформированные как правовые требования притязания тех или иных классов, социальных групп становятся предметом рассмотрения в ходе законодательного процесса при соблюдении политических, правовых норм и процедур.

Политическая партия - организованная группа единомышленников.представляющая и выражающая политические интересы и потребности определенных социальных слоев и групп общества, иногда значительной части населения, и  ставящая целью их реализацию путем  завоевания государственной власти и участия в ее осуществлении.

Политические партии являются относительно молодым институтом публичной  власти, если иметь в виду массовые партии, так как объединения людей  в борьбе за власть либо за непосредственное влияние на нее всегда являлись важным элементом политических отношений. Такого рода объединения имеют давнюю историческую традицию. Современные  же партии, действующие в массовой среде, сформировались в Европе во второй половине 19 Века. В этом смысле политические партии могут рассматриваться как  политический институт, возникший в  сфере европейской культуры и  распространившийся затем по иным культурным регионам современного мира.

В западной политической науке  партии определяются чаще всего через  ту роль, которую они играют в  избирательном процессе. В этом плане  под партией понимается нередко  любая группа людей.придерживающихся одних взглядов по тем или иным вопросам политики и участвующих  в выборах, чтобы добиться возможности  провести своих представителей в  государственный аппарат. Понятно, что участие в избирательном  процессе - одно из важнейших направлений  деятельности партии в демократической  стране. Первые партии в современном  их понимании, появляются в тесной связи  с возникновением и развитием  национальных избирательных систем парламентаризма. Однако характеристика современных партий как "машины, для выборов" справедлива лишь до известной степени. Их функции  и аспекты деятельности значительно  шире, чем задачи достижения победы на выборах. Необходимо выделять такие  признаки политической партии, как  длительность и непрерывность ее функционирования.сложившаяся структура  партии с регулярной связью между  местными и общенациональными органами, нацеленность партийных функционеров как на общенациональном, так и  на местном уровнях на "вхождение" во власть, на ее удержание, на реализацию через нее партийной программы, забота о своих сторонниках и  последователях, принятие мер для  обеспечения широкой "народной поддержки".

Партия - это стабильные политические иерархические организации.состоящие  из обладающих близкими и политическими  убеждениями лип. Основные цели партий так или иначе связаны с  осуществлением власти в политических системах. На основе общих политических идей их членов разрабатываются программы  партий, в которых определяются задачи на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу. В структуре партий могут быть выделены следующие элементы:

а) высший лидер и штаб.выполняющие  руководящую роль;

б), стабильный бюрократический  аппарат, выполняющий приказы руководящей  группы;

в) активные члены партии, участвующие в ее жизни, не входя  в бюрократию;

г) пассивные члены партии, которые, примыкая к ней, лишь в незначительной степени участвуют в ее деятельности. К ним можно добавить также  симпатизирующих и меценатов.

В основе определения политической партии лежат следующие четыре критерия:

1. долговременность организации,  т.е. партия рассчитывает на  длительный срок политической  жизни;

2. существование устойчивых  местных организаций, поддерживающих  регулярные связи с национальным  руководством;

Информация о работе Место государства в политической роли общества