Место государства в политической роли общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 10:16, курсовая работа

Описание работы

Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым. Однако понять роль и место государства в истории общества можно только рассматривая его в контексте других - более широких и емких явлений, одним из которых является, например, политическая система

Содержание

1.Введение5
Глава 1. Политическая система в обществе7
1.1.Понятие политической системы общества7
1.2.Структура политической системы общества 10
1.3.Типы политических систем 13
Глава2.Взаимодействие государства с элементами политической системы16
2.1. Государство и политические партии 16
2.2. Государство и общественные объединения 26
2.3. Взаимодействие государства и религии 28
3. Заключение 34
4. Список литературы 37

Работа содержит 1 файл

kursovaya_tgp_dodelannaya.docx

— 59.00 Кб (Скачать)

3. нацеленность руководителей  центральных и местных организаций  на борьбу за власть, а не  только оказание какого-либо влияния  на нее; 4. поиск поддержки со  стороны народа с помощью выборов  или других способов.

Первый критерий (долговременность организации) позволяет отличать партии от клиентелистских групп, фракций, клик и камарилий, исчезающих вместе со своими основателями и вдохновителями.

Второй критерий (полномасштабность  организации, включающей местный уровень) отличает партию от простой парламентской  группы.которая существует только на национальном уровне, не имея совершенной  и постоянной системы связей с  организациями.

Третий критерий (стремление к осуществлению власти) позволяет  установить разницу между политическими  партиями и различными общественно-политическими  организациями (профсоюзами, молодежными  и иными организациями). Непосредственная цель партий - овладение властью или участие в ее осуществлении. Партии выдвигают и пытаются реализовать глобальные концепции развития или переустройства общества.

Четвертый критерий (поиск  народной поддержки, особенно путем  выборов) отличает партии от групп давления, которые обычно не участвуют в  выборах и парламентской жизни: они лишь оказывают скрытое воздействие  на партии, правительство, общественное мнение. В юридической литературе на основе анализа современного законодательства авторы пытаются выделить юридические  признаки политических партий, их признаки как правовых институтов. Очевидно, что такие критерии как стремление к осуществлению власти, поиск  народной поддержки перед выборами и являются такими признаками. Поэтому  правомерен тезис одного из специалистов юриспруденции Ю.А. Юдина о том, что без признака правового института  общественное объединение теряет юридическое  качество партии.5

В соответствии с этими  критериями партии могут быть:

- классовыми, т.е. представлять  интересы социальных групп, различающихся  по своему месту в структуре  производственных отношений;

- национальными, религиозными, выражающими на государственном уровне специфические интересы той или иной этнической группы или конфессии, ставящая, как правило, задачу обеспечения их приоритета в государстве (партии исламского возрождения.Союз русского народа и т.д.);

- проблемными, вызванными  и подчиняющими свою программистику и деятельность решению какой-либо социальной задачи, наиболее актуальной, острой, важной, гребущей безотлагательного ответа, определяющего характер всех других проблем, существующих в обществе (экологическая партия, партия разоружения и т.д.);

-государственно-патриотическими,  ориентирующимися на мобилизацию  представителей всех социальных  слоев и групп на обеспечения  целостности и стабильности государства.  Такие партии обычно появляются  в исторические моменты, когда  возникает реальная или надуманная  угроза жизнеспособности общества  и государства, сохраняют свое  влияние в пределах существования  этой угрозы, постепенно распадаются  или эволюционируются в сторону  выражения или защиты более  остро переживаемых и глубинных  групповых интересов;

- формирующиеся вокруг  популярной политической фигуры  и действующими как группы  его поддержки;

- так называемыми гротескными  партиями, вроде "партии любителей  пива", выдающими смысл своей  деятельности в демонстрации  самобытности пристрастий группы  граждан: не претендуя на власть, они весьма стойко отстаивают  свой ограниченный круг интересов,  имеют небольшой, но сплоченный.6

Политические партии - это  такие политические объединения  которые в концентрированной  форме выражают политические интересы, цели и идеалы социальных групп, состоят  из их наиболее активных представителей и руководят ими в процессе взаимодействия по поводу отправления (осуществления, использования, завоевания) государственной власти в обществе. Они представляют в роли институтов -посредников, связывающих классы и  другие социальные группы друг с другом и с государственной властью.7

Политические партии как  самостоятельные субъекты политики имеют ряд общих черт с другими  общественно-политическими организациями.Среди  них: наличие определенной организации  и аппарата власти и управления; существование идейных принципов, объединяющих их членов и привлекающих их сторонников; фиксация определенных программных установок, которые  могут быть выражены экзотерически (открыто) или существовать эзотерически (скрыто, только для посвященных); наличие  массовой базы в лице членов и сторонников.

Основным же признаком, отличающим партии от других организаций.является их ориентация на открытую, четко выраженную борьбу за государственную власть, за право формирования государственной  политики и участие в осуществлении  государственной власти.

Сущность политической партии зависит от следующих основных характеристик: социального состава и социальной базы партии; состава, интересов и  целей руководства партии; программных  установок организации; объективной  направленности ее политических действий.

Социальная база политической партии - лишь один из критериев ее сущности. Партии могут образовываться и действовать  на межклассовой основе, привлекая  к борьбе за свои программные установки  прямо или косвенно, путем идеологических манипуляций представителей различных  социальных групп. Важнейшим показателем  сущности политической партии является то, чьи интересы и взгляды каких  сил она в конечном счете выражает, защищает и проводит в повседневной практике. Не столь важно, какие "вывески" использует та или иная партия, сколько  то, интересы каких классов, социально-политических сил она объективно представляет, каким целям она служит и насколько эти цели отвечают актуальным потребностям общественного развития.

 

2.2. Государство и общественные  объединения.

В современном мире все  большую роль играют социально-экономические, социально-культурные, общественные объединения  некоммерческого характера. Они  чрезвычайно разнообразны как по названию, так и по степени организованности, количеству членов, влиянию на политическую жизнь.

Национальные движения - это менее формализованные чем  партии, общественные образования: различные  фонды, союзы, соборы, другие организации. Эти движения, как правило, не имеют  членств, структура их размыта. Они  могут не иметь формальных региональных отделений, от их имени выступают  лишь руководящие органы (организационные  комитеты, президиумы и т.п.).

Общественное объединение  — это добровольное формирование граждан, возникшее в результате их свободного волеизъявления на основе общих интересов для достижения общих целей.

Эти объединения оказывают  воздействие на политику государства, хотя политическая деятельность не является основной их целью, а представляет собой  вспомогательное средство реализации своих интересов.8

К основным формам воздействия  общественных объединений на органы государства относится участие  в выборах, а также представление  и защита законных интересов своих  членов в государственных органах. Принимая участие в выборах, общественные объединения могут иметь право  выдвижения кандидатов в депутаты, м:огут участвовать в образовании  избирательных комиссий, проводить  предвыборную агитацию, объединять избирателей  вокруг кандидатов в депутаты.

Некоторыми особенностями  отличаются взаимоотношения государства  с профсоюзами. Профессиональные союзы  появились как организации, выражающие и защищающие интересы определенных категорий работников. Выросшие из средневековых цеховых организаций  ремесленников, в настоящее время  профсоюзы представляют мощную экономическую  и политическую силу. История взаимоотношений  государства и профсоюзов также  драматична и многопланова.

Политические системы  некоторых обществ включали или  отторгали профессиональные союзы, придавали им различное значение.

Диапазон здесь велик: на разных этапах государственности  профсоюзы то вступали в отношения  сотрудничества, даже партнерства с  государством, то выступали по отношению  к государству противоборствующим, разрушительным элементом.

 

2.3. Взаимодействие государства  и религии.

В гражданском обществе важное место отводится духовно-культурной жизни. Ее составной частью является религия. Она традиционно, на протяжении многовековой истории человечества объединяла людей, оказывала прямое или косвенное влияние на жизнь  государства и воспитание молодого поколения.

Как правило, в настоящее  время основы взаимоотношений между  церковью и государством в гражданском  обществе регулируются нормами конституционного права, провозглашающими отделение  церкви от государства. Это означает, что государственные органы и  должностные лица не вмешиваются  в сферу религиозных отношений, в том числе в деятельность религиозных объединений, и не поручают им выполнение государственных функций. Вместе с тем государство защищает законную деятельность религиозных  объединений, занимая в вопросах свободы вероисповеданий и убеждений  нейтральную позицию.

В современном обществе существует и такой важный духовно-культурный институт, как религия. Религия —  это вера в сверхъестественное существо, бога. Это совокупность взглядов, идей, представлений на природу, общество и самого человека и совокупность правил поведения по отношению к  богу, природе и другим людям, основанных на религиозном мировоззрении. Ее влияние  ощущается не только в духовной, но и в политической жизни общества. Свои религиозные потребности верующие удовлетворяют через церковь.9

Современное государство  строит свои отношения с церковью, как правило, на основе провозглашения отделения церкви от государства. В  то же время, провозглашая невмешательство  в ее дела, оно гарантирует равенство  всех религиозных конфессий, допускает  возможность добровольного религиозного образования.

Под свободой совести понимается право человека, как верить в Бога в соответствии с учением той  или иной свободно выбранной им религии, так и быть атеистом, т.е. не верить в Бога. Эта свобода особенно важна  в государствах, в которых признана государственная религия и, следовательно, существует определенное давление на человека с целью заставить его  принять эту религию. В государствах без государственной религии  свобода служит защитой для атеистов, а в тоталитарных атеистических  государствах ею прикрывались официальная  антирелигиозная пропаганда и гонения  на церковь.

Свобода вероисповедания  означает право человека на выбор  религиозного учения и беспрепятственное  отправление культов и обрядов  в соответствии с этим учением. Весьма важно признание тайны исповеди - ни при каких обстоятельствах  от священнослужителя нельзя потребовать  сведений, которые стали ему известны на исповеди.

Определенные гарантии свободы  совести и вероисповедания закреплены в Уголовном кодексе. Например, воспрепятствование осуществлению этой свободы, сопряженное  с насилием над личностью и  рядом других обстоятельств, наказывается лишением свободы на срок до трех лет  или штрафом. Составом преступления признаны оскорбление чувств и убеждений  верующих в публичной форме, разрушение и повреждение культовых зданий, памятников, захоронений, нанесение  на них оскорбительных надписей и  изображений

Результат, последствия выполнения религией ее функций, значимость ее действий, т. е. ее роль, бывали и бывают разными. Роль религии нельзя считать исходной и определяющей, хотя она оказывает  на экономические отношения и  другие сферы общественной жизни  обратное влияние. Она санкционирует  определенные взгляды, деятельность, отношения, институты. Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные  отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Происходит “наложение” религиозных  отношений на другие общественные отношения.

Степень влияния религии  связана с ее местом в обществе, а это место не является раз  и навсегда данным, оно изменяется в контексте процессов сакрализации (лат. sacer - священный) и секуляризации (позднее лат. saecularis - мирской, светский.3). Сакрализация означает вовлечение в  сферу религиозного санкционирования форм общественного и индивидуального  сознания, деятельности, отношений, поведения  людей, институтов, рост влияния религии  на различные сферы общественной и частной жизни. Секуляризация, напротив, ведет к ослаблению влияния  религии на общественное и индивидуальное сознание, к ограничению возможности  религиозного санкционирования различных  видов деятельности, поведения, отношений  и институтов, “вхождения” религиозных  индивидов и организаций в  различные внерелигиозные сферы  жизни.

С появлением мировых религий  — христианства, ислама, буддизма —  власть духовная, религиозная институционализируется в церкви, организации сложной, разветвленной, централизованной.

Взаимоотношения государства  и церкви на протяжении тысячелетий  сложны и многообразны, их описаниям  посвящены многие и многие сочинения. Поэтому типизация этих отношений весьма сложна и затруднительна. Однако путем определенного упрощения, огрубления, схематизации этих отношений можно все-таки хотя бы схематично наметить основные их типы.10

Информация о работе Место государства в политической роли общества